Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 14 страница



Стиль барокко в Англии именуется стилем Уильяма и Марии (17 век) – прямые точеные ножки, изогнутые проножки, фанеровка резными филенками, оплетка спинок стульев и кресел камышом, формирование мягких спинок, локотников и сиденья стула/кресла. Для начала 18 века характерен стиль королевы Анны – мягкость линий, форм, орнаментальная инкрустация, подражающая китайским образцам. В орнаменты популярны изображение щитов, раковин, завитков. Развивается и форма кабинета – нижняя часть в виде стола, верхняя в виде комода с выдвижными ящичками. Появляется и туалетный столик со стоящим зеркалом. В период правления Георга I становятся распространенными мотивы китайской мебели из бамбука (стиль Чембер).

Для Испанского барокко характерно перенасыщение орнаментами и появление новых форм для сидения – крылатые кресла, стулья с плетеной спинкой, стул с резной спинкой.

Стиль регентства занимает промежуточное положение между королевскими стилями и рококо. Название совпадает с регентством Филиппа Орлеанского при малолетнем короле Людовике XV. Наборы мебели начинают меняться: секретер заменяется письменным столом, стулья и кресла формируются вокруг столиков. Балдахины кроватей заменяются на подубалдахины. Комод с тремя ящиками поднимается на высоких ножках и становится обязательным в интерьере. Становится популярен шезлонг (длинный стул). Развиваются каминные экраны. Формы мебели становятся грациозными, динамичными. Излюбленные мотивы орнаментов – гротески, ленточное переплетение, завитки. Характерно увлечение китайским фарфором, лаками, пагодами, зонтиками, веерами, пальмовыми листьями. Продолжают использовать экзотические породы дерева, появляется махагони – красное дерево.

Стиль рококо завершает эпоху барокко и совпадает по времени с правлением Людовика XV. Рококо – это богатая орнаментика из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, пекревивающихся стеблей и др. Одним из ярких элементов, который затронул стиль рококо, стала мебель. Появляются новые типы помещений (будуары, интимные кабинеты, шкафы-бюро и др.), которые требуют как и традиционные помещения своей мебели. Главный мотив интерьера – камины, покрытые плиткой, часы, канделябры, настенные/стенные и каминные зеркала. В конструктивных элементах и декорировании мебели используют самые дорогие породы дерева, мрамор, золото, бронзу, шелк, гобелены, фарфор. Интерьер как часть архитектурного ансамбля рождается именно в эпоху рококо. Признанным французским мастером мебельщиком стал итальянец Ж.О. Месонье – ювелир, скульптор, архитектор, декоратор. Мебель приобретает гибкие, мягкие контуры, появляются новые мебельные формы, приспосабливаемые под женщин: секретеры с откидными досками и потайными отделениями, шкафчики для бумаг (картоньерки), угловые шкафчики, женские письменные столики, туалеты с откидными зеркалами, тумбочки, рабочие столики. Изменяются формы мебели, где соперничают удобство и элегантность. Появляются и новые формы: канапе (диван в форме соединения двух-трех кресел), шезлонги, бержеры (глубокие кресла). Мебель для сиденья учитывает особенности женского платья (фижмы, длинные юбки, шлейфы). Формы мебели обязательно формируются в единую группы (столик, стулья, диван и др.). Сохраняются и даже приветствуются комоды и секретеры (последние сочетают в себе функции комода, письменного стола и кабинета). Мебель покрывалась черным, белым, пастельным цветным лаком. В мебельных мастерских уже ставят клеймо мастера или цеха.

В Англии стиль рококо ассоциируется с именем мебельного мастера и резчика по дереву Томаса Чиппендейла (1718-1779). Стиль Чиппедейла – это сочетание французского рококо и элементами английской мебели начала 18 века. В 1754 г. Т. Чиппендейл издал альбом с образцами своей мебели. Большой вариации достигали формы мебели для сиденья – изогнутые ножки, орлиные когти, сжимающие шар, ажурные спинки трапециевидной формы (форма скрипки, вазы), ленточные орнаменты и др. Очень популярны были крылатые кресла; застекленные книжные шкафы с фасонной плавкой стекол в виде ромбовидной сетки, совмещение китайских орнаментов и рокального орнамента; письменные столы и высокие напольные часы, кровати с балдахинами в виде китайской пагоды, трельяжи и др. В поздних работах Чиппендейла отражены уже и черты классицизма – прямые линии, ножки, бруски.

Конец 18 века характеризуется формированием классицизма – дань античным художественным формам в том числе и в формах мебели. Связано это с интересом к археологии и раскопкам в Геркулануме и Помпеях. Главными изменениями в мебели – переход от гнутых ножек и царг к ровным поверхностям, от бронзовой пластики к декоративным фризам. В орнаменте преобладают меандры, нити жемчужницы, фестоны, цветочные и лавровые гирлянды, розетки, листы аканта. Употребляются цветные лаки (белый и зеленый) в сочетании с позолотой. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с кубическим корпусом на высоких ножках, изящные комоды и небольшие женские письменные столы, бюро с цилиндрическими крышками, столики-консоли, ширмы, часы, различные подставки. Предметы декорировались резьбой низкого рельефа, позолотой, белым лаком, гобелена. шелковыми тканями и др. Активно использовали красное дерево и фанеровку, инкрустации из экзотических пород дерева, накладки из фарфора и бисквита.

В Англии законодателем данного стиля стал архитектор Роббер Адам. В 1776 г. был издан сборник с его проектами интерьеров – интерпретация античных интерьеров, орнаментов, архитектуры. Адам вводит в мебель светлые породы дерева, роспись, инкрустацию, лепные узоры, сужающиеся книзу ножки, низкий рельеф, пальмовые ветви, каннелюры. Из мастерской Адама выходят позолоченные консоли, комоды, кабинеты, застекленные шкафы, строго симметричные серванты их трех частей (буфет с двумя дверцами и сервировочный стол), легкие стулья, кресла с ажурными спинками, легкие столы. В последние годы своей жизни Чиппендейл пользовался формами Адама. Роберт Адам вместе с братом основал фирму «Адельфи» (по гречески - братья), фирма определила стиль ампира в мебели. На формирование английской мебели играли Георг Хэплуайт (время деятельности 1775-1786) и Томас Шератон (время работы 1790-1804) – строгий классицизм. Славу Шератону принесли альбомы с рисунками образцовых предметов мебели. Шератону принадлежит создание новых практических типов мебели: диваны с мягкими спинками и сиденьями, кушетки с изголовьями в виде глубокого кресла, кровати с легкими шатрообразными балдахинами, разнообразные формы столов, латунные ручки, щитки для замочных скважин, комбинированная мебель, туалетные столики, затворки для письменных женских столов, рабочие и карточные столики, угловые шкафчики, этажерки. Шератон простые формы оттенял утонченными деталями, которые подчеркивали прямые линии конструкции. Правда имена английских мебельщиков как правило заменяются периодизацией стилей по королям: Анна и Георг I – барокко; Георг II – рококо; Георг III – классицизм.

Короткий период Директории (1795-1799) внес корректировку с стиль классицизма как развитие стиля Людовика XVI. Наибольшим спросом в эти годы пользуется мебель из мастерской братьев Жакоб. Мастерская братьев действова и дальше, но пик интереса связан именно с периодом директории – прямолинейные формы и линии, плавные изгибы, гладкие поверхности, ограниченный декор, сужающиеся книзу точеные ножки, гладкие колонны, фронтонные завершения шкафов и боковых щитов (кроватей), орнаментальные заполнения ажурных спинок (ромбы. Многоугольники, древнегреческие орнаментальные мотивы (шлемы, копья, сфинксы, фавны, лебеди, грифоны, маски и др.).

Директория стала переходным этапом к утверждению ампира. Распространению и применению его в мебельном искусстве стало издание в 1801 году альбома Персье и Фонтена, акцент сделан на мотивах древнгеегипетского прикладного искусства. Перье и Фонтен стали придворными архитекторами Наполеона, декорировали интерьеры Мальмезоне, дворца мадам Рекамье, Тюильри, Лувра, Сен-Клу, Фонтенбло. Но собственно мебельные формы и изготовление разрабатывали Жорж Жакоб и его сын Жакоб-Демальте (1770-1841). Изделия мастерской Жакобов были признаны по всей Европе, дошли они и до России. Эти мастера продолжали ставить клеймо на свои изделия, хотя другие мебельщики лишены уже этого права. Мебель в стиле ампир – корпусная с колоннами, пилястрами, карнизами. Элементы брались без изменений с античных образцов. В компоненты интерьера включены – драпировка стен, высокие балдахины, монументальные кровати, вытканная золотом обивка мебели, тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников (трипос), большие зеркала на двух подставках (псише), кресла римских форм. Поверхность дерева полировали до гладкости, декорировали бронзовыми и золотыми накладками, инкрустация выходит из употребления, хотя применяется орнамент маркетри в виде мозаики из мрамора, фарфора, малахита, керамических плакеток и др.

Одним из последних оригинальных (не эклектичных) стилей прошлого стал стиль бидермейер, проявившийся в 1810-е гг. и удержавшийся до 1848 года. Бидермейер – насмешливое прозвище нового стиля, который можно перевести как бравый господин Мейер, стал синонимом мещанства. Главный упор делается на практичности, полезности, а для мебели прочности, доброкачественности и удобства, дешевизны и качества. Жилой интерьер был прост. Стены светлые, потолки сводчатые (как правило), оконные проемы глубокие, обои светлые белые или с узорами, на стенах акварели, миниатюры, обивка и занавески – яркой расцветки, белые печи как часть интерьера. В мебели популярны комбинированные многофункциональные образцы - раздвижные столы, откидные столешницы, столы и стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы с различными конструктивными ящичками, комоды, шкафы, умывальники, буфеты, секретеры. Ведущими центрами мебельного производства становится Лондон, Берлин, Вена. Известным проектировщиком мебели был живописец Дангаузер, который разрабатывал образцы для фабрики своего отца.

Особо стоит упомянуть и об открытии, которое сохранило свою функцию по сегодняшний день. Это открытие связано с именем Михаэла Тонета. В 1819 г. он начинает свою самостоятельную деятельность по производству мебели и отделки помещений. Первые опыты по гнутой мебели начались в 1830 г. В 1841 г. изобретение была запатентовано, и Тонет открывает свою фирму. Первые целиком выполненные гнутьем стулья были изготовлены в 1850 г. для одного из венских кафе (отсюда и название – венские стулья). В 1851 г. мебель Тонета была удостоена бронзовой медали на всемирной выставке в Лондоне. На рубеже веков (19 и 20) существовало уже более 50 фабрик фирмы Тонета. Мебель (особенно стулья) не были яркими и не замечались на фоне другой мебели, но именно они прожили два века и стали основой для конструирования мебели 20 века.

Вторая половина 19 века подарила миру эклектику и псевдостили, где можно увидеть и псевдоклассику, псевдоготику. В моде был историзм, поэтому популярна была мебель «под старину». Наиболее интересна идеология Джона Рескина, Уильями Морриса и его соратников – реставрации культуры ремесленного труда, чистоты стиля, возвращения к красоте живого интерьера. Главный лозунг «Красота и удобство». Завершением развития стилистики рубежа 19-20 вв. стал стиль модерн. В мебели он проявился в слиянии декоративности форм и контуров и конструктивности (ясность построения). Укрепляется идея, что мебель является единым целым с экстерьером и интерьером здания. 20 век тоже был неспокоен в формировании новых форм, использовании новых материалов, декорирования и формирования новых констркуций. Мебель изменяется и за счет изменения функционального назначения. 20 век – это формирования местных и национальных школ, смена модерна конструктивизмом, функционализмом, принцип целесообразности, использования новых технологичных материалов и др.

Хотя 20 век предложил использоваться для изготовления мебели (основы, а не декоративных частей) новые материалы – металл, пластик – и сегодня предпочтение отдается дереву, как наиболее органичному, удобному для быта материалу. Несмотря на то, что мировые традиции декорирования мебели применяли различные технологии в разные эпохи, народные мастера, даже если брали за основу привозные образцы – переиначивали изготовления под традиционные технологии, признанные и принятые в России.

Начало 20 века ознаменовалось новыми художественными течениями, которые быстро сменяли друг друга, освобождая жилые интерьеры от статичной, громоздкой и дорогой мебели. В первые десятилетия 20 века (до начала первой мировой войны) главное в самых разных направлениях творчества, в том числе и в мебельном искусстве, идет поиск новых материалов и принципов конструирования – т.н. идея художественной и социальной этики. Намечаются тенденции отказа от декора, когда красоту предмету предоставляет форма, конструкция. Если и применялся декор (стиль модерн), он как бы был продолжением самой формы – текущей, бесконечной. Отличительной особенностью становится – разумная асимметрия, варианты ирисов и растительных гирлянд, меандров и др. Орнамент если он присутствовал диктовал форму, или, наоборот, форма диктовала орнамент.

Модерн вытесняется конструктивизмом – эстетика целесообразности. В быт внедряется фабричный продукт – стулья для кафетериев из жести, мебель из унифицированных сборных деталей (деревянный конструктор), различные каркасы (металлические трубки и деревянные бруски), обтянутые тканью. Появляется массовая – простая и недорогая мебель, хотя ведутся поиски по адаптации старых форм. Конструктивизм плавно перетекает (или сосуществует) в функционализм – эстетика целесообразности. Например, в 1927 г. Ле Корбюзье разработал шезлонг из металлической рамы (правда лежать было очень не удобно долго и опасно для здоровья), стул-рама с натянутым полотном или кожей (правда долго усидеть было невозможно, смена позы была чревата падением). Поэтому «лабораторные» поиски достаточно долго не находили выхода, а свободную нишу продолжали заполнять старые формы и материала. Во второй половине 20 века мебель – компонент единой предметно-пространственной среды. Количество всех предметов, в том числе и мебели, сводится к разумному минимуму. Старые гарнитуры вытесняются секционной мебелью. Нет ограничений по формам, материалом, цветовым оттенкам. Мебель для сиденья стремится к мнимому или действительному повышению удобства. Конструкции ориентированы на массовое производство. Иногда мебельные заводы выпускают унифицированные детали, а сборка производится по месту. Активно развивается мебель для общественных помещений – театров, столовых, кафетериев и др. Мебель должна быть соответственно легкой и сборно-разборной, чтобы занимать мало места при необходимости (предметы ставятся друг в друга). Типизация и серийное производство распространяется не все виды мебели, в том числе и на корпусную, секционную в зависимости от размера помещения.

Стремительное обновление мебельных форм это следствие изменения способов производства, освоения новых материалов, изменение жизненного уклада при сохранении комфортабельности, удобства и мобильности.

На Руси дерево было самым распространенным материалом. Из него делали все – от ложки до избы и храма. Искусство обработки древесины восходит к искусству древних славян, селившихся по берегам Днепра, Дона, Волги, озера Ильмень. Затем оно стало сосредоточиваться в городах. В IX-XII вв. обработка древесины достигла высокого уровня в таких центрах, как Киев, Новгород, Псков, Владимир. Особенно высокого уровня достигли ремесла в северных княжествах. В X-XII вв. в Новгороде возводились грандиозные по тому времени деревянные -строительные сооружения, на досках писались иконы, на бересте – грамоты. В XII-XIII вв. высокий уровень плотницко-столярных работ был и во Владимире. Тяжелые годы татаро-монгольского ига (XIII-XIV в в . ) – это период длительного застоя в развитии ремесел Киевской Руси, гибели многих памятников искусства, на долгие годы затормозивший развитие русской культуры.В XIV в. усиливается роль Московского княжества, а с образованием русского государства Москва становится центром ремесел, искусства и культуры. В 1511 г. создаются оружейные палаты, где выполнялись различные работы, в том числе и по изготовлению мебели. В середине XVI в. оружейные палаты расширяются и в них открывается ряд мастерских-палат, в том числе резных и столярных дел. Профессия мебельщика стала выделяться в XVI в. Для изготовления мебели применяли разнообразные породы древесины, особенно широко использовался дуб. Изделия были массивными и прочными, украшались резьбой, инкрустацией и росписью. Узловые соединения делались на шипах или клиньях. В XV-XVI вв. в мастерских при монастырях получило широкое развитие производство точеной и резной посуды. Происходит разделение труда. Заготовка сырья, точение, долбление, резьба, окраска, пропитка изделий олифой становятся самостоятельными операциями и выполняются различными людьми. В XVII в., когда окрепло Московское государство и русская культура стала вливаться в общеевропейскую, изготовление мебели выделилось в самостоятельное ремесло и получило дальнейшее развитие. Мебель начинают ввозить из-за границы. Некоторые изделия сочетали старые русские формы с заимствованными из других государств приемами оформления. Применяются точеные детали. В конце XVII в. изготавливается широкий ассортимент изделий – столы, кресла, лавки, кровати, сундуки, скрыни, ларцы-поставцы, шкатулки и др.В производстве мебели применяется наклеивание на основу тонких листов, инкрустация деревом, стеклом, зеркалами. Для отделки применяется лакирование, золочение, роспись красками, обивка металлическим узором. Сиденья обивают сукном, бархатом, кожей, при этом крупные фигурные головки гвоздей одновременно служат и декоративными элементами. Обязательной принадлежностью как традиционного жилища, так и дворянского интерьера являлись сундуки. Делались они разных размеров, длиной от 500-600 до 2000 мм. Металлические детали служили для крепления и одновременно являлись украшением. Эти изделия украшали резьбой и росписью как снаружи, так и внутри, особенно ярко свадебные сундуки. Художественная обработка древесины в России 18 в. достигла высокого уровня. В основанный в 1703 г. Петербург переселяется большое количество русских мастеров разных специальностей. Для работы в Россию приглашаются иностранные специалисты, в том числе плотники, столяры, резчики и токари по дереву, обойщики мебели, каретники, позолотчики. Быстрое возведение дворцов, домов знати требовало большого количества мебели. Это способствовало развитию мебельного производства в России. Значительное количество мебели покупалось также в Англии, Голландии, Германии, Франции. В первой четверти 18 в. русское мебельное искусство развивалось самобытным путем, хотя и испытывало значительное влияние западных мастеров, в первую очередь Англии и Голландии. Для этого периода характерны формы барокко. В этот период изготовляли прочные стулья с прямыми ножками и спинкой, покрываемой кожей или тканью, а также с ножкой типа «кабриоль». Дубовые столы были на точеных кувшинообразных ножках, соединенных широкими проножками в жесткую систему. В моде были тяжелые корпусные изделия. В результате больших пропорций, завышенных размеров сечений деталей мебель казалась громоздкой. Новый этап развития мебели начинается с 1740 гг. и связан с именем архитекторов В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского. Мебель развивается в тесной связи с архитектурой, поскольку наступил период крупного дворцового строительства: для интерьеров стало характерным комплексное решение всех составляющих. В сер. 18 в. мебели достигает своего расцвета русское барокко, которое завершается формами рококо с характерными для него вычурностью и изогнутостью форм, правда, с более простым и лаконичным орнаментом по сравнению с французскими образцами. Совершенствуется и техника изготовления мебели. В дворянских поместьях мебель изготавливали в основном крепостные мастера. Характерными чертами мебели со второй половины 18 в. стали симметричность и ясность форм, уравновешенность и простота, четкость пропорций, комфортабельность, элементы ордерной системы и формы античности (классицизм). Формы ее в основном прямолинейные, применяются также круглые и овальные.

Проектирование мебели становится самостоятельным занятием, и это способствует достижению единства интерьера. Для отдельных помещений создаются гарнитуры мебели, в которых предметы связаны материалом, формой, отделкой, декором. Дворцовая и парадная мебель, которую проектировали видные мастера, была более декоративной, с применением резьбы, инкрустации, золочения. Бытовая мебель для жилых помещений – скромнее и по форме, и по отделке. Широко использовалось облицовывание различными породами древесины. Производилась мебель с открытой текстурой древесины. Для обивки применялись бархат, шелк, льняные ткани, кожа. Присутствует достаточно большой и ассортимент мебели: различные типы столов, изделий для сидения и отдыха, шкафов, буфетов, комодов и др. В период кон. 18 – нач. 19 в. в интерьерах и мебели прослеживается целостность стиля, основанная на архитектурном принципе построения предметов. Корпусная мебель проста по форме, пропорции ее гармоничны. Широко применяется облицовывание с последующим полированием. Чаще используется древесина ореха, красного дерева и карельской березы, а также клена, тополя, мореной груши и др.

В России в период правления Александра I в Петербурге славилась фирма Генриха Гамбса. Учителем Гамбса был Давид Рентген. Гамбс был и мебельщиком и инженером, поэтому выдвижные ящички бюро могли скрывать механические музыкальные инструменты, потайные ящички и др. Фирма изготавливала мебель не только для дворцов, но и небогатых городских домов и провинциальных усадеб: секретеры, шкафчики, бюро, шкафы, витрины, комоды, различные столики, мебель для сиденья, корпуса для часов, консоли, тумбы и т.д. Типичным для мебели Гамбса являются бронзовые накладки в виде барельефов, маскаронов, розеток и лир, античные фигурки и барельефы из патинированной и золоченой бронзы, прорезные латунные орнаменты. Для обеспечения производства мебели качественными бронзовыми деталями и украшениями у Гамбса была собственная литейная мастерская. Его мебель получила очень широкое распространение в России и стала непременной принадлежностью любого богатого интерьера.

На рубеже 18-19 веков в усадебной культуре России отражалась максимальная приближенность к укладу столицы – Петербурга и в то же время сохранялся налет провинциальности, что способствовали формированию собственного стиля. При организации интерьеров в усадьбах использовалась в основном мебель, исполненная местными мастерами. Они либо повторяли европейские образцы, либо создавали собственные произведения, перерабатывая конструктивные формы и дополняя их самостоятельно решенными элементами декорировки. Расцвет усадебной культуры приходится на развития стиля ампир. Собственно, именно русская усадьба позволила появиться признаваемого как самостоятельное национальное явление – т.н. русский ампир. Специфической особенностью мебели данного стиля является то, что она органически вписывалась в усадебный интерьер последующих годов. Подражая произведениям французских мастеров, русские мебельщики создали свой собственный стиль, который основывался на определенных национальных традициях – искусная резьба по дереву, использование отечественного материала: береза, тополь, ясень.

В первой трети XIX в. ассортимент выпускаемой мебели был достаточно разнообразным. Изготавливали парадную мебель – монументальную и торжественную, с применением дорогостоящих материалов, в том числе золота, и бытовую – простую и по форме, и по отделке. Формы ампира начинают распространяться в провинциальных городах и усадьбах. Используется типичный для этого стиля декор, хотя и со значительной переработкой. Украшениями являются античные архитектурные формы (колонны, пилястры, фризы, консоли), резные фигуры птиц и животных, символы военных побед, всевозможные пальметты, венки, листья оканта и др. В 1820 гг. широко применяют лиры, розетки, растительный орнамент. Форма изделий становится массивной и монолитной, статичной. В основе построения ее композиции – симметрия. Большое внимание уделяется цветовому решению, различным сочетаниям цветов.

В середине XIX в. жилые интерьеры отличаются умеренностью убранства и близки к европейскому стилю бидермейер. Но в 1840-1860 гг. в мебельном искусстве, как и в декоративно-прикладном, начинается упадок, тяготение к эклектизму, подражание стилям и формам прошедших эпох. Технический прогресс выдвигал в число первоочередных требований утилитарность предметного мира, в мебельном производстве появились новшества (колесики для ножек, пружины в сиденьях, стеганая обивка и др.).

С сер. 19 в. начинает развиваться наука о мебели. Впервые определяются основные функциональные размеры изделий. Издаются книги, посвященные технологическим приемам обработки древесины и мебельному искусству. Однако эклектизм, возникший в архитектуре коснулся и мебельного искусства со вт. пол. 19 в. мебели: начали утяжеляться, перегружаться крашениями. В одном изделии, как и в помещении, могли сочетаться черты нескольких стилей. В мебели первым ретроспективным стилем была псевдоготика, а затем заимствовались и формы периода Возрождения, барокко, рококо. В 1870-1880 гг. широкое распространение получила «кутаная» мебель, с оборками, драпировками, многоярусной бахромой, кистями и т. д. В это время производство художественной мебели приходит в упадок. Деятельность известных фирм Гамбса и Тура заканчивается, начинается фабричное производство мебели.

Во второй половине XIX в. входит в быт гнутая, так называемая «венская» мебель. Небольшой расход древесины, легкость, прочность и сравнительная доступность обусловили ее широкое распространение. В конце 19 - начале 20 в. появляется несколько направлений изготовления мебели в русском народном стиле, которые привели к созданию псевдорусского стиля. Желание сохранить национальные черты и модернизировать изделия приводило к подражанию крестьянскому искусству. Это порождало порой нелепые формы, противоречащие как функциональному назначению, так и подлинным традициям народной мебели. В конце 19 в. в архитектуре и мебели все активнее проявляется стиль модерн. Мебели этого стиля часто придавалась вымышленная форма, не соответствующая назначению изделия. Избегали двух одинаковых по форме изделий, поэтому композиция их решалась асимметрично. Даже в одном изделии стремились сделать детали и ниши разного размера. В орнаментах преобладали мотивы болотных растений (лилии, кувшинки), что приводило к нарушению единства орнамента и формы предмета.

Простые люди не могли себе позволить покупать и заказывать мебель у профессиональный европейский мастеров, но и выполнить образцы новой мебели без профессиональных навыков практически было не возможно. Поэтому и формируются центры мастерства, которые через ярмарки и торжки предлагают населению доступную по цене, но сохраняющую традиционные мотивы мебель. Широко применяли в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, - воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части; одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим – входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил – полати, которые делали над входной дверью, между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы. С течением времени (18-19 вв.) в крестьянском жилище начинают появляться шкафы различных размеров и видов. Так, например, шкафы-поставцы состояли из двух частей; нижняя снабжалась полками с закрывающимися дверцами или выдвижными ящиками (два-пять) и имела откидную доску, которую использовали как крышку стола. В верхней меньшей части были расположены полки, закрываемые глухими или остекленными дверцами. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов. Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Встроенная кровать размещалась в углу, наглухо крепилась к стенам с двух сторон и имела одну спинку. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках. Мебель русского крестьянского жилища характеризуется неподвижностью – это органичный элемент интерьера избы. Здесь главенствует горизонтальный ритм, который выявляется в горизонтали сидений лавок и скамеек, в плоскости полок и полатей и т. д. Объединяет интерьер и его оборудование единый материал (зачастую сохранялся естественный цвет древесины), приемы столярной обработки, характер декора. Ведущей цветовой гаммой была золотисто-охристая с введением белого и красного цветов. Золотисто-охристые тона характерны для стен избы, деревянной мебели, посуды, утвари. Белыми были обрядовые полотенца, красный цвет небольшими пятнами использовался в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписях домашней утвари.

В первые годы Советской власти, которые совпали с периодом конструктивизма, мебель стала приобретать более прогрессивные формы. Однако это направление функционализма воплощалось схематично, было слабо подкреплено материальной базой и почти не оставило следов в мебельной промышленности, основы которой начали закладываться в 1928 - 1932 гг. Мебель для массового потребления изготавливалась по устаревшим формам модерна и конструктивизма, а для общественных зданий – в парадном стиле. Переход в 1930 гг. на путь украшательства в архитектуре вызвал эклектизм в мебели, продолжавшийся до середины 50-х гг. Парадные формы начали проникать и в бытовые изделия, что привело к ограничению возможностей их индустриального производства. Отказ от украшательства в архитектуре, применение новых материалов и технологии, качественное изменение жилища и принципа заселения квартир обусловили формирование новых принципов меблировки жилища. Толчком для коренной перестройки работы мебельной промышленности послужил I Всесоюзный конкурс на лучшие образцы бытовой мебели (1958). На нем были представлены новые формы мебели - секционной, стеллажной, комбинированной, трансформируемой. Начали применяться типизация и унификация элементов. Дальнейшее совершенствование мебели связано со Всесоюзным конкурсом на лучшие образцы мебели для жилых и общественных зданий (1961). Вместо громоздких и сложных изделий выпускаются наборы мебели для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, кухонь, увязанных с архитектурно-планировочными решениями квартир. Производство мебели стало развиваться с учетом его концентрации, специализации и автоматизации. Внедрялись новые виды конструкционных облицовочных и отделочных материалов. В связи с необходимостью дальнейшего улучшения качества мебели и совершенствования ассортимента в 1974 - 1975 гг. был проведен Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели массового производства для новых типов квартир. Целью конкурса было создание бытовой мебели массового производства с повышенными функциональными и архитектурно-художественными требованиями. Конкурс показал возможность индивидуализации интерьера при высоком уровне унификации мебели и целесообразности проектирования ее функциональных групп вместо отдельных гарнитуров. Получила развитие секционная мебель, блокируемая в стенки по ширине и высоте (за счет съемных антресолей). Было положено начало наборам кухонной мебели, шкафам-стенкам, угловым решениям секционной и мягкой мебели. В изготовлении последней наметилась тенденция к уменьшению лицевых поверхностей из древесины, стали больше применяться декоративные прошивки. Выявилась большая эстетическая роль мягкой мебели по сравнению с корпусной. Нашла комплексное решение и передняя комната, которая стала выполнять роль начала интерьера квартиры. В конце 70-х гг. в проектировании и производстве мебели зарождается стилизаторское направление, т. е. решение изделий в духе прошлых стилей, например эпохи Возрождения, барокко, классицизма, ампира, бидермейера, модерна, а также национальной мебели в народном стиле. Такая мебель понимается как предмет декоративно-прикладного искусства, и для нее характерна повышенная декоративность (накладные украшения, резьба, интарсия и др.). Стилизаторское направление вполне жизнеспособно, однако эта мебель требует ручного труда, натуральной древесины ценных пород, поэтому выпуск ее не стал массовым. В начале 1980 гг. возникает новаторское решение форм и конструкций мебели. Создается т. н. авангардное направление. Его особенность – новизна приемов и средств композиции, принципов меблировки, активное использование новых материалов, их декоративных свойств, нетрадиционное функциональное решение изделий и интерьера. В мебель монтируются приемники, телевизоры, магнитофоны, пишущие машинки, местные светильники, небольшие холодильники с баром и т.д. Появление новых по назначению помещений вследствие улучшения жилищных условий обусловило новые подходы при проектировании мебели. Выявлены наиболее массовые группы мебели: наборы корпусной мебели для общих комнат: универсальные со спальным местом, наборы мебели для индивидуальных и групповых жилых комнат в квартире, наборы для однокомнатных квартир, для рабочих комнат, спален, кухонь, прихожих, детских комнат, штучные отдельно стоящих изделий мебели. Для усиления художественной выразительности мебели расширено многообразие цветовых решений за счет применения фоновых бумаг, сочетания натуральной древесины хвойных пород с белыми ламинированными плитами, разнообразного декора, большой гаммы новых облицовочных материалов, мебель с гнуто-клееными деталями из шпона. В мягкой мебели происходит замена громоздких изделий облегченными конструкциями, соответствующими интерьерам современных квартир. Массивная древесина заменяется деталями из древесностружечных плит и иных (не древесных) материалов. Наступил период функционально-конструкторское и авангардного направления. Повышение эстетической выразительности изделий достигается использованием многообразных решений фасадов, новых способов и материалов для облицовывания и отделки поверхностей, оригинальной лицевой фурнитуры, различных приемов декорирования, не противоречащих принципам индустриального дизайна. Существуют и тенденции к ретроспективным разработкам, т. е. формам прошлых веков с обильным украшением изделий мебели резьбой, инкрустацией, декоративными накладками, а также к формам на мотивы русской народной мебели.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.