Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов



СУЩНОСТЬ и организационные ОСНОВЫ функционирования учебно-воспитательного коллектива

Существенные признаки коллектива и его функции

На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, ЧТО коллектив - это такая группа детей, которую о6ьединяют общие, имеющие общественно ценный СМЬ1СЛ цели и совместная дея­тельность, организуемая для их достижения.

Объединенные единством цели деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные при­знаки коллектива:

1. наличие общественно значимых целей,

2. их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

3. систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

4. соответствующая орга­низация совместной деятельности;

5. систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

6. наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

7. атмосфера взаимопомощи, Доверия и требовательности;

8. развитые критика и самокритика,

9. сознательная дисциплина и др.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет СВОИ социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества' и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные ФУНКЦИИ коллектива: организационную-. детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную-детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования- коллектив. способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.


Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов

Для практической работы в школе большое значение имеет во­прос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 уча­щихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного ВЛИЯНИЯ на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из 'которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообра­зие первичных коллективов можно разделить на три группы:

1. организованные на основе разнообразной, в том числе учебной деятельности (классы, отряды и Т.П.);

2. организованные на .основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции,., клубы и Т.П.);

3. организованные на основе игровой и других видов дея­тельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастны­ми. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллек­тивов было таким, чтобы ПОЗВОЛЯЛО наилучшим образом решать не только практические,: но и на этой основе воспитательные за­дачи, стоящие перед педагогической системой.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих И направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как Правило, формируется актив и избирается староста. 'Во многих случаях для Организации и осуществления. какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (сове­ты, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управ­ляющие функции.

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необ­ходимым в воспитательном детском" учреждении резервом" кото­рый обеспечивает преемственность поколений в коллективе, ,со­храняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят вос­питанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наи­более деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в сторо­не, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения по­явления во главе коллектива лидеров с отрицательной обществен­ной направленностью.

Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с ак­тивом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива по­средством инструктирования; оказания повседневной практиче­ской Помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организации обмена опытом работы ("'летучки", совещания; 'Контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.