Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие профессионального самоопределения в психологии



 

Для описания процесса формирования человека в трудовой деятельности используются разнообразные термины. Среди понятий, которые характеризуют целостный процесс овладения специальностью и охватывают весь профессиональный путь личности наиболее популярными и часто употребляемыми следует признать: «профессиональное становление» профессиональное самоопределение», «профессиональная пригодность», «профессионализация», «профессиональное развитие», «идентификация личности с профессией», «самореализация в профессии». Мы оставим в данной статье без рассмотрения такие понятия, как «выбор профессии», «профессиональное обучение», «профессиональная адаптация», «профессиональная ориентация и консультация», поскольку они обозначают этапы, стадии целостного процесса профессионального формирования человека.

К сожалению, большинство этих понятий в интересующей нас формулировке отсутствуют в психологических словарях, поэтому пришлось обратиться так же к Философской и Педагогической энциклопедиям и Словарю русского языка С.И.Ожегова.

Наиболее полным и однозначным является понятие профессиональной пригодности. В психологических словарях (1983, 1990) она определяется как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда, выступающей в качестве объективного критерия сформированности профессиональной пригодности. Субъективным критерием ее сформированности выступает чувство удовлетворения, испытываемое человеком от выполняемой деятельности.

В представленном определении профессиональной пригодности, разделяемом большинством отечественных психологов, недостаточное внимание уделено личности, ее активности, стремлению к самореализации в труде. Процесс овладения профессией рассматривается как односторонний и в значительной степени адаптивный. Сама же профессиональная пригодность - это лишь часть, одна из сторон процесса формирования человека в трудовой деятельности.

Понятие «профессиональное становление» не нашло отражения в психологических словарях, однако оно широко употребляется исследователями для обозначения процесса овладения профессией.

«Становление» определяется в словаре русского языка как «возникновение, образование чего-то в процессе развития» (С.И.Ожегов, 1978). В философской энциклопедии дается более развернутая характеристика и становление трактуется как «процесс, главная черта которого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы». Следовательно, профессиональное становление в таком понимании можно рассматривать как развернутый во времени процесс овладения профессией. Он должен включать определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые, обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. В этом контексте наиболее близким к нему по смыслу является понятие профессионального развития, которое предусматривает закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности и, как всякий процесс развития, характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями обеспечивающими нормальное функционирование человека как субъекта труда.

Если понятие «профпригодность» означает как бы итог овладения профессией, то понятия «профессиональное становление и развитие» акцентируют его процессуальную сторону. То есть, можно было бы сказать, что итогом профессионального развития, становления является сформированная пригодность к профессии. Термины «профессиональное становление « и «профессиональное развитие» обозначают совершенно определенную стадию формирования личности - стадию овладения профессией с момента ее выбора и подчеркивают динамичность, незавершенность этого процесса.

Следующий термин, часто используемый психологами, особенно зарубежными, это «идентификация человека с профессией». Наиболее близким к нему по смыслу следует признать термин «профессионализация личности».

Под идентификацией личности с профессией понимается такое слияние жизни профессионала на определенном этапе овладения профессией с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Вся жизнь начинает подчиняться интересам профессии, они выходят на первый план. Итогом идентификации личности становится формирование профессионального типа личности (A.Roe, 1964).

Основной акцент делается на приспособляемости личности к требованиям профессии, на подравнивании к заданному образцу (якобы единственно возможному), на подгонке профессионально значимых черт к идеалу. По существу, игнорируется вопрос об активности личности в профессиональном самоопределении. Между тем этот процесс является двусторонним: имеющиеся личностные черты определяют выбор профессии и пути овладения ею; выбранная профессия, в свою очередь, влияет на личность, особенности ее формирования.

В понятие «профессионализация личности» чаще всего включается этап профессионального становления человека с момента выбора профессии до прекращения активной трудовой деятельности. То есть, этот период занимает большую часть жизни взрослого человека (В.А.Машин, 1994; Ю.П.Поваренков, 1991 и др.).

Определения процесса вхождения человека в профессиональную деятельность, овладения ею, имеют, тот недостаток, что в них в малой степени подчеркивается активность личности, понимаемая в данном контексте, прежде всего как процесс развертывания своих способностей и возможностей, самодвижения и самореализации в труде. Однако их использование вполне правомерно для обозначения динамичности, незавершенности формирования профпригодности и личности в процессе труда.

По нашему мнению, личностный аспект профессионализации человека отражен в наибольшей степени в терминах «профессиональное самоопределение» и «профессиональная самореализация». При этом второй термин представляется нам более узким, отражающим скорее этап осуществления самоопределения личности в труде. Поэтому ключевым для нашего исследования мы считаем термин самоопределение.

Мы использовали этот термин и потому, что им охватывается не только период овладения профессией, но и выбора, подготовки к ней в школьном возрасте.

В психологических словарях, вышедших в последние годы (1983, 1985, 1990) отсутствует определение понятия «профессиональное самоопределение». Оно упоминается в статье «самоопределение личности» как один из его видов. Самоопределение личности трактуется как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» (Психология. Словарь, 1990, с. 351). Оно вряд ли поможет вникнуть в суть понятия «профессиональное самоопределение», и не может быть прямо использовано для его научного исследования, поскольку игнорирует развернутость процесса овладения профессией во времени и пространстве.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.