Здавалка
Главная | Обратная связь

Преимущества использования ИКТ в управлении образованием



 

Рассмотрение уникальных возможностей информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием заслуживает особого внимания. Именно в сфере образования информационные технологии стали все чаще использоваться руководителями различных учебных заведений. Поскольку ИКТ создают условия для деятельности руководителей образовательных учреждений, упрощая работу с документами, методическими разработками и многим другим. С помощью информационно-коммуникационных технологий руководителям легче и быстрее работать: разрабатывать учебные планы, перерабатывать материал, создавать списки учащихся и педагогического коллектива, вести учет посещаемости, электронный журнал, личные дела учеников и т.д.

Кроме этого, существует еще множество возможностей информационно-коммуникационных технологий:

· Быстрая обратная связь между пользователем и средствами информационных технологий;

· Компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений;

· Архивное хранение достаточно больших объемов информации;

· Возможность передачи информации, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

· Автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности;

· Обработка результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

· Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения знаний учащихся;

· Организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

· Введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

· Совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

· Внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

· Совершенствование механизмов управления системой образования;

· Повышение уровня активности обучаемого, развитие способности альтернативного мышления, формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач;

· Возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Реализация вышеперечисленных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать такие виды деятельности как:

· Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

· Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов).

При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы:

· Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

· Управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов;

· Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ключевым условием эффективного использования ИКТ в управлении образовательным учреждением является:

· Объединение всех компьютеров школы в локальную сеть и подключение к Интернету;

· Систематизация нормативно-правовой базы управления образовательным учреждением;

· Перевод нормативно-правовой базы на электронные носители;

· Обеспечение открытости и информационной прозрачности нормативно-правовой сферы управления образовательного учреждения через школьный сайт;

· Электронный документооборот;

· Создание и постоянное обновление баз данных всех участников образовательного процесса в учебном заведении;

· Система мониторинга качества учебного процесса;

· Повышение квалификации и самообразование педагогического коллектива;

· Выпуск печатных методических изданий.

Руководителям образовательных учреждений, работающих над созданием информационного пространства, необходимо учитывать, что одной из самых больших трудностей, которая может встретиться в построении единой информационной базы, является ее большой объем. В реальной жизни образовательного учреждения совершенно невозможно представить себе, что руководитель сможет найти такого сотрудника, который готов один, аккуратно, разумно и осмысленно наполнить информационную базу содержанием. Практика внедрения информационных систем в работу образовательных учреждений подсказывает, что вряд ли кто-нибудь будет вводить огромное количество информации в компьютер без создания следующих условий:

· Четкого и ясного разделения всего объема информации по исполнителям;

· Обеспечения мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке.

Следовательно, единственный путь обеспечения формирования информационного пространства отбор целевых, полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, причем таких, которые:

· Обеспечивали бы значительное сокращение временных и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;

· Поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей-сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря, классных руководителей и преподавателей-предметников;

· Обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;

· Поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей;

· Обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием.

Автоматизированные информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением являются актуальными на сегодняшний день, так как все образовательные учреждения нуждаются в автоматизации управления:

· Замене рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени;

· Создание долгосрочных, систематизированных банков данных об учебном процессе;

· Значительном повышении эффективности при обработке больших объемов информации;

· Представление информации в удобно оформленном виде (таблицы, диаграммы, графики и т.д.).

· Возможности хранения в структурированном виде больших и информационных массивов;

· Быстрый поиск необходимых данных;

· Составление различных материалов.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.

Например, использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся.

Кроме того, руководители образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что очень важно для всестороннего развития личности.

Чтобы достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям необходимо создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами.

Факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования:

· Оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;

· Снижение прямых и обратных потоков информации;

· Оперативное получение и обработка отчетности;

· Системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;

· Снижение затрат времени руководителей на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;

· Использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;

· Реализация системы компьютерного сопровождения механизмов оценки качества образования;

· Активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.

Например, стандартные программы, такие как MicrosoftEcxel и MicrosoftWord позволяют руководителям образовательных учреждений своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую картотеку, банк данных для организаторов ЕГЭ и прочие документы.Один из реальных путей повышения качества школьного образования – использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику. Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.

Интернет-ресурсы позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, организации методической работы в школе.

Программа MicrosoftPowerPoint – создание презентаций, позволяет наглядно и доступно представлять любую информацию, которая может использоваться руководителями при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний.

Рис. 1. Блоки административного управления

Базовая информация включает в себя:

· Детализированная информация об учреждении (наименование, нумерация, тип, вид, организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, адресные и контактные данные и др.);

· Структура учреждения: указание классов, детализация их специализации и численности;

· Учебная периодизация: указание учебных годов, дат начала и окончания учебных периодов, обмена данными между учебными периодами;

· Информация об аудиторном фонде: указание вместимости и месторасположения кабинетов, закрепление за каждым из них перечня материальных ценностей и учебно-методических пособий, включая полиграфические и электронные издания;

· План работы образовательного учреждения и его структурных подразделений;

· Штатное расписание с учетом месячного и годового фонда заработной платы.

Кадры, все сотрудники, работающие в учебном заведении:

· Личные дела сотрудников в стандартах форм кадрового учета;

· Формирование, редактирование и хранение данных по использованию преподавательского состава, включая: специализацию, преподавательскую нагрузку, классное руководство, заведование кабинетом;

· Книга приказов по сотрудникам учреждения, систематизация приказов по типам;

· Оформление приказов на базе соответствующих шаблонов.

Информация, необходимая в картотеке о каждом учащемся:

· Личные дела учащихся;

· Контроль за результатами обучения учащихся (журнал, сводные ведомости успеваемости и посещаемости);

· Сведения для организации участия учеников старших классов в Едином Государственном Экзамене;

· Книга приказов по учащимся, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов;

· Распределение учащихся по классам, с реализацией функций перевода, как конкретных учеников, так и всех учащихся из класса в класс, а также хранения архивных карточек выпускников 9-х, 11 классов и выбывших учащихся.

Финансы:

· Всесторонний учет и контроль за соблюдением финансовых нормативов;

· Проведение полного комплекса работ по тарифицированию сотрудников на основании учета распределенной педагогической нагрузки;

· Формирование информации о материальных ценностях и подготовки инвентарных списков.

Учебно-воспитательный процесс включает в себя несколько критериев:

· Подготовка учебной плановой документации с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования и требований к максимальной нагрузке учащихся, а также специфики конкретного общеобразовательного учреждения;

· Подготовка организационно-методической и справочной информации, обеспечивающей деятельность классных руководителей и преподавателей-предметников по организации и контролю качества учебно-воспитательного процесса;

· Формирование и ведение электронных классных журналов;

· Подготовка сводных и аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся.

Дополнительные информационные блоки:

Дополнительные информационные блоки определяются составом специалистов, работающих в образовательном учреждении и обеспечивающих образовательный процесс и мониторинг здоровья учащихся.Такими специалистами являются:библиотекарь, психолог, логопед, медицинский работник, ответственный за организацию питания.

В заключение можно сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать деятельность руководителей, дает возможность повысить качество образования и профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии в образовательных учреждениях помогают руководителям оперативно и эффективно принимать управленческие решения, грамотно осуществлять анализ и планирование работы педагогического коллектива, без затруднений подготовить основные документы в процессе самоанализа при аттестации учебного заведения, решать вопросы по электронной почте, анализировать работу преподавателей, педагогам – красочно и иллюстративно представлять новый материал учащимся и многое другое.

 

Практическая часть

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение центр образования № 1637 г. Москва (ГБОУ ЦО № 1637) в полной мере реализует современную социально-образовательную стратегию на московском рынке образовательных услуг, последовательно развивая все четыре вышеназванные составляющие. В данной статье будет рассмотрена инновационная составляющая стратегии, а именно информационно-коммуникационные технологии.

Стоит отметить, что ГБОУ ЦО № 1637 реализует президентскую инициативу «Наша новая школа», которая, учитывая тенденции времени, предлагает основные направления развития общего образования, содержит характеристики школы 21 века. Она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир.

В президентской инициативе «Наша новая школа» рассматриваются 5 направлений:

- внедрение и использование ИКТ в управленческой деятельности как в образовательных учреждениях, так и муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования;

- использование лицензионного программного обеспечения;

- внедрение электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность образовательного учреждения;

- использование ИКТ в деятельности учителя информатики;

- использование ИКТ в образовательном процессе образовательных учреждений как в урочное, так и внеурочное время, в дополнительном образовании.

Рассмотрим эти направления подробнее на примере деятельности ГБОУ Центра образования № 1637.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.