Здавалка
Главная | Обратная связь

Причины лжи у подростков



Существует два основных подхода в психологии к пониманию лжи у подростков: биологизаторское направление и социальное направление. Сторонники биологизаторского направления такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. С точки зрения социальной психологии - ложь социальное явление. Ребенок не рождается вруном, он им становится в социальном окружении и, прежде всего, в семье. Этого мнения придерживается большинство российских исследователей.

На формирование нравственных ценностей подростка большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями. Ложь подростков имеет свои характерные особенности, виды и мотивы.

Психологи отмечают, что в младшем подростковом возрасте до 12-13 лет подростки крайне негативно относятся ко лжи, особенно взрослых, но сами активно используют ложь для самозащиты от вмешательства взрослых в их личную жизнь. Также подростки лгут, когда им нужно утвердиться в подростковой группе. Чем старше становится подросток, тем он больше понимает, что такое ложь, обман, неправда.

 

Выводы по первой части

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с психологической стороны обман характеризуется сознательным созданием ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании подростка.

Чаще всего подростки лгут из страха наказания, лишения, унижения и т.п. А нагромождения лжи приводит к повышенному уровню тревожности, возбудимости, нервного перенапряжения, а иногда и срыва.

 

Практическая часть

С целью проверки выдвинутой гипотезы, а также для решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование. Осенью 2012 года я провела анкетирование, в котором приняли участие 54 ученика. Для проведения исследования была составлена анкета-опросник, в которую входили следующие вопросы:

1. Приходилось ли тебе обманывать?

2. Как часто ты лжешь?

3. Кого ты чаще обманываешь?

4. Как часто ты признавался в своей лжи?

5. Назови причину по которой ты обманываешь?

6. Как ты думаешь, бывают ли случаи, когда ложь допустима?

7. Как часто тебя уличают во лжи?

8. Кто чаще всего уличает тебя во лжи?

9. Бывает ли тебе совестно от своей лжи, даже если никто тебя не уличил?

 

Опрос показал, что подавляющему большинству учеников приходилось обманывать.

Результаты, показанные на диаграмме 2, говорят о том, что 42% лгут только по необходимости, 24% указали, что лгут редко, а 18% - часто.

 

Чаще всего подростки обманывают своих сверстников, потом родственников.

 

Интересно, что подростки указали, что часто признаются в своей лжи (42 %), а часть подростков указала, что признается во лжи только по необходимости (28%).

 

 

Очень важно выяснить причину подростковой лжи. Большинство указали страх (46%), также желание не обидеть, не расстроить, привычку, случайно.

Мнения разделились: 60% считают, что ложь допустима, а 40 % - не допустима.

 

Здесь мы видим, что 35% редко уличают во лжи. 4 % указали, что признаются сами. Чаще всего уличают во лжи родители.

80% опрошенных подростков бывает стыдно за свою ложь. 11 % указали, что не стыдятся лжи.

Можно также сделать вывод о том. что подростки не считают ложь исключительно негативным явлением, требующим разоблачения и наказания. В их ответах на вопросы анкеты часто встречаются утверждения, оправдывающие ложь.

Заключение

 

Анализ литературы показал, что ложь - это такое психологическое явление, которое состоит в намеренном искажении действительного положения вещей. Существуют несколько форм и типов лжи. Психологи отличают ложь, обман и неправду.

Ложь подростков в основном связана с особенности подросткового возраста. Мотивы, побуждающие подростков ко лжи: ситуации; защита себя от наказания, выход из неприятной ситуации; защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство; стремление приобрести что-либо для себя (озорство; удовольствие и т.д.); стремление унизить другого.

Опрашиваемые сами очень редко признаются в своей лжи другим. Выявляют ложь подростков в основном родители. Хотя большинство опрошенных допускают ложь, в то же время указывают, что им стыдно за свою ложь.

Гипотеза подтвердилась частично: большинство подростков указали причину лжи - страх, но не наказания и разоблачения, а страх, что плохо подумают.

В целом выявлено неоднозначное отношение подростков ко лжи.

В дальнейшем я хочу продолжить свое исследование. Во-первых, планирую провести исследование, по результатам которого можно видеть как меняется отношение ко лжи у подростков в зависимости от их возраста. Во-вторых, планирую провести психологический анализ склонности ко лжи с помощью двух методик. В-третьих, сравнить полученные результаты у девочек и у мальчиков. В-четвертых, выявить зависимость между склонностью ко лжи и уровнем тревожности или уровнем агрессивности.


Список использованной литературы:

1. Барсукова О. В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи [Текст] / О. В. Барсукова // Молодой ученый. — 2012. — №2.

2. Дубровский Д.И. Обман. Философски-психологический анализ. – М., РЭЙ, 1994.

3. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. - 1986. - №5. - С. 113-124.

4. Словарь русского языка: в 4-х т.// т. 2. // под ред. Евгеньевой А.П. – М., Русский язык, 1986. (стр. 324)

5. Экман П. Психология лжи. – СПб., Питер, 2000


 

ПРИЛОЖЕНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.