Здавалка
Главная | Обратная связь

Типологический метод.



Методы изучения книги.

Метод – совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения (познания) действительности. Каждый из них имеет свои специфические особенности.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

Исторический метод– традиционный н. метод, который применяется во всех общественных и естественных науках. Для реконструкции прошлого книги и для выяснения истоков и корней сегодняшних процессов. Используется не только при изучении издательский серий, но и при анализе возникновения и деятельности любых издательств, видов изданий: ист.н.изданий, ист.уч.книги, энциклопедических/справочных изданий и т.д. монографическое исследование книг 19 в. первым предприняд М.Н. Кучаев – жанр историчко-книговедческого исследования, - вопросы: «книга и масса», книга и автор, книга и рынок, книга и общество и государство, книга и техника, книга и искусство» и т.д.. исторический метод и для воссоздания издательской истории т/и литературного/научного произведения.

Сравнительно-исторический метод – критерий для реконструкции прошлого книги, связан с развитием культуры, экономики, техники, промышленности (А.А. Говоров). Является частным случаем общего ист.метода (выше), о нём стоит говорить, когда действительно необходимо сравнение явлений/объектов, - анализ изданий одного произведения на протяжении длительного периода времени, что даёт возможность сделать выводы культурологического характера.

Сравнительный анализ –не всегда исторический. Для сравнения изданий по целевому назначению одного произведения. Он обрастает специальными литературоведческими, искусствоведческими и собственно книговедческими методами. Позволяет особенно чётко проследить зависимость всех параметров: структура издания и его аппарата, - от целевого назначения, до его общественной функции.

Функциональный методможет быть направлен на исследование социальных ролей участников процесса создания, тиражирования, распр. и общественного потребления книги. А.И.Рейтблатвыделяет краткую характеристику след.соц.ролей:

Писатель – в развитой лит.системе – профессионал, живёт литературным трудом.

Издатель – переводит рукопись в печатный вид и тиражирующий её для прибыли

Книгопродавец – доводит книгу до читателя.

Читатель – чел. литературно социализированный, владеющий нормами, стандартами, условностями литературной культуры.

Библиотекарь – организатор коллективного пользования книгой, посредник к читателю.

Критик – тож посредник, вписывает в лит. Поле новые произведения и указывает их место в литературной карте.

Цензор- интересы государтсва, религии, морали в рамках лит-ры.

Преподаватель лит-ры - осуществляет литературную социализацию в школе, воспитывает читателей и их вкусы.

(отношения объектов, в котором изменение одного влечёт за собой изменение другого – философия, социология – роль, которую определенные социальный инст./процесс выполняет по отношению к целому) в книговедении направлен на исследование основных социальных ролей книги в культуре, человечества, нации и т.д. основная функция книги – коммуникативная – сохранение и передача информации во времени и пространстве, также материальное воплощение (в случае старинных изданий). Наглядна эта функция в факсимильных и репринтных изданиях – воспроизведение текста и изд.формы – издание становится определённым «текстом культуры». Коммуникативная функция книги должна изучаться и исследоваться в неразрывной связи с читателем(ями), их интересами и установками. Познавательно-эвристическая ф.с книгой от её возникновения до сего дня, - основной текст оснащают предисловиями, послесловиями, комментариями, таблицами и т.д., что повышает информативность. Этическая ф.– нравственная…не всегда бывает явной, порой латентная. Облик книги, атмосфера собрания воздействуют и на ум и на чувства человека, дисциплинируют личность, влияют на её мировосприятие. Эта функция важна, когда изучают/оценивают личное книж.собрание, ибо оно – отражение душевного состояния собирателя, следовательно, требует анализа личности… Эстетическая ф.изначально у всех рукописных книг, печатные (16-18 вв.) отражают художественные стили своего времени – произведения изо. и прикл. иск-ва. Сегодня на современном книжном рынке присутствует множество книг, эстетическая оценка который опускается до минусового значения.

НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЧЁТКИХ КРИТЕРИЕВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ, КОТОРЫЕ ДАВАЛИ БЫ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ КОРРЕКТНЫЙ АНАЛИЗ И ИЗМЕРИТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

В.И.Д.

Археология для истории книги предоставляет сведения о грамотности населения, обеспечения его книгами (останки застежек, переплетов, деталей печатного оборудования)

Геральдика, изучающая гербы, родовые знаки, дает возможность атрибутировать издания

Нумизматика и сфрагистика (наука о печатях) предоставляют сведения о датах жизни, царствования, деятельности лиц, участвовавших в книгоиздании, уровне цен, различных событиях.

Археография – наука о местах хранения, о методах публикации исторических документов, письменных памятников.

Кодикология – исследует форму книги и ее содержание. В 19-20 веках понималась как наука о рукописях. Теперь же под кодикологией понимается все, что связано с формой, содержанием, типологией книги.

Также важна палеография – наука о книжном письме, почерках, материалах

Эпиграфика – наука об отдельных надписях, маргиналистика – о заметках. Записях и знаках на полях, текстология – изучает рукописи с целью их критической проверки и воспроизведения документов и письменных источников. Текстология очень важна для современного книгоиздания )редактирование и реконструкция исторических текстов).

Важна хронология для датировки книжного издания. Есть астрономическая – о летоисчислениях и историческая – определяет даты событий и процесов.

Наиболее серьезные проблемы серьезные задачи решаются хронологией в связи с разработкой исторической периодизации. Это деление исторических периодов на этапы, периоды, эпохи. При этом важно определить критерии деления.В эпохи феодально – монархических порядков периодизация проводилась по царствованиям. Это поощрялось, потому что идеологически укрепляло правящий строй

А в советское время периодизация истории проводилась в соответствии с партийными съездами.

Периодизация истории книги остается одной из самых сложный проблем. В последние годывсе чаще книговеды склоняются к мысли о создании новой периодизации мировой истории книги. Вопрос состоит в том, чтобы определить основные критерии

СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД:появился в 18 веке, когда Министерство просвещения собирали данные о выходе книг, обязательных экземпляров. В 1805 г. вышел «Обзор русской книги за пять лет». старались вести статистику ежегодно и формировать Императорскую книжную библиотеку (библиотека Академии наук на основе собранных книг Петра I, 1712 г.). Все частные предприниматели посылали свои книги в академические библиотеки.

Статистика отслеживает: издания, продажу, использование, государственную статистику печати, поток издаваемой литературы.

Сегодняшние издательства не очень стремятся, что бы их книга попала в Государственное хранение (32 экземпляра отсылают в Книжную палату: «Закон об обязательном экземпляре»). Книжная палата – собранные книги, поступившие на вечное хранение + газеты, которые печатаются на особо прочной бумаге.

«Ежегодник книги, нотных и картографических изоизданий» - фиксируется вышедшие книги и т.д. (весь поток), по нему можно выявить динамику.

Статистика продаж – можно дать данные издательству.

Международная статистика «Указатель в обрасти науки» - указатель цитирования в науке (в крупнейших библиотеках).

Библиометрия – статистика, возникшая во Франции. В России является прикладный материалом.

В исследование вводятся как экономические данные (товарооборот, цены, общие хозяйственные показатели), так и социологические (демография населения, культурный и экономический уровень, этносостав) и книговедческие (объем книгоиздания, типы, тематика книг). Метод статистических группировок имеет своим предметом количественные показатели, которые рассматриваются как исторический факт, а их статистическо-математическая обработка дает основание для выводов о качестве процесса.

Типологический метод.

«что за тематика?» - период анализа потоков (отрасли, дисциплины). Преобладание – аналитико-тематический.

«какие типы изданий?» - структурно-типологический.

Типология – классификация предметов и явлении по каким-либо явлениям. Область логического деления. Логическое деление – выбор признака, по которому группируем издания или отвергаем. Основное – целевое назначение издания. Это диктует построение, использование, целевое назначение (для чего?), читательская аудитория (для кого?).

При совмещении 2-х типов анализов откроется точная картина. В основе будет статистика печати.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.