Здавалка
Главная | Обратная связь

Место ребёнка 7 лет в системе общественных отношений.



Ребёнок, готовящийся переступить порог школы и посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими людьми. Расширяется круг общения со сверстниками, взрослыми, изменяется система межличностных отношений, появляется независимость в отношениях со взрослыми.

Ребёнок начинает чувствовать, что на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебного процесса. На смену свободе дошкольного детства приходит зависимость и подчинение новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребёнка в связи с необходимостью успешно учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать

режим дня. Ужесточение требований, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Начинается трудный период испытания ребёнка необходимостью быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным на уроке). Школьник обретает и новое место внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним считаются.

Новый, существенно возросший уровень интеллектуальных и моральных требований, которые предъявляет школа, во многом и определяет сущность критического периода 7 лет

Перед младшими школьниками встают сложные проблемы, связанные с интеллектуальной сосредоточенностью и становлением взаимоотношений внутри классного коллектива.

Л. С. Выготский и Д. Б. подчёркивали, что с приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника две сферы социальных отношений: "ребёнок – взрослый" и "ребёнок – дети" не связаны и существуют параллельно.

В школе возникает новая структура отношений. Система "ребёнок – взрослый" дифференцируется: "ребёнок – учитель" - "ребёнок – родители".

Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние и комфорт в классе, на уроке и в общении с одноклассниками. Система "ребёнок – учитель" начинает определять и отношения ребёнка с родителями. Хорошее поведение и отличные отметки – это то, что конструирует отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Система "ребёнок – учитель" становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Впервые отношение "ребенок-учитель" становится отношением "ребенок-общество". По словам Гегеля, приход в школу – это приведение человека к общественной норме.

Семейное общение и его роль в условиях кризиса 7 лет.

Из факторов социализации самым важным была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает ранее всего. Это сложная система взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий.

В системе взаимодействия "родители - ребенок" важно учитывать такую "…социально и нравственно насыщенную категорию", как стиль общения.

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждение, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть над ребенком. При этом в семьях не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти личности проявляют себя уже в отношениях со сверстниками.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования "Дай!" "Мне!" "Хочу!", капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание того, что такое "надо". В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми – он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям.

Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека. Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и т.д. В такой семье родители посвящают жизнь своему ребенку.

 

Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, но, не видя благодарности в настоящем, страдают и не понимают, что они растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое "надо" и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства.

В отличие от названных стилей воспитания следует указать на стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие к личности ребенка. В такой семье взрослые или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии – психологической дистанции. Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он затрудняется в отношениях со сверстниками.

Наряду с предлагаемым стилем общения важен и эмоциональный тон семейных отношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой располагаются близкие, теплые, доброжелательные отношения (принятие и любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные (явное отвержение). В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определённая зависимость: "принятие и любовь" порождают в ребенке чувство безопасности, и способствует гармоническому развитию личности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.