Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие лжи в психологии



Лоскутова Алиса Евгеньевна

Научный руководитель: учитель информатики ГБОУ гимназии № 1517,

К.п.н., Давыдова-Мартынова Елена Игоревна

Москва, 2012-2013


Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие лжи в психологии
1.2. Формы лжи
1.3. Причины лжи у подростков
2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение

 

Вопрос о детской и подростковой лжи имеет большое значение, так как важно изучать влияние лжи на взрослых и на детей. Важно также понять причины и условия лжи подростков.

Ложь - это сложное явление в психологии.

Актуальность моей работы я вижу в том, что исследование особенностей оценки подростками ситуаций, связанных с употреблением лжи, предоставляет возможность глубже изучить нравственные представления современных подростков, расширить знания о психологических особенностях подросткового возраста.

Цель работы: изучить особенности и причины употребления и расположенность ко лжи подростков.

Гипотеза: Основная причина лжи в подростковом возрасте - страх разоблачения, страх наказания.

Задачи работы:

- изучить понятия лжи и истины в психологической и другой научной литературе;

- охарактеризовать особенности подросткового возраста;

- провести психологический анализ склонности ко лжи с помощью анкетирования.

Методы исследования:

- анализ литературы по теме;

- наблюдение;

- опрос (анкетирование).

Исследование проводилось среди подростков – учащихся гимназии № 1517 осенью 2012 года. В опросе приняли участие 54 человека.


Теоретическая часть

Понятие лжи в психологии

Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс, порождающий ложь. Однако, в словарях русского языка ложь трактуется не только как неправда, обман и искажение истины, но и как выдумка, вымысел, фантазия и даже шутка, розыгрыш.

Вместе с тем известно, что истину можно исказить ненамеренно и это будет не ложь, а заблуждение. Что касается вымысла, фантазии или шутки, то, при их правильном использовании нет умысла нанесения ущерба в отношении объекта применения.

В Толковом словаре русского языка ложь определена как намеренное искажение истины, неправда, обман[1].

Ложь - это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое говорящий считает неверным.

С точки зрения П.Экмана, ложь - это заведомо неверная информация, неправда, вымысел, дезинформация. Умышленное утаивание и фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение»[2].

Ж. А. Подлесны и Д. С. Раскин считают, что обман может быть определен как поступок или утверждение, цель которого - скрыть истину от другого или ввести его в заблуждение[3].

Можно заключить, что ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это. То есть ложь - это такое психологическое явление, которое состоит в намеренном искажении действительного положения вещей.

Формы лжи

Некоторые современные психологи выделяют «ложь», «обман» и «неправду» как отдельные категории с разными функциями.

Подрастая, ребенок учится скрывать свои эмоции, контролировать их. Основываясь на этом В.И. Шаховский приводит интересную типологию лжи:

- ложь как эмоциональное поглаживание (комплимент, лесть);

- ложь как эмоциональный удар;

- ложь как притворство для сокрытия правды;

- ложь как внутреннее состояние.

Ученые выделяют две основные формы лжи: умолчание и искажение.

При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной.

При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия - он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную. Зачастую только сочетание умолчания и искажения приводит к обману, но в некоторых случаях лжец может достичь успеха и просто не говоря всей правды.

Ложь может не иметь оправдания, а может и иметь его. Но обман – всегда действие умышленное; лжец всегда обманывает намеренно. При этом он может иметь оправдание только в своих глазах, а может также и во мнении всего общества. Лжец может быть любым человеком – хорошим или нехорошим, приятным или неприятным. Но человек всегда выбирает сам – солгать ему или, напротив, сказать правду. И человек при этом хорошо различает ложь и правду, и умеет отличать одно от другого.

Доктор психологических наук Виктор Знаков придерживается иного мнения, утверждая, что ложь и обман – это разные вещи: «Вызывает удивление тот факт, что в отличие от других исследователей, Экман не отличает ложь от обмана, а употребляет эти понятия как синонимы. Ложь всегда основана на вербальном или невербальном намеренно неистинном, лживом утверждении, однако при жульничестве (например, списывание на экзамене) или умолчании (в частности, утаивание от партнера сведений, важных для совместного бизнеса) субъект может ничего не утверждать»[4].

Обман многие исследователи считают более широкой категорией, чем неправда и ложь. В частности, такую точку зрения высказывает С. Бок, которая относит ко лжи такие намеренно вводящие собеседника в заблуждение утверждения, которые делаются устно или письменно. Обмануть же можно посредством жеста, кода Морзе, различных символов.

То есть можно сделать вывод о том, что обман не может быть ограничен только словами. Иногда обман основывается на приверженности определенной роли, чем на конкретном лживом утверждении. Так, нерадивый ученик играет роль усердного, чтобы произвести впечатление на учителя. Следовательно, не все обманщики – лжецы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.