Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование ИКТ в образовательном процессе образовательных учреждений как в урочное, так и внеурочное время, в дополнительном образовании.



В эпоху информатизации образования современная школа требует квалифицированных, инициативных, информационно грамотных специалистов, способных эффективно применять современные информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, владеть методикой использования цифровых образовательных ресурсов.

Учителя должны всесторонне осваивать эффективные педагогические и информационные технологии, внедрять новации в области информатизации системы образования в практику школьного преподавания – использовать ИКТ в урочной и внеучебной деятельности, а также в области управления учебно-воспитательным процессом.

Урочная деятельность предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке. Личность учителя, его творчество и профессиональное мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в создаваемом (или используемом) прикладном программном обеспечении. Профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе готовых программных средств или создании собственных. Результатом творческой деятельности учителя являются оригинальные программные продукты, имеющие высокую учебно-методическую значимость.

В ГБОУ ЦО № 1637 используются следующие варианты уроков с ИКТ - поддержкой:

1. Урок с мультимедийной поддержкой(урок демонстрационного типа)в классе используется один компьютер для учителя в качестве «электронной доски».

Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в школе, кроме компьютерных классов, в каждом кабинете имеется один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время. Уроки такого типа просто незаменимы при изучении литературы, истории, географии, биологии, в начальной школе и др.

2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

На таких уроках даются задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, проводят индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дают им объективную оценку, а также выявляют слабые места в усвоении знаний учащимися.

На уроках с компьютерной поддержкой проводятся тестирования в системе СтатГрад. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. В данной системе проводятся все тренировочные и диагностические работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

3.Урок, интегрированный с информатикой.

Задачи такого урока – отрабатывать учебный материал, используя ИКТ, расширять знания учащихся по изучаемым темам. Этот вариант урока с использованием информационных технологий осуществляет межпредметные связи.

Интегрированные уроки проводятся в компьютерном классе, где у учащихся организован доступ к компьютерам. Используя возможности стандартных программ, они могут проводить целый ряд расчетных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого-либо процесса. На таких уроках моделируют некоторый процесс и, производя необходимые расчеты, делают выводы. Такой урок проводится учителем-предметником и учителем информатики совместно. Учитель-предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели.

Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. При этом у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных исследований - выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к предмету.

Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

4. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов

На таком уроке используются в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы постоянно используют учителя на разных этапах проведения урока.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из основных форм организации свободного времени учащихся в ЦО № 1637.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы обеспечивается развитие общекультурных интересов школьников, решаются задачи нравственного воспитания.

Мероприятия с использованием ИКТ, проводимые во внеурочной деятельности Центра образования № 1637:

1. Разработка проектных работ учащимися.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии, предусматривающие использование ИКТ для участия в мета предметных конференциях, «Ломоносовских чтения», в окружном конкурсе «Хрустальная капелька».

2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах, в том числе во Всероссийской олимпиаде школьников.

3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.

4. Работа по созданию и наполнению сайта школы, ученических объединений и др. (созданы сайты 1-4 классов).

5. Проведение тематических собраний с применением ИКТ (родительские собрания, занятия с психологом).

6. Проведение дней открытых дверей с применением ИКТ в начальной и основной школе.

7. Создание портфолио класса, учащегося, учителя, администратора.

8. Проведение традиционных мероприятий ОУ с использованием ИКТ – Городско фестиваль «Реклама - Мы», городские педагогические чтения, заседания Школьного научного общества «Ноосфера», интеллектуальный марафон – «Эрудицион», окружной конкурс «Ученик года» и другие.

Итак, можно сказать, что привнесение инновационной составляющей в стратегию образовательного учреждения, а именно развитие информационных и коммуникационных технологий, играет одну из ключевых ролей в современной ситуации всеобщей глобализации. Она пронизывает все аспекты деятельности администрации школы, преподавателей, создавая условия для усовершенствования обучения школьников и управления учебным процессом. С помощью ИКТ преподаватели управляют не только учебным процессом, но и своим профессиональным развитием, а также помогают учащимся оценивать результаты своей работы.

Заключение

 

Очевидно, что информатизация образования и развитие информационного общества, взаимосвязанные процессы. Становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности. Очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационно-коммуникационных технологий только в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определенное влияние на повышение качества подготовки специалистов. Однако, изучая особенности применения средств ИКТ в образовании, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационно-коммуникационных технологий.

Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это вызвано дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации школ, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение профильного обучения, необходимость ведения планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности школьников. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.

Кроме этого, к информатизации образования в полной мере можно отнести еще и методы использования средств ИКТ в очном и дистанционном обучении, особенности функционирования виртуальных учебных заведений.

 

Информационные технологии и компьютерные коммуникации представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.


 

Список используемой литературы

1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]/ О.В. Казаков. – 2012. – Режим доступа: http://pedsovet.org, свободный.

2. Градова Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением [Электронный ресурс]/. – 2010 - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/42/, свободный.

3. Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: http://moluch.ru, свободный.

4. Комарова В.Г. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики [Электронный ресурс]/ - 2009 - Режим доступа: http://altstu.ru/media/f/Tema-6-Klassifikaciya-PO, свободный.

5. Кореко А.В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст] / А.В. Кореко. – Волгоград, 2011. – 199с.

6. Машонская Е.В. Использование ИКТ в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] – 2010 - Режим доступа: http://shakhty-edu.ru/node/204, свободный.

7. Никишова Е.С. Использование ИКТ на уроках истории в начальной школе [Электронный ресурс] – 2009 - Режим доступа: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1385187.html, свободный.

8. Е. С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат. - Москва, 2012. - 272 с.

9. ООО «Кирилл и Мефодий» КМ-Школа [Электронный ресурс] – 2009 - Режим доступа: http://km-school.ru/r1/arm/a1.asp, свободный.

10. Подвинцева О.В. Что такое компьютер? [Электронный ресурс] – 2013 - Режим доступа: http://informatika.sch880.ru, свободный.

11. Разработка Института дистанционного образования Российского университета дружбы народов. Использование информационно-коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Электронный ресурс] – 2006 - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru, свободный.

12. Солдатова Н.М. Пакет методических материалов по организации единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях. [Текст] / Солдатова Н.М. - Владивосток, 2011. - 16с.

13. Яковлев А.И. ИКТ в образовании [Электронный ресурс] - 2009 - Режим доступа: http://www.infsoft.itais.ru/index.php/ittech/71-konsult, свободный.

14. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"

15. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"

16. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р)

17. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

18. Материалы сайта ГБОУ Цо № 1637 http://www.school637.ru

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.