Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется нe сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива Длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы АМакаренко. Необходимым путем в :развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив должно выступать единоличное требованиепедагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп; практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить а том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в сваю очередь, можно .судить по проявлениям инициативы. со стороны учащихся и общей стабильности' группы.. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив; Педагогу в связи с этим необходимо Отказаться От злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственна к каждому. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к коллективу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом. этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле. Третий этап Органично вырастает из второго, сливается с ним. Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой - писал А.С.Макаренка. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не Только наличие органов коллеектива, но и наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. с полномочиями появляются Обязанности, а с ними И необходимость в самоуправлении. В настоящее время сложился другой подход (Л.И.Новикова, Л.Т.Куракин и др.) к Определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей. В последние десятилетия наметилась Отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью; интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм- в группу-коллектив. Нижним уровнем формирования коллектива является группа конгломерат, т.e. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных), на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и Т.д. При этом номинальная группа может остаться группой - конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике. Если же изначальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием группа, поднимается. на одну ступеньку. - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень - к группе-кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность И психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень автономизацию. Группа-автономияхарактеризуется высоким внутренним единством. Именно на ЭТОМ уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, Группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и .групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию- Jlжеколлектив. Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом. Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования. Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство Отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации(первые 4 - 5 дней 24-дневной смены) к кооперациям (пример - к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Учебно-воспитательный коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|