Здавалка
Главная | Обратная связь

Программа по развитию лидерства в подростковом возрасте.



Пояснительная записка.

Ранее было указано, что подростковый период отмечается наивысшим ростом развития личности. Ребенок наряду со стандартными мотивами поведения получает возможность проявить свою яркую индивидуальность, получает бесценный опыт по проявлению инициативы и возложения на себя ответственности. Также важно умение взаимодействовать в группе, осознавать свое положение в ней и показывать образец для деятельности.

Описанные факторы и способы формирования лидерских качеств у подростков не могут полностью реализовать потенциал данного периода жизни человека. Семья и подростковая группа не имеют той теоретической базы и методики становления процессов личности, как специалисты. Поэтому необходимо создавать и реализовывать программы на формирование и развитие лидерских качеств.

Данная программа поможет подросткам, поддерживать в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения начального лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении своей индивидуальности. Дальнейшее же прохождение программы позволит сформировать такие лидерские качества как: социальная активность, умение понимать и создавать выгоду для каждого члена группы, способность концентрироваться и направлять группу.

Программа рассчитана на небольшую группу из 10-30 человек( класс).

Цель:
Формирование гармоничной, самосовершенствующейся личности посредством развития лидерских качеств.
Задачи:

  1. Повысить уверенность в себе, способствовать развитию умения брать ответственность на себя;
  2. Развить позитивное мышление, объективное оценивание себя и других;
  3. Обучить бесконфликтному общению со сверстниками и взрослыми;
  4. Способствовать развитию умения грамотно ставить и этично достигать поставленную цель;
  5. Практически наработать навыки успешного выступления перед аудиторией, совершенствовать речь;
  6. Развить умение работать в команде, делегировать ответственность;
  7. Развить лидерские качества и коммуникативные навыки при общении в коллективе.

Формы и методы работы:

· Лекции,

· Мозговые штурмы,

· Ролевые игры,

· Специально подобранные упражнения, включающие соревнования, совместную работу при решении проблемы и др.,

· Беседы, дискуссии.

Формы итогового контроля качества работы учащихся: применение того, чему они научились в реальных ситуациях из жизни, а также тесты, анализ, самоанализ.

Планируемые результаты:

· Умение работать в группах, парами и индивидуально, отстаивать свою точку зрения, отвечать за полученный результат.

· Овладение навыками самопрезентации и складывания позитивного впечатления о себе

· Развитие и использование приобретенных психологических навыков.

Срок реализации:2-3 месяца, в часах-18 ч.

Возраст:12-17 лет.

 

Содержание программы.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ КОЛ-ВО ЧА-СОВ СОДЕРЖАНИЕ ОБОРУ-ДОВАНИЕ
«Знакомство» Провести первоначальное ознакомление участников с тематикой тренинга и друг другом.
  • Познакомить всех участников тренинга.
  • Выработать правила группы.
  • Введение в курс занятий.
1,5 Знакомство учащихся. Ознакомление с основными понятиями лидерства и качествами, которыми обладает лидер. Диагностика лидерства и анализ полученных результатов. Введение правил группы действующих в течение всего курса занятий. Рефлексивный компонент. Бейджики, маркеры, бумага.
«Умение общаться» Развить у учеников навыки успешного общения.
  • Познакомить с технологией общения через анализ и проигрывание реальных ситуаций. Чтение жестов.
  • Ознакомить с приёмами повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров.
1,5 Разминка. Анализ видов, средств и приемов общения. Практические упражнения для повышения эффективности общения, повышения коммуникативной компетентности. Рефлексивный компонент. 2 коробочки.
«Уверенность в себе» Повысить у учеников уровень уверенности в себе.
  • Проанализи-ровать самовоспри-ятие учеников.
  • Научить адекватному, здоровому отношению к себе.
1,5 Разминка. Диагностика для выявления уровня самооценки и анализ полученных результатов. Упражнения, отрабатывающие уверенность в себе. Выработка уверенных интонаций. Рефлексивный компонент. Бумага, ручки, методика. (Прило-жение 1)
«Ораторские способности» Сформировать у участников навык свободного выступления перед аудиторией.
  • Дать учащимся представление о приемах публичного выступления.
  • Научить подготавливать свое выступление.
  • Отработать на практике навыки уверенного поведения перед публикой.
  • Познакомить с основными приемами активного слушания.
1,5 Разминка. Теоретический компонент, выработка рецептов избавления от «страха лектора» и успешного выступления. Тренировка приемов активного слушания. Рефлексивный компонент. Бумага, ручки, методика. (Прило-жение 2)
«Бесконфлик-тность» Научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций.
  • Помочь участникам научиться непредвзято, оценивать конфликтную ситуацию, скорректиро-вать свое поведение в сторону снижения его конфлик-тогенности.
1,5 Разминка. Дискуссия по теме занятия. Диагностика для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и анализ полученных результатов. Ролевая игра. Рефлексивный компонент. Бумага, ручки, методика. (Прило-жение 3)
«Организаторские способности» Развить организаторские способности личности и умение достигать цели, прибегая к помощи других людей. 1,5 Разминка. Практические упражнения для выработки навыков организатора. Рефлексивный компонент. Бумага, ручки.
«Целеустремленность» Научить видеть перспективу будущей жизни формулировать собственные желания, определять свои жизненные цели
  • Познакомить с основными понятиями целеполагания.
  • Разрабатывать конкретные цели и этапы их осуществления
  • Помочь в осознании изменений в построении будущего
 
1,5 Разминка. Информационный компонент. Упражнение для осознания цели и необходимости постановки верных жизненных ориентиров. Построение личностного плана. Диагностика для оценки мотивов достижения цели. Рефлексивный компонент. Бумага, ручки, методика. (Прило-жение 4)
«Креативность» Сформировать креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
  • Мобилизи-ровать творческие возможности и спонтанность у учащихся, способность видеть многообразие вариантов решения индивидуаль-ной или коллективной задачи.
  • Приобрести новый опыт анализа и творческого восприятия ситуации.
 
1,5 Разминка. Информационный компонент. Диагностика для определения уровня креативности. Практические, творческие упражнения для отработки всех креативных качеств. Рефлексивный компонент. Мяч, бумага, ручки, методика. (Прило-жение 5)
«Тайм-менеджмент» Научить управлять временем и добиваться высокого уровня эффективности результатов.
  • Познакомить с теоретичес-кими знаниями по базовым функциям тайм менеджмента: методам настройки на выполнение задач, ошибкам в использовании времени, планированию, приоритетам, техникам экономии времен.
  • Пояснить ученикам их собственные ресурсы и ограничения для эффективного управления временем.
 
1,5 Разминка. Информационный компонент. Упражнение для развития скорочтения. Практическое упражнение для выявления ошибок в управлении временем. Построение плана распорядка дел с учетом полученных знаний о тайм-менеджменте. Рефлексивный компонент. Бумага, ручки, печатный текст.
«Ответствен-ность» Помочь в осознании ответственности за собственные поступки, приобретении навыков самоорганизациии самодисциплины.
  • Проанализировать моральные качества личности необходимые ответственному лидеру.
 
1,5 Разминка. Информационный компонент. Практические и творческие упражнения для выработки лидерской ответственности. Рефлексивный компонент. Бумага, цветные карандаши, ручки.
«Самопрезента-ция» Выработать эффективное владение технологиями самопрезентации и делового общения. Помочь в осознании учениками собственной ценности.
  • Развить внутреннюю уверенность в себе.
  • Привить уверенность в собственном успехе и обучать приемам успешного поведения.
 
1,5 Разминка. Информационный компонент. Практические упражнение для осознания сильных и слабых качеств личности. Составление собственного резюме. Рефлексивный компонент. Бумага, ручки.
«Заключительное занятие» Подвести итоги тренинга. Рефлексия.
  • Обобщить теоретический материал.
  • Защитить рефераты.
  • В форме коллективного творческого проекта показать полученные знания.
 
1,5 Разминка. Творческое проектирование. Подведение итогов - разбор вместе с участниками группы их впечатления от проведенных занятий. Рефлексия. Ватманы, цветная бумага, скотч, ножницы, карандаши, маркеры и клей.

 

Заключение

В рамках исследования лидер определяется как член группы, статусно выделившийся в конкретном деле, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.

В соответствии с заявленной целью была разработана программа формирования ряда важнейших качеств лидера. В ней представлены способы и методы развития лидерских качеств у подростков в рамках классной системы занятий.

При подготовке программы был учтен опыт изучения вожачества и лидерства в отечественной и зарубежной психологии. Были рассмотрены мотивационные аспекты лидерства, разнообразные подходы к понятию «лидерство» и способы его формирования.

Также в ходе работы мы выяснили, что подростковый возраст – это благоприятное время для активного развития личности. При правильном руководстве у ребенка должны сформироваться такие качества как: социальная активность, умение понимать и создавать выгоду для каждого члена группы, способность концентрироваться и направлять группу.

Большую роль в данном процессе играют семья и подростковая группа. Семья способна привить подростку целеустремленность и самостоятельность, а подростковая группа – умение взаимодействовать в коллективе и способность брать на себя ответственность. Ноша лидера несет в себе много трудностей и проблем. А тем более лидеры-подростки заслуживают уважения, поддержки и внимания со стороны взрослых. Ведь далеко даже не каждый взрослый согласен принять такое серьезное решение, как стать лидером. Зачастую подростки как дети заблуждаются в своих решениях и действиях и поэтому им нужен совет опытного взрослого человека, который не побоится ответственности.

Мы выяснили, что большую роль в формировании лидерских качеств подростка играет социальная среда. В ходе работы были представлены способы создания благоприятных условий для реализации потенциала подростка и прививания навыков взрослой жизни.

Лидеры должны быть уверенными в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах людьми, умеющими понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющими управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способными повести за собой других. В связи с чем, развитие их в подростковом возрасте является главным атрибутом становления личности ребенка, а в будущем, взрослого, отвечающего требованиям современного, динамично меняющегося мира.

Список литературы

1. Абашкина Е.Б., Косолапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии// США: Экономика, политика, идеология. – 1993. №4. С. 13-21.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, – 2004. – 384 с.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева - Изд. 2-е. М.: Просвещение, – 2000. – 224 с.

4. Батракова И.С. Лидерство и организация педагогического процесса: методические материалы. - СПб.: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, – 1995. – 96 с.

5. Башарин В.Ф. Лидерство - одна из доминант современного российского образования // Среднее профессиональное образование. – 1998. № 7-8, С. 12-16.

6. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Дис. канд. псих. наук. М., – 2002.

7. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Конспект лекций / М.Е. Вандорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – М.: Изд-во Юрайт, – 2010. – 197 с.

8. Васильева А.К. Структура семьи / А.К. Васильева. – М.: – 1998. – 287 с.

9. Введение в психологию. Учебник. / Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, – 1996. – 496 с.

10. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся. Дис. … канд. пед. наук / Т.Е. Вежевич. – Улан-Удэ, – 2001.

11. Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. СПб «Издательский дом Нева», – 2003. – 320 с.

12. Волков И.П. К вопросу о методах оценки организаторских способностей //Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. Л.: – 1977.№ 23, С. 24-31.

13. Гиппенерейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.2-е изд. – М., – 1997. – 352 с.

14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ, – 2001. – 576 с.

15. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, – 2007. – 256 с.

16. Зайцева Е.М. Об актуальности одного из видов лидерства в группе. //Эмоциональные потенциалы коллектива.–Ярославль, – 1977. С.126-129.

17. Казаков Д.Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления. Дис. канд. социол. наук. Нижний Новгород, – 2002.

18. Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии, 1980. №2. С. 64-74.

19. Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис. докт. филос. наук. М., – 1996.

20. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л.: – 1974. – 168 с.

21. Махаева Г.М. Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера дисс. … канд. пед. наук / Г.М. Махаева – Махачкала, – 2007.

22. Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, – 2000. – 256 с.

23. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, – 2006. – 608 с.

24. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, – 2006. – 248 с.

25. Немов Р.С. Психология. Т. 1. Общие основы психологии. М.: – 2003. –688 с.

26. Парыгин Б.Д. Основные социально-психологические теории. М., – 1971. – 348 с.

27. Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Юрайт, – 2012. – 332 с.

 

28. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 1999. – 556 с.

29. Развитие лидерских качеств у подростков: пути развития лидерства. //Интернет журнал 2.0 Жизни Вкус. [Электронный ресурс] - Ресурс доступа - URL: http://zhiznivkus. ru/samorazvitie/liderstvo/razvitie-liderskix-kachestv-u-podrostkov-puti-razvitiya-lidera.html. Дата обращения - 16.12.2015.

30. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, – 1992. – 240 с.

31. Собкин В. С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка // Вопросы Психологии. – 2008, №5. С. 3-12.

32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Изд. 2 - Ростов-на-Дону: Феникс, – 2003. – 544 с.

33. Федорова М.Ю. Лидерство как объект социологического исследования. Дис. канд. социол. наук. М., – 1997.

34. Чередова Е.А. Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка: Дис. канд. пед. наук / Е.А. Чередова. – Омск, – 2004.

 

Приложения

Приложение 1. Тема «Уверенность в себе».

Инструкция

На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

 

Приложение 2. Тема «Ораторские способности».

 

Группа выбирает:

· одного игрока, который будет «здороваться» по вручённой ему шпаргалке,

· одного Ведущего, который будет хранить второй экземпляр шпаргалки задания и коор­динировать ход всей игры,

· Жюри или Комиссию из трёх человек, которые будут угадывать - что же удалось сыграть Здоровающемуся Игроку.

Инструкция.

Игроку вручают шпаргалку, на которой написано задание: Поздороваться десятью разными способами с десятью разными людьми, вкладывая в одно-единственное слово «Здравствуй(те)» десять разных смыслов. Например:

ü «Я так долго тебя ждал»,

ü «А, это ты, бедный родственник»,

ü «Я разделяю твою проблему и боль»,

ü «Не думай, я не на твоей стороне в этом конфликте»,

ü показное пренебрежение («Привет, урод»),

ü «Я узнал наконец-таки твою тайну»,

ü «Я боюсь тебя»,

ü «Я жду объяснений твоему поведению»,

Задания упражнения «Приветствие» можно усложнять и разнообразить.

Игрок, получивший шпаргалку, здоровается с входящими в комнату молчаливыми игроками по пунктам шпаргалки.

Затем жюри начинает зачитывать свои соображения и сравнивать их со шпаргалкой.

Каждый из «молчаливых игроков», тот, с которым здоровались, тоже принимает участие в обсуждении миниатюры, в которой он, собственно участвовал.

Разумеется, каждый должен побывать Игроком, поэтому Ведущим нужно заготовить заранее очень много шпаргалок с самыми разными мизансценами. Некоторые задания упражнения «Приветствие» могут повторяться (интересно - как одно и то же сыграют разные люди), но большинство заданий повторяться не должны, чтобы посреди игры не воцарилась скука.

 

Приложение 3. Тема «Бесконфликтность».

Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, предоставляет информацию относительно членов группы, руководства и доминирования в группе; Также проясняет насколько соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные. Вплоть до необходимости выжить.

Сформированы команды по 5 человек.

Преподаватель являлся ведущим и сторонним наблюдателем, осуществляющим обратную связь о групповом и индивидуальном поведении участников групп.

Каждому члену группы ведущий (преподаватель) раздал таблички с инструкцией и списком вещей, которые необходимо проранжировать. На выполнение задания дается 15 минут.

Инструкция.

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы находитесь примерно на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

У Вас список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с весла-ми, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все пе-речисленные предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однорублевых банкнот.

Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» у самого важного предмета, цифру «2»-у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

Перечень неповрежденных предметов:

· Секстант.

· Зеркало для бритья.

· Двадцатилитровая канистра с водой.

· Противомоскитная сетка.

· Одна коробка с необходимым запасом пищи на 1-2 дня.

· Карты Тихого океана.

· Подушка («плавательное средство»).

· Десятилитровая канистра нефтегазовой смеси.

· Маленький транзисторный радиоприемник.

· Репеллент, отпугивающий акул.

· Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.

· Один литр спирта.

· Пятнадцать метров нейлонового каната.

· Две коробки шоколада.

· Рыболовная снасть.

После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания - группового принятия решения.

Ведущий: Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому каждая оценка (классификационный №) будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Не защищайте свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Не меняйте свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование и компромиссные решения, с целью достижения согласия при решении групповых задач.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху для принятия решений.

После того, как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, доведен правильный порядок классификации (табл. 2) и отмечено среднее время выполнения каждой группой задания.

Ведущий: Вы сможете сравнить табличные данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла ваша группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений.

Правильный порядок классификации (ранжирования) предметов

Порядок классификации (ранжирования) предметов

№ п/п   Название предмета   Назначение  
1.   Зеркало для бритья Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям  
2.   Десятилитровая канистра нефтегазовой смеси Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена рублевыми банкнотами и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей  
3. Двадцатилитровая канистра с водой   Необходима для утоления жажды  
4. Одна коробка с необходимым запасом пищи на 1-2 дня   Обеспечивает основное питание  
5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.  
6. Две коробки шоколада Резервный запас пищи  
7.   Рыболовная снасть Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руках лучше журавля в небе». Нет уверенности, что Вы поймаете рыбу  
8. Пятнадцать метров нейлонового каната Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт  
9.   Плавательная подушка Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством  
10. Репеллент, отпугивающий акул Назначение очевидно  
11.   Один литр спирта Используется в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание  
12. Маленький транзисторный радиоприемник   Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика  
13.   Карты Тихого океана Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать - не где находитесь вы, а где находятся спасатели  
14. Противомоскитная сетка В Тихом океане нет москитов  
15. Секстант Без таблиц и хронометра - бесполезен  
       

 

Ведущий: согласно экспертам, основными вещами (предметами), необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания и помогающие выжить до прибытия спасателей.

Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение. Если маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и десятилитровая канистра нефтегазовой смеси.

Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторым по значению являются двадцатилитровая канистра с водой и коробка с необходимым запасом пищи.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы их применения, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Далее всем предлагается сравнить «правильный» ответ, собственный индивидуальный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разницу между номером, который присвоил ему индивидуально каждый, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Необходимо сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30 баллов, то участник или подгруппа «утонули». Необходимо сравнить результаты группового и индивидуального решения. Проанализировать явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением индивидуальным?

Обсуждение итогов работы (10 минут), вопросы ведущего:

- Кто участвовал в обсуждении, а кто нет?

- Кто оказывал влияние? какой вклад внес, кто вас спасал и наоборот ?

- Какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений?

Не принимается такая стратегия как: один участник хочет «подмять» под себя всю группу и заявляет: я предлагаю всем принять мое решение и ни чьих поправок к своему решению я не приму. Вы останетесь живы только в том случае, если без спора примете решение мое…».

- что на ваш взгляд важнее - доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

- какова была общая атмосфера в группе во время дискуссии? Как улучшить принятие решения группой?

Обратить внимание, что в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

 

Приложение 4. Тема «Целеустремленность».

Инструкция.

Нужно смоделировать и проиграть ниже описанные ситуации в действии. Буквально, положить на пол что-то типа дощечки и вперед!

Представьте, что на полу лежит доска шириной в 5 см. Пройдите по ней.

Вы можете пройти или не пройти, в зависимости от Вашего желания и ничего от этого не изменится.

· А теперь представьте, что доска поднята над землей на три метра и под ней лежат стекла и гвозди....."ВАУ!!!" "Как страшно!" Ваша решимость снизилась? А что с вашими целями теперь? Может быть вы уже расхотели их достигать? А ваша мечта? Чтобы ее получить - надо преодолеть трудности! – ПОПРОБУЙТЕ теперь пройдите теперь по доске.

· А теперь представьте, что эта же доска перекинута через пропасть, а сзади бушует пожар, он «подбирается» к Вам. Ваши действия?

· А теперь представьте, что доска перекинута к окну возлюбленной и там Вас ждет приз (для старшего подросткового возраста.

Очевидно, что Вы в обоих последних случаях пройдете по этой доске по причине Вашего личного желания, личного выбора, обусловленного, в первом случае необходимостью, а во-втором - своим желанием.

Эффект - переосмысление и понимание своей готовности к достижению цели

 

Приложение 5. Тема «Креативность».

Инструкция.

Возьмите чистый лист бумаги и ручку. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное, как я говорил выше — процесс. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения — убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.

Далее давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» — и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопайтесь в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

После каждого задания результаты представляются всей аудитории, идет общее обсуждение лучших и интересных работ.

 


[1] Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992.

[2] Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, 2007. С. 23.

[3] Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2000. С. 107.

[4] Абашкина Е.Б., Косолапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии// США: Экономика, политика, идеология. 1993. №4. С. 13-21.

 

[5] Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис.
докт. филос. наук. М., 1996. С. 293.

[6] Федорова М.Ю. Лидерство как объект социологического исследования. Дис. канд. социол. наук. М., 1997. С. 53.

[7] Парыгин Б.Д. Основные социально-психологические теории. М., 1971.

[8] Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии 1980. №2. С. 64-74.

[9] Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л.: 1974.

[10] Зайцева Е. М. Об активности одного из лидерства в группе. Эмоциональные потенциалы в коллективе. Ярославль: ЯПИ, 1977. С. 126-129.

[11] Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Дис. канд. псих. наук. М., 2002.

[12] Казаков Д.Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления. Дис. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2002. С.21-23.

[13] Немов Р.С. Психология. Т. 1. Общие основы психологии. М.: 2003.

[14] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001. С. 260.

[15] Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 26.

[16] Собкин В. С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка // Вопросы Психологии. 2008, №5. С. 4.

[17] Введение в психологию. Учебник. / Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996.

[18] Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. СПб «Издательский дом Нева», 2003. С. 213.

[19] Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева - Изд. 2-е. М.: Просвещение, 2000.

[20] Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Изд. 2 - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

[21] Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006.

[22] Развитие лидерских качеств у подростков: пути развития лидерства. //Интернет журнал 2.0 Жизни Вкус. [Электронный ресурс] - Ресурс доступа - URL: http://zhiznivkus.ru/samorazvitie/liderstvo/razvitie-liderskix-kachestv-u-podrostkov-puti-razvitiya-lidera.html. Дата обращения - 16.12.2015.

[23] Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2006. С. 150.

[24] Башарин В.Ф. Лидерство - одна из доминант современного российского образования // Среднее профессиональное образование.- 1998. № 7-8, С. 12-16.

[25] Батракова И.С. Лидерство и организация педагогического процесса: методические материалы. - СПб.: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1995.- С.34.

[26] Волков И.П. К вопросу о методах оценки организаторских способностей //Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. Л.1977.№ 23.- С. 26.

[27] Гиппенерейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.2-е изд. - М., 1997. С. 224.

[28] Гиппенерейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.2-е изд. - М., 1997. С. 237.

[29] Зайцева Е.М. Об актуальности одного из видов лидерства в группе. /Эмоциональные потенциалы коллектива.- Ярославль, 1977.-С.126-129.

[30] Чередова Е.А. Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка: Дис. канд. пед. наук / Е.А. Чередова. – Омск, 2004.

[31] Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся. Дис. … канд. пед. наук / Т.Е. Вежевич. – Улан-Удэ, 2001.

[32] Васильева А.К. Структура семьи / А.К. Васильева. – М.: 1998.

[33] Махаева Г.М. Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера дисс. … канд. пед. наук / Г.М. Махаева – Махачкала, 2007.

[34]Подласый И.П. Педагогика. Новый курс Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

[35] Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Конспект лекций / М.Е. Вандорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.

[36] Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.