Здавалка
Главная | Обратная связь

Наследие античной эстетики



Византийская эстетика, переосмысливая античные воззрения па прекрасное, отдает предпочтение духу над телом, рассматривая мир как прекрасное творение божественного художника. Характерный для позднеантичного художественного творчества трагический конфликт духа и плоти сообщает раннему византийском v искусству взволнованную одухотворенность, которая постепенно приходит к созерцательности, призванной увести человека от бурь земной жизни в мир чистого духа. Культура ранней Византии была городской культурой. Это является основным отличием византийской цивилизации от культуры Западной Европы той эпохи. При возрастании роли христианства светская культура продолжала жить полной жизнью, питаясь богатыми традициями народной жизни и аристократическими традициями, основанными на наследии античности.

Византийские города, и в первую очередь Константинополь, становятся художественными центрами средневекового мира. Здесь воздвигаются великолепные дворцы и храмы.

В светском изобразительном искусстве античная традиция долгое время остается определяющей. Императорские дворцы и частные виллы богато декорируются мозаичными панно.

Декоративные мозаики полов Большого императорского дворца в Константинополе (середина V — начало VI в.) дают полное представление о такого рода композициях. Звери и птицы, сцены охоты, выразительные пейзажи с водными потоками, деревьями и скалами, натюрморты из фруктов и всевозможной живности — все это выполнено из мелких мозаичных кубиков смальты. Непринужденное распределение света и тени, насыщенность, и вместе с тем благородство красок, античное отношение к пропорциям и красоте лиц — все это говорит об устойчивости античной традиции и характеризует вкусы аристократии этого времени.

Храм святой Софии

Воздвигнутый в 30-х гг. VI в. храм Св. Софии впервые воплощает идею грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Василий Великий в «Беседах иа Шестоднев» описывает мир в образе храма, воздвигнутого высшим творцом. И храм этот' видится ему увенчанным куполом, легким и невесомым «яко дым». Купол Софийского собора, диаметр которого 32 м, парит на высоте 40 м, поражая своей легкостью в бесконечном, всеобъемлющем парении, сообщая всему зданию неуловимую круговую подвижность.

Создателями собора были архитекторы, известные также как выдающиеся ученые своего времени. Один из них - Исидор из Ми-лета — крупнейший математик, собравший все сохранившиеся труды Архимеда и прокомментировавший их вместе сосвоим учеником Евтохпем. Известны также комментарии Исидора к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов (I в.). Второй автор этого величайшего произведения архитектуры — Аифимий из Траля —- был" одним из самых известных зодчих своей эпохи. Интересы этого выдающегося человека простирались в различные области механики и физики (известно его сочинение о зажигательных зеркалах).

Хронист четвертого крестового похода, пикардийский рыцарь Роберде Клари писал об убранстве храма Св. Софии: «...вокруг престола были серебряные столпы, которые поддерживали терем над престолом, сделанный как колокольня и весь из литого серебра; и был он таким богатым, что нельзя и подсчитать, сколько он стоил... Потом по всему монастырю сверху донизу спускалась добрая сотня люстр, и не было ни одной, которая ни висела бы на толстой серебряной цепи толщиной в человеческую руку...»

Мозаики VI-VII вв.

Изысканность архитектурных форм, а также великолепные мозаики не только церковного, но и светского характера принесли славу церкви Св. Виталия в Равенне (середина VI в.). Портретные изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры в окружении свиты сияют непреходящей свежестью красок, поражают торжественностью и аристократизмом композиции.

Одним из самых совершенных творений византийских мастеров стали мозаики в куполе церкви Успения в Никее (конец VII в.). Лица ангелов, хранящие в себе античный идеал, полны душевной чистоты и возвышенности, воплощая свойственное византийской эстетике стремление к одухотворению чувственной плоти. Уже в этот период складывается специфически византийский образ, который в дальнейшем будет лишь углубляться и совершенствоваться без каких-либо принципиальных изменений. Все более приобретая вневременной и внепространственный характер, византийское искусство заменяет реальное трехмерное пространство золотым фоном, который выполняет также важную эстетическую функцию — он как бы отгораживает отвлеченное изображение от живой реальной действительности окружающего мира. Все большее значение приобретает канон, диктующий художникам выработанную в богословских спорах форму, подчиняя индивидуальность традиции и церковному авторитету.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.