Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-политическая мысль XVII-XVIII вв.



Влияние научной революции XVII века на историческое знание. Развитие университетской системы. Размежевание нарративной исторической традиции и систематизированного исторического знания, основанного на рациональной критике и классификации источниковой базы. Эрудитская традиция в XVII веке.Связь направлений и школ с идейно-политическими учениями. Разработка проблем генезиса государственности в голландской и английской общественной мысли периода ранних буржуазных революций (Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Мильтон, Т. Гоббс, Д. Гаррингтон): возрождение теологического подхода к осмыслению исторического процесса. Р. Декарт об относительности исторического знания. Утопизм как жанр памфлетного творчества и развитие морализаторской линии в исторической науке.

Эпоха Просвещения в системе исторического познания.Идеология Просвещения как целостный мировоззренческий комплекс. Философия рационализма. Формирование новых эстетических и культурных ценностей. Складывание единой картины мира. Завершение «детеологизации» исторического знания. Разработка новых подходов к определению исторического источника и основных форм исторического знания в «Энциклопедии» Д. Дидро. Проблема критики источников. Просветители о развитии человеческой цивилизации. Определение цивилизации О. Р. Мирабо. М. Ф. Вольтер о всемирной истории как истории цивилизации. Реализация телеологического принципа и рациональное обоснование идеи исторического прогресса. Европоцентризм просветительской цивилизационной теории. «Деперсонализация истории».

Специфика решения проблем социальной философии и политической теории в национальных течениях просветительской мысли. Развитие идей Д. Локка в английском Просвещении.Разработка французскими просветителями старшего поколения (М. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье) целостного мировоззренческого комплекса. Французские философы-материалисты (Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, о характере исторического развития и природе исторического знания. Американское Просвещение о гражданском характере становления общественного устройства (Д. Отис, Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон). Особенности немецкой просветительской мысли. Историзм социальной философии И. Канта и И. Фихте. Проблемы национально-исторической специфики в концепции исторической школы права. Исторические взгляды И. Гёте и Ф. Шиллера.

Развитие исторических знаний и исторической науки. Развитие представлений о линейном и циклическом характере цивилизационного процесса в крупнейших историософских концепциях Просвещения. «Эскиз исторической картины прогресса человечества» М. Кондорсе. История как процесс прогрессивного развития человеческого разума. М. Кондорсе о цивилизации. Понятие стадий цивилизационной истории в концепции М. Кондорсе, линейный характер их смены. Концепция линейного прогресса в «Очерке истории гражданского общества» А. Фергюсона. А. Фергюсон о триаде «дикость – варварство – цивилизация». Концепция циклического развития в историософии Д. Вико («Основания новой науки об общей природе наций»). Д. Вико о социальных принципах и политических процессах, характерных для «века Богов», «века Героев» и «века Людей», механизме смены циклов. Критика линейной концепции исторического прогресса в работе И. Гердера «Идеи к философии истории человечества». Гердер о локальных культурах как субъектах истории. Проблема альтернативности исторического развития в концепции Гердера.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.