Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
Филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Псковский государственный университет»
В г. Великие Луки Псковской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Проректор по учебной работе
_____________ А.П. Павлов _____________ В.М. Микушев «______» _____________20__ г. «______» _____________20__ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.Б.5
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Для направления подготовки 44.03.01.62 «Педагогическое образование»
Форма обучения - заочная
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Великие Луки
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономико-гуманитарных наук «____»_____________2015 г.
протокол №________от __________2015 г.
Заведующий кафедрой экономико-гуманитарных наук _______________________(ФИО)
«____»_____________2015 г.
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины:......................................................... 4
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО................................................ 4
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины:................ 4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.............................................. 6
5. Содержание дисциплины............................................................................. 7
5.1. Содержание разделов дисциплины........................................... …………7
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми..
(последующими) дисциплинами...................................................................... 8
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий...................................................... 9
6. Лабораторный практикум не предусмотрен.............................................. 9
7. Практические занятия................................................................................. 9
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...... 10
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:............................. 11
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины... 11
1. Цели и задачи дисциплины:
Цельюосвоения дисциплины «Возрастная анатомии, физиология и гигиена» является формирование знаний о возрастных анатомо-физиологических особенностях строения и функционирования систем органов и организма в целом детей различных возрастных групп, с целью применения полученных знаний в педагогической деятельности, и их использования для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе.
Освоение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психология»,
«Педагогика», «Дошкольная педагогика», «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста» и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код по ФГОС/ НИУ
| Компетенция
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
ОК-1
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
|
Лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа по анализу специальной дополнительной литературы.
|
ОК-5
| Готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья
|
ОК-6
| Способен логически верно строить устную и письменную речь
|
ОК-7
| Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
|
ОПК-1
| Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Систематическое изучение конспектов и электронных версий лекций, по изучению специальной дополнительной литературы, поиск нужной информации в библиотеках и сети Интернет
|
ОПК-4
| Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
|
ОПК-6
| Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания
|
ПК-6
| Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников
|
ПК-7
| Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
уметь:
· общие закономерности роста и развития организма ребенка и особенности их проявления в воспитательном процессе в разные возрастные периоды;
· использовать знания анатомии, физиологии и здоровьесберегающих технологий для организации процесса обучения и воспитания;
· выявлять анатомо-физиологические особенности функционирования различных систем органов на разных возрастных этапах;
· организовывать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;
владеть:
· навыками выявления особенностей и специфики развития детского организма в разные возрастные периоды;
· навыками оценки допустимых нагрузок без ухудшения функционального состояния систем организма.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
В том числе:
|
|
|
лекции
|
|
|
практические занятия (ПЗ)
|
|
|
семинары (С)
|
|
|
лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
В том числе:
|
|
|
курсовой проект (работа)
|
|
|
расчетно-графические работы
|
|
|
реферат
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| экзамен
|
Общая трудоемкостьчасы
дисциплинызачетные единицы
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Особенности развития ребенка в процессе онтогенеза
| Предмет и задачи дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Структура современной физиологии, связь с другими науками. Необходимость анатомо-физиологических и гигиенических знаний для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Онтогенез, основные причины определения развития в онтогенезе и его специфические особенности. Основные показатели и методы исследования физического развития. Закономерности роста и развития детского организма.
Возрастная периодизация. Понятие календарного и биологического возраста, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Понятие о сенситивных периодах развития ребенка
|
| Развитие регуляторных систем организма
| Гуморальная и нервная регуляции, их отличительные черты. Единство нервно-гуморальной регуляции. Саморегуляция. Гомеостаз.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности формирования нервной системы. Координационная деятельность нервной системы
|
| Развитие висцеральных, моторных и сенсорных функций детского организма.
| Развитие висцеральных функций детского организма
(Внутренняя среда организма. Кровь.
Морфофункциональные и возрастные особенности кардиореспираторной системы. Гигиена сердечно- сосудистой и дыхательной систем.
Морфофункциональные и возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.
Морфофункциональные и возрастные особенности
|
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
|
| эндокринной системы, ее роль в процессе развития и полового созревания. Обмен энергии и теплорегуляция.)
Развитие моторных функций детского организма (Структура и функции опорно-двигательного аппарата. Этапы развития скелета человека. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата и сроки окостенения. Основные группы мышц. Работа, утомление мышц. Влияние двигательной активности на растущий организм. Профилактика нарушений аппарата движения. Гигиенические требования к оборудованию классных комнат.)
Развитие сенсорных функций детского организма (Анатомо-физиологические и возрастные особенности сенсорных систем: общие принципы строения сенсорных систем. Свойства анализаторов. Строение и функции зрительного и слухового анализаторов. Гигиена сенсорных систем. Возрастные нарушения сенсорных систем, профилактика их нарушений.)
|
| Психофизиологические особенности развития ребенка
| Высшая нервная деятельность. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Этапы формирования речи. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Психофизиология познавательных процессов.
Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Школьная зрелость.
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
№ п/п
|
Наименование последующих дисциплин
| № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
|
|
|
|
|
| Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста
| +
| +
| +
| +
|
| Теория и технология физического воспитания детей
| +
| +
| +
| +
|
| Теория и технология развития речи детей
|
| +
| +
| +
|
| Теория и технологии развития математических представлений у детей
|
| +
|
+
|
+
|
| Теория и технологии развития детской изобретательности
|
| +
| +
| +
|
| Теория и технологии музыкального воспитания детей
|
| +
| +
| +
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.