Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительная характеристика типов организационных структур управления

Бюрократический тип Органический тип
Четко определенная иерархия (груп­повых или индивидуальных) Постоянная смена лидеров в зави­симости от решаемых проблем
Система обязанностей и прав Система норм и ценностей, форми­руемая в процессе обсуждений и со­гласований
Разделение каждой задачи на ряд процедур Процессный подход к решению про­блем
Обезличенность во взаимоотноше­ниях Возможность саморазвития, самовы­ражения
Жесткое разделение трудовых обя­занностей Временное закрепление работы и функций за интегрированными про­ектными группами

 

К адаптивным можно отнести программно-целевую, мат­ричную и матрично-штабную организационные структуры.

Программно-целевая структура управления широко при­меняется в научно-исследовательских и экспериментальных организациях, создаваемых на временной основе для реше­ния какой-либо конкретной задачи или выполнения програм­мы.

Матричная организационная структура близка по сво­им свойствам к программно-целевой. Принципиальное отли­чие состоит в том, что проектная группа формируется ис­ключительно из работников организации, которые во время работы над заданием подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в ко­торых они работают постоянно.

Сама матричная структура управления представляет со­бой широкую сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в резуль­тате взаимодействия руководителей проектов с руководите­лями функциональных подразделений.

Сравнительная характеристика программно-целевой и мат­ричной организационных структур представлена на рис. 6.3.

а) Программно-целевая структура

б) Матричная структура

Рис. 6.3. Программно-целевая и матричная структуры управления

 

На схеме цифрами обозначены: 1 — руководитель проек­та; 2 — работники проектной группы; 3 — руководители фун­кциональных подразделений.

 

Делегирование полномочий и распределение ответственности

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 631

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения. Полномочия — это ограничен­ное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

Делегирование задач и полномочий порождает в органи­зации проблему распределения ответственности. Ответствен­ность — это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности. При этом различают ответственность ис­полнителя и ответственность руководителя.

Ответственность исполнителя представляет собой обяза­тельство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда. А ответственность руководителя — это обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников.

Различают следующие виды организационных полномочий:

1. Линейные — право непосредственного единоличного командования.

2. Аппаратные — полномочия аппарата управления. Под­разделяются на две группы:

а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консуль­тациями;

б) полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответ­ствующими подразделениями аппарата проекты готовящих­ся к принятию решений.

3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.

4. Параллельные полномочия — право отклонять реше­ния линейного руководителя.

Основной проблемой в процессе делегирования полномо­чий и распределения ответственности является необходимость обеспечения рационального соотношения между ними.

Создание системы коммуникаций и информационного обеспечения организации

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 638

Коммуникация — это обмен информацией между людьми.

В систему коммуникаций организации входят внешние и внутренние коммуникации.

Внешние коммуникации включают в себя обмены инфор­мацией между организацией и ее внешней средой. Внутрен­ние коммуникации представляют собой информационные об­мены между элементами организации.

Внутренние коммуникации подразделяются на следую­щие виды:

а) вертикальные — передача информации с высших уров­ней руководства на низшие;

б) горизонтальные— связывают равноправные элементы

организации;

в) неформальные— основаны на личных, неслужебных отношениях.

Процесс коммуникации возможно осуществлять при на­личии следующих основных элементов: отправитель, сооб­щение, канал связи, получатель.

Основными этапами процесса коммуникации являются:

1. Формулирование идеи и отбор информации.

2. Кодирование информации и формирование сообщения.

3. Выбор канала связи и передача сообщения.

4. Декодирование сообщения и восприятие информации.

5. Интерпретация сообщения и формирование ответа на него.

6. Передача ответа отправителю.

Главной задачей процесса коммуникации в организации является обеспечение руководителей и работников на всех уровнях управления необходимой для принятия и реализа­ции управленческих решений информацией.

Информационное обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хране­ния и передачи информации.

Различают также два вида состояния информации: ста­тическое и динамическое. Статическое представляет собой организованное хранение и накопление необходимой инфор­мации в базах данных. Динамическое - это движение инфор­мации в процессах коммуникации по каналам связи в виде информационных потоков.

В деятельности крупных организаций передача оператив­ной и достоверной информации становится первостепенным фактором, поэтому для современного менеджмента характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации.

Управленческая внутрифирменная информационная сис­тема (ВИС)представляет собой совокупность информацион­ных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит из технических средств обработки информации; внут­ренних и внешних каналов связи; информации, зафиксиро­ванной на соответствующих носителях.

Цели ВИС:

1. Автоматизация административно-управленческого труда.

2. Повышение оперативности и обоснованности принимае­мых решений.

3. Создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации.

4. Непрерывное развитие и совершенствование техноло­гии обработки информации.

Функции ВИС:

1. Определение потребности каждого менеджера в необ­ходимой ему информации.

2. Разработка программного обеспечения, создание и ис­пользование банков данных.

3. Определение потребности в технических средствах и уровня затрат на их приобретение и эксплуатацию.

4. Координация всех работ по информационному обслу­живанию.

5. Автоматизированная обработка и выдача документов и текстовой информации.

Формирование позитивного имиджа организации

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 830

Само слово "имидж" происходит от английского image, что в буквальном переводе означает образ, представление.

Имидж оп­ределяется как образ товара, услуги, предприятия, совокуп­ности ассоциаций и впечатлений, который складывается в сознании людей и связывается с конкретным представлением.

Имидж — это целенаправленно сформированный образ лица, явления или предмета, выделяющий определенные ценностные ха­рактеристики, призванный оказать эмоционально-психологи­ческое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

Позитивный имидж повышает по­тенциал организации и повышает эффективность ее функционирования.

Позитивный имидж как самой организации, так и ее со­трудников создается в результате осуществления основной деятельности, а также посредством проведения целенаправ­ленных информационных мероприятий, ориентированных на конкретные социальные группы.

Для крупных организаций при формировании и поддер­жании имиджа особенно важна работа со средствами массо­вой информации (газетами, журналами, теле- и радиокомпа­ниями и др.). Широкий масштаб осуществляемых операций требует соответствующей широкой известности, которой воз­можно достичь только с помощью масс-медиа.

Создание имиджа в условиях функционирования рыноч­ной экономики должно быть тесным образом связано с осу­ществлением маркетинговых коммуникаций, одним из основ­ных элементов которых является паблик рилейшнз (т. е. сис­тема связей с общественностью).

И. В. Алешина предлагает схему формирования корпора­тивного имиджа, приведенную на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Процесс формирования корпоративного имиджа

Схема, по­лученная в результате проведения преоб­разований, приведена на рис. 6.5.

Рис. 6.5. Процесс формирования имиджа организации

 

На схеме цифрами обозначены следующие действия (мар­шруты):

1 — формирование характеристик и свойств желаемого имиджа организации;

2 — доведение коммуникатируемого имиджа организации до широких масс населения с целью формирования в их со­знании устойчивого желаемого образа;

3 — обратная связь, т. е. сбор информации о последстви­ях целенаправленного информационного воздействия на об­щественное мнение;

4 — внесение корректив и изменений в индивидуальные черты организации.

Получение оценок экспертов должно осуществляться по­средством проведения письменного анкетирования. При этом анкета должна содержать оценочные шкалы по следующим основным разделам:

♦ Финансовая устойчивость организации.

♦ Дизайн зданий офисов организации.

♦ Внешний вид сотрудников.

♦ Уровень интеллекта сотрудников.

♦ Манера общения с клиентами и деловыми партнерами.

♦ Прочие позиции на усмотрение опрашиваемого.

По каждой из вышеперечисленных позиций сотруднику должна быть проставлена оценка по шкале от 0 до 100. В опросе должно принимать участие не менее пятидеся­ти респондентов. По результатам проставленных ими оценок выводятся среднеарифметические значения сначала по каж­дой из позиций в отдельности, а затем по всем позициям.

Полученная таким образом итоговая оценка и будет отра­жать реальный рейтинг конкретной организации.

Р = (Офиср + Од.о.ср +Овв +О +Омос + Оп )/п,

 

где Р — рейтинг организации; Офиср — среднее значение оценки финансовой устойчивости организации; Од.о.ср — сред­нее значение оценки дизайна зданий и офисов организации ГС; Овв — среднее значение оценки внешнего вида сотруд­ников организации; О — среднее значение оценки уров­ня интеллекта сотрудников организации; Омос — среднее значение оценки манеры общения сотрудников организации с клиентами и деловыми партнерами; Оп _ — среднее зна­чение оПонятие и сущность организационного развития

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 1102

Существование и нормальное функционирование любой организации неизбежно обусловлено ее постоянным разви­тием и совершенствованием.

В наиболее общем виде развитие представляет собой нео­братимое целенаправленное и закономерное изменение ма­терии или сознания. Развитие орга­низации можно определить как необратимое целенаправлен­ное и закономерное изменение ее основных элементов или сознания ее сотрудников.

В зависимости от характера и динамики происходящих процессов развитие может принимать две различные фор­мы: эволюционную и революционную. Эволюционная связана с постепенным качественным и количественным изменением общественного сознания в строгом соответствии с изменени­ем материи. Революционная форма развития предполагает скачкообразный, неосознанный переход материи или созна­ния из одного состояния в другое.

Прогрессивное развитие (переход от низшего к высшему или от менее совершенного к более совершенному) и регрессивное развитие (т. е. деградацию).

Вся совокупность факторов, оказывающих влияние на развитие организации, может быть условно разделена на две основные группы. Первую группу образуют факторы, обус­ловленные изменениями во внешней среде организации. Ко второй относятся изменения во внутренней среде.

Во внешней среде организацииважную роль играют та­кие факторы как экология, политическая обстановка, дей­ствующее законодательство, этика, культура, спрос и пред­ложение на рынке и состояние конкуренции в отрасли.

К факторам внутренней среды, определяющим специфи­ку развития организации, можно отнести изменение целей и задач организации, смену руководства, структурные изме­нения в составе трудового коллектива, особенности органи­зационного поведения.

Инноваторы— это инициаторы, которые предлагают и отстаивают собственные идеи, причем часто могут идти на конфликт, чтобы протолкнуть их.

К сторонникам нововведенийотносятся сотрудники, ко­торые быстро воспринимают все новое. Именно они являют­ся основной силой, способной воплотить предложения инно­ваторов в жизнь.

Нейтралисты — это те, кто безразлично относится к но­вым предложениям. В общении с такими людьми руководите­лю следует помнить, что проявление безразличия тоже пред­ставляет собой определенного рода позицию.

Скептически настроенныесотрудники ищут в нововведе­ниях прежде всего негативные последствия. Однако они не предпринимают никаких действий, чтобы помешать иннова­ционным процессам.

Консервативно относящиеся к нововведениям— это те, кто оказывает сопротивление новому. У них доминирует тра­диционализм при восприятии нововведений. Они могут вос­принимать новое только тогда, когда оно становится тради­цией. Характер мышления не позволяет им ориентировать себя на новое, а поэтому они уютнее чувствуют себя в спо­койной, привычной обстановке.

Интенсивность и устойчивость психологических барьеров персонала к нововведениям зависит от общей социально-психологической атмосферы в фирме. Если атмосфера в це­лом тягостная, то они могут быть сильными и устойчивыми, если благожелательная, то они могут преодолеваться плавно и безболезненно.

Специалисты выделяют шесть основных причин, которые могут привести к конфронтации и конфликтам:

• расхождение во мнениях по поводу последовательности выполнения работ (особенно тогда, когда проект требует при­влечения большого количества специалистов разного профи­ля, которым трудно вырабатывать единую точку зрения);

• возникновение спорных административных вопросов (кому конкретно должен подчиняться руководитель проекта, какие функции ему определить, с кем он должен находиться в постоянном рабочем контакте, кто должен составлять опе­ративные производственные планы);

• расхождения по техническим вопросам (когда проект сложный, возможно множество альтернативных решений);

• расхождения по поводу использования специалистов (кто-то из руководителей старается "попридержать" специали­стов высокой квалификации или передает работников, менее нужных в его подразделении);

• претензии к руководителю проекта по поводу стоимости отдельных видов работ (не все специалисты могут быть до­вольны оплатой своего труда, особенно если проект важ­ный);

• расхождения в отношении графиков выполнения работ (кого-то из функциональных руководителей и их специалис­тов не всегда устраивают сроки выполнения проектных ра­бот).

Знание причин, порождающих психологические барьеры перед нововведениями и способствующих нарастанию конф­ликтов, помогает руководителям четче определять свою инновационную управленческую позицию.

В зависимости от разнообразия позиций работников по отношению к нововведениям руководитель вырабатывает для себя определенную тактику делового поведения на всех ста­диях разработки и внедрения инновационной программы.

ценки по прочим позициям; п — количество пози­ций, по которым производится оценка.

Понятие и сущность организационного развития

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 1104

Существование и нормальное функционирование любой организации неизбежно обусловлено ее постоянным разви­тием и совершенствованием.

В наиболее общем виде развитие представляет собой нео­братимое целенаправленное и закономерное изменение ма­терии или сознания. Развитие орга­низации можно определить как необратимое целенаправлен­ное и закономерное изменение ее основных элементов или сознания ее сотрудников.

В зависимости от характера и динамики происходящих процессов развитие может принимать две различные фор­мы: эволюционную и революционную. Эволюционная связана с постепенным качественным и количественным изменением общественного сознания в строгом соответствии с изменени­ем материи. Революционная форма развития предполагает скачкообразный, неосознанный переход материи или созна­ния из одного состояния в другое.

Прогрессивное развитие (переход от низшего к высшему или от менее совершенного к более совершенному) и регрессивное развитие (т. е. деградацию).

Вся совокупность факторов, оказывающих влияние на развитие организации, может быть условно разделена на две основные группы. Первую группу образуют факторы, обус­ловленные изменениями во внешней среде организации. Ко второй относятся изменения во внутренней среде.

Во внешней среде организацииважную роль играют та­кие факторы как экология, политическая обстановка, дей­ствующее законодательство, этика, культура, спрос и пред­ложение на рынке и состояние конкуренции в отрасли.

К факторам внутренней среды, определяющим специфи­ку развития организации, можно отнести изменение целей и задач организации, смену руководства, структурные изме­нения в составе трудового коллектива, особенности органи­зационного поведения.

Инноваторы— это инициаторы, которые предлагают и отстаивают собственные идеи, причем часто могут идти на конфликт, чтобы протолкнуть их.

К сторонникам нововведенийотносятся сотрудники, ко­торые быстро воспринимают все новое. Именно они являют­ся основной силой, способной воплотить предложения инно­ваторов в жизнь.

Нейтралисты — это те, кто безразлично относится к но­вым предложениям. В общении с такими людьми руководите­лю следует помнить, что проявление безразличия тоже пред­ставляет собой определенного рода позицию.

Скептически настроенныесотрудники ищут в нововведе­ниях прежде всего негативные последствия. Однако они не предпринимают никаких действий, чтобы помешать иннова­ционным процессам.

Консервативно относящиеся к нововведениям— это те, кто оказывает сопротивление новому. У них доминирует тра­диционализм при восприятии нововведений. Они могут вос­принимать новое только тогда, когда оно становится тради­цией. Характер мышления не позволяет им ориентировать себя на новое, а поэтому они уютнее чувствуют себя в спо­койной, привычной обстановке.

Интенсивность и устойчивость психологических барьеров персонала к нововведениям зависит от общей социально-психологической атмосферы в фирме. Если атмосфера в це­лом тягостная, то они могут быть сильными и устойчивыми, если благожелательная, то они могут преодолеваться плавно и безболезненно.

Специалисты выделяют шесть основных причин, которые могут привести к конфронтации и конфликтам:

• расхождение во мнениях по поводу последовательности выполнения работ (особенно тогда, когда проект требует при­влечения большого количества специалистов разного профи­ля, которым трудно вырабатывать единую точку зрения);

• возникновение спорных административных вопросов (кому конкретно должен подчиняться руководитель проекта, какие функции ему определить, с кем он должен находиться в постоянном рабочем контакте, кто должен составлять опе­ративные производственные планы);

• расхождения по техническим вопросам (когда проект сложный, возможно множество альтернативных решений);

• расхождения по поводу использования специалистов (кто-то из руководителей старается "попридержать" специали­стов высокой квалификации или передает работников, менее нужных в его подразделении);

• претензии к руководителю проекта по поводу стоимости отдельных видов работ (не все специалисты могут быть до­вольны оплатой своего труда, особенно если проект важ­ный);

• расхождения в отношении графиков выполнения работ (кого-то из функциональных руководителей и их специалис­тов не всегда устраивают сроки выполнения проектных ра­бот).

Знание причин, порождающих психологические барьеры перед нововведениями и способствующих нарастанию конф­ликтов, помогает руководителям четче определять свою инновационную управленческую позицию.

В зависимости от разнообразия позиций работников по отношению к нововведениям руководитель вырабатывает для себя определенную тактику делового поведения на всех ста­диях разработки и внедрения инновационной программы.

Оценка эффективности администрирования

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 928

Эффективность управления представляет собой отноше­ние совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение.

На эффективность управленческой деятельности оказы­вает существенное влияние целый ряд факторов, вся сово­купность которых может быть условно разделена на две ос­новные группы.

В состав первой группы входят факторы, оказывающие прямое непосредственное влияние на эффективность адми­нистрирования, такие как:

• управленческий потенциал организации, т. е. совокуп­ность всех ресурсов, которыми располагает система управ­ления;

• совокупные затраты на содержание и функционирова­ние системы управления — определяются характером, спо­собом организации, технологией и объемом работ по осуще­ствлению функций управления;

• эффект управления, т. е. совокупность всех экономи­ческих, социальных и иных выгод, которые получает орга­низация в процессе осуществления управленческой деятель­ности.

Вторую группу образуют второстепенные факторы, ока­зывающие косвенное влияние на эффективность системы управления:

• квалификация руководящих работников и исполнителей;

• фондовооруженность системы управления, т. е. степень и качество обеспечения управленческих работников вспомо­гательными средствами (компьютерами, оргтехникой и т. п.);

• социально-психологические условия в трудовом коллективе;

• организационная культура.

Общие показа­тели характеризуют конечные результаты деятельности организации, а частные — эффективность использования отдельных видов ресурсов.

Для оценки эффективности управления коммерческими предприятиями наиболее целесообразно использовать такие общие показатели, как прибыль и рентабельность.

Общая сумма прибыли, получаемая предприятием за оп­ределенный период, обычно складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации и прибыли от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции, услуг или выпол­ненных работ определяется как разность между общей сум­мой выручки от реализации продукции (без налога на до­бавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на про­изводство и реализацию, включаемых в себестоимость.

Прибыль от прочей реализации определяется как раз­ность между суммой, полученной от реализации имуще­ства или иных материальных ценностей предприятия, и их остаточной стоимостью.

Прибыль от внереализационных операций рассчитывает­ся как разность между доходами и расходами по операциям, не связанным с реализацией продукции предприятия или его имущества.

В состав доходов от внереализационных операций входят:

• доходы от финансовых вложений предприятия в цен­ные бумаги;

• доходы от сдаваемого в аренду имущества;

• сальдо полученных и уплаченных штрафов;

• положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• поступления сумм в счет погашения дебиторской за­долженности, списанной в прошлые годы в убыток;

• прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в от­четном году;

• суммы, поступившие от покупателей по перерасче­там за продукцию, реализованную в прошлом году;

• проценты, полученные по счетам предприятия в кре­дитных учреждениях.

Внереализационные расходы предприятия образуются в результате суммирования:

• недостач и убытков от потери материальных ценностей и денежных средств;

• отрицательных курсовых сальдо по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

• списания дебиторской задолженности;

• некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий;

• затрат по аннулируемым заказам;

• судебных издержек;

• затрат на содержание законсервированных производ­ственных мощностей.

Полученная предприятием балансовая прибыль распреде­ляется между государством и предприятием. После внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль в распоря­жении предприятия остаются денежные средства, которые и образуют его чистую прибыль. Чистая прибыль предприя­тия направляется в фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.

Исходя из порядка формирования прибыли, ведется ее факторный анализ. Основной целью факторного анализа яв­ляется оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые ре­зультаты ряда факторов, в число которых входят:

• рост или снижение себестоимости продукции;

• рост или снижение объемов реализации;

• повышение качества и расширение ассортимента вы­пускаемой продукции;

• выявление резервов увеличения прибыли.

Рентабельность определяется как при­быль, получаемая с каждого рубля затраченных средств.

Система показателей рентабельности складывается исхо­дя из состава имущества предприятия и проводимых пред­приятием хозяйственных операций.

1. Рентабельность имущества предприятия — определяет­ся как отношение чистой прибыли к средней величине акти­вов предприятия.

2. Рентабельность внеоборотных активов — представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине вне­оборотных активов.

3. Рентабельность оборотных активов — рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине оборот­ных активов.

4. Рентабельность инвестиций — отношение прибыли от инвестиционных проектов к долгосрочным затратам на их реализацию.

5. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

6. Рентабельность заемных средств — определяется как отношение платы за пользование кредитами к общей сум­ме долгосрочных и краткосрочных кредитов.

7. Рентабельность реализованной продукции — отноше­ние чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

С точки зрения оценки эффективности функционирования все некоммерческие орга­низации можно условно разделить на две основные группы:

1) организации, результаты деятельности которых можно оценить с помощью экономических показателей;

2) организации, результаты деятельности которых вы­ражены в неэкономических величинах, таких как снижение уровня заболеваемости или преступности, повышение уровня образования, улучшение экологической обстановки и т. д.

Принятие и реализация управленческих решений

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 2869

Управленческое решениепред­ставляет собой выбор альтернативы, осуществленный руко­водителем в рамках его должностных полномочий и направ­ленный на достижение целей организации.

Управленческое решение является основным и наиболее эффективным средством воздействия субъекта управления на управляемый объект.

С точки зрения технологии управления предмет труда — это информация, обеспечивающая принятие управлен­ческих решений, средства труда — знания и опыт менед­жера, а продукт труда — управленческие решения.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения и реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решенияпрово­дится экономический анализ ситуации, направленный навыявление, формулирование и идентификацию проблем, тре­бующих решения. В зависимости от уровня сложности проблемы подразде­ляются на рутинные, селективные, адаптационные и инно­вационные.

Рутинными называют технические проблемы, решение которых возможно по заранее продуманным процедурам и правилам. Селективные проблемы, или проблемы выбора, характеризуются наличием нескольких альтернатив их ре­шения и требуют от руководителя проявления собственной инициативы. При решении адаптационных проблем наряду с традиционными вариантами действий рассматриваются но­вые, нетипичные. Инновационные проблемы требуют приме­нения абсолютно новых подходов и методов.

На стадии принятияосуществляется разработка возмож­ных альтернатив решения, определяются критерии выбора и производится выбор наиболее оптимального варианта, кото­рый затем согласовывается с вышестоящими руководителя­ми или с компетентными специалистами.

На стадии реализации решения осуществляется конт­роль за ходом его исполнения, вносятся необходимые кор­рективы и дается оценка полученного результата.

Различают три возможных подхода к принятию управ­ленческих решений: системный, ситуационный и ресурсный. Системный подход предполагает решение конкретной проблемы в совокупности с решением всех проблем, сто­ящих перед организацией.

Ситуационный подход исходит из того, что применение того или иного метода решения проблемы определяется си­туацией.

Ресурсный подход основан на решении проблем посред­ством рационального распределения ресурсов организации.

Оперативные правила определяют порядок принятия ре­шений руководителями среднего звена. Такие правила фор­мулируются в виде различных инструкций.

Стратегические правила формулируются на высшем уров­не управления в виде деловой политики организации. Они регламентируют порядок принятия решений, касающихся определения типа выпускаемой продукции, организации товаропродвижения и т. п.

Организационные правила основываются на федеральном и местном законодательстве и касаются принятия решений по таким вопросам, как цели, характер деятельности и орга­низационно-правовая форма предприятия, а также по воп­росам взаимоотношений предприятия с государственными органами, учредителями и трудовым коллективом.

По способу принятия управленческие решения могут под­разделяться на единоличные и коллегиальные. Единоличные решения принимаются руководителем самостоятельно без согласования с другими работниками организации. Приня­тие коллегиальных решений, требует предвари­тельного коллективного обсуждения решаемой проблемы.

Различают три типа внутрифирменного взаимодействия в процессе принятия коллегиальных управленческих решений:

• двусторонний;

• групповой;

• матричный.

Двусторонний тип взаимодействия проявляется при со­вместном принятии решений менеджерами одного уровня на основе индивидуального общения без согласования с вы­шестоящими руководителями. Здесь реализуется горизон­тальный способ координации процесса принятия решений в рамках утвержденных правил и планов.

Групповой тип взаимодействия проявляется в работе целевых групп, которые разрабатывают и принимают ре­шения, касающиеся специфических вопросов деятельнос­ти организации. Целевая группа представляет собой вре­менную структуру, создаваемую для решения конкретной проблемы.

Матричные структурыотличаются от целевых групп тем, что формируются исключительно из работников орга­низации. При этом сотрудники, работающие над пробле­мой, подчиняются одновременно и руководителю проекта, и руководителям тех структурных подразделений органи­зации, в которых они работают постоянно.

Процедура подготовки, принятия и реализации управлен­ческих решенийпредставляет собой непрерывный замкну­тый цикл, состоящий из восьми этапов (см. рис. 4. 6).

Рис. 4.6. Цикл разработки, принятия и реализации управленческих решений

 

Методы разработки и принятия решенийпринято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

Методы моделированиябазируются на использовании ма­тематических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Применение таких методов возможно в случаях, когда критерии исследуемой ситуации и предположительные результаты принимаемого решения мо­гут быть оценены в едином эквиваленте, т. е. количественно.

Построение моделей для разработки и принятия много­критериальных решений является сложной процедурой и со­стоит из следующих основных этапов:

• Постановка задачи. На этом этапе формулируется цель предстоящего исследования.

• Определение критерия эффективности анализируемой ситуации. Составляется перечень показателей, характеризу­ющих исследуемую ситуацию и возможные последствия при­нимаемого решения.

• Количественное измерение факторов, влияющих на ис­следуемую ситуацию. Разрабатываются оценочные шкалы критериев.

• Построение математической модели изучаемой ситуа­ции. На основании информации о предпочтениях, характе­ризующих степень влияния различных факторов на качество принимаемого решения, строится основное правило (модель) принятия решения.

• Количественное решение модели и нахождение опти­мального варианта решения. Формируется несколько допус­тимых вариантов принимаемого решения. Затем с помощью построенной модели производится проверка возможности ис­пользования каждого из вариантов для достижения постав­ленной цели. На основании проведенной проверки выбирает­ся наиболее оптимальный из предложенных вариантов.

• Проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации.

• Корректировка и обновление модели (производится в слу­чае выявления несоответствий и отклонений на шестом этапе).

Различают модели теории игр, теории очередей, управ­ления запасами и линейного программирования.

Большинство хозяйственных операций можно рассмат­ривать как действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям относятся такие факторы как конкуренция, дефицит ресурсов, нарушение договор­ных обязательств, аварии, стихийные бедствия, забастов­ки и т. п. Поэтому, принимая управленческое решение, ме­неджер должен стремиться выбрать альтернативу, позво­ляющую уменьшить степень противодействия.

Теория игр, модели которой позволяют анализировать различные варианты дей­ствий организации с учетом возможных ответных шагов кон­курентов. Недостаток этого типа моделей состоит в том, что они слишком упрощены по сравнению с реальными экономи­ческими ситуациями, поэтому полученные прогнозы часто бывают недостаточно достоверными.

Модели теории очередейиспользуются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определен­ном уровне спроса.

Сущность моделей управления запасамиотражена в самом их названии. Любая организация должна поддерживать опти­мальный уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать про­стоев и сбоев в работе. Чрезмерно высокий уровень запасов по­вышает надежность функционирования организации и избав­ляет ее от потерь, связанных с простоями и сбоями. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных из­держек на хранение, транспортировку, страхование и т. п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и пре­пятствуют прибыльному инвестированию капитала.

Модели программированияприменяются для нахожде­ния оптимальных вариантов решения в ситуациях дефици­та ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Большая часть разработанных оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. При необходимости включе­ния в анализ фактора времени используются модели динами­ческого программирования. В ситуациях, характеризующих­ся вероятностным влиянием факторов на результат опера­ции, используются модели математической статистики.

Методы экспертных оценок применяются для разра­ботки и обоснования решений, не поддающихся количе­ственному анализу. Сущность этих методов заключается в том, что решение принимается посредством получения от­ветов специалистов на поставленные вопросы.

Методы экспертных оценок широко применяются для ре­шения неструктурированных проблем. Неструктурированным проблемам присущи следующие специфические черты:

• они являются проблемами уникального выбора, т. е. обладают новыми особенностями по сравнению с встречав­шимися ранее проблемами;

• такие проблемы связаны с неопределенностью в оцен­ках альтернативных вариантов решения, которая обусловле­на дефицитом информации;

• оценки альтернативных вариантов решения проблемы имеют качественный характер;

• общая оценка альтернатив может быть получена лишь на основе субъективных предпочтений лиц, принимающих

решение;

• оценки альтернатив по отдельным критериям могут быть получены только от экспертов в процессе проведения экс­пертизы.

Для проведения экспертизы обычно формируется органи­зационная группа, обеспечивающая условия для эффектив­ной работы экспертов. Основными задачами этой группы яв­ляются:

• постановка проблемы;

• разработка процедуры проведения экспертизы;

• формирование группы экспертов;

• проведение опроса экспертов;

• обработка, формализация и интерпретация полученной

информации.

Среди методов экспертных оценок наибольшее распрост­ранение получили методы группового опроса, такие как ме­тод мозговой атаки и метод Дельфи. Преимущество указан­ных методов состоит в том, что они усиливают элемент кол­легиальности в процессе принятия сложных решений. Они позволяют использовать интуицию и коллективную генера­цию идей, что дает возможность находить оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью од­них логических рассуждений.

Метод Дельфи - этот метод представляет собой ряд последовательных процедур, направленных на форми­рование группового мнения экспертов из различных облас­тей, посредством их последовательного анкетирования.

Основными особенностями метода Дельфи являются:

• анонимность;

• регулируемая обратная связь;

• формирование групповой оценки на основе статистичес­кой обработки индивидуальных оценок экспертов;

• многошаговый характер оценивания.

Эвристикипредставляют собой основанные на опыте пра­вила, стратегии и иные средства, существенно ограничива­ющие пространство поиска решений. В качестве эвристик могутиспользоваться:

— повторяемость промежуточных результатов;

— противоречия в условиях задач;

— неправдоподобность полученных решений.

Целенаправленный поиск представляет собой чередование двух основных процедур: генерирования (т. е. выдвижения в пределах одного шага различных способов решения) и огра­ничения (т. е. оценки полученных результатов с точки зрения их приемлемости как решения).

Управление конфликтами и стрессами

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 1069

Внаиболее общем виде конфликтможно определить как столкновение противоречивых интересов.

Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации,которая состоит из участников конфликта и объекта конф­ликта, то есть причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство.

Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранганазывают человека, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранганазывают личность, преследующую групповые цели. Оппонентом 3-го ранга— личность, преследующую инте­ресы группы, организации и т. п.

Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов:

1. Внутриличностный — возникает в силу того, что тре­бования организации не совпадают с личностными потреб­ностями.

2. Межличностный— психологическое столкновение лю­дей с разными взглядами. Делятся на горизонтальные и вер­тикальные.

3. Между личностью и группой— возникают, когда лич­ность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.

4. Межгрупповой— конфликты между формальными и неформальными группами, а также между организацией и отдельными группами.

В стратегии разрешения конфликтовможно выделить следующие моменты:

1. Уклонение от конфликта с целью выиграть время.

2. Доминирование — применяется, когда цель первосте­пенна.

3. Капитулянтство — имеет место, когда отношения в кол­лективе важнее целей соперников.

В тактике разрешения конфликтоввыделяют следующие способы:

1. Поддержание нейтралитета — такая тактика может применяться для того, чтобы выиграть время.

2. Доминирование — применяется руководителем по от­ношению к подчиненным при необходимости быстрого реаги­рования.

3. Компромисс — применяется в случаях, когда обе сто­роны убеждены, что сближение невозможно.

Стресс — это состояние напряженности, которое возни­кает у личности под влиянием внешних воздействий.

В зависимости от вида и характера стрессы и дистрессы бывают:

1. Физиологические — возникают, когда происходит на­копление критической массы усталости.

2. Психологические, которые в свою очередь подразделя­ются на следующие:

а) информационные — результат информационных пере­грузок;

б) эмоциональные— проявляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Существуют два подхода к нейтрализации стрессов:

1.Внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов.

2. Принимать конкретные меры индивидуального харак­тера, например, разрабатывать и внедрять программы пси­хологической разгрузки.

Понятие и виды методов административного менеджмента

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 946

Методы управленияв наиболее общем виде представля­ют собой приемы и способы осуществления последователь­ных и непрерывных функций менеджмента.

Методы административного менеджментаможно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функцио­нирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.

В зависимости от масштабов примененияможно выде­лить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управлен­ческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленчес­ких систем.

По отраслям и сферам примененияможно выделить ме­тоды управления, применяемые в государственном управле­нии, бизнесе, торговле, промышленности и т. п.

Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловленная их содержанием.С ука­занной точки зрения выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические ме­тоды управления.

рганизационно-распорядительные методы управления

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 2174

Сущность организационно-распорядительных методовсо­стоит в том, что любая совместная деятельность людей долж­на быть надлежащим образом организована, т. е. спроектиро­вана, нацелена, регламентирована, а также снабжена необ­ходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях.

К организационно-распорядительным методам управления относятся:

• подбор, расстановка и работа с кадрами;

• организационное регламентирование (нормирование);

• организационное планирование;

• организационное распорядительство;

• делегирование полномочий и распределение ответ­ственности;

• организационный инструктаж;

• организационное распорядительство;

• контроль исполнения;

• организационный анализ;

• организационное проектирование;

• обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрамивключает в себя:

• составление методик и профессиограмм для оценки де­ловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;

• разработку типовых документов для оформления при­ема на работу и учета кадров;

• создание систем и документации по аттестации и тари­фикации кадров; учет кадров;

• периодическую аттестацию руководителей и специалистов;

• разработку методик по обследованию кадров, регули­рованию личного состава, созданию кадрового резерва;

• принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

Организационное нормирование (регламентирование)на­правлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процес­сов на предприятии и управления ими. Организационный рег­ламент включает в себя:

— номенклатурно-классификационные нормативы (мате­риалов, покупных деталей, инструментов и т. п.);

— организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандар­ты, условия, маршруты движения предметов труда, режи­мы обработки, оснастка и т. п.);

— организационно-структурные нормативы (схемы под­чинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отде­лах (службах), типовые функционально-должностные ин­струкции и т. п.);

— оперативно- календарные нормативы, регламенти­рующие протекание процессов на предприятии;

административно-организационные нормативы(пра­вила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходи­мо обеспечить выполнение ряда требований к организацион­ному нормированию (регламентированию):

а) нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффек­тивными санкциями за нарушение норм (правил);

б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) должны быть оптимальными;

г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;

д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.

Организационные нормативыразрабатываются и утвер­ждаются на следующих уровнях управляющей системы:

— на уровне предприятия;

— на уровне местных органов управления;

— на федеральном уровне.

Задачи организационного планированиязаключаются в том, чтобы расчетным .путем определить:

— какой объем работы необходимо затратить, чтобы дос­тичь цели, поставленной перед соответствующим подразде­лением управленческого аппарата или отдельным исполни­телем;

— какова длительность в календарном отношении от­дельных управленческих операций и процедур;

— каковы потребности работников управленческого аппа­рата в средствах и предметах труда.

Ответ на указанные вопросы дает возможность соста­вить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в ка­кие сроки, с какими затратами труда и средств.

Делегирование полномочий и распределение ответствен­ностизанимает центральное место в системе организацион­но-распорядительных методов управления.

Полномочия— это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

Делегирование полномочийозначает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.

Делегирование задач и полномочий порождает в органи­зации проблему распределения ответственности. Ответствен­ность— это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.

При этом различают ответственность исполнителя(обя­зательство работника выполнять делегированные ему зада­чи и отвечать за результаты своего труда) иответственность руководителя(обязательство отвечать за результаты тру­да подчиненных ему работников).

Существуют следующие виды организационных полно­мочий:

1. Линейные — дают право непосредственного единолич­ного командования.

2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:

а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консуль­тациями;

б) полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соот­ветствующими подразделениями аппарата проекты готовя­щихся к принятию решений.

3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.

4. Параллельные полномочия — право отклонять реше­ния линейного руководителя.

Рациональное распределение полномочий и ответственно­сти позволяет осуществлять проверку возможностей выполне­ния работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполните­лям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).

Организационный инструктажпредполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе.

0рганизационное распорядительствовключает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомога­тельным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляю­щей и в управляемой системах в целях обеспечения техни­ческого, организационного и экономического регулирова­ния; помощь исполнителям в устранении возникающих труд­ностей в процессе исполнения управленческих решений.

Организационный контроль предполагает контроль: ис­полнения решений, распоряжений вышестоящей органи­зации и различных уровней управляющей-системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (ру­ководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических ре­жимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

Организационный анализ осуществляется в процессе ис­следования системы управления и служит информационной ба­зой для организационного проектирования.

Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осу­ществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку моде­ли структуры или процесса.

Административный контроль

Категория: Лекции - Административный менеджмент

Просмотров: 2321

В процессе эволюционного развития системы организа­ционного контроля сформировалось и прочно вошло в тео­рию и практику современного менеджмента такое новое направление контрольной деятельности как контроллинг.

Э. А. Смирнов определяет контроллинг как совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объектив­но и качественно проанализировать и оценить работу орга­низации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.

При этом указанный автор выделяет четыре основные составляющие контроллинга:

• административный контроль;

• технологический контроль;

• ревизия;

• функциональный, комплексный и системный аудит.

Под административным контролемследует понимать все виды деятельности, направленной на получение информа­ции об эффективности функционирования и текущем состоя­нии управляющей системы организации.

Исполнительный контрольпредполагает осуще­ствление всех видов деятельности по оценке текущего со­стояния и эффективности функционирования управляемой системы организации.

М. М. Максимцов считает, что под административным контролем следует понимать контроль соответствия реальных полномочий руководителя (испол­нителя) полномочиям, зафиксированным в документах, рег­ламентирующих деятельность организации.

Под административным контролемв наиболее общем виде следует понимать управленческую деятельность, направлен­ную на определение текущего состояния управляющей под­системы системы управления организацией и происходящих в ней процессов, сцелью выявления возможных отклонений от заданного режима функционирования.

Основная цель контроллинга в целом и административ­ного контроляв частности состоит в своевременном получе­нии информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены задачи. При этом важно, чтобы все систе­мы контроля оперативно фиксировали любые отклонения фак­тических показателей от плановых. Это позволит вовремя вносить соответствующие коррективы в процесс функцио­нирования организации.

Это позволяет руководству организации достичь сразу две важные цели. Во-первых, повысить качество и эффектив­ность деятельности организации. Во-вторых, удовлетворить потребность сотрудников в уважении и самовыражении.

Основные принципы административного контроляопи­раются на четыре составляющие, позволяющие руководи­телю организации определить что, когда и где контролиро­вать, а также кто должен осуществлять контроль.

Принцип ключевых элементов контроляопирается на положение, согласно которому стандарты являются эле­ментом планирования.

Принцип места контролясостоит в том, чтобы руково­дитель организации выяснил, в каких структурных под­разделениях организации происходят действия, имеющие решающее значение для достижения целей функциониро­вания.

Принцип соблюдения сроков контроляпозволяет более эффективно и своевременно использовать полученную в процессе осуществления контрольной деятельности инфор­мацию и быстро реагировать на происходящие изменения.

Принцип самоконтролясостоит в предоставлении работ­никам фирмы возможности самим осуществлять оценку ре­зультатов собственной деятельности и своевременно вно­сить в нее необходимые коррективы.

В системе административного контроля любой органи­зации можно выделить три основных тесно взаимосвязан­ных элемента, а именно:

• установление стандартов состояния и функционирова­ния управляемой системы;

• оценка текущего состояния управляющей системы и про­исходящих в ней процессов на предмет выявления возмож­ных отклонений;

• устранение выявленных отклонений, т. е. приведение управляющей системы в состояние, соответствующее уста­новленным стандартам.

Стандарты состояния и функционирования системы уп­равленияразрабатываются в процессе организационного рег­ламентирования и представляют собой основные критерии административного контроля.

Разработка организационных (административных) стандар­тов включает в себя два основных этапа:

1) определение способов оценки установленных крите­риев и разработка оценочных шкал;

2) расчет трудоемкости административного контроля, т. е. определение объема работы, которая должна быть выполне­на для осуществления контрольных замеров.

В системе выборочного контроля обычно применяются такие показатели:

• количество выполненных операций;

• скорость выполнения конкретных операций;

• количество обработанной документации;

• затраты рабочего времени;

• качество управленческого труда (число ошибок);

• экономическая или социально-психологическая эффек­тивность управленческого труда.

Объективные трудности возникают в процессе оценки качественных показателей, таких как психологическая об­становка в коллективе или уровень имиджа руководителя и организации в целом. Для определения значений таких пока­зателей обычно применяют методы экспертных оценок.

Оценка текущего состояния системы управления органи­зациивключает в себя сбор необходимой информации, а так­же ее обобщение, обработку и анализ.

Сбор данных осуществляется посредством установле­ния в ходе выполнения операции или процесса стратеги­ческих контрольных точек, в которых и осуществляется замер контролируемых показателей. Количество и схема расположения таких точек определяются трудоемкостью и сложностью операции или процесса, являющихся объек­тами административного контроля.

Собранную информацию сравнивают с установленными стандартами, чтобы сделать вывод о соответствии реальных значений контролируемых показателей нормативным.

Устранение выявленных отклоненийможет осуществлять­ся несколькими способами:

• модификацией целей;

• внесением изменений и корректив в плановые задания;

• реструктуризацией системы управления организации (перераспределением полномочий и ответственности, пе­реподготовкой кадров и т. д.).

Механизм административного контроляпредставляет со­бой совокупность инструментов, используемых для оценки процессов и явлений, происходящих в системе управления организации.

Основными инструментами административного контро­ляявляются бюджетный контроль, управленческий (адми­нистративный) аудит, статистическое наблюдение, личное наблюдение, доклады и совещания.

Бюджетный контрольиспользуется для получения исчер­пывающей информации о доходах и расходах организации. Бюджет представляет собой составленный в денежном выра­жении основной план образования, распределения и исполь­зования финансовых ресурсов организации.

Административный аудит представляет собой совокуп­ность контрольных действий, позволяющих получить объек­тивную и своевременную информацию о текущем состоя­нии и функционировании системы управления организации.

Основными объектами административного аудитаяв­ляются:

• миссия, цели и задачи организации;

• законы и принципы формирования, развития и функци­онирования организации;

• стратегии организации;

• функции организации;

• структура организации;

• технологии управления;

• внутренние и внешние коммуникации;

• управленческие решения;

• информационные технологии;

• системы документооборота.

Основные принципы административного аудита.

Принцип выделения главного гласит, что при проведении административного аудита субъект контроля должен акцен­тировать свое внимание на главных, ключевых моментах и не отвлекаться на изучение второстепенных факторов.

Принцип соответствиятребует, чтобы профессиона­лизм работника, составляющего аудиторское заключение, соответствовал степени сложности указанного заключения.

Принцип энциклопедичностипредполагает, что в груп­пе работников, составляющих аудиторское заключение, не­обходимо иметь специалиста широкого профиля в области формирования и функционирования системы управления, способного сопоставить учетные данные с существующими стандартами.

Принцип полнотызаключается в следующем: чем точ­нее и достовернее требуется заключение о состоянии систе­мы управления, тем больше ее элементов должно быть под­вержено контролю.

Сущность принципа системностисостоит в том, что при проведении аудита необходимо учитывать взаимное влия­ние элементов системы управления.

Значение принципа централизациисводится к тому, что все аудиторские заключения по отдельным элементам сис­темы управления должны стекаться к одному специалисту для составления объективного и обоснованного общего зак­лючения.

Принцип стандартизациигласит, что за каждой фор­мой контроля элементов системы управления должен стоять соответствующий стандарт.

Принцип своевременного использования контролируемых данныхтребует, чтобы аудитору вовремя предоставлялась достоверная информация о состоянии системы управления.

Статистическое наблюдение может быть использовано для того, чтобы определить количество, качество и время выполнения конкретной работы. Как правило, статистичес­кие данные составляются для того, чтобы определить, сколько работы было выполнено, за какой период времени и сколько при этом было допущено ошибок.

В системе административного менеджмента ча­сто применяются формализованные системы контроля, ког­да четко разработаны методика составления доклада и по­рядок передачи его вышестоящему руководству. Любой доклад должен содержать информацию.

• об идентификации, времени возникновения и степени выявленного отклонения от нормы;

• о возможных причинах возникновения отклонения;

• об анализе последствий отклонения;

• о рекомендациях по устранению отклонения.

Совещания позволяют избежать лишних затрат рабочего времени на составление объемных письменных отчетов и предоставля­ют руководителю группы возможность быстро получить до­стоверную оперативную информацию. Совещания могут быть полезны для оценки психологическая атмосфера в коллективе или состояние имиджа организации.

Ко всем системам контроля независимо от их вида предъявляются определенные требования, соблюдение ко­торых является неотъемлемым условием эффективности их функционирования. К таким условиям относятся следующие:

1) система контроля должна соответствовать целям, за­дачам и планам организации;

2) система контроля должна быть понята и принята ру­ководителями всех уровней управления организации;

3) система контроля должна быть экономична, т. е. обес­печивать максимальную эффективность контрольных ме­роприятий при минимальных затратах;

4) система контроля должна обеспечивать своевремен­ное его осуществление;

5) система контроля должна быть гибкой, т. е. обладать способностью быстро приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде организации;

4.2.7. Административный учет

Административный учет представляет собой систему ком­плексного учета затрат и доходов, нормирования, контроля и анализа.

В качестве предмета административного учетав наибо­лее общем виде выступает совокупность всех объектов, уча­с





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.