Здавалка
Главная | Обратная связь

Канон и развитие изобразительного искусства



На дальнейшее развитие художественной жизни Византии, а также на развитие ее традиций в последующие века повлияло окончательное сложение канона в изобразительном искусстве, которое было активизировано борьбой за иконопочитание. Так, к XI в. складывается архитектурный канон, основными факторами которого становятся космический, топографический и временной.

Согласно христианским представлениям, храм был символом неба и земли, рая и ада. Этим определялось и само расположение здания — алтарь обязательно располагался в восточной части, обращенной туда, где по христианскому представлению был расположен центр земли, — Иерусалим с горой Голгофой, местом распятия Христа; крещальня как символ прихода в христианство располагалась на западе, все росписи размещались таким образом, что чем значительнее был смысл изображения, тем выше оно должно было помещаться в церковном здании. Каждая часть храма должна была напоминать о том или ином конкретном месте в Палестине, где происходили события, связанные с жизнью Христа. Циркулярный ритм, возникающий в подкупольном пространстве, отражал представления о цикличности времени и обозначал три пространственные зоны, по которым располагались сюжетные композиции. Так, в куполе обычно находилось изображение Христа Пантократора (Вседержителя), а в церковной абсиде, символизирующей собой Вифлеемскую пещеру - место рождения Христа, — изображали Богоматерь. В верхних частях стен храма располагались эпизоды из жизни Христа, куда в обязательном порядке включались изображения двенадцати праздников. В нижнем ряду размещались отдельно слоящие фигуры святых, апостолов, пророков. Наиболее почетное место — поблизости от алтаря — отводилось святым, которым был посвящен храм и патронам заказчиков.

Среди больших циклов монументальной живописи XI в. выделяются мозаичные и фресковые композиции главного храма монастыря Хосиос Лукас в Фокиде. Яркие краски, напоминающие сочетания цветов перегородчатой эмали, внутреннее напряжение ликов с подчеркнуто большими глазами, некоторая скованность движений, фронтальные позы — все это говорит о том, что здесь работали мастера из восточных провинций империи. Еще более напряженные цветовые соотношения, стремительность в движении, весомость и напряженность, подчеркнутая широким черным контуром, отличает фигуры мозаичных композиций в храме, основанном Константином IX Мономахом (1042-1055) в монастыре Неа Мони на Хиосе.

В противоположность этим монументальным циклам, маленький храм Дафнu под Афинами демонстрирует зрителям истинную аристократическую элегантность, присущую столичной культуре того времени. Известно, что здесь работали мозаичисты из Константинополя. Композиции храма Дафни как бы наполнены-воздухом, все фигуры изображены в свободном движении, подчеркнутом мягкими складками одежды. Пропорции изящны и своей спокойной естественностью вызывают в памяти античные фигуры.

Византия и Русь

В XI —XII вв. развиваются культурные связи Византии с Русью. Русские князья, стремясь упрочить свое влияние и поднять авторитет, приглашают византийских мастеров для строительства и украшения храмов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.