Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 6. Любовь и творчество в жизни художника.



 

Творчество невозможно без свободы человеческого духа. Свобода является необходимым условием появления творческих идей. Добровольный интерес к какому-либо проявлению человеческой жизни рождает в человеке предрасположенность к творчеству в этой области. Творческая способность не может в полной мере раскрыться, если на человека оказывается давление или принуждение.


Однако свобода неминуемо ставит вопрос о смысле творчества. Поискам соотношения между свободой и смыслом творчества посвящены размышления многих русских и западноевропейских выдающихся умов. Что творчество дает самому автору и как оно влияет на его душу? Любовь есть необходимая предпосылка и настроение творчества. Как только она исчезает, художник перестает быть собой. Степень любви становится критерием художественности.

 

Любовь делает художника индивидуальностью, «оформляет меня утверждающе извне» и задает «принцип эстетического видения» (М.М. Бахтин). Можно сказать, что это и принцип эстетического бытия, поскольку любовь позволяет открыться Другому, которым может быть в творческом процессе и герой, и материал, и мир в целом. Этого не произойдет без участия веры - чувства, духовно возвеличивающего предмет любви. (Так, В. Ходасевич различает: говорить о быте - с любовью, о бытии - с верой). Вера онтологизирует явления, не доступные непосредственному видению, утверждает их как возможные - в силу их принадлежности полноте единого бытия. Она знаменует слитость человека с универсумом, причастность ему, осуществление его творческого предназначения в мире. Она приводит в пророчествам и предвидениям в искусстве.

Судьбы многих художников свидетельствуют о том, что существует трагический конфликт любви и творчества. Сама по себе любовь требует такой же тотальности и самоотдачи, как и творчество. Кто-то заметил, что в любви нет человеческого лица. В ней есть либо лицо Бога, либо лицо Дьявола. Как и творчество, любовь требует тотального погружения, она никогда не может удержаться в одном состоянии, не знает одной формы, чужда обыденности, а потому всегда «нелегальна» подобно творчеству. Н.А. Бердяев признавался: «Когда я видел счастливую любящую пару, я испытывал смертельную печаль. Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд».

 

Художник, желающий сохранить себя как творца, нуждается не столько в любви, сколько во влюбленности,когда его действительное «я» и идеальное «я» совпадают. Здесь, как и во всех иных случаях, перевешивает художническая установка с большим доверием относиться к той реальности, которая живет в воображении как идеал, как волнующая гармония красоты и обещание совершенства. Биографии художников изобилуют примерами на этот счет.

 

Осознание призванности побуждает оберегать саму способность творить, и здесь уже не имеет значения — в реальных или воображаемых ситуациях пребывает чувство художника. В жизни художник может приходить в столкновение с нормой и законом, черпать вдохновение в греховной, часто нравственно небезопасной пище, однако она никак не характеризует его нутра, не есть материал для оценки качеств его души. Искренность художника обнаруживается в самом произведении искусства, когда те или иные ипостаси его «достраиваются», приобретают силу выразительной и самодостаточной художественной целостности. Рождается художественная форма — результат творческого исступления, напряженного состояния ума, «когда человек сильнее, умнее, красивее себя. Такие состояния приближают нас к мирам запредельным, простирают особенно сильное влияние над художником» (К.Д. Бальмонт).

 

Способность и потребность художника в акте творчества выходить за пределы себя— это и есть он сам,это и есть его подлинная жизнь в особом, им самим устроенном мире. Беспредельная преданность художника требованиям творчества формирует его особый психологический облик, предопределяет особые черты его судьбы, жизненного пути.

Более того, отсутствие у художника как бы собственного «места», прикрепленности к одному видению, одной позиции, одной, не вызывающей сомнения идее, его постоянный переход от одного состояния к другому и представляет собой собственно человеческое бытие культуры.

 

В психологическом феномене художника концентрируется, таким образом, ряд жизненно важных характеристик, которые пусть в малой степени, но присутствуют в любом человеке и способны объяснить смену ролевых установок, тягу к жизни в воображаемом мире, его творческие порывы и потребности.

 

Список литературы:

 

1. 1. Абульханова-Славская К.. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. В мире искусства. Эстетические и художественно-критические эссе. М.: Знание, 2003.

3. Евтушенко Е. Личность большого поэта//Точка опоры. М., 1981.

4. Искусство и красота. М.: Знание, 2006.

5. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа//Психологический журнал 1996 №2.

6. Роджерс Н. Творчество как усиление себя//Вопросы психологии. 1991. № 1.

7. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.

8. Яковлев Е.Г. Художник: Личность и творчество. М., 1991.

9. Эстетика и изобразительное искусство. М.: Памятники исторической мысли, 2007

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.