Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных, глаголов и прилагательных



 

1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2. Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

§ Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

§ Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

§ Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

§ Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

3. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинки «Лиса и лисята».

Сначала дети вспоминают название одного детеныши.

— Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

— А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

4. Изменить слово по аналогии.

а) виноград — виноградина, горох — ...

свинья — ... жемчуг— ..

баран — ... картофель — ...

теленок — ... лед — ...

б) бусы — бусинка, дождь — ...

пыль — ... снег— ...

дождь — ... песок — ...

изюм — ... пух —

Формирование словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла — вымыла, вешает — повесила,

умывается — умылся рисует — нарисовал

одевается — оделся прячется — спрятался

гладит — погладила стирает — постирала

рисует — нарисовал пишет — написал

поливает — полил ловит — поймал

чинит — починил красит — покрасил

рубил — срубил догоняет — догнал

убирает — убрал строит — построил

2. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается.

Делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

входит — выходит,

подлетает — отлетает,

подходит — отходит,

влетает — вылетает,

переходит — перебегает,

наливает — выливает,

залезает — слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

в клетку...(влетает),

из клетки...(вылетает),

через дорогу...(переходит),

от дерева...(отходит),

к дому...(подъезжает),

в стакан...(наливает),

из стакана...(выливает),

на дерево...(влезает),

с дерева...(слезает).

Формирование словообразования прилагательных

1. Как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий,.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

Хвост быка — бычий.

Хвост козы — козий.

Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.

2. «Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист,

лист осины — ...

лист березы — ...

лист клена — ...

лист липы — ...

лист яблони — ...

лист рябины — ...

лист смородины — ...

шишка сосны — ...

шишка ели — ...

сережка ольхи — ...

3. Игра в лото «Что из чего сделано?»

Стакан из стекла — стеклянный,

сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная,

нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное,

ваза из хрусталя — хрустальная,

чашка из фарфора — фарфоровая.

4. Сравните предметы и закончить предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще ...

Дыня сладкая, а арбуз еще ...

Персик мягкий, а вишня еще ...

Яблоко твердое, а айва еще ...

Груша вкусная, а ананас еще ...

Дерево высокое, а башня еще ...

Куст низкий, а трава еще ...

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.