Здавалка
Главная | Обратная связь

Европа в 18в. Европейское просвещение и рационализм.



Хронологические рамки определены столетием между Английской Буржуазной революцией (1689) и Великой Французской революцией (1789). Век просвещения. Просветительская идеология и культура не стояли особняком, их истоки в предшествующих – в предшествующих веках.

Социально-экономические предпосылки: кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе (XIV в.).

Политические предпосылки: деизм (учение о боге как о творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному ходу событий), появление механического материализма, в основе которого познание мира с помощью научных знаний.

Европейское просвещение – широкое идейное и общественно-культурное движение, которое заключалось в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Специфику содержания просвещения характеризуют два момента:

· Социальный и нравственный идеал, то есть то, к чему стремились просветители: деятели просвещения желали утвердить «царство разума», в котором люди были бы совершенными во всех отношения, где бы восторжествовала гармония интересов свободного индивида и справедливого общества.

Истоками идеологии просвещения являлись античная философия и философия ренессанса. Приоритет в формировании просветительской идеологии принадлежал Англии. Специфика:

· лояльность по отношению к церкви и государству, так как уже к началу XVII века в Англии существовала парламентская монархия, следовательно, демократическая борьба политических течений и партий, а церковь проводила гибкую религиозную политику (не выступала в оппозиции просвещения, а наоборот поддерживала лозунги);

· именно в Англии родился прагматизм (философия выгоды), который в качестве своего культа выбрал деньги. Идеологом английского просвещения стал Джон Локк (1632-1704), главное сочинение – "Опыт о человеческом разумении", где он говорит о неотчуждаемых правах: жизнь, свобода, собственность.

Франция. Просветительская идеология играла особую роль, так как явилась гегемоном духовной жизни всей Европы в XVIII веке (французскому образцу подражали все европейские государства).

Специфика:

· антифеодализм и антиабсолютизм, следовательно, политический радикализм + оппозиционность существующему строю.

Идеологи: Монтескьё (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1712-1784). Французские просветители идеализируют прошлое (республиканский строй античности), наиболее радикальная форма – руссоизм (проповедь атеизма) – подчинение личности общественным целям и отказ от различных форм государственности, воспитания человека будущего.

Германия.

Специфика:

· существование католического просвещения. Если во всех остальных странах тот, кто боролся с церковью, тот выходил из нее, то в Германии каждый желающий стремился исправить ее изнутри по принципу: кто сильно любит, тот сильно бьет.

Э. Кант (1724-1804) – философ, ученый. Своей философией Кант подвел итоги теоретическим исканиям эпохи просвещения. Основная работа – «Критика чистого разума». В этой работе он сформулировал три знаменитых вопроса, которые, по его мнению, исчерпывают все духовные проблемы человека:

1. Что я могу знать? (метафизика).

2. Что я должен делать? (мораль).

3. На что я могу надеяться? (религия).

Кант сравнивал себя с Коперником по важности своего открытия в философии, он открыл активность нашего сознания «наш рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей, так, например, человек, надевший синие очки, все видит в синем цвете, разница лишь в том, что очки можно снять, а форму нашего мышления, логику утратить нельзя». Все новое рождается в нашем подсознании, учение о рассудке – аналитика, учение о разуме – диалектика. Рассудок изучает чувственный мир, разум изучает идеи. Идеи, воплощаясь в мир, становятся противоречивыми – антиномии, то есть исключающие друг друга. Например, тезис: все в мире состоит из простого, антитезис: нет ничего простого, все сложное. НО противоречия присущи не миру самому по себе, а нашему сознанию. Знания, считает Кант, только тогда ценные, когда помогают стать человеку человечнее. Суть веры – не рассуждать о боге, а быть просто добрыми. Мораль – способ распознания добра и зла. Совесть – способность самоконтроля. Две вещи удивляют Канта в мире: он сам и звездное небо над головой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.