Здавалка
Главная | Обратная связь

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще общесоциальные законы направляют развитие философской мысли.

Практические задания на экзамене по философии

1. Прочитайте следующее определение философии: «Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру в целом; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Как видим, здесь утверждается, что, с одной стороны, философия – это особая форма общественного сознания, а с другой – что она есть наука. Однако, во-первых, наука в свою очередь также является особой формой общественного сознания, а во-вторых, не все философские системы являются научными.

Определите, в каком из графически представленных вариантов соотношения объемов понятий «философия» (Ф) и «наука» (Н) данное противоречие снимается?

1. 2. 3.

Н
Н
Н
Ф
Ф  


 

Ф

 

 


2. Прочитайте два высказывания и сравните их содержание:

а) «Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей» (Л. Фейербах).

б) «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

- Есть ли близость между содержанием этих высказываний и в чем она состоит?

- Есть ли принципиальное различие между содержанием этих высказываний и в чем именно?

 

3. Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д., и т. п. Рационалисты любят декартовское «я мыслю, следовательно, существую». Иррационалистам ближе шекспировские слова: «Есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам». Первые делают акцент на силе разума, а вторые – на его бессилии.

Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

 

4. Развитие философии подчиняется определенным социальным законам. В числе внешних законов называют:

- зависимость развития философии от уровня экономического развития государства;

- зависимость развития философии от состояния духовной сферы общества;

- …………………

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще общесоциальные законы направляют развитие философской мысли.

 

5. Развитие философии подчиняется определенным социальным законам. В числе внутренних законов философского развития называют:

- развитие философии через противоборство материализма и идеализма;

- развитие философии через борьбу диалектического и метафизического методов познания;

- ………………….

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще специфические внутренние законы направляют развитие философии.

 

6. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями?

- «Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит мысль есть свойство всей материи»;

- «Идеальное – это отображение материального. Мой образ в зеркале – отображение материального. Значит мой образ - идеален»;

- «Сознание субъективно, потому что оно принадлежит субъекту»;

- «Все философские категории существуют в сознании человека. Материя есть философская категория, поэтому материя существует в сознании».

 

7. Античные софисты свое понимание в соотношении бытия и небытия использовали в построение следующего софизма: «Лгать – говорить о том, чего нет. Но о том, чего нет, ничего сказать нельзя. Следовательно, никто не может лгать».

Имеется ли логическая ошибка в этом умозаключении?

Какой важный методологический вывод следует из этого парадоксального рассуждения?

 

8. Определимся в понятиях:

- Можно ли считать понятия «физическое» и «материальное» равнозначными?

- Можно ли поставить знак равенства между понятием «материя» и понятием «вещество»? Если нет, то почему?

- Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность», а материализм – реализмом?

- Имеется ли различие в содержании понятий «движущаяся материя» и «материальное движение»?

 

- Какой смысл вкладывается в понятие «субъективное время»? В чем отличие объективного времени от субъективного?

9. Раскройте смысл высказываний:

- «сознание по своей природе имеет общественный характер»;

- «человек мыслит при помощи мозга»;

- «сознание предметное»;

- «сознание – это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга»;

- «самосознание выступает в разных формах»;

- «сознание – это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств».

 

10. Ознакомьтесь с рассуждением: «Материя есть объективная реальность. Следовательно, все, что существует объективно и реально, является материальным. По отношению к конкретному человеку мысли, чувства, переживания другого человека существуют объективно и реально».

- Значит ли это, что они тоже материальны?

- Какая неточность (неполнота) первого суждения позволила фактически свести его к абсурду?

- Как, по вашему мнению, следует определить и соотнести друг с другом понятия «объективность», «объективная реальность», «материальность»?

 

11. Как бы вы разрешили спор между мыслью и языком в данном фрагменте? В чем их взаимосвязь и независимость?

«Дальше о том, как мысль и язык говорили: «Я – красивая». На самом деле мысль и язык сказали: «Я – красивая!».

Мысль сказала: «Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты переймаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!». Тогда язык сказал: «Я лучше тебя. То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным» (См.: Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С. 48).

 

12. К каким последствиям в юридической теории и практике может привести такая методологическая позиция?

«Правдивы лишь слова того мужчины,

Кто верно свяжет следствия, причины».

(Ахмат Югнаки, XII в.)

Почему важно различать и как различить:

- причину и следствие;

- причину и повод;

- причину и предлог;

- причину и условия?

 

13. Согласно Ф. Энгельсу, случайность является «дополнением и формой проявления необходимости».

- Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость – случайностью одновременно?

- Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?

- Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности?

- Как случайность или необходимость могут проявляться в юридической теории и практике?

 

14. Из перечисленных ситуаций выберите, какая может быть определена как реальная, а какая как абстрактная возможность:

- ликвидация международного терроризма в XXI в.;

- полет человека в космос в начале ХХ века;

- формирование правового государства в современной России;

- падение подброшенного человеком предмета на землю;

- уничтожение жизни на Земле;

- искусственное создание живого организма.

 

15. Древнегреческий философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

- Прокомментируйте эти платоновские слова.

- Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

- Почему, по мнению Платона, нельзя усмотреть идею лошади?

 

16. Прочтите фрагмент сочинения средневекового философа Августина: «…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…» (Августин. Исповедь // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. - С.584, 585).

- В чем особенность христианского понимания бытия?

- Что значит: «эти предметы и существуют и не существуют»?

 

17. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие - это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

 

- В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? Приведите три тезиса.

- Какое место занимает удовольствие в жизни человека?

 

18. Прочитайте фрагмент текста:

«То, что мы называем миром или реальностью, подразумевая под этим нечто внешнее, объективное, существующее независимо от нашего опыта или знания, на самом деле есть картина мира, или в терминах феноменализма, конструкция из данных опыта». Схему «мир - опыт - картина мира» следует заменить схемой «опыт - картина мира – мир» (Э. Гуссерль).

а) Как называется такая точка зрения?

б) Каковы корни этой философской позиции?

 

19. Дайте философский комментарий содержанию следующих поговорок:

- «Чужая душа – потемки»;

- «Язык мой – враг мой»;

- «Язык у дипломата для того, чтобы скрывать свои мысли»;

- «Слово не стрела, а пуще разит».

 

20. Проведите философский анализ ситуации с помощью категорий причины и следствия:

В небольшом поселке Озерный было совершено преступление. Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжкову. Хотя рана не была смертельно, но пострадавший потерял много крови. Когда он был доставлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для переливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обвиняемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для наступления смерти Рыжова, так как рана не была смертельно и в случае летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой группы пострадавший безусловно был бы спасен.

Кто, по вашему мнению, ближе к истине: прокурор или адвокат?

 

21. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он - человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

а) За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

б) Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

 

22. «Прогресс человечества, - считал отечественный историософ и культуролог Н. Я. Данилевский, - не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях» (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 114-115)

- Какой методологический подход к философскому изучению общества выражает данное суждение?

- Подумайте и обоснуйте роль данного подхода в юридической теории и практике?

 

23. На семинарском занятии один из студентов утверждал, что вся предшествующая история доказывает зависимость общественного бытия от сознания. «Посмотрите на исторические хроники, летописи, мемуары и т. п., - сказал он, - мы видим: в таком-то году князь Игорь задумал совершить поход; в таком-то веке Петр I начал борьбу за выход к морю; в таком-то году М. С. Горбачев приступил к осуществлению перестройки и т. п. Вся история – это результат волевых, идеальных причин, обусловленных особенностями духовного мира исторических личностей».

Согласны ли вы с приведенными рассуждениями? Свой ответ аргументируйте.

 

24. «В своей борьбе за существование люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психологическая… Социальность нераздельна с сознательностью. Общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны» (Богданов А. А. Развитие жизни в природе и обществе // Из психологии общества. СПб., 1906. С. 57).

- Насколько, по вашему мнению, состоятельна позиция русского философа А. А. Богданова?

- К какому философскому направлению можно отнести подобное рассуждение?

- Есть ли у вас возражения против данного тезиса философа?

 

25. Немецкому социальному философу и социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом… Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда… способ производства насквозь пропитан духом, следовательно, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».

- С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возразить?

- Какому философскому направлению соответствует позиция данного мыслителя?

 

26. «Как можно познать себя? Не путем созерцания: но только путем деятельности. Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гете И. В. Статьи и мысли об искусстве. Сборник статей. М.-Л., 1936. С. 390).

- Что такое деятельностный подход и почему, по Вашему мнению, именно его рекомендует И. Гете для познания самого себя?

- Какими, на Ваш взгляд, нравственными качествами должен обладать юрист для выполнения своего профессионального долга?

- Всегда ли долг совпадает с желанием?

 

27. Если считать, что биологические факторы играют ведущую роль в жизнедеятельности человека, то правомерным будет вывод о том, что и в отклоняющемся (девиантном) поведении человека определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам). Тогда можно говорить о генетической заданности преступности.

Каково Ваше мнение по этому вопросу?

 

28. Прочитайте фрагмент текста: «…Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй – историю права, историю морали, философии и т. д. – а одну историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собой лишь многообразные отражения в умах этой единой и нераздельной истории» (Плеханов Г. В.)

Чем определяется общность и специфика форм общественного сознания и, в частности, правового сознания?

 

29. Английский философ XVII в. Т. Гоббс утверждал, что государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек».

- Согласны ли Вы с такой аналогией?

- Если человек является биосоциальным организмом, то и государство – искусственный биосоциальный организм. Так ли это?

- К какому социально-философскому направлению Вы отнесли бы данную позицию?

 

30. Дайте характеристику мировоззрению русского мыслителя Д.И. Писарева в отношении к российской цивилизации на основе его высказывания:

«Цивилизаторские попытки Петра прошли мимо русского народа; ни одна из них не прохватила вглубь, потому что ни одна из них не была вызвана живою потребностью самого народа…

Мужику было не до политики и не до Петра, когда ему надо было сегодня пахать, завтра доить, послезавтра сеять, и во все это время ладить то с барином, то с бургомистром…» (Антология русской философии. Т. 3. С. 228).

 

31. Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век – век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация – это лишь материализованный алгоритм.

- Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.

- Что Вы можете сказать о стандартизации в области юридической деятельности?

 

32. Американский культуролог и антрополог Р. Линтон полагает, что различия между людьми и животными носят не качественный, а количественный характер. Сопоставление жизни людей с поведением «социальных» животных (пчёл, муравьёв) привело его к выводу о том, что «у них кооперация, необходимая для выживания, обеспечивается физической специализацией различных групп рабочих, воинов и т.д., и высоким развитием инстинктов. Поскольку люди лишены этих инстинктов, появляется необходимость в необычайно долгой и сложной подготовке, чтобы они могли успешно функционировать в качестве членов общества. По существу мы человекообразные обезьяны, пытающиеся жить как термиты, но не столь преуспевающие, как они» (Цит. по: Каримский А.М. Социальный биологизм. М., 1984. С. 38).

- В чем прав или не прав, по Вашему мнению, Р. Линтон?

- Как Вы думаете, с чем связаны истинные причины необходимости профессиональной подготовки людей?

 

33. Как вы понимаете высказывание русского философа Федорова Н. Ф. о человеке:

«Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле человек не смертный, а сын умерших отцов, т. е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 612)?

- Какие философские точки зрения на соотношение жизни и смерти Вам еще известны?

 

34. Прочитайте высказывание Аристотеля:

«Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким» (Аристотель. Политика. М., 1911. С. 8-9).

- Что вы понимаете под нравственными устоями?

- Дайте краткий аналитический ответ: как зависят последствия деятельности юриста (позитивно или негативно) от его нравственных устоев?

 

35. Практическое задание.

Проанализируйте и объясните приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.

- «Есть множество средств сделать человеческое существование постылым, но едва ли не самое верное из всех - это заставить человека посвятить себя культу самосохранения». (М.Е. Салтыков-Щедрин).

- «Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни».( А. де Сент-Экзюпери).

- «У человека нет природы, у него есть только история» (Х. Ортега-и-Гассет).

- «Какая цель жизни человека? Какая бы ни была точка исхода моего рассуждения, что бы я ни принимал за источник оного, я прихожу всегда к одному заключению: цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего... цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества» (Л. Н. Толстой).

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.