Здавалка
Главная | Обратная связь

Предметов из тканей, бумаги



Тема 8. История бумаги и книги. Атрибуция и экспертиза документов и антикварной книги

Укрывшись в кабинет,

Один я не скучаю

И часто целый свет

С восторгом забываю.

Друзья мне – мертвецы, Парнасские жрецы;

Над полкою простою

Под тонкою тафтою

Со мной они живут.

Певцы красноречивы,

Прозаики шутливы

В порядке стали тут.

(Не раз они выходят

И сон от глаз отводят

Под зимний вечерок).

Здесь Озеров с Расином,

Руссо и Карамзин, С Мольером-исполином

Фонвизин и Княжнин.

За ними, хмурясь важно,

Их грозный Аристарх

Является отважно в шестнадцати томах…

А.С. Пушкин. Городок.

 

Фиксация речи в виде особых знаков, позволяющих передавать, получившая название письменности. В самом слове «письмо» заложен определенный этап развития письменности. Во многих языках (украинском, словенском, болгарском, хорватском, сербском, польском, древне-прусском, древне-индийском, персидском) есть звуковые аналоги этого слова, которое в целом обозначает одно и тоже – рисовать, чертить, набрасывать, украшать. Т.е. речь идет о рисунчатом письме – пиктографии, при помощи которого (сочетании рисунков) получали информацию о предметах и их действиях (солнце – круг; круг с лучами – солнце светит; вода – волнистые линии; крест – огонь и др.). Аналоги происхождения письменности от рисунка (в пещерах, на камнях и др.) есть и в английском языке: write – «царапать». Первобытное изобразительное искусство и рисуночное письмо имеют общие корни, хотя получили разные терминологические определения: петроглифы и пиктография. В период родового строя (когда зарождалась письменность) использовали и другие варианты (не графические) – связки раковин (индейцы Америки), комбинации узлов – кипу (перуанцы) и др. Пиктографическое письмо – это неупорядоченный тип письма, хотя это уже система целых сообщений, поэтому условно приписывается к письменности. Более развитой системой, отличающейся однозначностью и стабильностью называют идеографическое письмо, которые формируются в период зарождения государств и развития торговых связей (Передняя Азия, Китай, Египет, Крит). Часть идеографических знаков используется в современных науках: цифры, алгебраические, химические, астрономические и др. символы). Следующей формой развития письменности называют слоговое и лигатурное письмо, которое получило развитие Японии и Корее. Идеографическо-слоговое письмо получало разные формы изображений, в зависимости от значимости информации: иероглифы изображались/выбивались на камне, скалах, стелах; клинопись использовалась как скоропись на папирусах, глиняных плитках, бамбуковых палках. Число клинописных знаков варьировалось от 300/900 до многих тысяч.

Современное письмо связано с появлением буквенно-звуковой системы, знаки которого обозначают отдельные звуки – фонемы. Эта система письма сократила количество знаков, упростила передачу грамматических форм и, в конце концов, была принята всеми народами, кроме китайцев, японцев и корейцев. Почти все буквенно-звуковые системы имеют общее происхождение и восходят к семитскому алфавиту, распространенному в Финикии, Сирии и Палестине во II тыс. до н.э. В финикийском алфавите (в арамейской форме канцелярской практики древнеперсидской державы 6-4 вв. до н.э.) обозначались только согласные (22 знака), расположенные в алфавитном порядке. Широкое распространение этого алфавита от Малой Азии до Индии привело к созданию множества разновидностей. В условиях феодализма распространение письменности было связано с религиозными догматами. Это отражалось даже на шрифте звукового письма. Так квадратный шрифт закрепился за иудаизмом; арабская скоропись распространялась вместе с исламом. Для зороастрийских священных книг тоже использовался арамейская письменность, но с усовершенствованиями в виде огласовкой (авестский). На основе арамейского языка создавалась и письменность тюрков, где сказалось китайской влияние (направление сверху вниз), Армянский и грузинский алфавиты были созданы при использовании арамейских и греческих начертательных признаков.

Исходной точкой европейских языков явился греческий (10-9 вв. до н.э.). Архаическое греческое письмо по форме букв совпадает с финикийским (нет гласных звуков, чтение идет справа налево, очень похожи названия букв, совпадает расположение их в алфавите). Позднее греческое письмо распалось на восточногреческое и западногреческое, отличавшихся формой и употребленим нескольких букв. Западногреческое письмо сформировало этрусское (7 в. до н.э.), древнегерманское (3 в. н.э.), латинское письмо (6 в. до н.э.). Римская империя способствовала придание западногреческому письму международный характер. В латинской письменности, как и в греческое существовали разновидности: капитальное, унциал, полуунциал, каролингский минускул, готическое, гуманистическое. С развитием книгопечатания закрепилось две графисеких формы: современное латинское письмо (шрифты типа «антиква», подражание гуманистическому письму) и готическое письмо (шрифты типа «фрактура», «швабах»). Восточногреческое (5-4 вв. до н.э.) развилось в классическое греческое и византийское. Достижением именно греков было формирование гласных звуков.

Появление русской кириллицы на основе греческого (византийского) письма относится к 9 в. н.э. (официальное признание – 10 в.н.э.). Сохранились свидетельства и о том, что у славян до принятия христианства была письменность (описание договоров русов и греков, русские письмена Корсуни/Херсонеса, описанные Кириллом/Константином в 860-е гг.). Но ни сами документы, ни алфавиты не сохранились. Самые ранние памятники старославянского языка датируются 9-10 вв. н.э. и написаны кириллицей и глаголицей. Обе азбуки совпадали по названию, значению букв, но отличались по графике: глаголица – это крючковатое письмо; кириллица – аналог греческого уставного письма. Судьба славянских алфавитов была разной. Глаголица как более сложный для написания алфавит был постепенно вытеснен кириллицей у восточных и южных славян. Создание славянских алфавитов и распространение кириллицы связано с именами двух братьев миссионеров Константина (в монашестве Кирилл) и Мефодия (род. в Солуни). В 863 г. Кирилл создал славянскую азбуку (более раннюю – глаголицу, по мнению большинства исследователей) и с помощью Мефодия перевел богослужебные книги перед отправкой в Моравию для проведи христианства. Кириллическая азбука была создана с учетом особенностей действующего славянского разговорного языка. Языковые особенности (изводы) собственно отражаются в названии славянских языков: болгарский, сербский, древнерусский. Введение кириллической письменности, которая использовалась для создания богослужебных книг, определило появление церковнославянского языка у русских, болгар, сербов, македонцев. Главная особенность деятельность Кирилла и Мефодия было найти слова, которые бы подходили для выражения теологических составляющих, которых не было в славянском языке: Символ веры, Господь, Иисус Христос, Сын Божий, Единородный, Бог Истины, рождение, несотворенный, единосущный, ангел и др. Для создания нового языка Кирилл ввел в византийский алфавит 19 новых знаков, в результате чего в русской письменности появилось 43 буквы. Русское письмо пережило несколько реформ: Петровская (1708-1710), Академические (Академия наук – 1735 и 1738); советская (1917-1918): были изъяты «кси», «пси», «юсы», «фита», «ижица», «омега», йотированные («а-йотированное», юс-малый, юс- малый и большой йотированные),«ять», «зело», «i десятеричное»; но были введены и новые буквы – «Й», «Э», «Ё», сменили свое написание «ер» на «Ъ», «ерь» на «Ь». Петровские реформы языка коснулись и смены буквенного обозначения цифр.

Вместе с развитием систем письменности развивались и материалы для письма. Камень, сменили кость, глина, растительные и тканевые материалы (береста для Руси, пальмовые листья, папирус [25 в. до н.э.]- папер Египет, Античность, ткань для Востока), пергамент, который оставался главным материалом для письма в Европе вплоть до 14 в. (для России – 17 в.). Само слово «пергамент» происходит от города Пергама (Бергама), расположенного в Малой Азии. Считается что свою историю он начинает со 2 в. до н.э. Выделанный пергамент был белого и желтоватого цвета. На Руси он получил название «кожа», «телятина», а европейская терминология пришла из Польши только в 17 в. Некачественный пергамент отражался в названиях – дырявый (проколотый, прокусанный), с зализами (плохо очищенный от жира). Пергамент был дорогим материалом, поэтому рукописи создавались иногда на одном и том же материале (палимпсесты – от греч. снова стираю). Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко. В 14 веке в русском делопроизводстве начинает встречаться и новый материал – бумага (грамота нижегородского князя датируется 1345 г.; книга «Поучение Иссака Сирина» – 1381 г.).

Бумага была изобретена в Китае во 2 в. н.э., что привело к появлению здесь новой техники создания письменных памятников – ксилография (6 в.), книгопечатание (11 в.). В 6-8 вв. производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии, Индии, Армении. К 11 в. бумажное производство распространилось по странам арабского халифата. В 11-12 вв. бумага стала использоваться и в Европе. И не только использоваться, но и производиться. Наиболее древней европейской бумагой считается итальянская. Французское производство зарождается в конце в конце 14 в., начиная активный экспорт уже в 15-16 вв. С конца 15 в. развивается бумажное производство в немецких землях, Нидерландах. Импорт бумаги в Россию происходил через Кафу (Феодосию), Сурож (Судак), Ригу, Новгород, Смоленск. Причем вплоть до 18 века бумага была преимущественно импортная. Свои попытки наладить бумажное производство в 16-17 вв. были малоуспешными. Первое упоминание о бумажной мельнице в русском государстве относится к 1564 г. Считают, что в конце 17 в. под Московй работало уже несколько бумажных мельниц. Бумажные мануфактуры в России появляются в первой четверти 18 в. (Полотняный завод около Калуги, 1720 г. – одна из крупнейших в Европе; Красносельская мануфактура, 1718 г.). В России проводились и эксперименты по производству бумаги – асбестовая (1710 г.), из водорослей (1760 г.).

Основные операции производства бумаги с древности включали в себя варку, промывку, измельчение массы, отливку листа в специальные формы (подрамник с проволочной сеткой [пантюзо, вержеры] и филигранными проволочными рисунками – с 13 в.), проклеивание, сушка, разглаживание.

Материалы для бумаги имели свое развитие. До 1870-х гг. бумагу производили в основном из отходов (тряпья), поэтому она получила название «тряпичной». В качестве волокна использовались хлопок, шелк, конопля, крапива, лен. До конца 18 в. тряпичную бумагу отливали ручным способом. Для улучшения писчих свойств в бумагу втирали сухой крахмал, гипс, каолин (5-7 вв.), позже стали наносить крахмальную проклейку. В Корее и Японии (2-7 вв.) бумагу получали из местного растительного сырья (рисовые, шелковичные, сосновые, пеньковые волокна). Длинноволокнистая японская бумага была качественнее и прочнее китайской. По арабской технологии бумагу получали только из отходов текстиля, волокна не размалывали, а толкли, листы проклеивали пшеничным клейстером. Качество и долговечность арабской бумаги были низкими, документы быстро изнашивались. В Европе, как и в арабских странах, для получения бумаги использовали отходы текстиля – растительные волокна льна, конопли, хлопка. Однако технология ручного производства бумаги была значительно усовершенствована. Растительный клейстер заменили животным клеем. Для отлива бумажных листов применяли жесткие металлические сетки, сушили бумагу с использованием суконных прокладок и винтовых прессов. Отделка поверхности листа производилась агатовым камнем, позднее – лущильным молотом.

Из-за нехватки тряпичного сырья в 18-19 вв. начали применять в бумажном производстве цветное тряпье, отбеливая его хлором или хлорной известью (1769-1799 гг.), и подкрашивали («синили»), что сопровождалось неизбежным химическим повреждением и разрушением волокон. В условиях острого дефицита тряпичного сырья бумажная промышленность в последней трети 19 в. переходит на изготовление бумаги из древесины. Короткие, жесткие, хрупкие, быстро желтеющие волокна древесины не позволяют получить качественную бумагу без специальной химической обработки сырья. Поэтому в дальнейшем в бумажной промышленности основную роль стали играть не механические, а химические процессы.

Современная мировая бумажная промышленность производит более 600 видов бумаги и картона. В их числе материалы для письма, печати, черчения, фотографии, упаковки, технических и специальных целей.

Для создания письменных и книжных памятников важную роль играли и материалы, которыми наносили текст. Первоначально тексты наносили на бумагу ручным способом при острыми расщепленными палочками, гусиными перьями. С 1822 г. стали использоваться ручки с металлическим пером. В 1938 г. стало использоваться изобретение в виде автоматических ручек, вскоре появляются шариковые ручки, фломастеры (1960-1970 гг.).

Для письма использовали жидкие краски (тушь, чернила, пасты) или красящие твердые свинцовые, серебряные, графитовые, цветные штифты (карандаши). Раньше других начали применяться сажевые чернила (сажа, уголь). Сажевые чернила (тушь – мелкодисперсная масса из сажи, воды и клея) – наиболее древние средства письма, получившие распространение задолго до появления бумаги. В качестве клея использовали камеди, рыбий и животный клей, рисовые, ячменные, другие отвары. Иногда добавляли антисептики и смачивающие вещества (мускус, мыловник). Позднее стали вводить казеин, шеллак (европейская тушь). Несколько позднее, а затем параллельно с сажевыми стали использовать цветные чернила на основе экстрактов природных красящих веществ. В 12 в. начинается распространение и широкое применение чернил в Европе. Железо-галловые чернила впервые упоминаются в I в. н.э. (Плиний). Для получения железо-галловых чернил смешивали дубильный экстракт, клей и железный купорос. Стабилизацию чернил и их вязкость обеспечивали поддерживали добавками клея, чаще всего камедью. Уже с 17 в. в чернила стали добавлять вместо ржавых металлических предметов – купорос. Поэтому чернила получили коричнеый и бурый оттенок. С середины 19 в. широко применялись железо-галловые чернила с добавками различных красителей, известные под названием «ализариновых». Ализариновые чернила (1856 г.) получали из дубильных веществ закисной соли железа, ализарина и индиго. Оптимально соотношение железо-галловых компонентов обеспечивало прозрачность раствора. Добавки индиго и ализарина подкрашивали чернила в зеленый цвет. С 1880-х гг. появились ализариновые чернила фиолетового оттенка. Кампешевые цветные чернила получали из экстракта кампешевого (сандалового) дерева. Кислотами кампеш окрашивался в красный цвет, солями железа и хрома – в черный, солями меди и щелочами – в синезеленый и т.п. В рецептах ХV-XVII вв. чаще всего упоминаются кампешевые чернила красных и синих тонов; в рецептурах XX в., кроме того, фиолетовые и черные. В конце 19 в. появляются чернила из синтетических красителей. Наряду с водными чернилами с 1940-1960 гг. широкое распространение получили чернильные пасты для шариковых ручек на основе жирорастворимых красителей, органических смол и растворителей.

В 12-16 вв. наряду с чернилами применялись прототипы карандашей - серебряные, свинцовые штифты или пишущие стержни из смеси сланца, жженой кости и клея. С 16 в. известны графитовые стержни. В конце 18 в. появились карандаши – пишущие стержни из графита и глины в деревянной оболочке. В 1879 г. появляются цветные карандаши и черные карандаши (сажа, воск, жир).

С историей языка и письменности неразрывно связана история книги. Надписи на камне, глине, папирусные свитки, пергаментные грамоты – это уже история книги. При изучении истории книги важно знать не только материалы для письма, орудия для письма, технологию печати, но и стилевые особенности развития книжной продукции.

Русская графика письма и букв рассматривает три типа кириллического письма: устав, полуустав, скоропись, последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма. Устав характеризуется геометричностью, вертикальностью, отсутствием расстояний между словами, перпендикулярностью к строке, наличием «паерков»,произвольным употреблением точек, сокращением слов, наличием «титло». В 13-14 вв. поздний устав теряет свою геометричность, появляются наклоны и в конце концов через систему делопроизводства устав переходит в полуустав: более мелкое написание букв, наклон, появление лигатур (связное написание отдельных букв), разделение фраз на слова, новые приемы сокращения слов, увеличение выносных букв и знаков. В 14-15 вв. формируется и скоропись, оставляя полуустав прерогативой книжного продукта.

Значение для книги имеет и украшение рукописей. Основными средствами украшения являются орнамент, который отражается в заставках, концовках, инициалах, вязи, миниатюрах, полевых цветках. В их оформлении лежал единый художественный принцип. Древнейшим в нашем государстве считается старовизантийский (древнерусский, геометрический). Его основе два мотива: растительный (цветы, листья) и геометрический (простейшие геометрические фигуры: круги, кресты, четырехугольники, ромбы, полукружья). В 13-14 вв. распространился тератологический (чудовищный или звериный) стиль оформления книг. Особенность его в изображении фантазийных зверей, о которых нельзя сказать, кто это – птица, собака, лев. Растительные и геометрические мотивы меняются комбинацией животных форм, плетений из ремней, змеиных хвостов. Уже в 15 веке тератологический стиль исчезает. Появляются новые стили: балканский (жгутовый, плетеный, т.н. рогожка с жемчужинами, ромбами, крестиками и др.) и нововизантийский (восстановление византийской заставки в виде рамы геометрической формы, «крин», травы, ветви, листья, цветы, плоды, ягоды, шишки, клейма). Именно нововизантийский орнамент получил распространение в книжной графике, поэтому его еще называют старопечатным. Но это касается русской книги. Стили европейские эпохи средневековья имеют свои особенности. Но с конца 17 века в русской книжной графике формируются направления, на которые имеет влияние стилистика западной Европы. Это проявляется в печати белорусских, виленских, украинских, молдавских типографий. Но с принятием гражданской азбуки в России книжная графика максимально включается в инифицированные процесса стилевых направлений Европы: барокко (втор. пол. 17 в. – нач. 18 в.), рококо (сер. 18 в.), стиль Людовика XVI (вазы с цветами, букеты роз, корзины с фруктами, рога изобилия), ампир (символические изображения государсвтенной и военной жизни поздней Рииской империи), эклектика, исторические ретроспективные стили, модерн, конструктивизм и др. Элементы этого стили отражались не только в книге, они характерны для всех предметов материальной культуры. Хотя в книжной стилисте были свои исторические и национальные предпочтения: московское барокко, на его базе – «поморский стиль» у староообрядцев (18-19 вв.).

Заставка – рисунок над текстом в начале отдельной главы или страницы. Заставка в старовизантийском стиле очерчена рамой в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Заставки были многоцветными или киноварными, с золотым фоном. Заставка тератологического стиля не имеет правильной формы. Она напоминает изображение на ткани «плоского» орнамента. Вверху заставки (навершие, углы) – цветочный узор в виде византийской ветки. Симметричное расположение живых существ относительно друг друга, чудовища, запутавшиеся в плетях. Ремни, выходящие их клювов, пастей, крыльев, хвостов. В среднике – вертикальное плетение. В заставках сер. 18 в. исчезает рама, появляются украшения в виде медальонов, раковин, виньеток. Заставки периода ампира характеризуются симметрией к центру и изображением доспехов, оружия, знамен, лавровых и дубовых венков.

Концовка – рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон (сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева).

Инициал – начальная буква, открывающая абзац и отличающаяся размером, оформлением, краской. Инициал в старовизанстийском стиле – это золотой фон, богатый рисунок, обводка золотом букв. Из ремней и плетей с головами чудовищ образовывались инициалы в тератологическом стиле. Появляется в 13 в. мотив человеческой фигуры с шапками конической формы. Появляются даже целые жанровые сценки. Основа цвета – киноварь, а также синяя, зеленая, желтая, серая и черные краски. Золото и серебро в тератологии не использовались.

Полевой цветок – украшение на полей рукописи в виде цветка, узора, руки. Старовизинтийсский «полевой цветок» – это реалистические изображения за пределами заставки: куропатки, зайцы, львы, фантазийного византийского цветка «крин».

Вязь – начинает использоваться с конца 14 в. Это собственно декоративное письмо в виде скорописи, которая использовалась как заголовок, началые строки глав, сокращение деталей букв, межбуквенные украшения (усики, крестики, хоботки), сокращение и самих слов. С 17 века даже наблюдается стилевое разнообразие в оформление вязи (школы Новгорода, Пскова, Москвы). Вязь (при описании стилистики) характеризуется и показателями (соотношение высоты букв к ширине строки): 2:1 (14 в.); 3/4:1 (15-16 вв.)

Миниатюры – т.е. иллюстрации. Выделялись выходные (на фронтисписе – автор, заказчик), текстовые – иллюстрации к содержанию. Миниатюрами иногда украшались Инициалы. Миниатюры в старовизщантийском стиле отличались статичностью, простотой композиции, небольшим количеством фигур. С 15 века фигуры в миниатюрах получают подвижность. Объемность красок исчезает, поэтому добавляются детали, сюжетность. Миниатюра 18 в. отличается еще болшьшим разнообразием – более реалистичное изображение людей, пейзажей, зданий, акцент на деталях зданий, интерьеров (мебель, декор). Появляются новые цветовые гаммы в миниатюре (лиловый, кармин). Собственно с 18 в. миниатюра вытесняется гравюрой. Но зато появляются рисунки и художественные пометы по полях читателей, среди них были известные писатели и поэты.

Следует отметить в краткой истории книги и использование тайнописи/криптографии. Первоначально ее цель – зашифровка имени автора, шифровка политических и дипломатических документов. Русская тайнопись в 12-15 вв. знала несколько систем: замены букв кирилловскаого шрифта буквами других алфавитов (система «чуждых письмен»); система измененных знаков (не прописанные части букв и их замена другими элементами, напоминающая вязь); замена одних букв другими из кирилловского алфавита (т.н. простая и мудрая «литорея»); счетная (цифровая система записи). С течением времени криптограмма усложнялась, получала авторские значения и т.д.

Рукописная книжная традиция совмещается с технологией печатания уже в 11 в. (Китайская ксилография). Появление бумаги приводит к изобретению печатного станка в Европе. Первыми книгопечатниками называют Гутенберга (сер. 15 в., Германия), Альда Мануция (рубеж 15-16 вв., Венеция), Эльзевира (к. 16 в., Голландия). Славянскую печатную книгу связывают с именами Феоля (Краков, 1490-1491 гг.), Франциска Скорины (выходец из Полоцка, 1517-1519 гг. Краковская Библия), Иван Федоров и Петр Мстиславец (Апостол 1564 г., Москва), не считая анонимных изданий.

Первые типографские опыты Гуттенберга относятся к 1440 г. (хотя первая европейская печатная книга -- 42-х строчная Библия И. Гутенберга, созданная в городе Майнце, датируется примерно 1450 г.). Его ученики разнесли весть о великом изобретении по Германии и по всей Европе. Гутенберг соединил существовавшие до него изобретения, создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались пунсоны (штампы), в зеркальном изображении. Они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину, чтобы получить матрица. В состав металлического сплава первопечатника Европы входили олово, свинец, сурьма. В качестве оборудования в типографии печатный станок и наборная касса (деревянный ящик с ячейками, в которые помещались литеры букв и знаков препинания). Вторая половина 15 века для Европы – это торжество печатной книги. Книги, изданные с 1440 г. по 31 декабря 1500 г., получили название инкунабулы ( с лат. – в колыбели). Более поздние издании я (1501 – 1550) именуют палеотипы (с греч. – старинные). 15 век насчитывал 1099 типографий (число книг – более 30000), но к началу 16 в. их осталось только 200. Уцелели только те, что пользовались поддержкой богачей и знати. Первопечатные книги – это раритетные немногочисленнее экземпляры, по внешним характеристикам они напоминают рукописные. Тем более, что первоначально читатель по традиции требовал к продаже только рукописи, а цена на печатные издания была сравнительно небольшой. В инкунабулах не отмечали ни год, ни место издания, ни имя типографа. Первая печатная книга, снабженную полными выходными данными создана Фустом и Шеффером в 1457 году («Майнцская псалтырь»). Изначально инкунабулы существовали только на латыни (более 90%), но вскоре отдаленные друг от друга культурные центры Европы стали печатать на разных национальных языках, различными национальными шрифтами. Текстура бумаги и различные виды печати оказывали большое влияние на облик шрифта. Технология производства бумаги и способов печати сильно воздействовали на графику шрифта. Шрифты (готический и прямоугольный) были рассчитаны на печать по грубой, сырой поверхности бумаг ручной выделки; эти шрифты были не пригодны для других видов печати. Почти все украшения в инкунабулах выполнялись от руки. Инициалы и заголовки разрисовывались красной или синей краской. Формат первых изданий – in folio, разделенный на два столбца, или in quarto. Репертуар книг представлял собой религиозную литературу (до 30%), календари (до 20%), стихотворения и учебная литература (более 10%), литература по праву (до 10% и др. Крупнейшие мировые хранилища книг ведут учет и описание инкунабул, на базе которых ведется «Сводный каталог инкунабул» (с 1925 г.)

Религиозные споры Европы давали громадный материал для печати, распространяя и новые теологические сочинения, что привело к появлению первых запретов на типографии. Франциск I в 1534 г. издал приказ закрыть все типографии, только сопротивление парламента спасло печатное дел. Во всех странах был установлен надзор за типографиями. Среди печатников 16 в. уже присутствуют национальные отличия. В Италии печатник Альдо распространял классические произведения при использовании круглого (римского шрифта). Француз Этьенн в Париже создавал книги отличавшиеся богатством орнамента. Голландец Христофор Плантен, отличился напечатанием Библии Полиглота (Poliglota) на латинском, греческом, еврейском, сирийском и халдейском языках (1569-1573). 17 век характеризуется упадком книгопечатания в Европе, связанным с тридцатилетней войной. И тем не менее, нововведения проявляются. Типограф Абрам ввел в книжном деле весьма удобный формат in 12° (т. н. эльзевиры). Увеличиваеится количество шрифтов, вошли в употребление мелкие шрифты (например, петит). В количественном отношении 18 век продвинул печатное дело, хотя качество изданий падает. 19 век дает книжному делу новые капиталы, что увеличивает количество типографий. Распространению типографского дела способствовали изобретения и улучшения в технике печати: изобретены особые машины для отливки букв; улучшена стереотипия, изобретен станок, дающий возможность печатать одновременно на обеих сторонах листа (с 1800 г.). В 1810 г. изобретен Кенигом паровой печатный станок; ротационная машина дала возможность печатать до 12000 листов в час. Искусство печати включает в себя уже литографию, гравировку на дереве и металле, цинкография, фото- и гелиография , стереотипию и т. п.

В первые века распространения книгопечатания у славян друкари были не только печатниками, но и авторами, переводчиками, оформителями книг, общественных движений. Во второй половине XVI в. юго-запад Руси покрывается сетью типографий, и печатный станок оказывает ей величайшую услугу в деле борьбы с католичеством и унией, а затем в деле устроения церкви и общественного образования. Важнейшие типографии были во Львове, Вильне, Остроге, Стрятине, Заблудове, Унейове. Центр этой деятельности был в Вильне и Волыни (Острог). Во второй половине XVI в. именно здесь продолжается работа русских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Бежав из Москвы, они по приглашению «наивысшего гетмана» великого княжества литовского Григория Александровича Ходкевича открыли типографию в его имении Заблудове (в 20 км от Белостока). Здесь в 1569 г. было напечатано «Евангелие учительное», в 1670 г. – «псалтирь с часословцем». Это издание напечатано московской азбукой, с киноварью, и украшено изображениями герба Ходкевича, заставцами и травчатыми начальными буквами одинакового рисунка с украшениями первопечатного московского Апостола. Мстиславец в виленской типографии напечатал в 1575 г. «Евангелие напрестольное» в лист, через год Псалтырь в лист. Оба издания напечатаны с киноварью, крупной уставной азбукой великорусского почерка. Эта азбука была началом так называемых евангельских шрифтов, которые в последующей церковной печати устраивались по ее образцу. Федоров из Заблудова перешел в Львов, где устроил типографию и напечатал новое издание Апостола в 1574 г. Когда князь Константин Острожский задумал устроить в Остроге (Волынская губерния) типографию для издания православных церковных книг, он вызвал туда И. Федорова, который отлил для острожской типографии шесть разной величины церковно-славянских и греческих шрифтов. Первая книга, напечатанная в 1580 г. в Остроге, была Новый Завет с Псалтирью. В том же 1580 г. отпечатана была Библия, а в 1581 г. вышло второе ее издание; текст ее набран в 2 столбца; все издание, в особенности по ровности шрифтов, считается образцовым для своего времени. Устроив острожскую типографию, Федоров возвратился во Львов. В 1616 г. киево-печерский архимандриту Елисею Плетвецкому основал типографии Киево-Печерской лавры, что послужило появлнию первых напечатанных в Киеве книг (Часословец, Анфологион). Начало русского книгопечатания связывают с первой датированной книгой Ивана Федорова и Петра Мстиславца Апостолом (в лист малого формата, на 267 листах, азбукою одной меры и одного рисунка, взятой с крупного полууставного письма 16 в.; буквы соразмерны, имеют в боках равномерное расстояние, составляют ровную прямую строку, по примеру рукописей вместе с чернилами употреблена и киноварь – оглавления, прибавочные в конце статей строки, внутри текста – прописные буквы, вставки и др. подразделения текста; полная страница – 25 строк, предречия или кустоды внизу страниц отсутствуют; при заключении большей части статей строки, постепенно укорачиваясь, образуют нисходящий угол, заканчивающийся точкой). Но еще и до 1564 г. издавались книги без дат: Евангелие, Постная Триодь и др. Первые наши «мастера печатных дел» были в одно и то же время и специалистами по технике печатания и по гравированию, и редакторами изданий. Первая устроенная Иоанном Грозным типография была обставлена, судя по шрифту и чистоте печати, очень богато. Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находился Московский печатный двор. Издатели первой напечатанной здесь книги имели под руками немало славянских списков разных редакций и внесли в текст рукописных списков, бывших в то время во всеобщем употреблении, много новых исправлений; исправления эти в большей части случаев удачны и вообще более всех известных нам списков приближают славянский апостольский текст к принятому ныне. После бегства первопечатников в 1568 г. в Москве была напечатана Никифором Тарасьевым и Андроником Тимофеевым Невежею «Псалтирь учебная» той же полууставной азбукой, что и федоровский Апостол. При Иване Грозном было отпечатано всего четыре издания: Апостол, Часовник и две псалтири. Непрерывно стали печататься в Москве церковные книги лишь с учреждением патриаршества (1589); первой книгой, вышедшей из возобновленной московской типографии, была «Триодь постная» (1589). В первые 14 лет патриаршества Иова печатным делом заведовал тот же Невежа, выпустивший 14 различных изданий, которые и по орнаментовке, и по шрифту вполне схожи с изданиями Ивана Федорова. Привычную первопечатную азбуку и украшения употреблял и сын Невежи, Иван Андроников Невежин, бывший печатным мастером с 1603 г. до литовского нашествия. В то же время в Москве было еще два мастера: Онисим Михайлов Радищевский Волынец и Аникита Фофанов Псковитин. Последний во время литовского нашествия бежал в Нижний Новгород и завел там типографию, где печатал псалтири и часовники; при Михаиле Федоровиче он вернулся в Москву.

В царствование Михаила Федоровича московская типография устроилась окончательно (около 1620 г.). Книги, вышедшие из московской типографии в XVII в., были почти исключительно богослужебные, полемические и тексты священного писании. Самым замечательным изданием была Библия 1663 г. но были и книги учебного характера: азбука Бурцева (первое издание в 1637 г.) и перепечатка грамматики Смотрицкого; в 1647 г. напечатано «Учение или хитрость ратного строения пехотных людей» (с рисунками) и в 1649 г. «Уложение», изданное по повелению царя Алексея Михайловича.

В начале XVII в. при Печатном дворе основана была Правильная палата, имевшая целью редактировать и приготовлять текст книги к печатанию. В 1633 г. патриарх Филарет приказал отобрать из всех церквей и монастырей церковный Устав, напечатанный в 1610 г., и прислать в Москву для сожжения на том основании, что те уставы печатал вор, бражник, чернец Логин. При патриархе Иоасафе церковных книг напечатано больше, чем при Филарете. Самым известным печатником этого времени Василия Федорова Бурцева, подьячьего патриаршего двора. Главными печатниками во время патриаршества Иосифа были: ключарь Успенского собора Иван (в монашестве Иосиф) Наседка и протопоп черниговского собора Михаил Рогов. При патриархе Никоне начальником печатного двора был келарь Троицко-Сергиевского монастыря Арсений Суханов; он принимал деятельное участие в исправлении книг. Техника в московской типографии в конце 17 в. стояла невысоко. Существовали и другие типографии в русских епископствах. В конце XVII века было выпущено несколько учебников нового образца, среди которых особняком стоит цельногравированный "Букварь" Кариона Истомина. Он вышел в 1696 г. и предназначался для узкого круга членов царской фамилии, так как его тираж составлял всего 25 экземпляров. Появляются и литературные издания, связанные с именем Симеона Полоцкого, которого можно считать как русским, так и белорусским печатником и писателем. Всего за столетие в Московии было напечатано 750 названий книг, из них в первой половине века 27 процентов от общего количества. На долю литургических текстов, предназначенных для богослужения, приходится около 85 процентов. Сюда входят служебники, требники, октоихи, триоди, шестодневы.

Издательское дело получило широкий размах только в первой четверти XVIII в. Изменения в русском книжном деле связаны с именем Петра Первого. В развитии русской культуры и издательского дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а на ее основе – реформа печати (замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой). К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии В.А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом.

По желанию нового русского царя Петра в 1700 г. купец Ян Тессинг устроил типографию, которая печатала книги для Московского государства в Амстердаме. В 1708 г. эта типография была отослана в Россию, но по дороге попала в руки шведов. Существовала в Амстердаме и типография Ильи Кошевича, который в 1698 г. напечатал по приказанию Петра I «Краткое собрание Льва миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее дел воинских обучение»; и др. В Амстердаме же Петр I заказал новый гражданский шрифт, который вошел в употребление с 1708 г. Первые книги, напечатанные гражданским шрифтом, считаются теперь библиографической редкостью; это произошло оттого, что в 1752, 1769 и 1779 гг. накопившиеся издания прежних годов употреблялись, для очищения места в конторе синодальной типографии, на обертки вновь выходящих книг. При Петре I московский печатный двор поступил в заведование начальника монастырского приказа, а типография находилась в заведовании справщика (потом директора) Федора Поликарпова. В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге (директором – Михаил Аврамов). Первым ее трудом была «Реляция сего Апреля 11 дня» (1711), напечатанная гражданским шрифтом. До 1721 г. петербургская типография находилась в ведомстве Оружейной канцелярии, а в 1721 г. все типографии духовного ведомства (в Петербурге, Москве, Чернигове, Киеве) были переданы в ведение Св. Синода. При Петре I в Петербурге были еще типографии при Сенате и Морской академии, печатавшие одни указы царя, и при Александро-Невском монастыре (1720 г.), где печатались узаконения по духовному ведомству, проповеди Феофана Прокоповича и другие духовные книги; первая напечатанная там книга была «Первое учение отроком», составленная Прокоповичем. Выходившие с 1703 г. «Ведомости о военных и иных делах» печатались первоначально в Москве, а затем то в Петербурге, то в Москве; шрифт употреблялся для них с 1710 г. большей частью гражданский, а с 1717 г. — исключительно гражданский, кроме реляций о военных действиях. В 1727 г. была учреждена типография при Академии наук, и в том же году повелено было друкарням в Петербург быть в двух местах: для печатания указов — в сенате, а для печатания исторических книг — при академии, синодальную же и александро-невскую перевести в Москву. В 1747 г. при Акад. наук были устроены две типографии: одна для печатания книг на иностранных языках, другая — на русском. В 1753 г. заведена была типография при Киевской митрополии; книгопечатание в Киеве достигло тогда высокой степени: изданная там в 1758 г. Библия считается по художественному выполнению первой по настоящее время. В 1756 г. учреждена типография при Московском университете, в 1757 г. – при Сухопутном кадетском корпусе; в том же году приказано было не брать пошлин с свинцовых литер, выписываемых из-за границы. В 1759 г. основана была типография при артиллерии и фортификации.

Екатерина Вторая разрешает переводить и печатать произведения европейских авторов, так она одобряет издание трех томов знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера и переводит книгу Мармонтеля «Велизарий», подвергшуюся нападкам французского духовенства. Уже в 1760 гг. книжная продукция резко возросла, составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год. В 1761 г. – особая типография при сенатской для печатания книг, переводимых Волковым; в 1762 г. – при военной коллегии. В 1763 г. вновь открыта в Петербурге типография при Св. Синоде, просуществовавшая до 1767 г., а затем возобновленная в 1774 году и существующая до настоящего времени. В 1775 году открылась типография при горном корпусе, где печатались преимущественно драматические произведения императрицы Екатерины II, с роскошными гравюрами. В 1771 г. монополия содержания типографий казною пала, и дана привилегия иноземцу Гартунгу на заведение в Петербурге «первой вольной типографии», но с ограничением – печатать только иностранные книги и объявления. В 1776 г. выдана Вейтбрехту и Шнору привилегия для печатания в Петербурге книг на иностранных и русском языках; в 1778 г. разрешено Шнору завести в г. Твери вольную типографию; в 1779 г. заведена типография при училище бомбардирской роты Преображенского полка, а в 1783 г. – в Москве. при архиве иностранных дел. Исключительную роль в росте книжной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях, опубликованный в начале 1783 г. и повелевавший не делать различий типографий для печатания книг от прочих фабрик и рукоделий. Указ давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволения правительства. В том же году (24 января 1783 г.) разрешено заводить типографии во всех городах империи с освидетельствованием печатных книг управами благочиния. Рефреном послужило основание типографии при Петербургском губернском правлении, а в 1785 г. – при Московском. В 1785 г. в Петербурге учреждена была казенная типография для татарской, арабской и чувашской печати, с четырьмя станами; в ней отпечатаны три издания Корана, по 1200 экземпляров (вторая типография для восточных языков была открыта в Казани в 1800–1801 гг.). В 1786 г. разрешено Главному управлению училищ устроить свою типографию, с запрещением перепечатывать учебные книги и ландкарты без его дозволения. В 1787 г. разрешено Киевской акад. завести городскую типографию, а в 1790 г. позволено было учредить в Могилевской губ. типографию для печатания еврейских духовных книг.

Вторая половина XVIII в. стала концом господства рукописной книги в репертуаре чтения русского читателя. На смену старопечатной книге, обслуживающей почти исключительно нужды церкви, утилитарно-прагматическим изданиям петровского времени пришли книги с маркой Академии наук, Московского университета и «вольных» типографий, разнообразные по содержанию, доступные по цене, широко распространяющиеся в столицах и провинциальных центрах Российского государства. Помимо научной и учебной литературы издавались книги справочные и научно-популярные. Было много переводной художественной литературы. Большей частью это была увеселительная, развлекательная литература. Во второй половине XVIII в. постепенно складывается особая читательская среда из мелких городских ремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда и т.д.

Из всех типографий 18 в. наибольшее значение в истории просвещения имеет московская университетская (1779-1789), когда арендатором ее был Новиков. За время своей издательской деятельности Н.И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотен названий книг. Это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четверть 18 века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печатал учебно-воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатная библиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.

Вольнодумство, поддержанное печатными изданиями спровоцировалоуказ о запрещении вольных типографий (сентябрь 1796 г.). Но в 1802 г. вольные типография вновь разрешены. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. В 1801-1805 гг. в России были напечатаны 1304 книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в это время в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книг на иностранных языках: всего немного менее 400 книг в год. В кон. 18 – в нач. 19 вв. во многих губернских городах уже существовали типографии, большей частью при губернских правлениях. Для Сибири первая типография открыта в 1789 г. в Тобольске В. Корнильевым. У князя Потемкина была походная типография, напечатавшая 6 книг на яз. русском, французском, латинском и греческом. В Клинцах существовала в 18 в. раскольничья типография; большая часть напечатанных там книг выпущена без означения года и места печатания или с ложным означением города – Варшавы, Гродно и др.

Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства. В 1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А.А. Бетанкура была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники. Переход к стереотипии, способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличить тираж изданий. С 1802 г. в связи с разрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий.

Следует упомянуть и издателей первой половины 19 в. В 1801 г. Платон Платонович Бекетов (1761-1836) завел в своем большом доме на Кузнецком мосту типографию со словолитней и книжную лавку. Он стремился издавать высококачественную отечественную книгу. За одиннадцать лет своей издательской деятельности П.П. Бекетов выпустил выше ста изданий.

Крупнейшим издателем-меценатом был Николай Петрович Румянцев (1754-1826), большой любитель и знаток старины. Его ценнейшая библиотека, коллекция рукописей, монет, медалей положили начало Румянцевскому музею. На средства Н.П. Румянцева было выпущено свыше сорока изданий, которые печатались в отечественных и зарубежных типографиях.

Деятельность русского баснописца Ивана Андреевича Крылова(1769-1844) как журналиста и издателя началась с сотрудничества в журнале «Утренние часы». В конце 1791 г. И.А. Крылов совместно с артистом П.В. Плавильщиковым, актером И.А. Дмитриевым, критиком и драматургом А.И. Клушиным купил у И.Г. Рахманинова типографию и книжную лавку. Так было организовано издательское предприятие «Типография Крылова со товарищи».

Видным петербургским издателем и книготорговцем начала 19 века был Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823) брат актера и писателя П.А. Плавильщикова. В 1794 г. на базе типографии, ранее принадлежавшей И.А. Крылову, им было основано издательство.

В 1813 г. Иван Васильевич Сленин (1789-1835) вместе с братом Яковом Васильевичем открыл в Петербурге в Гостином дворе книжную лавку. И.В. Сленин был знаком с будущими участниками декабрьского вооруженного восстания 1825 г., и многие из них были посетителями его книжной лавки.

Видным московским владельцем типографии был Семен Иоанникиевич Селивановский (1772-1835) с1800 г. возобновил свою деятельность в Москве и арендовал Сенатскую типографию. В 1802 г. у него была собственная типография, при которой была организована словолитная мастерская, обеспечивавшая шрифтами многие типографии России. Селивановский придавал большое значение оформлению своих изданий.

Матвей Петрович Глазунов (1757-1830) открыл книжную торговлю в Москве на Спасском мосту еще в конце 19 века, а затем занялся изданием книги. Его фирма пользовалась репутацией устойчивого предприятия.

Яков Алексеевич Исаков (1811-1881) открыл собственную торговлю в 1825 г. Как издатель Исаков прославился тем, что выпустил серии «Классическая библиотека», «Библиотека путешествий». Школу Я.И. Исакова прошли многие знаменитые книжники второй половины 19 века.

Установлению коммерческих отношений между писателем и издателем, профессионализации писательского труда способствовала деятельность выдающегося петербургского издателя 1830-1840-х гг.Александра Филипповича Смирдина (1795-1857). Смирдин наследовал после смерти своего патрона Плавильщикова его книжное дело и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность. Успех Смирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 г. нравственно-сатирического романа Ф.В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по тем временам тираж, около 4 тыс. экз., разошелся за три недели. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». В конце 1831 г. Смирдин перевел книжную лавку и библиотеку для чтения в новое роскошное по тем временам помещение на Невском проспекте. Это событие было расценено как резкий скачок в истории русской книжной торговли и даже литературы. Смирдин предпринял также три выпуска сборника «Сто русских литераторов» (1839-1845). Издание предполагалось в 10 томах, но не было завершено. Смирдин поощрял деятельность русских писателей, выплачивая им высокие гонорары, способствуя тем самым превращению труда писателей в профессиональный труд. Смирдинская «эпоха» впервые делает гонорар закономерным явлением. В разорении Смирдина немалую роль сыграла группа реакционных литераторов (Сенковский, Греч, Булгарин). Они издавали на средства Смирдина журнал «Библиотека для чтения» (с 1834 г.) и газету «Северная пчела» (с 1835 г.). Покупка «Северной пчелы» обошлась Смирдину слишком дорого и принесла ему лишь одни убытки. В 1842 г. Смирдин разорился. Во второй половине 1840-х гг. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущено массовое издание «Полного собрания сочинений русских авторов». Совершенно разоренный, доведенный почти до нищеты, Смирдин отошел от книжного дела и в 1857 г. умер. Маврикий Осипович Вольф (1825-1883) открыл собственный книжный магазин, установив торговые связи с издателями Англии, Франции и Германии. Одновременно с открытием книжного магазина он приступил к изданию книг на русском языке. Книгоиздание М.В. Вольфа носило универсальный характер: выпускались научные труды, научно-популярные книги, художественная и детская литература.

Вторая половина 19 века напрямую связана с именем Адольфа Федоровича Маркс(1838-1904), который в 1870 г. получил разрешение на издание массового еженедельного журнала «Для семейного чтения», «Нива». Тираж журнала достиг невиданной цифры – 250 тыс. экземпляров, и А.Ф. Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и таким образом успешно конкурировать с другими издательствами.

Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901), крупный текстильный фабрикантом, был и очень известным издателем. Среди книг, выпущенных Солдатенковым, переводная литература составляет более 60 процентов названий. Русская культура обязана К.Т. Солдатенкову изданием переводов многих фундаментальных классических трудов, прежде всего в области гуманитарных наук. Им было издано более тридцати оригинальных трудов русских ученых

Русский книгоиздатель Флорентий Федорович Павленков(1839-1900) вое первое издание - переведенную им же небольшую книгу «Собрание формул для фотографии» Е. Бертрана, выпустил в 1863 г. в Киеве. Большой популярностью у читателей пользовались изданные Павленковым собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Г.И. Успенского, а также произведения классиков западноевропейской литературы: В. Гюго, Ч. Диккенса, книги для детей, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов по физике, зоологии, астрономии, социологии. Павленков подготовил первое в России собрание сочинений А.И. Герцена.

Последним изданием Павленкова, вышедшим при его жизни, был знаменитый «Энциклопедический словарь» - пособие для самообразования. Выпуская книги большими тиражами, Павленков сумел значительно удешевить книгу без ущерба для ее содержания и оформления. Расходы на административно-редакционный аппарат были минимальными за счет того, что он сам читал все предлагаемые рукописи, оценивал их качество, правил, сам читал корректуры, подбирал рисунки, вел переговоры с авторами.

Петербургское издательство Лонгина Федоровича Пантелеева (1840-1919) занимало значительное место на книжном рынке. Пантелеев выпускал естественнонаучную литературу, в том числе издания, получившие большую известность, книги по социологии и вместе с тем проявлял интерес к гуманитарным наукам. Издания Ольги Николаевны Поповой (1848-1907) занимали заметное место среди книг того периода по общественным наукам, естествознанию, истории и истории литературы.

Русский издатель, журналист Алексей Сергеевич Суворин(1834-1912) стал выпускать издания с 1872 г. («Русский календарь»). Успех первого календаря побудил его издавать газету «Новое время». В 1878 г. издатель открыл в Петербурге книжный магазин, затем типографию. К началу ХХ века он издал около тысячи книг универсальной тематики.

Самый крупный русский издатель рубежа 19-20 в. Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934). В 1876 г. Сытин открыл маленькую литографию. Предприятие имело одну литографскую машину и выпускало лубочные картинки. Картинки для издательства рисовали известные художники В.В. Верещагин, В.М. Васнецов и др. Качество лубочных картинок Сытина было значительно выше, чем у других издателей. С 1890 г. Сытин начал выпускать календари. Издания И.Д. Сытина отличались высоким уровнем полиграфического исполнения, выходили большими тиражами, были предельно дешевы. Издательство учитывало интересы широкого круга читателей. Выпускались учебники и учебные пособия (для начальной школы), научно-популярные книги (серия «Библиотека для самообразования»), детская литература, практические руководства для крестьян и религиозная литература. В период 1910-1915 гг. Сытин выпускает несколько многотомных изданий. В 1916 г. издатель приобрел большинство паев издательства А.Ф. Маркса, в том числе популярный журнал «Нива». Издавал газету «Русское слово» (1897-1917), журналы «Вокруг света» (1891-1917), «Искры» (1901-1916), «Хирургия» (1897-1898) и др. Сытину принадлежали две самые крупные типографии в Москве, оборудованные первоклассной техникой, книжная и газетная, а также ряд книжных магазинов в различных городах. Каждая четвертая книга, выходившая в стране, печаталась в его типографиях.

Издательство Петра Петровича Сойкина (1862-1938) было основано в 1885 г., когда он приобрел в рассрочку маленькую типографию. Главным делом издателя была популяризация естественнонаучных знаний. В своем иллюстрированном еженедельнике «Природа и люди», который издавался на протяжении почти 30 лет, он печатал научно-популярные очерки по астрономии, математике, физике и естествознанию. В приложении к журналу «Природа и люди» Сойкин выпустил целую библиотеку популярной естественнонаучной литературы

Братья Сабашниковы специализировались на естественнонаучных изданиях. На них выросло целое поколение выдающихся русских ученых. Многие из них выпустили свои первые книги в издательстве «М. и С. Сабашниковы». Позднее профиль издательства стал в основном гуманитарным, выпускались историко-литературные серии. Высшее достижение издательства за всю его историю «Памятники мировой литературы». Всего в этой серии вышло 30 книг.

Гвардии капитан В.А. Березовский понял, что русская армия нуждается в пособиях и руководствах для обучения военному делу, поэтому создает первое в России специализированное издательство по выпуску военной литературы. После отмены крепостного права П.И. Юргенсон и В.В. Бессель открывают нотные издательства, полагая, что общественный подъем, охвативший все слои русского общества, приведет к расцвету культуры и искусства, в том числе и музыкального. Центральное место в деятельности Риккера в 1870 г. занимало издание книг, так как в то время Россия нуждалась в оригинальных исследованиях по различным отраслям науки, в том числе и по медицине. Риккер стремился выпускать главным образом капитальные монографические труды по различным отраслям медицины.

Издательство Ильина выполняло заказы по изготовлению военно-топографических и географических карт практически от всех государственных и частных предпринимателей; выпускало атласы России и частей света, глобусы, труды Русского географического общества, учебники по географии, книги о путешествиях, серию исторических романов.

В начале 1860-х гг. стали действовать первые нелегальные типографии в которых печатались прокламации, запрещенные в России сочинения А.И. Герцена, Н.П. Огарева и др. Под руководством революционера-народника Ипполита Никитича Мышкина (1848-1885) была организована типография с целью подпольного печатания революционной литературы. Официально она печатала сначала каталоги и брошюры по уголовным делам

В 19 в. печатное дело в России быстро растет, что получило свое продолжение в в 20 в. В конце 19 в. типографии, литографии, металлографии, ксилографии, фототипии, фотоцинкогрфии, типографские и литографские станки (войска) существовали в Петербурге, Москве, Варшаве, Вильно, Киеве, Одессе, Казани, в губерниях: Харьковской, Тифлисской, Полтавской, Петроковской, Пермской, Орловской, в Области Войска Донского, Нижегородской, Лифляндской, Волынской. Не имели таких заведений только губернии Кубанская, Кутаисская, Ереванская, Иркутская, области Амурская, Тургайская, Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская и Якутская, Амударьинский отдел.

Самым мощным в стране объединением в области книгоиздания, печатного дела и книжной торговли в начале 20 в. оставалось товарищество Сытина. К нему были присоединены типография А.В. Васильева и литография М.Г. Соловьева. В 1913 г. одно из крупнейших лубочных «народных» издательств Москвы «Торговый дом Е.И. Коноваловой» также перешло к товариществу Сытина. Накануне войны 1914 г. к товариществу Сытина была присоединена типография Кудинова, а в годы войны оно приобрело большую часть паев товарищества книгоиздательского и печатного дела А.Ф. Маркса. Сытин выпускал примерно у столько же книг, сколько восемь крупнейших петербургских фирм вместе взятых. Ему принадлежало около 50% лубочной продукции страны.

Нельзя не упомянуть и немецко-русское акционерное издательство «Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон» (энциклопедическая литература), котрое было основано в конце 1880-х гг. В 1896 г. Н.С. Цетлин совместно с германской фирмой Мейера организовал книгоиздательское акционерное товарищество «Просвещение». Наиболее интересные его издания – многотомный энциклопедический словарь и дешевая серия «Всемирная библиотека» - собрания сочинений выдающихся русских и иностранных писателей-классиков. В 1910 г. в Москве возникло издательство «Мусагет». Основателем и редактором издательства был Э.К. Метнер. Издательство выпускало произведения символистов. На более широкие круги читателей было рассчитано издательство «Шиповник». Его владельцами были С.Ю. Копельман и художник З.И. Гржебин, занимавшийся с 1906 г. издательской деятельностью. Настроенные оппозиционно, на первых порах издатели выпускали историко-революционные сборники, серии открыток на острые социально-политические темы. С 1907 г. издательство стало выпускать альманах «Шиповник».

В 1893 г. выступила на издательском поприще писательница и общественная деятельница Ольга Николаевна Попова (1848-1907). Она выпускала лишь ту литературу, которая способствовала развитию общественного сознания в духе передовых современных идей и понятий и на подлинно научной основе: книги по общественным наукам, истории, праву, философии, педагогике, истории литературы и публицистике. Попова выпустила немало естественнонаучных книг, много книг для юношества и ряд народных изданий. Александра Михайловна Калмыкова (1848-1926) основала в 1890 г. в Петербурге книжный склад и издательство для народных библиотек. Мария Ивановна Водовозова (1869-1954) для пропаганды марксизма и борьбы с народническими теориями вместе с мужем, видным экономистом Н.В. Водовозовым, основывает в 1895 г. издательство. Оно выпустило немногим более 20 книг – произведения первых русских марксистов, книги, раскрывающие положение рабочего класса на Западе, работы по политической экономии, истории народного хозяйства, истории древнего мира. В Петербурге в 1901 г. возникло издательство Марии Александровны Малых (1879-1967). Марксистскую литературу М. Малых издавала в серии «Современная научно-образовательная библиотека» (60 назв.). С 1905 г. а смену этой серии приходят серии «Пролетариат», «Научное миросозерцание» и т.д. М.А. Малых издает много «идейной беллетристики». В 1909 г., спасаясь от судебной расправы, М.А. Малых эмигрировала в Швейцарию. Ее книжный склад и типография были конфискованы. В дальнейшем она также занималась литературно-издательской деятельностью.

К группе либеральных издателей-меценатов, поддерживавших революционные издательские начинания и выпускавших марксистскую книгу, принадлежит известный на юге России мукомольный фабрикант Н.Е. Парамонов, основавший в 1903 г. в Ростове-на-Дону издательство «Донская речь». Одним из наиболее значительных прогрессивных издательств конца 1890-х - начала 1900-х гг. было издательство «Знание» (паевое товарищество писателей – ставило своей целью оградить авторов от эксплуатации издателей). Издательство «Парус» выпускало у книги отдельных русских и иностранных авторов. Выходили книги для детей, преследующие цели нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

Новое советское государство продолжило развитие печатного дела. Было создано при Центральном Исполнительном Комитете СССР единое Центральное издательство народов Союза ССР (Центроиздат), путем слияния Восточного и Западного издательств в 13 июня 1924 г. На него возлагалась задача издавать периодическую и непериодическую общественно-политическую, научную и учебную литературу на национальных языках. В 1920-х гг. появляется Государственное издательство технической литературы. В 1922 г. создаётся издательство «Новая деревня» из прежнего издательства Наркомзема. Основная серия «Сельская библиотека» была рассчитана на только что научившихся читать крестьян и имела целью поднять культуру земледелия. Улучшению издания художественной литературы способствовало постановление ЦК РКП (б) о политике партии в области художественной литературы, принятое 18 июня 1925 г. Наряду с «Дешевой библиотекой классиков» широкую известность приобрели серии «Универсальная библиотека» (произведения советских и зарубежных авторов), «Русские и мировые классики», «Библиотечка Демьяна Бедного». Среди книг для крестьянства, выпускаемых Госиздатом, более 40% занимала художественная литература. В огромных масштабах выпускалась литература, посвященная стахановским методам работы. За 1935-1937 гг. вышло 2960 названий книг по стахановскому движению общим тиражом 41 млн. экз. Выпуск учебной литературы резко возрос с введением в 1930-е годы всеобщего начального, а затем и семилетнего обучения. Издавались сотни миллионов экземпляров учебников. Перед войной открывается и большое количество издательств в регионах. За годы Великой Отечественной войны книжное дело сохранилось и продолжило свое совершенствование и развитие.

Следует обратить внимание при кратком экскурсе в историю книги на очень интересное являние – миниатюрная книга или «книжки-малютки». Известный библиофил Н.П. Смирнов-Сокольский один из первых отметил, что это явление занимает значительное место в истории книгопечатания. Считается, что миниатюрные издания появились в 15-16 вв. Голландии. Родоначальником нового типа издания называют семью книгоиздателей Эльзевиров. Другие исследователи сомневаются в их первенстве и называют родиной то Германию, то Италию, где в инкунабульный период (т.е. до 1500 г.) увидело свет несколько книг-малюток духовного содержания. Есть и описание венецианской книжки-малютки (48х65 мм), которая была издана в 1505 г. Альдом Пием Мануцием. Считается, что именно он ввел в практику издательского дела формат «in octavo» (в восьмую долю листа). Эта форма изданий быстро завоевала своих читателей. Француз Жанон (первая его миниатюрка датируется 1627 г.) к середине 17 в. разработал до трех десятков различных миниатюрных шрифтов. В 17-18 вв. во Франции и Италии в «миниатюре» были изданы работы Цицерона, Катулла, Петрарки, Томаса Мора. В 18-19 вв. прославилист своими миниатюрами Барбу, Фурнье, Дидо. Анри Дидо (1765–1862) – представитель династии французских типографов (с 17 в.) вошел в историю миниатюрной книги как издатель афоризмов Ларошфуко. Чуть позже появляются и английские миниатюрные издания. Джон Бринден издал 24-томную миниатюрную библиотеку классиков. Вильям Пикеринг – произведения В. Шекспира в 9 томах. В нашей стране первой миниатюрной книгой считают «Искусство быть забавным в беседах», датируемую 1788 г., хотя такие книги могли издаваться и ранее, но не дошли до наших дней. Известны сегодня собирателям издания 19 в. В 1855 г. типографияЭкспедиции заготовления государственных бумаг напечатала «Басни» И.А. Крылова (22х28 мм), которая долгое время считалась самой маленькой книгой в мире. Издавали в 19 в. и детские миниатюрные книги (Гостинец милым малюткам на Новый год…, 1829 г., размер 77х88 мм). Первая детская миниатюрная книга в России была издана в 1805 г. (по каталогам). Первым в России начало массовый выпуск серийных миниатюрных книг "Южно-русское книгоиздательство Ф.А.Иогансона" в Киеве, в 1891-1895 годах осуществившее выпуск библиотеки "Крошка" (размер книги не превышал 3 дюймов - 7,62 см). Рассчитанная на демократическую аудиторию со скромным достатком и составленная преимущественно из лучших произведений отечественных писателей, серия имела большой успех у современников, некоторые книги переиздавались по два-три раза. Всего в ней было выпущено до двух миллионов экземпляров. Из более двухсот названий миниатюрных книг, вышедших в дореволюционной России, половина приходится на издательство Иогансона. Кроме того, на рубеже 19-20 веков массовый выпуск миниатюрных изданий фотомеханическим способом осуществляли издательские фирмы А.С.Суворина в Петербурге, И.Шольца в Варшаве и др. Последний напечатал с цинкографской формы маленькие сувенирные, размером 30х20 мм книжки (Коран, Библию, сочинения русской классики и др.), читать которые невооруженным глазом было невозможно. Для этого их помещали в металлический футляр с увеличительны







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.