Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных, глаголов и прилагательныхСтр 1 из 3Следующая ⇒
1. Игра «Назови ласково». Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.). 2. Игра «Что для чего?» Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице). После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится. Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-. Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-. В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах. § Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница) § Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница) § Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница) § Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница) 3. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных». На доске картинки «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныши. — Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.) — А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду. 4. Изменить слово по аналогии. а) виноград — виноградина, горох — ... свинья — ... жемчуг— .. баран — ... картофель — ... теленок — ... лед — ... б) бусы — бусинка, дождь — ... пыль — ... снег— ... дождь — ... песок — ... изюм — ... пух — Формирование словообразования глаголов 1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла — вымыла, вешает — повесила, умывается — умылся рисует — нарисовал одевается — оделся прячется — спрятался гладит — погладила стирает — постирала рисует — нарисовал пишет — написал поливает — полил ловит — поймал чинит — починил красит — покрасил рубил — срубил догоняет — догнал убирает — убрал строит — построил 2. Игра «Чем отличаются слова?» Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается. Делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой. Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ) С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам. 3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам). а) В импрессивной речи. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал: входит — выходит, подлетает — отлетает, подходит — отходит, влетает — вылетает, переходит — перебегает, наливает — выливает, залезает — слезает. Аналогичным образом проводится игра в лото. У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. б) В экспрессивной речи. Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами. 4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам: в клетку...(влетает), из клетки...(вылетает), через дорогу...(переходит), от дерева...(отходит), к дому...(подъезжает), в стакан...(наливает), из стакана...(выливает), на дерево...(влезает), с дерева...(слезает). Формирование словообразования прилагательных 1. Как называются хвосты у домашних животных. Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий,. Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный. Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий. Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий. 2. «Правильно назови листья». Лист дуба — дубовый лист, лист осины — ... лист березы — ... лист клена — ... лист липы — ... лист яблони — ... лист рябины — ... лист смородины — ... шишка сосны — ... шишка ели — ... сережка ольхи — ... 3. Игра в лото «Что из чего сделано?» Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная, нож из металла — металлический, ведро из железа — железное, ваза из хрусталя — хрустальная, чашка из фарфора — фарфоровая. 4. Сравните предметы и закончить предложения. Апельсин большой, а арбуз еще больше. Клубника маленькая, а смородина еще ... Дыня сладкая, а арбуз еще ... Персик мягкий, а вишня еще ... Яблоко твердое, а айва еще ... Груша вкусная, а ананас еще ... Дерево высокое, а башня еще ... Куст низкий, а трава еще ...
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|