Здавалка
Главная | Обратная связь

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами



Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Псковский государственный университет»

В г. Великие Луки Псковской области

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

 

Декан факультета Проректор по учебной работе

_____________ А.П. Павлов _____________ В.М. Микушев «______» _____________20__ г. «______» _____________20__ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.Б.5

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Для направления подготовки 44.03.01.62 «Педагогическое образование»

Форма обучения - заочная

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Великие Луки

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономико-гуманитарных наук «____»_____________2015 г.

 

протокол №________от __________2015 г.

 

 

Заведующий кафедрой экономико-гуманитарных наук _______________________(ФИО)

 

«____»_____________2015 г.

 

 

Содержание

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины:......................................................... 4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО................................................ 4

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины:................ 4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.............................................. 6

5. Содержание дисциплины............................................................................. 7

5.1. Содержание разделов дисциплины........................................... …………7

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми..

(последующими) дисциплинами...................................................................... 8

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий...................................................... 9

6. Лабораторный практикум не предусмотрен.............................................. 9

7. Практические занятия................................................................................. 9

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...... 10

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:............................. 11

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины... 11


 

1. Цели и задачи дисциплины:

 

Цельюосвоения дисциплины «Возрастная анатомии, физиология и гигиена» является формирование знаний о возрастных анатомо-физиологических особенностях строения и функционирования систем органов и организма в целом детей различных возрастных групп, с целью применения полученных знаний в педагогической деятельности, и их использования для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психология»,

«Педагогика», «Дошкольная педагогика», «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста» и др.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

Код по ФГОС/ НИУ Компетенция Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения   Лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа по анализу специальной дополнительной литературы.  
ОК-5 Готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья
ОК-6 Способен логически верно строить устную и письменную речь
ОК-7 Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
ОПК-1 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Систематическое изучение конспектов и электронных версий лекций, по изучению специальной дополнительной литературы, поиск нужной информации в библиотеках и сети Интернет  
ОПК-4 Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
ОПК-6 Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания
ПК-6 Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников
ПК-7 Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

 


 

 

уметь:


· общие закономерности роста и развития организма ребенка и особенности их проявления в воспитательном процессе в разные возрастные периоды;

 

 

· использовать знания анатомии, физиологии и здоровьесберегающих технологий для организации процесса обучения и воспитания;

· выявлять анатомо-физиологические особенности функционирования различных систем органов на разных возрастных этапах;

· организовывать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;

 


владеть:

 

· навыками выявления особенностей и специфики развития детского организма в разные возрастные периоды;

· навыками оценки допустимых нагрузок без ухудшения функционального состояния систем организма.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:    
лекции  
практические занятия (ПЗ)  
семинары (С)    
лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
курсовой проект (работа)    
расчетно-графические работы    
реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   экзамен
Общая трудоемкостьчасы дисциплинызачетные единицы  
 

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Особенности развития ребенка в процессе онтогенеза Предмет и задачи дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Структура современной физиологии, связь с другими науками. Необходимость анатомо-физиологических и гигиенических знаний для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Онтогенез, основные причины определения развития в онтогенезе и его специфические особенности. Основные показатели и методы исследования физического развития. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Понятие календарного и биологического возраста, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Понятие о сенситивных периодах развития ребенка
Развитие регуляторных систем организма Гуморальная и нервная регуляции, их отличительные черты. Единство нервно-гуморальной регуляции. Саморегуляция. Гомеостаз. Анатомо-физиологические и возрастные особенности формирования нервной системы. Координационная деятельность нервной системы
Развитие висцеральных, моторных и сенсорных функций детского организма. Развитие висцеральных функций детского организма (Внутренняя среда организма. Кровь. Морфофункциональные и возрастные особенности кардиореспираторной системы. Гигиена сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Морфофункциональные и возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ. Морфофункциональные и возрастные особенности

 

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
    эндокринной системы, ее роль в процессе развития и полового созревания. Обмен энергии и теплорегуляция.) Развитие моторных функций детского организма (Структура и функции опорно-двигательного аппарата. Этапы развития скелета человека. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата и сроки окостенения. Основные группы мышц. Работа, утомление мышц. Влияние двигательной активности на растущий организм. Профилактика нарушений аппарата движения. Гигиенические требования к оборудованию классных комнат.) Развитие сенсорных функций детского организма (Анатомо-физиологические и возрастные особенности сенсорных систем: общие принципы строения сенсорных систем. Свойства анализаторов. Строение и функции зрительного и слухового анализаторов. Гигиена сенсорных систем. Возрастные нарушения сенсорных систем, профилактика их нарушений.)
Психофизиологические особенности развития ребенка Высшая нервная деятельность. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Этапы формирования речи. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Психофизиология познавательных процессов. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Школьная зрелость.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

 

  № п/п   Наименование последующих дисциплин № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста + + + +
Теория и технология физического воспитания детей + + + +
Теория и технология развития речи детей   + + +
  Теория и технологии развития математических представлений у детей   +   +   +
Теория и технологии развития детской изобретательности   + + +
Теория и технологии музыкального воспитания детей   + + +

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.