Здавалка
Главная | Обратная связь

Право старшинства в христианстве и исламе



Право старшинства .зафиксировано во многих религиях, В христианстве авторитет старшинства выражен в виде наделения родителей правом благословения «чад своих». Наиболее древнее из упоминаний о родительском благословении — в Книге Бытия (9 глава). Непреклонность исполнения родительской воли дегьми подтверждена и в Моисеевом законодательстве (XIII в. до Р. X.) и в книгах царя Соломона (X в. до Р. X.). История христианства проходит под знаком благословения, данного Отцом Небесным Своему Сыну, — благословения на искупление человеческого рода от власти греха, благословения, которое Сын Божий исполнил, "быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8), В Старом Завете говорится; .'Почитай отца своего и мать свою... Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исход Бытие 2, 3, 6), «Кто будет1 злословить отца своего или мать свою, то будет предан смерти», а в случае непослушания сына «то отец и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам... Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти...» (Левит 18-20). Эту же мысль воспроизводит и Новый Завет: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ийо сего требует справедливость» (Послание к Ефесянам святого апостола Павла 5, 6.).

\215\

Идея старшинства в христианстве реализована и в институте сгарчест-ва. Первоначально старческое служение возникло в монашеской среде, «старцами» считались иноки, обладавшие особыми духовными дарованиями, особым промыслом Божьим. Если в древнерусской Церкви слово «старец» относилось к любому пожилому иноку, то в монастырях была категория иноков, называвшихся «соборными старцами», которые составляли орган соборного управления монастырем. «Двойная система управления посредством игумена и соборных старцев создавала равновесие в монастыре: с одной стороны, устанавливалось единоначалие, с другой — сохранялся основной [[рш-щмп церковной жизни— соборность» (Рома-ненко 2002: 102).

Впоследствии «старец» становится не простым иноческим наставником, но голосом свыше, посредником, изрекающим Божию волю. Порой старец даже отождествляется с Господом: «В своем пророческом служении, которое всецело вдохновляется Богом, старец сообщает ученику божественную волю. Как посредник в сообщении божественной волк, старец счичается продолжателем дела самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх. 4:13)» (Иеродиакон Николай Сахаров 2001: 84-112). Можно вспомнить старца Зосиму из «Братьев Карамазовых» Достоевского, олицетворяющего собой посредника, несущего святую благость на землю.

Сегодня слово «старец» — это уже не старший и даже не старый. Оно наполнилось новым смыслом. Старец — это «прозорливец», «чудотворец», «пророк», а в среде малоцерковных людей — «гуру»,'«волшебник», «маг», «кудесник» (в чем заключается несправедливость...). Иными словами, в религиозном сознании действует тот же механизм, о котором шла речь выше, а именно: возникающая новая иерархия и новые значения маркируются, тем не менее, в рамках возрастных координат.

В догматах ислама отсутствует аналогичный институт «старчества». Извеа но, что Пророк выступал против культа предков, за что "подвергался различным оскорблениям... Особенное возмущение вызывали слова Мухаммада, что все языческие предки, отцы и деды будут гореть в адском огне» (Ранний ислам 1994).

В тоже время в исламе хорошее отношение и почтительность к родителям занимает место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему. Например, в суре «аль-Бакара», айят 83, сказано: «Вот Мы заключили с сынами Израиля завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям...» Несколько айятов Священного Корана определяют для мусульман права родителей, предписывают детям уважительное отношение к родителям. В суре «аль-Исра'», айят 24 предписывается молиться о благополучии родителей. Родители вправе наследовать своим ушедшим из жизни детям. Аллах в суре «Лукман», айят 15, требует от мусульман быть по-

\216\

корными детьми в любом случае, за исключением тех обстоятельств, когда родители требуют поступать вопреки законам Аллаха (Торкамани 2009). Непочтительное отношение к родителям и непослушание им считается тяжким грехом.

В тоже время у ряда мусульманских народов законы Корана сочетаются с элементами «культа предков». Это относится, например, к Северному Кавказу, где проживающие там этнические группы продолжают наряду с Аллахом поклоняться и своим родовым предкам: «Арабских боевиков-ваххабитов до глубины души потрясали рассуждения чеченцев о том, что Аллах сказал по нашему закону, Аллах говорил делать то, чему учили нас предки, законы Аллаха не противоречат нашим законам» (Благоволин 2009).

Трепетное отношение представителей традиционных религий к авторитету возраста проявилось, в частности, в их активном противостоянии попыткам российских политиков и общественных деятелей либерального толка инициировать внедрение в стране института ювенальной юстиции, в котором они усматривают угрозу традиционным семейным ценностям, в особенности посягательство на права родителей «воспитывать детей в согласии со своими убеждениями и естественной ответственностью родителя за воспитание ребенка».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.