Здавалка
Главная | Обратная связь

Шкала оценок для измерения реактивности ученика



Стреляу Я. Роль темперамента

в психическом развитии/

Пер. с польск. – М.: Прогресс,

1982. – С.157-160

(цит. по Регуш Л.А., 2008 С.65-67)

 

Для построения шкалы оценок использовались ранее разработанная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной системе, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем варианте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особо важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50 баллов, минимум – 10. При этом уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактивности, 10 – о максимальной.

Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюдаемые движения ученика совсем лишены энергичности.

Цифра 5 – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством, например, движения ученика очень энергичны).

Цифра 3 – средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных затрат времени, суммируйте полученные результаты.

Таблица 18

1. Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки 1 2 3 4 5 Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления
2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. 1 2 3 4 5 Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.
3. Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. 1 2 3 4 5 При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности
4. Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. 1 2 3 4 5 Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия.
5. Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. 1 2 3 4 5 Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.
6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствия? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. 1 2 3 4 5 Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.
7. Ведет ли себя так же как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений. 1 2 3 4 5 Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
8. Проявляет нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. 1 2 3 4 5 Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает.
9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания. 1 2 3 4 5 Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительных выносливости и усилий.
10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. 1 2 3 4 5 Тяжелые жизненные ситуации (болезни, смерть близких людей, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро приходит в себя.

 

«В последние годы к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения – энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая - через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные - сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека: случайные факторы (события, настроение и т. д.) или постоянные и долгосрочные цели. Согласно концепции Я. Стреляу, активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные – более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут дольше поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию. Таким образом, для высокореактивных людей при прочих равных условиях всегда больше стимулов чрезмерных и сверхсильных, среди которых могут быть и вредные, в частности вызывающие реакцию страха. Принимая во внимание накапливающиеся факты, психологи склоняются к представлению, что при классификации темперамента нужно учитывать также и индивидуальную склонность реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций. Как показали исследования, человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) особо склонен к реакции страха; с сильным (холерик) - к гневу и ярости, сангвиник - к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положительным. Я. Стреляу описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции следующим образом.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, скорее экстраверт.

Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолик. Этот человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство - интроверты. Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер – но о характере речь пойдет в следующей нашей лекции). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности» (http://www.edu-zone.net/show/150410.html).

 

Схема 5.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.