Схема наблюдения на уроке ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Наблюдатель _________________________________________ Класс _______ Дата _______________ Предмет____________________
I. «Создание общих условий эффективного обучения. 1. Создание учителем условий для достижения учебного эффекта на уроке: А) указания по плану и целям урока ясные и полные; Б) заинтересовывает новым материалом, привлекает внимание к нему перед объяснением; В) технические средства и учебные пособия способствуют быстрому включению в работу; Г) учитель передает учащимся часть функций учителя, это повышает эффективность урока;
2. Эффективное использование времени урока: А) урок начинается со звонком; Б) нет задержек и затягивания времени урока; В) нет нежелательных отступлений во время урока; Г) урок завершается вовремя.
3. Приспособленность обучения к особенностям учащихся: А) обучение соответствует возрастным особенностям; Б) все учащиеся имеют одинаковую возможность участвовать в работе; В) времени достаточно для достижения учебных целей; Г) обучение строится на взаимодействии учителя и учащихся.
II. Владение предметом и средством обучения 4. Достаточное владение учебным предметом: А) информация и демонстрация точны и своевременны; Б) комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны; В) информация предъявляется в логической последовательности; Г) предоставляется возможность усвоения материала разной степени сложности.
5. Организация урока в логической последовательности: А) урок начинается со стимулирующего введения; Б) устанавливается связь с пройденным материалом; В) учебный результат достигается и закрепляется на уроке; Г) урок заканчивается подведением итогов.
III. Техника объяснений, письма и речи. 6. Объяснения, связанные с содержанием урока: А) объяснения ясны и доступны, используются подходящие слова и термины; Б) используются примеры; В) выделяются ключевые моменты в содержании урока; Г) в материале выделены и проработаны трудные места.
7. Адекватное использование письменных объяснений: А) записи аккуратны и разборчивы; Б) прочтение и объяснение текста ясное; В) графические изображения четкие; Г) используются правильные, ясные обозначения.
8. Использование устных объяснений: А) дикция способствует пониманию; Б) скорость, величина высказываний удобны для восприятия; В) речь грамматически правильна; Г) произношение слов правильное.
9. Разъяснения при непонимании материала: А) определение областей непонимания и повторение объяснений; Б) проявляется стремление к устранению непонимания и его причин; В) проводятся индивидуальные разъяснения и для небольших групп; Г) на уроке нет неясностей.
IV. Организация учебного взаимодействия: 10. Оценка продвижения учеников на уроке: А) контролируются отдельные (сильные и слабые) учащиеся; Б) требуются ответы от многих учащихся; В) учеников побуждают оценивать свою работу; Г) учеников побуждают оценивать работу друг друга.
11. Сообщение учащимся о результатах продвижения: А) учитель сразу же сообщает об ожидаемых результатах урока; Б) указывает на правильное выполнение задания; В) указывает на ошибки в выполнении задания; Г) предлагает учащимся внести предложения по улучшению работы на уроке.
12. Помощь учащимся в выполнении учебных занятий: А) учащиеся выполняют задание вместе с учителем; Б) учитель дает подсказку (направляет действия); В) учитель оценивает поиски способов выполнения учащимися; Г) учитель побуждает действовать совместно, помогать друг другу.
13. Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока: А) поясняющие вопросы и примеры запрашиваются у учащихся; Б) выявляются ученики, желающие дать пояснения; В) вопросы и пояснения принимаются с благодарностью; Г) идеи учащихся разрабатываются и используются.
V. Поддержание творческой атмосферы на уроке. 14. Передача учителям личного энтузиазма: А) энтузиазм передается посредством взгляда и мимики; Б) энтузиазм передается посредством голоса и его интонаций; В) энтузиазм передается энергичной позой; Г) энтузиазм передается жестами.
15. Стимуляция интереса учащихся: А) объясняется важность темы для учебного курса или будущей жизни; Б) используются важность темы для учебного курса или будущей жизни; В) интерес стимулируется с помощью вопросов или юмора; Г) урок опирается на использование жизненного опыта.
16. Демонстрация теплоты и дружелюбия: А) приятный тон голоса, доброжелательный тон; Б) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере; В) доброта и дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; Г) учитель демонстрирует теплоту и дружелюбие, подходя к столам, подсаживаясь.
17. Помощь учителя в выработке высокой самооценки у учащихся: А) речь свободна от сарказма, ярлыков; Б) поведение учтивое, вежливое, уважительное; В) конкретные учащиеся поощряются за успехи в работе, за улучшение в работе; Г) поддерживаются и поощряются те, кто сталкивается с трудностями.
VI. Поддерживание дисциплины в классе: 18. Поддерживание включенности учащихся в работу на уроке: А) воздействия путем изменения голоса и передвижений учителя по классу; Б) поощрения учащимся за активное участие в работе; В) использование приемов активизации внимания; Г) поддерживание включенности за счет интересного содержания и заданий.
19. Руководство учащимся, не включенными в работу: А) использование словесных средств воздействия; Б) использование несловесных средств воздействия; В) использование средств активизации внимания; Г) использование специальных средств для пассивных учащихся.
20. Сообщение учащимся мнения об их поведении: А) сразу сообщает об ожиданиях относительно их поведения; Б) неоднократно напоминает о своих ожиданиях относительно их поведения; В) указывает на случаи неприемлемого поведения; Г) отмечает случаи правильного поведения.
21. Воздействие на нарушителей дисциплины: А) не обращает внимания на нарушителей дисциплины; Б) нарушители дисциплины сталкиваются с немедленной реакцией учителя; В) действия учеников редко нарушают течение урока; Г) учитель умело предупреждает нарушение дисциплины» (http://praktika.karelia.ru). В ходе осуществления наблюдения по этой схеме помимо методических аспектов можно отследить профессиональную направленность педагога (на себя, на дело, на установление взаимоотношений), стиль деятельности (авторитарный, попустительский, либеральный).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|