Здавалка
Главная | Обратная связь

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт



Традиционная система записи

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?

  • Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.
  • В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.
  • Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Ментальные карты

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
  2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
  3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Пример

Эту карту я нарисовал, работая над идеями для дизайна настенных календарей на 2005 год. Чтобы посмотреть большую картинку, перейдите по ссылке, нажмите кнопку All Sizes (над картинкой) и выберите самый большой из доступных размеров.

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт

Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.

  1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
  2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
  4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
  5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
  6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
  7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :)
  8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.
  9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Философия

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках. И здесь очень к месту слова Мераба Мамардашвили:

«Мы попытаемся подойти к материалу так, чтобы в нем почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых собственно, он и возникает. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но тем не менее, они есть. И читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической ученостью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались. […] Лишь в этом случае, когда мы встречаемся с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для нас не элементом книжной учености, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста.»

Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Особое изящество идее придают параллели между организацией мышления посредством ментальных карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Как я уже сказал вначале, сфера эффективного применения майндмэппинга чрезвычайно широка. Это и планирование (например, дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в семейном кругу (Бьюзен очень интересно об этом рассказывает). Конечно, я не смогу здесь изложить ни всей книги (которую очень рекомендую), ни своего личного опыта. Скажу только, что майндмэппинг — это в каком-то смысле искусство, поэтому требуется практика для того, чтобы научиться рисовать красивые майндмэпы. Но это искусство естественно для нашего мышления и доступно каждому. И оно помогает жить.

Менеджеры могут применять "ментальные карты" для принятия решений и документирования результатов совещаний, подготовки к презентациям и публичным выступлениям, управления проектами и своим временем, распределения задач. Многие бизнес-процессы, процедуры и корпоративные политики можно легко и наглядно описать с помощью "ментальных карт". Ниже – пример карты для оценки рисков нового проекта.

 

Разработчики программного обеспечения и веб-дизайнеры тоже окажутся в выигрыше, планируя с помощью "ментальных карт" структуру веб-сайтов, архитектуру, интерфейс пользователя и реакцию программного обеспечения на действия пользователя (помните о прецедентах в UML?). С помощью mind mapping'а удобно визуализировать работу службы поддержки пользователей и возможные ответы инженеров поддержки на входящие вопросы.

Вернемся к разговору о планировании структуры веб-сайтов с помощью "ментальных карт". Ниже приводится пример заготовки подобной карты, предназначенной для планирования структуры веб-сайта.

 

И подобных примеров можно привести массу. Чем бы вы ни занимались, mind mapping поможет вам "привести в порядок", систематизировать свои мысли и идеи, проанализировать сложившуюся ситуацию и принять решение, подготовиться к совещанию или публичному выступлению, спланировать свои дальнейшие действия.

Одна из последующих глав будет посвящена обзору программных средств для создания "ментальных карт" на компьютере, в ней среди прочих весьма достойных продуктов мы рассмотрим MindJet MindManager – программу, вот уже несколько лет являющуюся фаворитом автора. Так вот, MindManager, как и многие другие программы такого класса, поставляется с довольно большим комплектом шаблонов "ментальных карт" для быстрого их создания. Шаблоны, которые имеются в MindManager "из коробки", покрывают многие из перечисленных выше задач.

А еще больше шаблонов и уже готовых карт можно отыскать на сайте MindJet (http://www.mindjet.com) в разделе "Галерея" (http://www.mindjet.com/resources/mapgallery/default.aspx). Именно оттуда позаимствовано большинство иллюстраций для этой главы. Эта библиотека шаблонов поистине огромна, но найти в ней что-то не представляет почти никакого труда – ведь все шаблоны удобно сгруппированы по задачам, на решение которых они направлены, и по областям человеческой деятельности. Даже если вы не являетесь пользователем MindManager, на эти шаблоны стоит посмотреть как на хорошие примеры использования mind mapping'а. Такой вот "MindJet verified design" получается...

 

 

Кроме прочих, в этой библиотеке можно отыскать шаблон, отлично иллюстрирующий все вышесказанное, он так и называется – "WaystouseMindManager", и в краткой и наглядной форме отображает основные способы применения mindmapping'а вообще и MindManager'a в частности.

В качестве еще одного примера хотелось бы привести "заготовку" плана поездки, который сочетает в себе чек-лист и краткий справочник по всем вопросам, связанным с предстоящим путешествием:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.