Преимущества использования ИКТ в управлении образованием
Рассмотрение уникальных возможностей информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием заслуживает особого внимания. Именно в сфере образования информационные технологии стали все чаще использоваться руководителями различных учебных заведений. Поскольку ИКТ создают условия для деятельности руководителей образовательных учреждений, упрощая работу с документами, методическими разработками и многим другим. С помощью информационно-коммуникационных технологий руководителям легче и быстрее работать: разрабатывать учебные планы, перерабатывать материал, создавать списки учащихся и педагогического коллектива, вести учет посещаемости, электронный журнал, личные дела учеников и т.д. Кроме этого, существует еще множество возможностей информационно-коммуникационных технологий: · Быстрая обратная связь между пользователем и средствами информационных технологий; · Компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений; · Архивное хранение достаточно больших объемов информации; · Возможность передачи информации, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; · Автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности; · Обработка результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; · Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения знаний учащихся; · Организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика; · Введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями; · Совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования; · Внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой; · Совершенствование механизмов управления системой образования; · Повышение уровня активности обучаемого, развитие способности альтернативного мышления, формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач; · Возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними. Реализация вышеперечисленных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать такие виды деятельности как: · Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах; · Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов). При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы: · Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы); · Управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов; · Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. Ключевым условием эффективного использования ИКТ в управлении образовательным учреждением является: · Объединение всех компьютеров школы в локальную сеть и подключение к Интернету; · Систематизация нормативно-правовой базы управления образовательным учреждением; · Перевод нормативно-правовой базы на электронные носители; · Обеспечение открытости и информационной прозрачности нормативно-правовой сферы управления образовательного учреждения через школьный сайт; · Электронный документооборот; · Создание и постоянное обновление баз данных всех участников образовательного процесса в учебном заведении; · Система мониторинга качества учебного процесса; · Повышение квалификации и самообразование педагогического коллектива; · Выпуск печатных методических изданий. Руководителям образовательных учреждений, работающих над созданием информационного пространства, необходимо учитывать, что одной из самых больших трудностей, которая может встретиться в построении единой информационной базы, является ее большой объем. В реальной жизни образовательного учреждения совершенно невозможно представить себе, что руководитель сможет найти такого сотрудника, который готов один, аккуратно, разумно и осмысленно наполнить информационную базу содержанием. Практика внедрения информационных систем в работу образовательных учреждений подсказывает, что вряд ли кто-нибудь будет вводить огромное количество информации в компьютер без создания следующих условий: · Четкого и ясного разделения всего объема информации по исполнителям; · Обеспечения мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке. Следовательно, единственный путь обеспечения формирования информационного пространства отбор целевых, полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, причем таких, которые: · Обеспечивали бы значительное сокращение временных и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности; · Поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей-сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря, классных руководителей и преподавателей-предметников; · Обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами; · Поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей; · Обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием. Автоматизированные информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением являются актуальными на сегодняшний день, так как все образовательные учреждения нуждаются в автоматизации управления: · Замене рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени; · Создание долгосрочных, систематизированных банков данных об учебном процессе; · Значительном повышении эффективности при обработке больших объемов информации; · Представление информации в удобно оформленном виде (таблицы, диаграммы, графики и т.д.). · Возможности хранения в структурированном виде больших и информационных массивов; · Быстрый поиск необходимых данных; · Составление различных материалов. Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя. Например, использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся. Кроме того, руководители образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что очень важно для всестороннего развития личности. Чтобы достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям необходимо создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами. Факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования: · Оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений; · Снижение прямых и обратных потоков информации; · Оперативное получение и обработка отчетности; · Системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов; · Снижение затрат времени руководителей на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации; · Использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения; · Реализация системы компьютерного сопровождения механизмов оценки качества образования; · Активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей. Например, стандартные программы, такие как MicrosoftEcxel и MicrosoftWord позволяют руководителям образовательных учреждений своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую картотеку, банк данных для организаторов ЕГЭ и прочие документы.Один из реальных путей повышения качества школьного образования – использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику. Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования. Интернет-ресурсы позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, организации методической работы в школе. Программа MicrosoftPowerPoint – создание презентаций, позволяет наглядно и доступно представлять любую информацию, которая может использоваться руководителями при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний. Рис. 1. Блоки административного управления Базовая информация включает в себя: · Детализированная информация об учреждении (наименование, нумерация, тип, вид, организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, адресные и контактные данные и др.); · Структура учреждения: указание классов, детализация их специализации и численности; · Учебная периодизация: указание учебных годов, дат начала и окончания учебных периодов, обмена данными между учебными периодами; · Информация об аудиторном фонде: указание вместимости и месторасположения кабинетов, закрепление за каждым из них перечня материальных ценностей и учебно-методических пособий, включая полиграфические и электронные издания; · План работы образовательного учреждения и его структурных подразделений; · Штатное расписание с учетом месячного и годового фонда заработной платы. Кадры, все сотрудники, работающие в учебном заведении: · Личные дела сотрудников в стандартах форм кадрового учета; · Формирование, редактирование и хранение данных по использованию преподавательского состава, включая: специализацию, преподавательскую нагрузку, классное руководство, заведование кабинетом; · Книга приказов по сотрудникам учреждения, систематизация приказов по типам; · Оформление приказов на базе соответствующих шаблонов. Информация, необходимая в картотеке о каждом учащемся: · Личные дела учащихся; · Контроль за результатами обучения учащихся (журнал, сводные ведомости успеваемости и посещаемости); · Сведения для организации участия учеников старших классов в Едином Государственном Экзамене; · Книга приказов по учащимся, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов; · Распределение учащихся по классам, с реализацией функций перевода, как конкретных учеников, так и всех учащихся из класса в класс, а также хранения архивных карточек выпускников 9-х, 11 классов и выбывших учащихся. Финансы: · Всесторонний учет и контроль за соблюдением финансовых нормативов; · Проведение полного комплекса работ по тарифицированию сотрудников на основании учета распределенной педагогической нагрузки; · Формирование информации о материальных ценностях и подготовки инвентарных списков. Учебно-воспитательный процесс включает в себя несколько критериев: · Подготовка учебной плановой документации с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования и требований к максимальной нагрузке учащихся, а также специфики конкретного общеобразовательного учреждения; · Подготовка организационно-методической и справочной информации, обеспечивающей деятельность классных руководителей и преподавателей-предметников по организации и контролю качества учебно-воспитательного процесса; · Формирование и ведение электронных классных журналов; · Подготовка сводных и аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся. Дополнительные информационные блоки: Дополнительные информационные блоки определяются составом специалистов, работающих в образовательном учреждении и обеспечивающих образовательный процесс и мониторинг здоровья учащихся.Такими специалистами являются:библиотекарь, психолог, логопед, медицинский работник, ответственный за организацию питания. В заключение можно сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать деятельность руководителей, дает возможность повысить качество образования и профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Информационно-коммуникационные технологии в образовательных учреждениях помогают руководителям оперативно и эффективно принимать управленческие решения, грамотно осуществлять анализ и планирование работы педагогического коллектива, без затруднений подготовить основные документы в процессе самоанализа при аттестации учебного заведения, решать вопросы по электронной почте, анализировать работу преподавателей, педагогам – красочно и иллюстративно представлять новый материал учащимся и многое другое.
Практическая часть
Государственное бюджетное образовательное учреждение центр образования № 1637 г. Москва (ГБОУ ЦО № 1637) в полной мере реализует современную социально-образовательную стратегию на московском рынке образовательных услуг, последовательно развивая все четыре вышеназванные составляющие. В данной статье будет рассмотрена инновационная составляющая стратегии, а именно информационно-коммуникационные технологии. Стоит отметить, что ГБОУ ЦО № 1637 реализует президентскую инициативу «Наша новая школа», которая, учитывая тенденции времени, предлагает основные направления развития общего образования, содержит характеристики школы 21 века. Она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. В президентской инициативе «Наша новая школа» рассматриваются 5 направлений: - внедрение и использование ИКТ в управленческой деятельности как в образовательных учреждениях, так и муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования; - использование лицензионного программного обеспечения; - внедрение электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность образовательного учреждения; - использование ИКТ в деятельности учителя информатики; - использование ИКТ в образовательном процессе образовательных учреждений как в урочное, так и внеурочное время, в дополнительном образовании. Рассмотрим эти направления подробнее на примере деятельности ГБОУ Центра образования № 1637. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|