Здавалка
Главная | Обратная связь

Средства наблюдения



Средства наблюдения могут быть естественными или искусственно созданными.

Естественные средства это органы чувств человека, данные ему от природы. Они приспособлены для ощущения и восприятия только определенного рода воздействий со стороны внешней действительности. Известно, что существуют, например, пороги ощущений, ограничивающие диапазоны воспринимаемых и различаемых интенсивностей стимулов, пороги остроты зрения, ограничивающие способности человека к распознаванию мелких деталей предметов и границ между ними. Многие виды физических воздействий: ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, ультразвук, электромагнитное излучение и др., вообще не воспринимаются человеком.

К искусственно созданным средствам наблюдения относятся всевозможные технические устройства, выполняющие функцию органов чувств. Они существенно расширяют естественные возможности ощущения и восприятия человека, поскольку с их помощью становится возможным наблюдение за такими проявлениями активности, которые недоступны для наблюдения, опирающегося только на органы чувств. Примерами такого рода устройств могут служить устройства для регистрации движений глаз, размера зрачка, тремора рук, кожно-гальванической реакции, электрической активности мозга и мышц, частоты сердечных сокращений, и др.

Способы наблюдения

Существует множество классификаций способов наблюдения[19]. Мы рассмотрим только три наиболее известные из них. Все эти классификации являются независимыми, поэтому они могут использоваться для характеристики любого конкретного способа наблюдения одновременно.

В первой классификации способы наблюдения подразделяются по степени их открытости для наблюдаемого человека на открытое, скрытое и неявное.

При открытом наблюдении человек, за которым наблюдают, знает об этом, и наблюдение за ним ведется, как правило, с его согласия. Открытое наблюдение имеет один существенный недостаток — знание человека о том, что он является объектом наблюдения, может изменить его обычное для этих условий поведение. Оно может стать, например, более социально желательным, дезорганизованным вследствие излишнего волнения, более мотивированным и др. Понимая это, психолог должен в каждом конкретном случае предпринять соответствующие меры, направленные на устранение возможного негативного влияния этого фактора на поведение наблюдаемого: расположить его к себе, демонстрируя доброжелательное и безоценочное к нему отношение, успокоить, если он волнуется, объяснить ему, что он должен вести себя обычным образом, мотивировав это, например, тем, что в противном случае результаты наблюдения не будут иметь никакой ценности ни для него, ни для науки, и др. Если влияние этого фактора устранить не удается, то психолог должен обязательно учесть его в своих выводах, основывающихся на фактах наблюдения.

При скрытом наблюдении наблюдаемый человек не видит психолога и не знает о том, что за ним ведется наблюдение. Такой способ наблюдения абсолютно не мешает ему вести себя реалистично, то есть проявлять в своем поведении все свойственные ему реальные психологические особенности. Очевидно, что скрытое наблюдение позволяет психологу собирать факты, в большей степени соответствующие реальному поведению человека в определенных условиях. Вместе с тем, этот вид наблюдения порождает определенную этическую проблему, а именно: в какой степени допустимо наблюдение за личной жизнью человека без его согласия. И в каждом конкретном случае психологу необходимо этическое обоснование использования скрытого наблюдения, в том числе, опираясь на этический профессиональный кодекс. Так, например, в соответствии с этическим кодексом Американской психологической ассоциации скрытое наблюдение вполне допустимо, «если поведение изучается в общественном месте (а не в чьей-то спальне), люди не подвергаются никакому воздействию и сохраняется конфиденциальность информации»[20].

Неявное наблюдение занимает промежуточное положение между открытым и скрытым. Это самый распространенный среди психологов способ наблюдения. Он заключается в том, что психолог предлагает наблюдаемому человеку выполнить в своем присутствии какое-то задание или побеседовать с ним на определенную тему, давая понять, что ему интересен, прежде всего, результат выполнения этого задания или тема беседы, а сам он в это время исподволь, незаметно наблюдает за его поведением. При неявном наблюдении указанные основные недостатки открытого и скрытого способов наблюдения устраняются. С одной стороны, это связано с тем, что в этом случае наблюдаемому трудно заметить, что психолог целенаправленно наблюдает за ним, поскольку он этого никак не показывает, а это значит, что фактор «знания о наблюдении» здесь чаще всего отсутствует. С другой стороны, психолог неявно наблюдает за такими формами поведения наблюдаемого человека, которые он сам ему демонстрирует, то есть они не являются тайной его личной жизни, а, следовательно, неявное наблюдение не нуждается в специальном этическом обосновании.

Вторая классификация различает способы наблюдения по той роли, в которой психолог предстает перед наблюдаемым человеком. По этому критерию выделяются стороннее и включенное наблюдение.

Стороннее наблюдение это традиционный и наиболее распространенный в психологии способ наблюдения, который обычно ведется открыто или неявно, в полевых или лабораторных условиях. При этом способе наблюдения психолог выступает для наблюдаемого, прежде всего, как специалист, выполняющий свою профессиональную работу. Они однократно или периодически встречаются только для решения тех вопросов, которые входят в сферу профессиональной компетенции психолога, и больше никаких иных поводов для встреч у них нет.

Включенное наблюдение осуществляется, как правило, скрыто или неявно и, преимущественно, в полевых условиях. При включенном наблюдении психолог специально внедряется в какую-то интересующую его формальную или неформальную группу, вместе с которой он проживает довольно значительную часть своей жизни, вступая с членами этой группы в различного рода деловые и межличностные отношения. Это внедрение обусловлено профессиональной мотивацией психолога, прежде всего, его стремлением глубже и полнее узнать о людях интересующей его группы и их взаимоотношениях. Такого рода способ наблюдения используется в психологии гораздо реже, поскольку он часто требует от психолога большого мужества и самопожертвования в связи с тем, что ему приходится для этого менять свой привычный образ жизни на довольно продолжительное время.

В третьей классификации выделяются различные способы категоризованного наблюдения.

Как было убедительно показано в работах Дж. Брунера восприятие человека всегда предполагает процесс категоризации, содержанием которого является отнесение единичных воспринимаемых объектов по их признакам к более общему классу объектов, то есть к определенной их категории. Категория определяется им «как совокупность признаков, в зависимости от которых объекты группируются как эквивалентные»[21]. Через отнесение к той или иной категории единичные воспринимаемые объекты приобретают определенное значение.

Из этих работ следует важный вывод о том, что некатегоризованного наблюдения, по крайней мере, у человека, овладевшего языком, не существует. Собираемые наблюдателем в процессе наблюдения факты это всегда категоризованные факты.

Способы категоризованного наблюдения, которые реально используются в психологии, можно классифицировать по двум основаниям.

Первое основание это степень свободы психолога в выборе и использовании им в наблюдении тех или иных категорий. По этому основанию выделяются следующие два способа наблюдения: с использованием любых категорий и с использованием заранее выбранных категорий.

При способе наблюдения с использованием любых категорий психолог полностью свободен в выборе и использовании категорий в процессе наблюдения. Этот способ применяется, например, в поисковых исследованиях, когда конкретная цель наблюдения психологу до конца не ясна или сформулирована лишь в общем виде, и поэтому он вынужден описывать весь свой субъективный опыт ощущения и восприятия наблюдаемой действительности в таких категориях, которые он произвольно выбирает сам и которыми ему удобно пользоваться.

Способ наблюдения с использованием заранее выбранных категорий предполагает применение психологом ограниченного числа категорий, перечень которых составляется до начала наблюдения. Яркими примерами реального применения данного способа наблюдения могут служить очень известная в социальной психологии методика Р. Бейлза, в которой используются 12 стандартных категорий для наблюдения за взаимодействием людей в малой группе[22], и не менее известная в психологии труда методика Ф. Гилберта, в которой используются 18 стандартных категорий для наблюдения за трудовой деятельностью человека[23].

Вторым основанием является отсутствие или наличие у наблюдателя определений признаков, по которым предмет наблюдения может быть отнесен к той или иной категории. Данное основание используется для выделения двух других способов категориального наблюдения: без определений признаков категорий и с определениями признаков категорий.

Категории без определений признаков представляют собой такие категории, признаки которых либо совсем не осознаются наблюдателем, либо осознаются им не полностью, и, кроме того, они участвуют в процессе наблюдения непроизвольно. Так, наблюдая за поведением человека, психолог может, например, непроизвольно воспринять, что он улыбнулся, и при этом у него может не быть осознанного определения всех признаков категории «улыбка». Использование этого вида категорий в наблюдении уместно в тех случаях, когда психолог считает, что имеющийся у него опыт вполне достаточен для того, чтобы однозначно категоризовать факты наблюдения.

Категории с определениями признаков характеризуются тем, что эти определения, напротив, полностью осознаны, и они произвольно используются в процессе их соотнесения с наблюдаемыми фактами. Достаточно очевидно, что такого рода процесс категоризации будет более точным и обоснованным. Подобные категории широко применяются в процедуре оценки или подбора персонала, где требуется оценить степень соответствия уровня компетенций работников или кандидатов на должность необходимым для занимаемой должности требованиям[24].

В свою очередь, категории с определениями признаков могут различаться по степени четкости их формулировок и степени их операционализации. Чем более четкими и более операциональными будут эти определения, тем точнее окажется категоризация интересующих психолога единиц наблюдения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.