Здавалка
Главная | Обратная связь

Обучение рассказу-описанию предметов



(Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи)

Задача: создание словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

§ развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

§ формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа - описания предмета;

§ овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем); закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

При проведении подготовительных упражнений основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формирование установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы. Проводятся упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР. Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр, пособий (тематическое лото, «Предмет и изображение»), игрушек и муляжей предметов, ИКТ (викторины со специально подобранными слайдами).

Например, при работе с лото детям раздаются карточки с изображением предметов той или иной тематической группы. Логопед даёт развёрнутое описание одного из них и дети должны определить, о каком предмете идёт речь. Дети, у которых на карте лото есть изображение этого предмета, ставят на него фишку, а затем отвечают на вопросы, направленные на выделение его отличительных признаков (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.). Аналогично проводится работа с пособием «Предмет и изображение», где используются деревянные уменьшенные модели предметов. Ребёнок должен соотнести объёмную модель предмета с его изображением на карте лото. Это способствует развитию внимания и установлению новых смысловых связей, что в свою очередь важно для развития словарного запаса. Используются также упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предмета (с использованием натуральных предметов). Основную форму работы составляет деятельность с использованием компьютера.

При проведении упражнений на составление сравнения предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (пирамидки различного цвета, но одинаковой формы и величины); затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

Во втором и третьем периодах обучения у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем с опорой только на данный образец).

Для составления описаний по вопросам используются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь и т.п.). После серии таких занятий дети переходят к более развёрнутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме с использованием ИКТ.

Эффективным при обучении детей с ОНР является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом глаз, волос, одежды и т.д.).

Начиная с третьего периода первого года обучения, начинается формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания. С ними проводится коллективное составление плана, определяются главные содержательные элементы рассказа. По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета, в обучение вводятся новые виды работы описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

Приём описания по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Рисунки выполняются цветными карандашами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Включение предметно-практических действий в процесс обучения детей описательной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов и повышает интерес детей к самим занятиям.

Описание предметов по памяти проводится на воспитательских занятиях, на основе впечатлений, полученных детьми при посещении зоопарка, цирка и т.д.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнению, воспроизведению данного логопедом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказов-описаний с применением мультимедийных презентаций, викторин, развивающих компьютерных программ.

В процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия с использованием ИКТ позволяют использовать разные словесные игры и упражнения (подбор слов определений к данному предмету, упражнения на подбор образных сравнений, синонимов, антонимов и др.).

В конце третьего периода обучения рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов (на основе пройденных лексических тем) с использованием игрушек, муляжей предметов, слайдов с тематическими предметными картинами среднего и крупного формата.

Основная работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения с использованием ИКТ.

Коррекционная работа по развитию у детей грамматически правильной речи на занятиях по описанию предметов включает систематические упражнения на правильное употребление словоформ; усвоение практических навыков словоизменения; упражнения на правильное построение предложений, активизацию и обогащение словаря; формирование навыков контроля за построением высказывания.

Упражнения в правильном употреблении словоформ проводятся в процессе разбора содержания загадок-описаний и при составлении детьми описания предмета по специально подобранным вопросам. Для ответа на вопрос ребёнку необходимо употребить слово в определённой грамматической форме или выбрать нужную предложно-падежную конструкцию.

На каждом занятии рассматривается ряд предметов, что обеспечивает возможность многократного упражнения детей в употреблении однотипных словоформ.

На занятиях дети упражняются в построении предложений из 3-5 и более слов. У них закрепляются практические навыки развёрнутого ответа на вопросы логопеда, а затем фраз высказываний о предмете с опорой только на его непосредственное восприятие. Выбор отрабатываемых структур предложений определяется рядом факторов: необходимостью обучения детей развёрнутому описанию предмета, требованием доступности речевого материала с переходом от одной структуры к другой путём её усложнения.

Пример синтаксических структур отрабатываемых на занятиях:

· Объект – качество объекта (огурец зелёный, яблоко круглое);

· Объект – вид качества (цвет, форма и др.) – определение качества (арбуз круглый);

· Вид качества – наименование субъекта – определение качества (шерсть у кошки мягкая, пушистая);

· Субъект – действие выполняемое субъектом – объект действия (корова ест зелёную траву, собака сторожит дом) и др.

В содержание работы входит и усвоение детьми простых форм сочетания слов в предложениях, прежде всего форм согласования прилагательных с существительными. Дети учатся различать окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода, соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.

Предусматривается также усвоение детьми некоторых форм согласования существительных и количественных числительных.

На всех занятиях важное место отводится развитию лексической стороны речи. Расширение активного словаря детей осуществляется за счёт слов:

а) обозначающих предметы и их части;

б) обозначающих качества, свойства предметов, пространственные характеристики предметов, материал, из которых они сделаны, отличительные признаки;

в) действия, выполняемые с предметами;

г) действия, производимые животными.

В задачи овладения детьми некоторыми приёмами словообразования входит: усвоение относительных и притяжательных прилагательных; проведение упражнений на закрепление в речи ряда существительных с уменьшительно-ласкательным значением, на образование уменьшительно – ласкательных форм качественных прилагательных.

Применение облегчающих и активизирующих приёмов обучения при условии направленной помощи логопеда, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования ИКТ и игровых форм занятий, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, успешному усвоению детьми с ОНР навыков описания.

Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя групп детей с ОНР.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и недостаток внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения логопедических, а также частично и воспитательных занятий, делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий:

— занятия по формированию связной речи;

— занятия по формированию произношения.

Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В первом периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой)по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа покоррекции звукопроизношения — только индивидуально.

Во втором периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические — 1 раз.

В третьем периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по по закреплению поставленных звуков, и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.

Логопед работает с детьми ежедневно 4 академических часа.

В это время фронтальные занятия проводятся 6 раз в неделю: 4 раза — по формированию лексико-грамматических, средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию .правильного звукопроизношения.

Организация занятий в первой половине дня

Логопед проводит в течение недели фронтальные логопедические занятия (2 — в первый период, 4 — во второй и 6 в третьем периоде) в утренние часы: с первой подгруппой — с 9 до 9.20 и со второй — с 9.30 до 9.50.

В это время воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой по следующим видам учебной деятельности: в первом периоде — 23 занятия по математике; во втором периоде — 4 занятия (2 по математике, 2 занятия по аппликации, лепке или конструированию); в третьем периоде — 6 занятий, из них 2 — математика, 2 — развитие речи, 2 — аппликация, конструирование или лепка. Остальные учебные занятия, предусмотренные учебным планом, проводятся воспитателем с целой группой в соответствии с сеткой занятий.

Организация работы во второй половине дня

Воспитатель во второй половине дня (15.15 — 15.45) осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического звука, слуха и восприятия.

После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всей группой: в первом периоде — 3 занятия (рисование, развитие речи, физкультура), во втором периоде — 4 (рисование, развитие речи, физкультура, конструирование или лепка), в третьем периоде — 5 (2 музыкальных, развитие речи, физкультура или рисование).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.