Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива



Коллектив как специально организованное объединение уча­щихся формируется нe сразу. Ни одно объединение людей изна­чально не проявляет существенных признаков, которые характе­ризуют коллектив. Процесс формирования коллектива Длитель­ный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы АМакаренко. Необходимым путем в :развитии вос­питательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив должно выступать единоличное требованиепедагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп; практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить а том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в сваю очередь, можно .су­дить по проявлениям инициативы. со стороны учащихся и общей стабильности' группы..

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив; Педагогу в связи с этим необходимо Отказаться От злоупотребления прямыми требо­ваниями, направленными непосредственна к каждому. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выпол­нением этого условия педагог вправе предъявить требования к коллективу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом. этапе должно стать тре­бованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап Органично вырастает из второго, сливается с ним. Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в извест­ном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой - писал А.С.Макаренка. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не Только наличие органов коллеектива, но и наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. с полномочиями появляются Обязанности, а с ними И необходимость в самоуправлении.

В настоящее время сложился другой подход (Л.И.Новикова, Л.Т.Куракин и др.) к Определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей.

В последние десятилетия наметилась Отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью; интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социаль­ный организм- в группу-коллектив.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа­ конгломерат, т.e. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных), на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхност­ны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехав­ших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей при­писываются определенные извне цели, виды деятельности, усло­вия взаимодействия с другими группами и Т.д. При этом номи­нальная группа может остаться группой - конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.

Если же изначальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием группа, поднимается. на одну ступеньку. - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются пер­вые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совме­стная жизнедеятельность в рамках официальной первичной груп­пы дает ей возможность перейти к более высоким уровням орга­низации, а главное, изменяет межличностные отношения и ве­дет при благоприятных условиях на следующую ступень - к группе-кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действую­щей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отноше­ния и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой харак­тер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность И психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень ­автономизацию.

Группа-автономияхарактеризуется высоким внутренним единством. Именно на ЭТОМ уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособ­ления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитно­сти и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллекти­ва к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, Группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпора­тивная направленность как "групповой эгоизм" и .групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию­- Jlжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой груп­пе наблюдается коллективистическая направленность и она ста­новится группой-коллективом.

Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе кол­лективообразования. Так, в летних оздоровительных детских ла­герях можно увидеть, как большинство Отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации(первые 4 - 5 дней 24-дневной смены) к кооперациям (пример­ - к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

Учебно-воспитательный коллектив - важнейший фактор це­ленаправленной социализации, воспитания личности. Его влия­ние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельно­сти и проявляется в коллективизме.

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной ра­боте; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися пер­спектив (целей деятельности) и совместным участием в их осу­ществлении; активизацией работы детских и юношеских обще­ственных организаций.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это ор­ганизованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются соци­ально и личностно значимым содержанием совместной деятель­ности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.