Проблема культурного наследия и периодизацияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ Своеобразие истоков Византийской культуры На протяжении тысячелетней истории Византии (а в общем ходе мировой истории это достаточно длительный, и в то же время краткий период) сложился необычайно многообразный, пестрый мир духовной культуры, вобравший в себя одновременно греко-римские и восточные традиции, традиции многих сопредельных государств, которые наложили отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи и искусство. Впитав художественные традиции, созданные многочисленными народами, населявшими империю — сирийцами, коптами, армянами, иудеями, фракийцами, иллирийцами и др., византийская цивилизация, в отличие от западноевропейской, в трудных условиях варварских нашествий оставалась средоточием греко-римских традиции. Жители империи гордо величали себя ромеями — римлянами, противопоставляя тем самым свой мир всему остальному и сопротивляясь варварским влияниям. Своеобразие общественного и культурного развития Византии определило ее экономическую жизнеспособность, которая позволила ей противостоять ударам извне в то время, когда Западная Римская империя лежала в развалинах. Блеск византийской культуры, богатство ее городов, достижения науки, философии, искусства вызывали пристальное внимание и зависть европейских владык, с трудом сколачивающих свои владения и завоевывающих вассалов в постоянных войнах и усобицах. Двойственность идеалов византийской эстетики Христианское учение, определившее переход мировой культуры на новый духовный уровень, позволило сформулировать такие понятия, как нравственная и духовная красота. Красота материальная, чувственно воспринимаемая, трактовалась и воспринималась двойственно: · с одной стороны, как отблеск и результат божественного творчества;
Эта двойственность порождала непреодолимые и несовместимые противоречия внутри стремлений и вкусов византийского общества, которое в одно и то же время восхищалось красотой роскошных сверкающих тканей и драгоценных камней, ценило внешнюю привлекательность и харизматическое обаяние своих общественных деятелей и правителей, оставляя без внимания их происхождение (что совершенно немыслимо для Западной Европы этого времени) и одновременно провозглашая греховность материального мира, создало в своих недрах такой крайний вид аскезы, как столпничество. Проблема культурного наследия и периодизация Поступательное развитие культуры зависит в основном от непрерывности передачи опыта от поколения к поколению. Проблема культурного наследия для византийской культуры имела большое значение, поэтому важно учитывать силу традиций, стереотипов, особенно ярко проявившихся в последний период истории Византии. В периодизации историко-культурных процессов мы следуем за принятой в науке периодизацией византийского общества. Первый период (IV — первая половина VII в.) характеризуется процессами разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества. Второй период (середина VII — начало XIII в.) - это период развития феодализма. Третий период (XIII — середина XV в.) характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений и началом их разложения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|