Здавалка
Главная | Обратная связь

Рефлективная форма: активная форма слушания.

Классификация предложенная Панферовым

На что мы обращаем внимание когда мы видим собеседника:

1) Прическа. Может изменить человека до неузнаваемости.

2) Глаза.

3) Улыбка. Может быть отработана до автоматизма.

4) Мимика. Естественная или маскообразная.

5) Поза. Открытые и закрытые.

6) Походка. Плавность движений.

7) Дистанция в общении:

А) 15-46 см интимная зона, находятся в ней близкие

Б) 46 см до 1 метра 22 см личная или персональная зона. Зона знакомых

В) 122 до 360 см - Социальная зона. Формальное общение. Для недостаточно знакомых

Г) 3,66 до бесконечности – публичная зона.

 

Бодалёв А.А

4 ошибочных способа восприятия другого человека.

1) Аналитический – каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством. Например высокий лоб – умный человек. Прямой нос – аристократ. Картошкой нос – простоват. Большие уши – острый слух. Это не работает на практике.

2) Эмоциональный способ восприятия: Качества личности приписываются в зависимости от ее эстетической привлекательности внешности. Красивый кажется положительными качествами. Внешне непривлекательный – не очень добрый. Это не работает.

3) Перцептивно – ассоциативный. Когда человеку приписываются качества другого человека, внешне на него похожего – проекция.

4) Социально-ассоциативный. Когда приписываются качества того социального типа, к которому он относится на основе восприятия внешности. Шапочки-шарфики болельщиков зенита – дудят в дудку, пьют пиво и барагозят.

 

 

Эффекты или ошибки межличностного восприятия.

1) Проекция

2) Эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких оценок другого в сторону среднего

3) Эффект ареола. Склонны люди профессий человек-человек. Приписывают положительные качества после серии удач и отрицательные после серии неудач.

4) Эффект ложного согласия. Ориентация на людей, с которыми вы общаетесь, которых хорошо знаете. Скорее вы займете их точку зрения.

5) Эффект снисхождения. Тенденция давать положительную оценку человеку, все время его оправдывать. Он не виноват, она не при чем.

6) Эффект первого впечатления. Он основан на стереотипах восприятия.

 

 

Невербальная коммуникация

 

Невербальная коммуникация нужна для:

1) маскировки некоторых черт личности или ваших состояний. Благодаря ей мы можем чувствовать одно, но показывать внешне совсем другое.

2) экономия речевого сообщения. Разрядка общающихся (смехом, например)

 

Лабунская В.А занимаясь невербальным поведением предложила классификацию невербальных средств общения, в основе которых лежат анализаторы.

 

Невербальные средства общения:

1) Оптическая. Ведущий анализатор – зрение, видим мы жесты, позы, контакт глаз, походку, одежда, косметика итд.

2) Акустическая система. Все что связанно с речью, с голосом. Тембр голоса, медленно-быстро, высота голоса, громкость, паузы, интонации.

3) Тактильно-кинестетическая. Анализатор – осязание. Прикосновение, рукопожатие, поцелуи, укусы, царапины.

4) Ольфакторная – запахи. Запах тела человека и искусственные запахи (косметики, духов)

5) Пространственно-временная система. Расстояния между общающимися, расположение в пространстве. Длительность контакта. Степень временной пунктуальности.

 

Хрусталёва Н.В. посвятила много работ психологии пространства.

Штангель– занимался психологией походок. Его книга: «Язык тела, познания людей в профессиональной и обыденной жизни.

 

Штангель предлагает след типы:

1) Широкие шаги. Чаще всего эти люди экстравертированы, целеустремленны, предприимчивость, деловитость, непринужденность.

2) Короткие маленькие шаги. Интровертированная направленность, осторожность, расчётливость, приспособляемость, быстрое мышление, быстрые реакции.

3) Твердая, угловатая походка, как на ходулях, без сгибания. Зажатость, робость, недостаток социальных контактов, напряженность.

4) Шаркающая походка. Лень, вялость, отказ от волевых усилий.

5) Свободная постановка ног. Указывает на спокойную и уверенную личность.

 

 

Вербальная коммуникация.

 

Основным средством вербальной коммуникации является речь.

Речь – это процесс общения людей посредством языка.

Выделяют две основные функции речи: коммуникативная и экспрессивная.

 

Виды речи: внешняя и внутренняя.

Внутренняя речь – диалог с самим собой.

Внешняя речь – между людьми. Делится на устную, письменную и аффективную.

1) Устная – протекает в меняющихся условиях, сокращенное количество слов и простой грамматической конструкцией.

2) Письменная речь носит четкий замысел, у нее сложная смысловая конструкция. К письменной речи мы предъявляем повышенные требования.

3) Аффективная речь – эмоциональная речь. Нет замысла, она проста и ограничена. Все междометия: охи, ахи.

 

Свойства речи

1) Содержательность - объем выраженных в речи мыслей

2) Понятливость – обусловлена объемом знаний слушателей. Избирательный отбор материала, доступного для слушателя.

3) Выразительность речи – эмоциональность, интонация, акценты

4) Действенность речи – влияние на мысли, чувства, поведение собеседника или слушателей.

 

 

Лассуэл предложил модель коммуникативного процесса.

1) Кто передает сообщение - коммуникатор.

2) Что передается. Сообщение, текст.

3) Как осуществляется передача информации. Канал передачи (аудиальный, кинестетический, визуальный.

4) Кому передается. Аудитория или отдельный человек

5) С каким эффектом передается сообщение. Обратная связь.

 

 

Семинары по разделам 1 и 3 по соц. Психологии.

 

Психология социальной работы. Тема для обсуждения – кризисы.

Подтемы: кризисы возрастные перечислить, интересную презентовать. По конкретным кризисам (послеродовой) дать подробную информацию. Как психолог может помочь человеку с кризисом потери работы, местах лишения свободы, при потере человека, инцест.

 

 

Методы исследования

 

Беседа – прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

 

Функции беседы:

1) психодиагностическое.

2) исследовательская

3) коррекционная

Этапы беседы:

1) Вступительная 15%

2) Основная 60%

3) Заключительная 25%

 

Насильственная коммуникация дает искаженные результаты.

Вступительная часть: Тревожного не стоит спрашивать как себя чувствует испытуемый. Лучше подойдет тест Люшера. Дать понять, что испытуемый не подопытный кролик, а результаты он сможет получить такого числа.

Основная часть: переход к опросу. Лучше чтоб опрос носил характер стандартизованного интервью. Наиболее распространенные виды вопросов: открытые и закрытые, прямые и косвенные, проективные. В основной части недопустимо делать выводы и интерпретировать.

Заключительная часть: Задаем уточняющие вопросы, может что-то не совсем правильно поняли. Беседу заканчиваем на позитивной ноте, искренние слова благодарности. Беседа может закончится спором, но не конфликтом – его нужно разрешить.

 

Атватер «Я Вас слушаю» - подробно рассказано про беседу, типы вопросов с примерами.

 

 

Формы слушания в беседе: рефлексивная и нерефлексивная, эмпатийное.

 

Рефлективная форма: активная форма слушания.

:

1) вербализация – проговаривание услышанного без эмоции. Главное в этом – текст не уходит за эмоции и суть становится понятнее.

2) Рефлексивного слушания: отражения и выяснения чувств. Психолог, слушая собеседника понимает эмоциональное состояние, уточняет – «То есть, вы расстроены».

3) Интерпретация: когда сообщению клиента мы придаем значение, которое он мог не осознавать. С этим нужно быть очень осторожным, неверная интерпретация может очень сильно изменить «Я-образ» человека, вызвать агрессию.

4) Конфронтация: всякая реакция психолога, противоречащая поведению клиента. Используем, когда клиент демонстрирует двойственное поведение. Парадоксальные вопросы типа: «А если все так плохо, что мешает вам развестись?».

5) Обобщение: применяется, если необходимо подвести итог, резюмировать, перевести диалог на другую тему.

 

 

Эдди Миллер «Семейный диагноз» - целый раздел посвященный теме беседы, где описываются многие техники.

 

 

Нерефлексивные (пассивные) формы слушания:

1) Владение навыками невербальной коммуникации.

2) Эмпатические «покрякивания» (ога, угу)

 

 

Эмпатийное слушание: сопереживание.

Высоко-эмпатийным не помешает вопрос «А что чувствует человек от ваших действий»

 

 

Межличностная аттракция (от англ. Притягивать, привлекать) – это процесс предпочтения одних людей другим.

 

Факторы, которые влияют на межличностную аттракцию:

1) Внешние – те, которые существуют независимо от процесса общения.

- степень выраженности потребности в аффилиации – потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится.

- эмоциональное состояние партнеров по общению. Положительное больше привлекает.

- пространственная близость. Эффект пятна.

 

2) Внутренние – те, которые возникают в процессе общения.

- физическая привлекательность партнера.

- демонстрируемый стиль общения. Нас притягивают люди с определенным типом общения.

- фактор сходства между партнерами по общению

- выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

 

 

Социальная психология изучает: методы, закономерности общения, психологию групп, личность и практические приемы.

Становление и развитие социальной психологии:

В 1898 году выходит работа Бехтерева посвященная роли внушения в общественной жизни. В 1921 году он же написал учебник «Коллективная рефлексология» Бехтерев выделил признаки коллектива – общность появляется при взаимном интересе коллектива.

Год рождения западной социальной психологии 1908 год. Введение в социальную психологию Магдауэлл и Росса.

 

Виды эксперимента: естественный, лабораторный, формирующий.

 

Метод: тест.

Виды тестов:

 

Контент-анализ как метод социальной психологии к завтра

 

4 раздел. Социальная психология личности

 

«Я-концепция» личности

 

Роберт Бернс и его работа «Я-концепции»

 

Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой.

Состоит из двух элементов: «картины – я» и самооценки.

 

На «я-образ» влияют:

1) Когнитивная установка

Отвечает за то, что мы думаем о себе. Могут быть объективными фактами и субъективным мнением.

2) Эмоционально-оценочная

В основе лежит самооценочная составляющая. Впервые о самооценке заговорил Джеймс. Формула - Самооценка поделенная на уровень притязаний. Самооценка человека всегда субъективна.

- Изучая самооценку нужно сопоставлять «Я – реальное» и «Я – идеальное»

- Интериоризация социальных реакций на индивида. На индивида влияет то, что думает о нем окружение. На основе субъектиных результатов анализа этого влияния формируется самооценка.

- Когда индивид оценивает успешность своих действий через призму собственной идентичности (как клёво ты умеешь)

3) Поведенческая

Бернс считает, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями.

Мы можем вести себя неестественно для:

- желание понравится

- продвижение себя

- служение примером

- вызвать сочувствие

- стремление запугать

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.