Здавалка
Главная | Обратная связь

Обычно-правовые аспекты возраста в субкультурах



Здесь отношение между их адептами также маркировано в рамках парадигмы старший — младший, где первые имеют преимущественные права, включая право на насилие по отношению ко вторым. Причем последнее признается как «насильниками», так и «жертвами». В качестве примера

\236\

приведу английские публичные школы, в которых старшеклассники активно применяют по отношению к младшим различные насильственные действия, включая телесные наказания, хотя основной контингент этих школ составляют дети, принадлежащие к семьям английской аристократии. Они считают, что подобные практики освящены авторитетом предков (предшествующих поколений).

В этой же связи стоит вспомнить наш армейский институт «дедовщины». Он в чем-то воспроизводит упомянутый выше архаический институт возрастных классов, с четким распределением прав и обязанностей по социально-возрастному принципу, где старшие занимают преимущественное положение. Чинимое «дедами» насилие воспринимается в качестве «отеческой заботы», что помогает «молодежи (салагам)» успешно преодолевать «все тяготы и лишения воинской службы». Иерархия, построенная на социально-возрастном принципе, присутствует также в криминальной субкультуре (паханы мужики), у хиппи (опоовые — пионеры) (см. гл. 1).

Ярко обычно-правовые аспекты возраста проявляются в детском поведении (детской субкультуре), в частности, при установлении иерархических отношений в любом детско-юношеском коллективе. В традиционном обществе, по наблюдению очевидца, все требовали подчинения от тех, кто моложе: «Маленький мальчик почитал старшего мальчика, последний своего старшего брата...» (Брайант: 127). Главный критерий старшинства здесь — биологический возраст. Многие, наверно, хорошо помнят, что появление ранее, чем у сверстников признаков полового созревания служило достаточным основанием для повышения статуса в группе. И действительно, такой человек обретал авторитет, так как признаки старшинства, что называется, были налицо.

Биологический возраст также служит главным аргументом при отстаивании ребенком своих «прав» перед родителями, связанных с посещением развлекательных учреждений, вступления в интимные отношения и т. д. Действительно, очень длительная социализация, которая имеет место сегодня, определила огромный разрыв между биологическим и социальным возрастами. Индивиды, будучи взрослыми в биологическом смысле, долго остаются детьми в социальном отношении. По-эюму, им трудно понять, почему им запрещено делать то, к чему они функционально готовы: развлечься в ночном клубе или вступить в интимную связь. Словом, в «отстаивании своих права» они ориентируются па свой биологический возраст, тем самым бессознательно воспроизводя поведение человека далекого прошлого, для которого, как мы помним, оба возраста практически совпадали.

Итак, мы установили, что первая иерархия, закреплявшая различные права и обязанности между людьми, возникла на основе возраста. Она сложилась естественным путем, устранив тем самым психобиологический конфликт между старшими и младшими, что обеспечило жизнеспособ-

\237\

носгь первичного социума. В результате старшие получили идейно-правовое преимущество, которое гарантировало передачу социокультурной информации от поколения к поколению.

В современном обществе пропали основания, породившие некогда авторитет и преимущественные права старших. Теперь все чаше происходит наоборот, когда старшие учатся у молодых. Поэтому на Западе возникла проблема *эйджизма», т. е. дискриминации по возрасту: пожилых людей не принимают на работу, они первые претенденты на увольнение при сокращениях и т.д. Поэтому права стариков стали заботой государства и правозащитных организаций. В 2002 году был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения с целью воспрепятствовать исключению стариков из социума.

В то же время на Востоке возраст сохраняет высокий статус, а преимущественные права старших находят отражение в официальных правовых актах. Обычно-правовые аспекты возраста отчетливо представлены и на «периферии» современного общества, в субкультурах и вообще в сфере повседневности. Например, нередко можно слышать, как старший требует преимуществ в самых различных ситуациях, ссылаясь на возраст: «ты можешь замолчать, когда старший говорит», «ты еще молодой, чтобы мне...» и т. д.

\238\







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.