Здавалка
Главная | Обратная связь

Появление «женского вопроса» и практика его решения



Борьба за равноправие полов является доминантой современного общественно-политического дискурса как в рамках национальных государств, так и на международном уровне. Речь, конечно же, идет о женском равноправии. Действительно, вся истории Цивилизации свидетельствует о том, ч го женщины никогда не обладали равными правами с мужской половиной человечества — в первую голову, политическими правами, но не только. Уже в античных демократиях (Древней Греции и Риме) "власть народа» была исключительно мужской. Лишь с принятием «(Декларации независимости» (США) и «Декларации прав человека и гражданина» (Франция) начинается и движение в сторону пересмотра •^женского вопроса».

Действительно, принятие указанных деклараций подразумевало наделение «правами и свободами» только мужчин. Когда же француженка Олимпия де Гуж, считающаяся основательницей феминизма, опубликовала «Декларацию прав женщины и гражданки» (1791), в которой поднимала вопросы социальных, гражданских прав и свобод женщин, то была приговорена к смертной казни. (Gerhard 21-22 / 96: 7). В США подобный отклик на «Декларацию независимости» появился в 1848 году («Декларация чувств») (Поленина, 2000). Но лишь в XX столетии государства Запада стали наделять женщин избирательными правами: француженки добились их в 1944 году, т. е. через 150 лет после Великой Французской революции, американки — в 1920-м.

Неудивительно, что эта тема получила особое развитие у «левых», у которых понятие "равенство» включает в себя не только равенство сословий, но и полов. В России политическое и гражданское равенство женщин с мужчинами было закреплено первой советской конституцией (1918 г.), где подчеркивалось, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане» (ст. 64). Конституция 1936 года провозгласила равноправие женщины с мужчиной во всех областях жизни: хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической, оно гарантировалось равным правом на труд, его оплату, отдых, образование, государственной охраной интересов матери и ребенка и льготами в связи с материнством. Конечно, многие положения Конституций реально не выполнялись, однако они дали мощный толчок к правотворчеству в данном направлении по всему миру.

\239\

В 1948 году ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой (ст. 2) провозглашалось, что всеми указанными справами и всеми свободами» обладает любой человек, без какого либо различия не только в отношении расы, цвета кожи, ячыка и т.д., но и пола. Это же положение было закреплено Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 |.).

Тем не менее даже в «цивилизованных» странах движение к сторону равноправия шло чрезвычайно медленно. Например, в ряде Скандинавских стран вплоть до 70-х годов XX века термин «кормилец» отождествлялся в законах и правоприменительной практике только с лицом мужского пола. В Швейцарии лишь в 1968 году женщины получили избирательные права. Для придания динамики этому процессу в 1967 году ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979-м — Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Здесь (ст. 1) понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение прав и свобод по признаку пола. Однако и это не изменило кардинальным образом реальное положение дел. Поэтому в 1985 году Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, Кения) по-новому определила понятие «равенство полов», которое стало рассматриваться не просто как атрибут права, то есть ликвидация дискриминации de jure, но и de facto, А в 1993 году была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. В ней государства-члены ООН обязались включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и принимаемых по его искоренению мерах. Но уже в 1995 году в документах IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин) констатировалось значительное ухудшение дел и данном вопросе во всем мире (Поленика 2000).

Словом, во-первых, человечество озаботилось «женским вопросом» сравнительно недавно, а именно в результате капиталистической трансформации западного общества, и, во-вторых, в процессе его разрешения возникают почти непреодолимые трудности. В чем первопричина исторически сложившегося неравноправия между полами, которое на протяжении многовекового существования человечества воспринималось как естественное? И почему, казалось бы, столь явная несправедливость, понятная современному образованному человеку, оказывается столь живучей, несмотря на принимаемые правовые акты, призванные с ней покончить?

Чтобы разобраться в этих вопросах, предпримем небольшой исторический экскурс.

\240\







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.