Здавалка
Главная | Обратная связь

От чего зависит колорит



Сто лет назад Ф. Ф. Петрушевский разъяснил,
что колорит картины — результат многих причин.
Причины, от которых зависит ощущение колорита,
можно разделить на две группы: объективные
и
субъективные. К первым относится наличие тех
или иных красящих веществ на палитре художни-
ка, характер световых излучений в природе в той
или иной местности в разное время суток и при
разной погоде, в помещении или на воздухе.
К субъективным причинам следует отнести, в ос-
новном, причины, связанные с состоянием зритель-
ного анализатора, а именно: здоров ли глаз, обла-


дает ли он нормальным цветоощущением, если есть
нарушения цветоощущения, то каковы они — врож-
денные или приобретенные.

Нечувствительность к тому или иному светово-
му излучению (цвету) не такое уж редкое явление.
Еще П. П. Чистяков задавал вопрос, отчего каж-
дый художник дает свой оттенок в колорите?

У человека может быть полное отсутствие цве-
тоощущения (врожденное), часто встречается не-
чувствительность к красному (дальтонизм) или к
зеленому. Может быть ослабленная чувствитель-
ность к сине-фиолетовой части спектра, встречают-
ся и другие виды частичной цветовой слепоты.
Английский ученый Джон Дальтон (1766—1844)
признавался, что он считает голубыми розу, фиал-
ку и многие виды гераниума, а пятно обыкновен-
ных чернил на бумаге представляет для него такой
же цвет, как и лицо особы с цветущим здоровьем.
Пятно крови казалось ему похожим на темнозеле-
ное бутылочное стекло. Чулки, забрызганные крас-
ной краской или испачканные грязью, казались ему
одного и того же цвета, а красные ягоды или виш-
ни— такого же цвета, как и листья. Великий Гёте,
неутомимый натуралист и художник, более 20 лет
своей жизни посвятил изучению цвета. По его
просьбе был написан в виде опыта пейзаж без
всякого употребления голубой краски, так как она
была заменена красной. Зрители, нечувствительные
к красному цвету, не находили колорит этого пей-
зажа неестественным.

Еще в конце прошлого века Ф. Ф. Петрушев-
ский задавался вопросом, не происходит ли раз-
личие колорита картин разных художников от не-
одинаковости цветовых ощущений у их авторов.
И. Е. Репин описывал, что художники-передвижни-
ки использовали прибор для измерения чувстви-
тельности глаза к тонким нюансам цветовых тонов,
изобретенный Д. И. Менделеевым и Ф. Ф. Петру-
шевским. Оказалось, что А. И. Куинджи побил
рекорд чувствительности до идеальных точностей,
а у некоторых художников чувствительность отсут-
ствовала вообще.

В прошлом, когда способов проверки цветоощу-
щения не существовало, человек мог прожить всю
жизнь, не замечая, что он ощущает цвет не так,
как все. В наше время, когда деятельность челове-
ка связана с транспортными средствами, с необхо-
димостью точно распознавать цвета, без проверки
цветоощущения обойтись нельзя. Для этой цели
лучшими считаются «Полихроматические таблицы


для исследования цветоощущения», разработанные
профессором Е. Б. Рабкиным, которыми снабжены
сейчас все кабинеты глазных болезней поликлиник.

Е. Б. Рабкину как-то встретилось восторженное
описание у французского живописца Э. Фроманте-
на (1820—1876) картины средневекового фламанд-
ского художника Генриха де Блеса «Искушение
святого Антония». Фромантен объявил необычные
краски картины новым словом в живописи, а де
Блеса — предвестником импрессионизма. Рабкин
показывает своему пациенту-художнику черпо-бе-
лую репродукцию с картины де Блеса и просит сде-
лать цветную в манере той эпохи и школы. Паци-
ент-художник был протапоп. Он принес картину,
которая по цвету абсолютно совпала с описанием
Фромантена. «Новатор» был развенчан.

Пятидесятилетний художник-педагог, если у
него хрусталик уже пожелтевший, увидит натуру в
ином колорите, нежели его двадцатилетний ученик.
П. П. Чистяков никогда не брал в руки кисть, что-
бы поправить этюд своему ученику. Когда И. Е. Ре-
пин реставрировал повреждения картины «Иван
Грозный», Грабарю пришлось на второй день
смыть записи автора и реставрировать картину за-
ново. Краски Репина «выпадали» из колорита кар-
тины, они были сине-фиолетовые.

Помутнение роговицы или внутриглазной жид-
кости, повышение внутриглазного давления, недо-
статок в организме человека витамина «А» — все
это может приводить к ослаблению или наруше-
нию цветоощущения. Если признать данные иссле-
дований нарушения цветоощущения правильными,
то на один миллиард людей 80 миллионов страда-
ют различными нарушениями цветоощущения. К со-
жалению, никто не проверял, сколько художников
с нарушением цветоощущения в секции живописи
Союза художников СССР, сколько их заседает в
художественных советах и сколько искусствоведов,
пишущих о живописи, ощущают колорит «несколь-
ко по-иному».

Задуманный колорит — это высшая форма ко-
лоризма, когда художник для выражения своей
идеи сочиняет, строит, компонует колорит, заранее
планируя и предвидя его воздействие на зрителя.
По натуре нужно только проверить верность ощу-
щения, но не пытаться «скопировать» ее. Гёте гово-
рил, что гармонию надо искать в человеческом
глазе, а Н. П. Крымов утверждал, что все искус-
ство у живописца в глазах.

Учить ощущать цвета нет надобности, так как



это происходит само собою, если глаз здоров.
Учить правильно ощущать цвета людей с нарушен-
ным цветоощущением — дело бесполезное. Нужно
учить правильно смотреть на натуру, ставить глаз,
вырабатывать суждение о тех ощущениях, которые
возникают от действия световых волн на сетчатку.

Добрая традиция

Мой учитель живописи М. Л. Вольштейн, за-
мечательный художник и педагог, постоянно твер-
дил своим ученикам о необходимости сохранять
первое впечатление. Позже мне стало известно,
что это одно из основных положений системы
П. П. Чистякова. М. Л. Вольштейн учился в Киеве
у А. А. Шовкупенко, замечательного колориста.
А кто же был учителем А. А. Шовкупенко? В Одес-
се он учился у К. К. Констанди, ученика Чистяко-
ва, а в Петербурге — у В. Е. Савинского, одного
из лучших учеников Чистякова, в совершенстве
усвоившего систему своего учителя. Каждое вос-
кресенье вся группа Савинского совершала поезд-
ку к Чистякову, где шли беседы с ним. Так добрая
традиция дошла до наших дней. Целая плеяда
украинских художников, учеников Шовкупенко,
продолжают традиции высокого колоризма в живо-
писи.

Искусство живописи в XIX в. достигло своих
вершин в Европе в творчестве Ван Гога, Матисса,
Сезанна, Гогена. В России были В. И. Суриков,
В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровий,
В. Э. Борисов-Мусатов. Творчество и Э. Грабаря,
К. Ф. Юона, М. В. Нестерова, М. С. Сарьяна,
Н. Д. Кузнецова, Н. Л. Крымова и многих дру-
гих — свидетельство животворного потока, идуще-
го к нашим дням. Достижения советских художни-
ков всех республик в области колорита еще не
нашли должной оценки в наших искусствоведче-
ских трудах.

Ван Гог считал, что художником будущего мо-
жет стать лишь невиданный еще колорист. Чтобы
подготовить такого колориста, нужна совершенней-
шая художественно-педагогическая система. Созда-
нию такой системы должны помочь хорошо разра-
ботанная теория живописи и колорита.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.