Здавалка
Главная | Обратная связь

Общее представление о восприятии



Метод наблюдения

 

Две основные формы метода наблюдения

В психологии метод наблюдения известен в двух основных формах: как метод самонаблюдения, или интроспекции, и как метод так называемого внешнего, объективного наблюдения[1]. Их основное отличие состоит в том, что при самонаблюдении человек наблюдает за явлениями своего внутреннего мира — явлениями сознания, к которым относится весь сознаваемый им собственный субъективный опыт, а при внешнем, объективном наблюдении он наблюдает за представленным в его образах ощущения и восприятия внешним по отношению к его сознанию, объективно существующим миром.

В данной работе мы подробно рассмотрим специфику метода наблюдения только как внешнего, объективного наблюдения, и, соответственно, будем использовать термин «метод наблюдения» только в этом смысле, хотя всегда следует иметь в виду, что указанные две формы наблюдения неразрывно связаны друг с другом, поскольку метод внешнего, объективного наблюдения, как будет показано далее, с необходимостью предполагает опирающиеся на самонаблюдение сознательный анализ и описание наблюдателем его собственного субъективного опыта ощущения и восприятия внешней действительности.

 

Общее представление о восприятии

Поскольку метод наблюдения опирается на способность человека к восприятию, то его описание следует начать с рассмотрения основ психологии восприятия.

В самом общем виде восприятие можно определить как процесс порождения образов, возникающий при условии воздействия внешнего мира на органы чувств человека.

Из предложенного определения следует, что воздействие внешнего мира на органы чувств — это обязательное условие восприятия. Результатом этого воздействия является отражение объективных свойств внешнего мира в сознании человека в так называемой чувственной форме, которая в разных теориях восприятия описывается по-разному, например, как ощущение[2], гештальт[3], первичный образ[4], признаки воспринимаемых объектов[5], чувственная ткань[6]. В дальнейшем мы будем называть отдельные характеристики чувственной формы отражения, в которых отражаются объективные свойства внешнего мира, чувственными данными.

Однако образ восприятия не сводится к чувственному отражению внешнего мира. Не менее важную роль в процессе порождения образов восприятия играют также и определенные когнитивные структуры, например, образы представления[7], категории[8], схемы,[9] значения[10], в которых представлены знания человека о внешнем мире, приобретаемые в процессе его познания. В результате образ восприятия включает в себя также и знания человека об объективных свойствах и значениях различных аспектов внешнего мира, что фиксируется в таком фундаментальном свойстве образа восприятия как его предметность[11]. Тем самым образ восприятия — это не только чувственная форма отражения внешнего мира, но одновременно и чувственная форма представления знаний человека об этом мире.

Впервые на эту двойственность образа восприятия обратил внимание Г. Гельмгольц, предложив для ее объяснения теорию, согласно которой процесс восприятия аналогичен умозаключению[12]. Основная идея этой теории состоит в том, что образ восприятия, понимаемый как чувственная форма представления знаний человека о внешнем мире, следует рассматривать как своего рода заключение или вывод человека о том, что он воспринимает, который делается им, как правило, неосознанно и непроизвольно на основе воспринимаемых чувственных данных и накопленного познавательного опыта, соотносящегося с этими данными. При этом важно указать, что истинность этого познавательного опыта, в свою очередь, основывается на многократной успешной практике взаимодействия человека с воспринимаемыми предметами, и по этой причине мы, как правило, доверяем нашим образам восприятия в том, что они содержат объективные знания о внешнем мире, хотя в ряде случаев это доверие может быть не всегда оправдано.

С нашей точки зрения теория восприятия Г. Гельмгольца очень продуктивна для понимания специфики метода наблюдения, поэтому в дальнейшем мы будем на нее опираться.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.