Здавалка
Главная | Обратная связь

Семья как фактор формирования лидерских качеств у подростков.



Проводимые опросы показали, что в семьях проблемой лидерства не занимаются. Родители сами не знают что такое лидерство и для чего оно нужно, в связи с чем, не проводят бесед с детьми и не вкладывают в них само понятие.

А.К. Васильева, Г.М. Махаева, Е.А. Чередова[30] и др. констатируют, что в молодежной среде очень ощутимой стала нехватка настоящих лидеров. По этой причине, порой, роль лидера получают не лучшие представители среди подростков, что пагубно складывается на общем состоянии дел, воспитании подрастающего поколения.

Тут лидерство рассматривается не только как способность вести за собой последователей, но и умение достойно управлять своей жизнью, деятельностью и умение адаптироваться на протяжении всей последующей жизни.

Т.Е. Вежевич[31] утверждает, что воспитание будущих лидеров не должно происходить стихийно. Такой процесс необходимо продумать и организовать, вовлекая подростка в целенаправленную деятельность. И в этой работе главное место должна занимать семья, активизируя свою роль в воспитании своего ребенка, готовя к будущей социальной жизни.

В связи с чем, одной из центральных задач психологии становится проблема повышения статуса семьи, усиления ее воспитательного потенциала и формирование таких лидерских качеств как: уверенность, решительность, стойкость, ответственность за поступки и, самое главное, умение чувствовать поддержку. На семью возлагается ответственная задача- воспитать подростка уверенным в себе и своих возможностях, умеющим понимать и координировать действия других людей, умение им сочувствовать и считаться с мнением других, умение распоряжаться своей судьбой и достигать высоких результатов на пути движения к цели.

Согласно взглядам А.К. Васильевой[32] к важнейшим задачам реализации воспитания лидерства у подростка в становлении духовной культуры относятся:

-формирование личности детей;

-оказание систематического воспитательного воздействия;

-организация культурного досуга и отдыха;

-приобщение к традициям и обычаям;

-организация контроля за поведением и деятельностью.

Для реализации данных задач необходимо постоянное взаимодействие с наиболее значимой средой, влияющей на их воспитание - семьей. Поэтому можно утверждать, что семья может и должна активно участвовать в формировании у детей лидерских качеств.

Г.М. Махаева[33] отмечает, что закладка и воспитание лидерских качеств первоначально осуществляется в семье, а также подкрепляются морально-духовным воспитанием в школе и общением со сверстниками. Семья и школа заинтересованы в воспитании лидерских качеств у детей и способны осуществить их, предопределяя уровень личностных качеств будущего лидера, его способность к лидерской деятельности. И.П. Подласый[34] выделяет, что в формировании лидерских качеств в подростковый период, родительское воспитание обязано быть направленным на контакт со школой. С.Н. Лукашем предлагается разработка программ по формированию лидерских качеств и работу с семьями, с родителями, разъясняя им сущность лидерства, важность наличия лидерских качеств у каждого ребенка, роль и место семьи в становлении детей как будущих лидеров. Правильная организованная работа с родителями, по его мнению, позволит развить у них настоящий интерес к вопросу воспитания своего ребенка лидером. Важной установкой от родителей должно быть само понимание лидерских способностей и их важность в последующей жизни, переданных подростку.

А.К. Васильева, Г.М. Махаева, Е.А. Чередова полагают, что вырабатывание лидерских качеств будет происходить успешно в случае активной поддержки родителями всего процесса воспитания подростка. Каждому родителю следует видеть в подростке равного, наставлять, избегать назидания, придирок и оскорблений, ставя перед ребенком вариативные задачи наблюдения над их выполнением[35]. Также важны беседы на темы лидерства, как правило, подкрепленные жизненными примерами, разбором сложных ситуаций. Важно умение выслушивать подростков о проблемах на пути формировании лидерских качеств и совместный поиск эффективного решения.

Таким образом, семья, находясь у истоков формирования личности, сама предоставляет развитие качеств, необходимых для последующей жизни подростка. Именно в этом возрасте семьей закладывается понимание ребенка его места в жизни, нахождение в социуме[36]. В будущей жизни наряду с качествами, закладываемыми в школе, важно и развитие лидерских качеств семейного воспитания во взаимодействии с профессиональной деятельностью или же бытийным управлением собственной жизни. Для подростка на данном этапе развития особенно важно усвоить умение возглавлять группу и умело вести ее к достижению поставленной цели. Главной задачей семьи является готовность к сотрудничеству с подростком при решении этой задачи.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.