Здавалка
Главная | Обратная связь

Первый этап — организация беседы.



A. Определение темы и целей беседы. Изучение личности учащегося методом беседы производится в сочетании с наблюдением, предшествующим беседе с учащимся. Один из возможных вариантов темы беседы может звучать как «Причины школьной дезадаптации учащегося». Цель беседы -- выявление причин затруднений учащегося в сфере наиболее выраженных симптомокомплексов карты Стотта.

Б. Подготовка программы беседы и подробная разработка ее тактики (системы и типов вопросов). В соответствии с целями и задачами беседы производится подбор смысловых тем и последовательность движения между ними. Необходимо обратиться к данным выборочного наблюдения, к анализу результатов наблюдения по карте Стотта, чтобы определить сферу, в которой учащийся испытывает затруднения (сравнивая степень выраженности по представленным симптомокомцлексам). Возможные типы беседы -стандартизированная (со строгим, определенным и неизменяемым набором вопросов с фиксированной формой) или частично стандартизированная (набор и форма вопросов могут варьироваться и изменяться в незначительных пределах). Необходимо продумать различные тактические приемы, которые позволят заин­тересовать учащегося, привлечь его к сотрудничеству, обогатить содержание беседы. Так, в беседах е детьми хорошо оправдывают себя бумага и карандаш, различные игрушки (для учащихся начальных классов). Необходимо продумать, насколько органично эти приемы могут вписываться в содержание беседы. Важным моментом является установление доверительных отношений с собеседником. Для этого вначале беседы можно поговорить на интересующую учащегося тему и только потом приступить к составленным вопросам. Особое место отводится составлению вопросов беседы. Введением в беседу может служить следующее высказывание экспериментатора: «Я совсем недавно закончил(а) школу, теперь я учусь в педагогическом институте, хочу работать с такими же детьми как ты и твои одноклассники. Мне нравилось учиться в школе и поэтому я пошел(а) в педагогический. Л тебе нравится учиться в школе?»

Рассмотрим пример: результаты формализованного наблюдения по карте Стотга выявили высокие оценки по симптомокомилексу «Уход в себя». Таким образом, уточненная результатами стандартизированного наблюдения гипотеза, будет звучать так: причинами затруднений в общении у данного учащегося являются избегание контактов и защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, самоустранение, уход в себя. Для проверки этой гипотезы необходимо провести беседу, целью которой является выявление причин затруднений в общении у учащегося. В основу построения беседы могут быть положены следующие вопросы различных типов:

«Есть ли у Вас любимое занятие, хобби, увлечение? Почему Вас интересует именно этот вид деятельности? Как давно Вы занимаетесь этим делом? Что особенно привлекает Вас в этом деле? Помните ли Вы, когда впервые стали заниматься этой деятельностью? Вы бы хотели, чтобы в Вашем классе дети занимались тем же? Кому бы Вы хотели (желали) рассказать о своем увлечении? Если бы вес дети в классе занимались тем же, что и Вы, Нам бы понравилось? Как вы думаете, какой стала бы жизнь в классе, школе? Вы смогли бы долго рассказывать о любимом деле? 11очему да (или нет)? Я заметил(а), что Вы всегда очень сосредоточены, серьезны. Мне интересно было бы знать, мое наблюдение верно?» «Я думаю, что такие серьезные люди, как Вы, имеют любимое занятие, увлечение. Не так ли? (Я верно подметил(а)?) Интересно, если бы Вы оказались на необитаемом острове, кого бы с собой Вы взяли из одноклассников, членов своей семьи, друзей во дворе или кого-то еще? Чем бы Вы занимались на острове? С кем Вам больше всего интереснее проводить свое свободное время? Почему это так? Как Вы понимаете, что такое дружба? Как Вы думаете, Вас считает кто-то своим другом? Опишите, пожалуйста, кто такой настоящий друг. У меня иногда бывают такие моменты, когда хочется непременно с кем-то поделиться своей радостью, горем. Тогда я иду к своему другу (родителю). Л как поступаете Вы в таких случаях? Чего не хватает Вам, чтобы приблизиться к Вашему представлению о хорошем друге? Есть ли у Вас брат (сестра)? Как Вы думаете, каким по счету ребенком лучше быть в семье? Вас обижали когда-нибудь? Как Вы думаете, чем больнее всего можно обидеть? Существует ли дружба «на всю жизнь»?

B. Разработка способов фиксации данных, рассмотрение возможностей использования технических средств. Наиболее удобной формой регистрации беседы является скрытая или открытая запись беседы на магнитофонную ленту, т.к. она позволяет фиксировать интонационные особенности речи испытуемого, ее эмоциональную окрашенность, паузы, оговорки. И при наличии, и при отсутствии магнитофонной записи, экспериментатор должен вести протокол и фиксировать в нем особенности поведения испытуемого во время беседы, его жесты, мимику, пантомимику', эмоциональные реакции.

Записи в протоколе, выполненные как во время беседы, так и после нее (при переписывании с магнитофонной ленты для последующей обработки), не должны быть сокращенными. Именно выполненный по указанной форме подробный протокол является материалом, который становится предметом последующего анализа.

Форма протокола выбирается самим исследователем. Можно рекомендовать в качестве базового следующий вариант:

Фамилия, имя

Возраст

Дата Время проведения беседы от__до__

Этапы беседы, во­просы ч замечания экспериментатора Поведение испытуе­мого: жесты, мими­ка, эмоциональные реакции и т.д. Высказывания (отве­ты, пояснения) испы­туемого
     

Второй этап — проведение беседы. На "этом этапе необходимо учесть все особенности организации беседы, установить удобное время для проведения исследования, согласовав его с испытуемым, учителями, школьным психологом. Заранее выбрать комнату для проведения беседы. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т.д. Она должна проводиться в изолированном помещении, без посторонних. Продолжительность исследования не должна превышать 40 — 45 минут.

Третийэтап — описание и анализ содержания беседы. В первую очередь необходимо описать общее поведение испытуемого в ходе всей беседы, его динамику от начала до конца беседы, изменение жестов и мимики испытуемого, насколько скованно он держался и т.д. Затем следует подробно остановиться на том, как строилось общение в ходе беседы, какие были реакции испытуемого па вопросы экзаменатора, характер ответов, их развернутость и содержательность, какую позицию 'занимал испытуемый в ходе общения (активную, пассивную, формальную и т.п.) и в чем конкретно она проявлялась. Необходимо дать характеристику речи испытуемого: особенности стилизации его фраз; богатство словаря; наличие эмоционально- экспрессивных выражений в речи, характер интонационной динамики в речи; использование штампов в речи. Необходимо перечислить основные темы, которые возникали в ходе беседы при реализации ее программы (обратимся к примеру, разобранному выше; темы беседы: семья, дружба, любимое увлечение, одиночество, школа). Попытаться установить их смысловые связи и высказать предложение о причине возникновения этих связей, опираясь на высказывания испытуемого и на их со­держание.

Затем следует проанализировать причины, по которым испытуемый испытывает затруднения в общении, деятельности, поведении по анализу наиболее выраженных оценок симптомокомплексов карты Стотта; определить характер найденных причин: особенности воспитания; сложная социальная ситуация развития (неполная семья, низкий материальный статус семьи или др.); проблемы, связанные со здоровьем. При описании и анализе содержания беседы необходимо помнить, что все выделенные выше моменты являются наиболее общими указаниями; неизбежное разнообразие материалов, получаемых в ходе беседы, может требовать в каждом отдельном случае некоторого сужения, или, напротив, расширения круга анализируемых вопросов.

В заключение необходимо, используя протокол беседы и данные наблюдения за испытуемым, проанализировать полученные результаты исходя из поставленных целей, задач беседы, гипотезы исследования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.