Здавалка
Главная | Обратная связь

Иконы – истоки и философия



В искусстве христианского мира, в его символике важная роль принадлежит иконе. Известно, что самые ранние из сохранившихся икон относятся к VI в. Истоки этого вида живописи исследователи видят в позднеантичном ритуальном портрете (фаюомском). Заупокойные живописные портреты, исполненные на деревянных досках в технике энкаустики и восковой темперы, были найдены в оазисе Файюм в Египте в 1887 г. Икона -- это всегда максимальное приближение к «божественному прототипу», и в этом заключается основной смысл ее существования. Икона является, с одной стороны, преградой между физическим миром и миром духовным, а с другой — обеспечивает непосредственную связь этих миров.

Выделяют три основных типа икон VI—VII ins.

Первый характеризуется большим влиянием эллинистического портрета. Классические основы выражаются в естественных позах, античных пропорциях, живых, интеллектуально трактуемых ликах, в богатой живописной поверхности со множеством оттенков. Все это естественно сочетается с высочайшей одухотворенностью образов («Апостол Петр», «Христос». «Богоматерь между Св. Федором и Св. Георгием»: все из монастыря Св. Екатерины на Синае).

Второй тип иконной живописи этого времени можно видеть в иконе «Сергий и Вакх» (Киевский музей). Облики святых подчеркнуто восточного типа, их отличает строгий аскетизм, напряженность и сочетание неподвижной симметрии с внутренней напряженностью всего строя композиции.

К третьей группе ранних византийских икон относятся произведения, представляющие собой образцы коптского искусства («Епископ Авраам», Берлин), а также связанные с Сирией и Палестиной («Рождество» и «Крещение» из ГМИИ им. А. С. Пушкина). Их отличает застывшая симметрия композиции, активная обводка контуров, яркая цветовая гамма, как бы «раскрашивающая» поверхность.

Период иконоборчества

Следующий крупный этап в развитии культуры Византии (середина VI! — начало XIII в.) характеризуется высокой степенью нестабильности и тревоги в общественной и духовной атмосфере страны. Борьба с ересями, иконоборчество, соперничество гражданской и поенной знати, столкновения с крестоносцами, натиск турок-сельджуков — вот те факторы, которые обусловили направление развития византийской культуры в этот период.

Стремление к централизации и укреплению императорской власти, утвержден не примата светской власти над духовной, борьба провинциальной и столичной знати за политическое влияние вылились в мощное социально-политическое и религиозное движение, получившее название иконоборчества (VIII — первая половина IX в.). Основной целью иконоборчества стал разгром оппозиционного духовенства, сопровождавшийся конфискацией его богатств, уничтожением икон и мощей, которые служили объектами поклонения, закрытием и разрушением многих монастырей. Столетний период иконоборчества становится ареной действия парадоксов, в основе которых, с одной стороны, — остановка развития религиозного изобразительного искусства, а с другой — формирование всеобъемлющей теории образа, проблема которого уже была осознана в более ранний период, по становится центральной именно во времена запрета антропоморфных изображений.

Философско-эстетические аспекты противостояния, получившего название иконоборчества, заключались в следующем. Как пишет В. Н. Лазарев, «...в основе деятельности иконоборцев лежали самые благородные намерения. Они хотели очистить культ от грубого фетишизма, хотели сохранить за божеством его возвышенную духовность. Изображение божества казалось им профанацией лучших религиозных чувств»1. Иконоборцы, опираясь на библейскую идею непостижимости божества и прямое указание: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли» (Втор., 5, 8), отрицали прежде всего антропоморфные изображения Христа. «Кто же в состоянии изобразить мертвыми и бездушными красками и тенями сверкающий сияющими лучами блеск славы и достоинства Его, — изобразить Его таким, каков Он есть?» — писал Евсевий Памфил.

Однако дальнейшая борьба между фемной (провинциальной) знатью и столичной бюрократией утрачивает свою остроту к середине IX в.. так как грозит ослаблением позиций всего господствующего класса. Восстание Фомы Славянина (821-825 гг.) отрезвляюще подействовало на погрязшую в междоусобицах знать, и иконопочитание было торжественно восстановлено. Победил курс на централизацию власти.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.