Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика наблюдения клинических проявлений синдромов дефицита внимания у детей



 

http://psylist.net/praktikum/00076.htm

 

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг, и т.д.).

14. Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Наличие у ребенка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для диагноза «синдром дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994). Все проявления данного синдрома можно разделить на 3 группы: признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13) и импульсивности (симптомы 4, 5, 11, 14).

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Исследователи сгруппировали все симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности СДВГ у детей в три группы: невнимательность, импульсивность, сверхподвижность.

 

Группа симптомов Симптомы Есть/нет
Невнимание Имеет незаконченные проекты  
Отличается нарушением устойчивого внимания  
Слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение  
С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его  
Имеет трудности в организации  
Часто теряет вещи  
Избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий  
Часто бывает забывчив  
Сверхактивность Ерзает, не может усидеть на месте  
Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле; ему трудно неподвижно сидеть, он бегает, забирается куда-либо)  
Спит намного меньше, даже в младенчестве  
Находится в постоянном движении (с «мотором»)  
Очень говорлив  
Импульсивность Отвечает до того, как его спросят  
Не способен дождаться своей очереди  
Часто вмешивается, прерывает, не может ждать  
Плохо сосредотачивает внимание  
Не может отложить вознаграждение  
Не может регулировать свои действия (поведение ребенка слабо управляемо правилами: хочет сейчас и ломает правило)  
Имеет разный уровень выполнения заданий (на некоторых заданиях спокоен, на других - нет)  

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Развитие личности ребенка, 2006 С.328)

«Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных моментов, то мы можем предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым мы наблюдаем, является гиперактивным» (Развитие личности ребенка, т.2 2006 С.328).

 

Схема 8.

 

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Н.В. Ковалева (1997).

 

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

 

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

 

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

 

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

 

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

г) проявляет неуверенность, растерянность.

 

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

 

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

 

Для наблюдения по этому плану удобно использовать таблицу 9, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

 

Вариант реакции Пункты плана наблюдений
А              
Б              
В              
Г              

Схема наблюдения за темпераментом школьника

 

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный тип темперамента младшего школьника.

Наблюдение в психолого-педагогической практике осуществляется не только за учеником, ребенком, воспитанником, но и за педагогом, учителем, специалистом.

 

Схема 9.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.