Здавалка
Главная | Обратная связь

Ян Амос Каменский (1592—1670)




Вся жизнь Федора Власовича Ковалева (1919—
1988), художника-живописца и искусствоведа, бы-
ла посвящена живописи и работе над теорией
живописи. Много лет он собирал и обдумывал ма-
териал, экспериментировал, делая записи, читал
лекции, и все никак не решался начать писать кни-
гу— мешала огромная требовательность к себе.
И стоило большого труда убедить его оформить
уже то, что вызрело, ибо наука, как я писал ему
многократно, не имеет дна. Работал он над этой
книгой долго и мучительно. Достаточно сказать,
что переделывал он ее семь раз.

Ф. В. Ковалев—Г. С. Рахутину: Ян Амос Ко-
менский придал мне стойкость и уверенность, вер-
нее
убежденность в том, что я верно делаю,
дорабатывая рукопись, уточняя, добавляя, выбра-
сывая и т. д. Работаю над
1-й главой. Накопилось
много нового материала, придумал очень простые
способы нахождения линии золотого сечения на
картине и пропорций золотого ряда без вычисле-
ний. Художники ведь многие и таблицу умножения
забыли!...

Путь к рождению Федора Власовича как автора
книги «Золотое сечение в живописи» был нелегок.
Художественное образование Федор Власович по-
лучил в Ворошиловграде и Ленинграде. В 1955 г.
он закончил Ленинградский институт им. И. Е. Ре-
пина Академии художеств СССР. Творческую дея-
тельность Ф. В. Ковалев начал в период Великой
Отечественной войны как корреспондент армейских
газет, где печатались его рисунки и статьи. С 1960 г.
он член Союза художников СССР.

Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: ...А сейчас ре-
шил оставить теорию в покое и месяца два заняться живописью. Я ведь по Союзу художников числюсь как живописец и должен дать на выставку


к 40-летию Победы хоть пару работ. Это как Ваши
лаборатории.

Федор Власович всегда активно участвовал в
областных и республиканских художественных вы-
ставках. Многие его работы приобретены колхоза-
ми, совхозами и шахтами для клубов и Дворцов
культуры, украшают коллекции частных лиц. Луч-
шие из них — это «Память народная» (1967),
«Праздник урожая» (1969), «Весна» (1977), «Сов-
хоз «Кременской» (1978), «Голубой разлив* (1982),
«Красные маки» (1980) и многие другие.

Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Закончу эту,
самую главную работу, а тогда буду живописать.
Надеюсь, что плохой живописи наделают и без
меня предостаточно, в газетах пишут, что уже и так
перепроизводство картин (в запасниках, в подва-
лах в Киеве лежит на 6 млн р. художественной
продукции, а в Москве на 30 млн, не знают, что с
ней и делать!).

Но это все интуитивная живопись. А я буду
делать живопись по золотому сечению...

Я уверен, что золотая пропорция и повторение
равных величин (простая пропорция)
основа
формообразования в природе и искусстве. Мало
изучали природу и искусство с этой точки.

Годами накопленный материал Федор Власович систематизировал в своей книге, над которой он работал в течение всей творческой жизни.

Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: 8 октября зво-
нил в издательство. Сказали, что моя работа вклю-
чена в тематический план на 1989 год...

Его удивительная скрупулезность, добросовест-
ность в подборе материала, тщательность работы
над текстом вызывают восхищение. Если он обна-
руживал более удачную иллюстрацию или находил
более удачную формулировку, то без колебания


 



 


принимался за новые правки. Так, когда под влия-
нием бесед с Федором Власовичем я обратил вни-
мание в Третьяковской галерее, что Христос и
Иоанн Креститель на картине А. Иванова распо-
ложены в золотых сечениях и написал ему об этом,
он в очередной раз внес правку в рукопись. И, ви-
димо, если бы не установленные сроки издания, он
вечно улучшал бы свой труд. Такова была натура
истинного ученого.

Ф. В. Ковалев —Г. С. Рахутину: Хочу пока за-
няться «причесыванием» своей рукописи; нужно
придать ей вид учебного пособия, выбросить вся-
кую шелуху. Да и нового материала у меня нако-
пилось много...

За это время значительно лучше и четче сфор-
мулировал положения об общей теории искусства:

содержание - форма,
о теории композиции в изобразительном искусстве
и о законах композиции...

Много приходится читать. Книги просто плывут
в руки и непрочитанных становится не меньше,
а больше.

Выдержки из писем Федора Власовича дают
некоторое представление о нем и о том, как он
трудился над рукописью будущей книги.

Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Сегодня я пи-
шу правду. Доработку рукописи в соответствии с
замечаниями рецензентов и своими желаниями за-
канчиваю. Осталось вычитать, может где-то что-то
выбросить, так как уже вчера заметил повторение
в одном месте, иллюстративный материал завер-
шить и ... снег растает, станет теплее
поеду в
Киев.

А там пусть будет то, что будет.

Особо хочется отметить, что Федор Власович
любил людей и очень хотел быть им нужным. Он
страстно желал помочь начинающим живописцам.


не щадил ни сил, ни здоровья, с огромной радо-
стью делился своими знаниями. В течение многих
лет он занимался педагогической работой, был
преподавателем и директором Ворошиловградскои
детской художественной школы, а затем и Воро-
шиловградского художественного училища. Не-
сколько лет подряд Федор Власович читал курс
лекций по золотому сечению в Киевском государ-
ственном художественном институте.

Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Лекции в Кие-
ве прошли хорошо... Чтение лекций подсказало, что
нужно сформулировать четче и яснее... Буду, как
Сократ, устно пропагандировать свою теорию.

Много сил и труда отдавал Федор Власович
общественной работе, был председателем правле-
ния Ворошиловградскои областной организации
Союза художников УССР, занимался пропагандой
художественных знаний среди населения и учащей-
ся молодежи, писал статьи о художниках Вороши-
ловградщины, выступал по радио и телевидению,
был бессменным руководителем теоретических се-
минаров среди коллег-художников в системе парт-
просвещения.

К великому сожалению Федор Власович не до-
жил до выхода в свет главного труда своей жизни
(так он сам писал о своей работе). Работал он над
ним долго и тщательно, и можно надеяться, что
книгу «Золотое сечение в живописи» ожидает дол-
гая жизнь и многие любители живописи с благо-
дарностью будут произносить имя Федора Власо-
вича Ковалева — замечательного человека, ученого
и живописца.

Г. С. Рахутин, д-р техн. наук,
Московский институт горного дела
им. А. А. Скочинского


Памятка живописца


Составленная из высказываний выдающихся лю-
дей весьма оригинальная памятка поможет буду-
щим живописцам правильно организовать свой
творческий процесс.

1. Искусства призваны выражать чувства эпо-
хи... Каждому из них нужна своя поэзия.

А. Довженко

2. Без идеи нет искусства. И. Крамской

3. Я все подчиняю идее... По сюжету и прием;
идея подчиняет себе технику.

П. Чистяков

4. Идейность и поэтичность не могут быть при-
внесены в картину извне. Они рождаются глубоким
чувством и духовностью автора.

Ф. Ковалев

5. Сначала — человек, а потом — художник; как
только человек морально падает, он ликвидирует
себя в искусстве.

М. Федоров

6. Сила художника в знании. Творчество без
знания — тля. Но... беда, если теория стала забегать
вперед практики, тогда живописи не будет.

П. Чистжов


7. Художник только тогда художник, когда он
неповторим.

Н. Неклюенко

8. Творчество там, где можно сказать — это мое.

К. Мельников

9. Не копировать природу, а интерпретировать.
Изображая выражать. Проверить все по натуре.

И. Репин

10. Оставить место воображению. Картину с на-
туры не напишешь.

И. Губский

11. Произведение должно в самом себе нести все
свое значение, так чтобы зритель воспринимал его
прежде, чем узнает сюжет.

А. Матисс

12. Живопись не скульптура. Ее язык — цвет.

П. Сезанн

13. Стать способным вести цвет путями разума.

А. Матисс

14. Я буду учиться до тех пор, пока буду ды-
шать.

Ци Байши








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.