Пример решения задачи краткосрочного прогнозирования в среде Microsoft Excel
Дана динамика некоторого условного показателя
Из графика видно, что ряд стационарный: Cледовательно в качестве исходного прогноза на основе экспертной оценки можно использовать средний уровень ряда: Получим 384,5556. Для стационарного ряда параметр сглаживания рекомендуется в размере 0,3. Рассчитаем ЭВС:
В качестве экспертной оценки берем средний уровень ряда (384,5556), параметр сглаживания выбран 0,3. Тогда первый элемент рассчитывается следующим образом: Задаем второй элемент ряда: Остальные элементы получаем, используя функцию Автозаполнение: Прогноз на момент времени t+1 принимается равным текущему значению ЭВС: Следовательно ряд прогноза имеет вид:
Оценим качество полученного прогноза.
Рассчитаем среднее абсолютное отклонение: , где — фактическое значение в момент времени t, — прогнозное значение в момент времени t. Для этого сначала рассчитаем отклонения фактических значений показателя от прогнозных:
Каждое отклонение возьмем по модулю: Затем, используя функции Автозаполнение и Автосумма, найдем MAD: Получим MAD=3,94 млн.р. Рассчитаем среднюю процентную ошибку: и используя функции Автозаполнение и Автосумма, найдем MPE: Получили MPE=0,237595% - средняя процентная ошибка близка к нулю, следовательно прогноз не смещен. Оценим точность прогноза, рассчитав среднюю абсолютную процентную ошибку: Получили MAPE=1,02% - это значительно ниже 10%, что говорит об очень высокой точности прогноза. Определим верхнюю и нижнюю границы прогноза, для чего сначала рассчитаем среднее квадратическое отклонение. Величина среднеквадратического отклонения рассчитывается по формуле: Границы прогноза принимаются как : Итоговый график имеет вид: Таким образом, прогноз на следующий период 387,1623 млн.р., верхняя граница прогноза 396,5632, нижняя граница 377,7615, прогноз не смещен (MPE= 0,237595% - значительно меньше 5%), точность прогноза можно оценить как очень высокую (MAPE= 1,02098% - значительно ниже 10%).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|