Здавалка
Главная | Обратная связь

Внешнеэкономические связи



Северо-Западный федеральный округ - единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза, Центральной и Северной Европы: Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Таким образом, округ играет важную стратегическую роль приграничного региона.

Важное значение имеет железнодорожная магистраль Санкт – Петербург – Таллин – Рига – Калининград, обеспечивающая экономические связи с Калининградской областью и странами Западной Европы. Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет железная дорога Санкт- Петербург – Хельсинки. Практически построена железная дорога на коммерческой основе из Карелии в Финляндию (к финским морским портам круглогодичного действия). Благодаря железнодорожным магистралям из Санкт – Петербурга на Белоруссию и Украину обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами.

В развитии внешнеэкономических связей России со странами Балтийского бассейна, Европы и Америки велика роль морского транспорта округа.

Со странами Балтии Санкт–Петербург также соединяют автомобильные дорог. Совершенствование автодороги Санкт–Петербург – Рига – Клайпеда – Гданьск – Гамбург соединит северную столицу с Германией и обеспечит устойчивые экономические связи не только округа, но и для страны в целом. Начаты работы по строительству автомобильной дороги «Виа Балтика», которая даст надежный транспортный выход на территорию государств Западной Европы, нового морского порта в финском заливе (Ленинградская область).

 

6. Внутрирегиональные различия района Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт.

Санкт-Петербург был основан 27 мая (по новому стилю) 1703 года как крепость, вокруг которой и близ домика Петра Первого начал формироваться город. С августа 1914 года он назывался Петроград, с января 1924 года - Ленинград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года городу возвращено его первоначальное наименование - Санкт-Петербург.

Город расположен в самой восточной оконечности Финского залива в устье реки Невы, на островах ее дельты. Главная водная артерия города - река Нева, ее протяженность в черте города - 32 км, общая протяженность - 74 км. По обилию вод городу принадлежит одно из первых мест в мире - в пределах его границ насчитывается 40 рек, рукавов, каналов общей протяженностью более 200 км. В черте города находится более 100 водоемов. Водная поверхность занимает более 10% площади Санкт-Петербурга. Расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км.

Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 85,9 тыс. км2, плотность населения - 75,4 человека на 1 км2.

Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). В нем проживает 4,8 млн. человек. На территории города проживает (по переписи 1989 г.) население более 120 национальностей. Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск.

 

Средний возраст населения - 38,5 года.

Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Здесь находятся всемирно известный Эрмитаж, Исаакиевский собор, ансамбль Дворцовой площади, Академия художеств, Александро-Невская лавра, Биржа на Стрелке Васильевского острова и другие шедевры архитектуры.

Российская наука организационно сложилась на берегах Невы. Именно здесь была основана Российская Академия Наук и только в 1934 г. ее штаб был перенесен в Москву.

Санкт-Петербург является и крупным центром образования. В городе действует более 40 высших учебных заведений и более 80 - средних специальных.

Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность.

Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении.

 

Ленинградская область

Ленинградская область образована 1 августа 1927 года из 5 губерний - Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. С 1935 по 1940 год граница области изменялась еще четыре раза. В современных границах Ленинградская область оформилась в ноябре 1944 года, когда из ее состава вышли территории, на которых были образованы Новгородская и Псковская области, а вошли три района Карело-Финской ССР и территория, ранее принадлежавшая по Тартусскому договору 1920 года Эстонии. Расстояние от областного центра - Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км.

Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга - 85,9 тыс. км2, плотность населения -75,4 человека на 1 км2. На начало 1996 г. в области проживало 1,7 млн. человек. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная часть населения - русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др.

Средний возраст населения - 37,3 года.

На территории области расположено 29 городов.

Из запасов полезных ископаемых наибольшее значение имеют торф, бокситы, горючие сланцы и фосфориты, гранит, диабаз, известняки.

На территории области находятся самые крупные озера Европы - Ладожское и Онежское и более 1800 мелких озер. Главная река области - Луга.

Ленинградская область отличается развитой промышленностью, на долю которой приходится большая часть общего объема прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной деятельности. Основными отраслями являются топливная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Свыше 85% продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области, приходится на продукцию производственно-технического назначения. На территории области размещается одна из 9 российских атомных станций.

 

Сельское хозяйство области носит пригородный характер и специализируется на мясомолочном животноводстве, птицеводстве и овощеводстве. Ведущей отраслью является животноводство, на его долю приходится около 75% общего объема сельскохозяйственного производства области.

В области сравнительно развиты железнодорожные и автомобильные коммуникации, внутренние судоходные пути. Посредством трех отделений Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербургское, Витебское, Волховстроевское) осуществляется связь области с другими регионами России, зарубежными странами.

Новгородская область

 

Новгородская область образована 5 июля 1944 года.

Территория области - 55,3 тыс. км2. Численность населения на начало 1996 г. составила 742,6 тыс. человек, из которых 526,6 тыс. (70,9%) проживали в городских поселениях, 216,0 тыс. (29,1%) - в сельской местности. Плотность населения - 13,4 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,7%).3десь живут также украинцы (1,9%), белорусы (0,9%), цыгане (0,4%), татары (0,3%) и др. Средний возраст населения 38,1 года. В составе области 21 район, 10 городов, 22 поселка городского типа, 272 сельсовета.

Область располагает уникальным природным потенциалом: 3615 тыс. га заняты реками и 543 тыс. га - болотами, на ее территории расположено озеро Ильмень, река Волхов, минеральные источники, лечебные грязи, радоновые источники.

Основное богатство области - лес. Почти неограниченные возможности имеются в увеличении добычи торфа.

Административным и индустриальным центром области является город Новгород. Ведущие направления развития города - туризм и радиоэлектронная промышленность.

 

Основной объем валовой продукции области (87%) создается в отраслях материального производства, в том числе в промышленности - 48%, строительстве -11, сельском хозяйстве -10, торговле - 5%.

Основные отрасли промышленности: химическая, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) - пашня. В области развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.

Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой.

В области развита дорожно-транспортная инфраструктура. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) составляет 9,7 тыс. км (95% от общей протяженности). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования -1,2 тыс. км.

 

Псковская область

 

Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.

Территория области - 55,3 тыс. км2 (0,3% территории Российской Федерации), из которых 2,1 тыс. км2 приходится на озера.

Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г. Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров (29,9 тыс.).

Основные природные ресурсы области: лес (общие запасы 310 млн. м3), торф, песок, бутовый камень.

Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение, пищевая. Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове. Среди районов Российской Федерации значительна доля области в производстве электродвигателей малой мощности.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 28% всех земель области, из них пашня занимает 57%. В сельском хозяйстве преобладает молочное животноводство, развито льноводство, на севере области - рыболовство.

На долю сельскохозяйственных предприятий, сохранивших государственную форму собственности, приходится 3% угодий. Остальное принадлежит товариществам и акционерным обществам различных типов, ассоциациям крестьянских хозяйств и др.

В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 1,1 тыс. км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 12,3 тыс. км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно перерабатывает 313 тыс. т строительного песка.

С декабря 1994 года аэропорт г. Пскова приобрел статус международного. В настоящее время область связана воздушными линиями с 4 городами России.

 

7. Экологические проблемы

В Северо-Западном федеральном округе нарушение экологического равновесия, которое на больше части территории округа крайне неустойчиво, делает приоритетными среди глобальных задач экономического и социального развития округа такие задачи, как:

- Улучшение экологической обстановки;

- Обеспечение радиационной безопасности населения и территории округа за счет наращивания масштабов утилизации ядерных отходов ВМФ России и Мурманской области, снижение загрязнений территории Архангельской области в результате функционирования космодроме «Плесецк», повышения безопасности хранилищ радиоактивных отходов в Мурманской и Ленинградской областях;

- Реализация Российско-Норвежской программы «Чистое производство», связанной с внедрением экологически безопасной технологии выплавки цветных металлов в Мурманской области;

- Улучшение санитарного состояния бассейнов Ладожского озера, Финского залива и Северной Двины;

- Создание единой сети мониторинга объектов Северо-Запада и поддержка государственных природных заповедников и национальных парков;

- Интенсификация работ по решению проблем обезвоживания осадков очистных сооружений, ликвидация бытовых свалок и др.

 

 

Территория — 1678 тыс. км2. Население — 14,5 млн. чел.

Федеральный центр — Санкт-Петербург.

Территориальный состав: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург- 11 субъектов

Федеральный округ в % от России: территория — 9,8; население — 9,9; валовой региональный продукт — 9,3; продукция промышленности — 11,8; продукция сельского хозяйства — 6,9.

Условия для развития хозяйства. Выгодное экономико-географическое приморское положение. После распада СССР усилилась роль транспортного «окна в Европу». Незамерзающие порты Калининград и Мурманск, соседство с самыми экономически развитыми ЦФО и Приволжским ФО.

Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000 г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн. чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.

 

Отрасли хозяйственной специализации:

* морское судостроение;

* черная и цветная металлургия;

* химическая и нефтехимическая промышленность;

* отрасли лесного комплекса;

* рыболовство и рыбная промышленность;

* морской транспорт;

* наука и научное обслуживание.

 

Северо-Западный федеральный округ — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Флагманом отрасли является производственное объединение Киришинефтеоргсинтез (Ленинградская область), производящее самую разнообразную продукцию химии органического синтеза. Из добываемых апатитонефелиновых руд в Мурманской области производят апатитовый концентрат — основное сырье для большинства российских заводов фосфорных удобрений. Фосфорные удобрения из местного сырья производят на предприятии «Фосфорит» в Кингисеппе (Ленинградская область) и в Череповце (Вологодская область). Азотные удобрения выпускает крупное производственное объединение «Азот» в Великом Новгороде. Широкий ассортимент химической продукции производят предприятия Санкт-Петербурга.

Отрасли лесного комплекса. Северо-Западный федеральный округ — самый крупный район лесозаготовок в стране: на его долю приходится более четверти общероссийского их объема. Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.

 

Крупнейшие из них: Сегежский и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.

Рыболовство и рыбная промышленность. Северо-Западный федеральный округ второй, после Дальнего Востока район рыбной промышленности России. Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь выделяется Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

Наука и научное обслуживание являются отраслью хозяйственной специализации исключительно благодаря высокой Территориальной концентрации НИИ и проектно-конструкторских бюро в Санкт-Петербурге — втором после Москвы научном центре России.

 

Внутрирегиональные различия. Округ делится на два существенно отличающихся друг от друга района: Северо-Запад в составе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей и европейский север — вся остальная территория.

Северо-Запад — район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.

Европейский север — типично ресурсный район с добычей и первичной переработкой топлива, руд черных и цветных металлов, других видов сырья, крупными предприятиями черной и цветной металлургии, отраслями лесного комплекса, химической и рыбной промышленности. Развит морской транспорт. На территории республики Коми и Ненецкого автономного округа формируется Тимано-Печорский ТПК, основу которого составляют отрасли ТЭК.

 

Глава 7. Экономика регионов Северо-Западного федерального округа

Общая характеристика.

Экономика Западных регионов.

Экономика регионов Европейского Севера.

Общая характеристика

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (СЗФО) создан, как и Центральный, на базе двух экономических районов: Северо-Западного и Северного. Его площадь 1677,9 тыс. кв. км, численность постоянного населения Ц 14,5 млн человек. В состав СЗФО входят две республики (Карелия и Коми), 7 областей город федерального значения Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.

Экономика Северо-Западного федерального округа имеет большую сырьевую направленность. Здесь сосредоточено почти 72% запасов и почти 100% добычи апатитов, около 77% запасов титана, 45% запасов бокситов, 19% запасов минеральных вод, около 18% запасов алмазов и никеля. Важнейшим звеном для экономики округа является добыча нефти и угля.

Регион наряду с Киевом и Великим Новгородом является третьим историческим центром формирования восточнославянской культуры.

В Севоро-Запалном федеральном округе можно выделить Западные регионы и регионы Европейского Севера.

Экономика Западных регионов

К Западным регионам относятся город федерального значения Санкт-Петербург, Ленинградскую, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую области.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Ц "северная столица", второй по величине город России (4883 тыс. человек), почти с момента основания (1703 г.) в течение двух веков (1712-1918) являлся столицей государства. Передав столичные функции Москве, Санкт-Петербург (в 1914-1924 гг. Петроград, в 1924-1991 гг. Ленинград) многие из них сохранил (высшая школа, наука, культура и искусство, квалифицированный труд, промышленные изделия высокой точности). А ряд своих уникальных качеств город сохранил полностью (крупнейший морской порт, непревзойденная планировка и изящество архитектуры).

Начиная с 1708 г., когда город впервые стал центром Ингерманландской (с 1710 г. Санкт-Петербургской) губернии, он накапливал опыт регионального и национального управления. Однако судьба города часто была трагичной. К 1941 г. город стал трехмиллионным, но надвинулось еще более суровое испытание: Отечественная война и блокада, длившаяся 871 день. От голода умерли 641 тыс. ленинградцев. К моменту прорыва блокады в городе осталось 576 тыс. жителей.

 

Довоенная численность населения была достигнута в 1959 г. Как и Москва, Санкт-Петербург Ц город федерального значения и субъект Российской Федерации; мэрии подчинено 8 городов (Зеленогорск, Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк) и 17 поселков городского типа; "Большой Санкт-Петербург" занимает площадь 1,4 тыс. кв. км (почти в полтора раза больше Москвы), население Ц 5004 тыс. человек. В этническом отношении преобладает русское население (89,1%), украинцы (3%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%).

Структура промышленности (%) следующая: машиностроение и металлообработка Ц 35,2; пищевая Ц 17,4; легкая Ц 10,9; химическая Ц 4,1; деревообрабатывающая Ц 5,1; промышленность стройматериалов Ц 4,3; электроэнергетика Ц 11,7; цветная металлургия Ц 2,8; черная металлургия Ц 1,8; существенную роль играет полиграфическая индустрия. Специализация города Ц это машиностроение, неметаллоемкое и высокого технического уровня: суда, электротехника, генераторы и дизели, оптико-механические приборы, мединструмент, полиграфические машины. Многие заводы и объединения города известны всей стране и за рубежом Ц кроме Кировского (бывшего Путиловского), сюда можно отнести "Электросилу", Металлический завод, "Севкабель", Оптико-механическое объединение, "Красногвардеец". Такие предприятия-флагманы характерны и для других отраслей: "Красный треугольник" (РТИ), "Красный Выборжец" (цветная металлургия), "Скороход" (обувная промышленность), фарфоровый им. Ломоносова, "Печатный двор".

В городах "Большого Санкт-Петербурга" наиболее значительные предприятия Ц Ижорский завод (Колпино, оборудование для АЭС), морской завод (Кронштадт), инструментальные заводы (Пушкин, Сестрорецк), часовой завод (Петродворец).

Санкт-Петербург Ц второй по значению центр науки и высшего образования в стране ; здесь действует центр РАН, 36 академических институтов. Он на равных соперничает с Москвой в области искусства (в том числе театрального, кинематографического) и культуры; и сам город числится в реестре ЮНЕСКО как мировое достояние архитектуры и планировки.

Транспорт Ц важнейшая сфера хозяйства и одна из отраслей специализации. Это крупнейший морской порт России, начальный пункт Беломорско-Балтийского и Волго-Балтийского водных путей, второй по величине железнодорожный узел (12 лучей) и автомобильных дорог (17 лучей), международный аэропорт в г. Пулково.

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ получила свое наименование в момент ее образования, 1 августа 1927 г. В 1937 г. часть ее территории отошла в Вологодскую область, в 1938 г. стала самостоятельной Мурманская область, в 1940-1944 гг. область получила приращение за счет территории, уступленной Финляндией, в 1944 г. из нее выделились Псковская и Новгородская области. В современных границах территория Ленинградской области Ц 85,9 тыс. кв. км. Геополитическое положение области определяется ее размещением: вот уже почти три века она служит для России "окном в Европу".

Население области Ц 1669 тыс. человек. Городское население Ц 1104 тыс. человек, или 66,2%; в области 16 городов областного и 10 городов районного подчинения. Этнический состав: русские составляют 90,9%, украинцы Ц 3%, белорусы Ц 2%, финны, вепсы и карелы Ц 1,2%.

 

Имеются запасы горючих сланцев (г. Сланцы), торфа, известняка, фосфоритов (г. Кингисепп), алюминиевых руд (г. Бокситогорск).

Структура промышленности (%) следующая: лесная, деревообрабатывающая и бумажная Ц 10,5 (комбинаты в городах Приозерск, Светогорск, поселках Коммунар, Советский дают 7,9% бумаги и 8,6% картона России); топливная Ц 42,8 (в области добывается 5% торфа и 90% горючих сланцев страны); пищевая Ц 7,1; машиностроение и металлообработка Ц 6,8; цветная металлургия Ц 8,3; химическая Ц 4,6; промышленность стройматериалов Ц 5,5; электроэнергетика Ц 6,7. Крупных индустриальных центров нет, наиболее значительные (с населением в тыс. человек): Выборг (80,9) Ц производство судов, оборудования для рыбной промышленности, инструмента; Гатчина (80,9) Ц протонные циклотроны, сельхозмашины, мебель; Сосновый Бор (57,6) Ц город при Ленинградской АЭС; Волхов (50,3) Ц выплавка алюминия из кольских нефелинов; Тихвин (72,0) Ц транспортное машиностроение, лесохимия.

Вот уже почти три века аграрная сфера области ориентирована на снабжение северной столицы продуктами. Животноводство молочного и мясного направления, развиты свиноводство и птицеводство ("куриный двор" по величине уступает только подмосковному Ц свыше 20 млн голов, около 2 млрд яиц в год). В посевных площадях две трети занимают кормовые, высок удельный вес площадей под картофелем и овощами. Сельское хозяйство обеспечивает продовольствием область и Санкт-Петербург на 70%.

Транспорт Ц одна из ключевых отраслей экономики. Железных дорог Ц 2,8 тыс. км (вместе с Санкт-Петербургским узлом). Второе место по значению Ц за водным транспортом: сюда сходятся Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал; с Финляндскими озерами связывает Сайменский канал. Потеря для России многих портов в государствах Балтии (общей мощностью 50 млн т грузоперевозки) вызвала к жизни проекты новых портов в г. Высоцк, Приморск и в устье р. Луга. "Столичность" области предопределила развитие густой автодорожной сети (свыше 13 тыс. км, из них 10 тыс. км с твердым покрытием).

 

В России область выделяется продукцией керамики (22,7%), серной кислотой (12%), изделиями бытовой химии (6%).

 

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬЦ часть Восточной Пруссии, переданная СССР по Постдамским соглашениям в 1945 г.

Официально Калининградская область была образована Ц как Кенигсбергская Ц 7 апреля 1946 г., в июне того же года ей дано (в связи с переименованием областного центра) современное название. Население в отличие от старорусских регионов растет. Русских Ц 78,5%,белорусов Ц 8,5%, украинцев Ц 7,2%, литовцев Ц 2,1%, поляков Ц 0,5%. Городского населения 712 тыс. чел. (78,1%), из них в областном центре 413 тыс. чел. Имеется 8 городов областного и 14 Ц районного подчинения. Города все с новыми, часто случайно придуманными названиями и в основном мелкие; только два имеют свыше 40 тыс. жителей (Советск и Черняховск), 3 Ц с населением за 20 тыс., 4 Ц с населением за 10 тыс. жителей, а остальные настолько малы, что вряд бы получили статус в старорусских регионах.

 

Это крайняя западная территория страны с незамерзающим портом Калининград на Балтийском море. В результате распада СССР этот небольшой участок Ц 15,1 тыс. кв. км Ц оказался на положении анклава, отделенного от основного массива России территориями суверенных государств.

Землю области называют "Янтарный берег" Ц здесь находится его крупнейшее в мире месторождение янтаря. Имеется каменная соль (запасы 1,4 млрд т), нефть (достоверные запасы свыше 20 млн т), попутный газ, торф (запасы 400 млн т), строительные материалы Ц и, конечно, уникальные запасы янтаря (до 80% мировых). Побережье Балтийского моря располагает уникальными рекреационными ресурсами. Леса занимают 15% территории.

В промышленности ведущее место занимают пищевая (43,3%), машиностроение (13,0%) и деревообрабатывающая (13,3%). Исключительное место по концентрации промышленности занимает Калининград (производство вагонов, оборудование для электросвязи, постройка и ремонт судов, строительно-дорожные машины, оборудование для рыбной промышленности, целлюлозно-бумажная продукция, рыбные консервы; в пос. Янтарный Ц комбинат по производству изделий из янтаря; здесь же базируются рыбный, торговый и военно-морской флоты, производится ремонт судов всех классов. В остальных городах мелкие предприятия пищевой и легкой промышленности; электромашиностроение имеется в г. Гусеве, ЦБК Ц в г. Советске и Немане.

 

В сельском хозяйстве ведущая отрасль Ц животноводство мясо-молочного и мясного направления. В растениеводстве основные культуры кормовые (более половины посевных площадей), зерновые (ячмень и овес, озимые пшеница и рожь), картофель, овощи. Развито садоводство.

Транспортной инфраструктурой область обеспечена достаточно хорошо (521 км железных дорог, сохранившаяся от немецких времен густая сеть шоссе). Развит и внешний транспорт Ц морской. Расширяются мощности всех терминалов. Область объявлена свободной экономической зоной. Из 18 СЭЗ России эта, одна их самых действующих (наряду с Находкой на Дальнем Востоке).

Сопоставление с Россией выглядит так: при доле по населению 0,6% калининградцы дают 1% обуви и картона, 2,8% бумаги, 10% улова рыбы и 10,4% рыбных консервов. Что касается янтаря и изделий из него, то у области практически нет конкурентов.

 

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ расположена вокруг озера Ильмень, к юго-востоку от Санкт-Петербурга. Исторически она является территориальной преемницей средневековой Новгородской республики. Площадь Ц 55,3 тыс. кв. км. Область образована 5 июля 1944 г. До этого она входила в Ленинградскую область, а еще раньше, с 1727 по 1776 гг. и с 1796 по 1927 гг., существовала Новгородская губерния. Население области Ц 747 тыс. человек. Три восточнославянских народа доминируют в этнической структуре абсолютно: русских - 94,7%, украинцев Ц 1,9%, белорусов Ц 0,9%. Городского населения 70,3% (имеется 10 городов, в том числе 3 Ц областного подчинения.

 

Полезные ископаемые Ц торф и сырье для стройматериалов, фаянсовой промышленности. Периферийность и отсутствие ценного сырья Ц главные тормозы хозяйственного прогресса.

Структура промышленности (%): машиностроение и металлообработка Ц 27,7; пищевая Ц 12,9; лесная и деревообрабатывающая Ц 12,0; химическая Ц 21,8; производство стройматериалов Ц 5,8; черная металлургия (производство огнеупоров) Ц 3,7; электроэнергетика Ц 10,2. Более половины промышленной продукции дают предприятия Новгорода (электро-, теле- и радиотехника Ц 8% цветных телевизоров России; стекловолокно, азотные удобрения Ц газ поступает по трубопроводу "Сияние Севера" из Уренгоя), продукция деревообрабатывающей и пищевой индустрии. Боровичи (62,5) Ц город огнеупоров и бумаги, из новостроек Ц завод "Полимермаш". Старая Русса (41,6) Ц приборы, машины для химии, мединструмент. Окуловка (17,0) Ц одно из старейших предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Чудово (18,1) Ц энергетические машины, спички, стекло, обеспечивает Октябрьскую железную дорогу бетонными шпалами. В остальных городах Ц небольшие предприятия по первичной обработке льна, пищевые, лесозаготовительные. В поселке Парфино Ц фанерный комбинат (4% российской фанеры).

В аграрном секторе по размеру посевных площадей доминирующее положение занимают кормовые, затем лен, картофель, пшеница. Животноводство мясо-молочного и мясного направления; развиты свиноводство и птицеводство.

Протяженность железных дорог Ц 1149 км; территория области пересекается четырьмя магистралями Ц из Санкт-Петербурга на Москву (электрифицирована), на Витебск, на Пестово Ц Сонково Ц Ярославль (последняя Ц транзитная), а также линия Бологое Ц Старая Русса Ц Псков. Автомобильных дорог с твердым покрытием 2,5 тыс. км. Судоходство по озеру Ильмень, рекам Волхов и (частично) Мста и Ловать.

В России заметен удельный вес области в добыче торфа (10%) и производстве синтетического аммония (8%).

 

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ расположена на крайнем западе России с выходом на государственную границу с Эстонией, Латвией и Беларусью, чем и определяется ее новое геополитическое положение. Площадь Ц 55,3 тыс. кв. км. Образована 23 августа 1944 г.; с 1772 по 1777 гг. и с 1796 по 1927 гг. существовала Псковская губерния (а с 1348 по 1510 гг. независимая Псковская феодальная республика); в составе Ленинградской области (с 1927 г.). Население области Ц 837 тыс. чел. и имеет стойкую тенденцию к сокращению. В городах проживает 64,3% населения; имеется 14 городов (из них 3 областного подчинения), многие из которых являются древнейшими на Руси Ц Псков, Великие Луки, Остров, Порхов, Опочка, Гдов, Печоры. Этнически население достаточно однородно: русские Ц 94,3%, украинцы Ц 1,8%, белорусы Ц 1,5%.

Из полезных ископаемых Ц торф, различные стройматериалы (известняки).

Промышленность ориентируется на местное и транспортабельное сырье для нематериалоемких производств. Ее отраслевая структура (%): легкая Ц 13,7 (3,3% льняных тканей России); машиностроение и металлообработка Ц 38,7; пищевая Ц 24,2; лесная и деревообрабатывающая Ц 5,5; производство стройматериалов Ц 7,5. Предприятия сконцентрированы в Пскове (аппаратура телефонной и дальней связи, электрооборудование, радиодетали, оборудование для промышленности искусственного и синтетического волокна, льняные ткани) и в Великих Луках (электроприборы, реостаты, радиоаппаратура, высоковольтная аппаратура, аккумуляторы, торфяные машины); население Ц 116 тыс. чел., это сложившийся "второй город" в области; другие центры менее значительны.

 

Основные сельскохозяйственные культуры Ц рожь, овес, овощи, картофель, их технических Ц лен-долгунец (4,3% российского урожая). Животноводство мясо-молочного направления, развито свиноводство и птицеводство (местная порода псковских гусей).

Транспортное обеспечение области достаточное. Через ее территорию проходят железнодорожные магистрали из Санкт-Петербурга на Псков-Пыталово-Вильнюс и на Витебск, Бологое-Псков-Печоры-Рига. Общая протяженность стальных дорог Ц 1104 км; имеется 6 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием; судоходство по Псковскому и Чудскому озерам и по р. Великой).

В России заметна доля области по производству керамических изделий, трикотажа, магнитофонов (5-6%).

Экономика регионов Европейского Севера

В состав регионов Европейского Севера входят: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области.

 

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ занимает озерный край между Белым морем и государственной границей с Финляндией. Территория Ц 172,4 тыс. кв. км. Население Ц 789 тыс. человек с тенденцией к сокращению. "Титульная нация" Ц карелы Ц составляет всего 10%, родственные им финны Ц 2,3%, вепсы Ц 0,8%. Доля русского населения Ц 73,6%, белорусов Ц 7%, украинцев Ц 3,6%. Городское население Ц 74%. Всего в республике 13 городов, обилие мелких поселений связано с главной отраслью Ц лесозаготовками и развитием леспромхозов. В столице Ц г. Петрозаводске (основан в 1703 г.) Ц 280 тыс. жителей.

Природа щедро наделила республику лесными и водными богатствами; ее называют "страной тысячи озер", и среди них два крупнейших: Онежское и Ладожское. Реки небольшие, но несут достаточные запасы гидроэнергии (77% электричества здесь дают ГЭС). Воды занимают 18% территории, а леса Ц более половины. В болотах (18% территории), запасы торфа исчисляются цифрой свыше 600 млн. куб. м, вывозка Ц около 18 млн куб. м в год. Из полезных ископаемых наиболее значимо Костомукшское месторождение железных руд, обеспечивающее сырьем Череповецкий комбинат в Вологодской области. Добываются также мрамор и гранит (Сортавала, Кондопога), пегматит (Питкяранта), самоцветы (Медвежьегорск), слюда, шунгит, полевой шпат и другие стройматериалы. Открыты запасы титановых руд.

Промышленность по отраслям (%): лесная и деревообрабатывающая Ц 40,8 (полный цикл от лесозаготовки до производства пиломатериалов, мебели, лесохимической продукции, целлюлозы и бумаги Ц 1/4 российской продукции, в том числе 1/3 газетной бумаги); машиностроение и металлообработка Ц 7,0; пищевая Ц 11,3 (главным образом рыбная и рыбоконсервная); черная металлургия Ц 14,9 (добыча и обогащение железных руд); электроэнергетика Ц 13,5; цветная металлургия Ц 4,3 (выплавка в пос. Надвоицы алюминия из глинозема, поступающего из Ленинградской области).

Главный промышленный центр Ц Петрозаводск, где производятся бумагоделательные машины, трелевочные тракторы, суда для рыбной промышленности. Других крупных промышленных центров нет. Заслуживают упоминания центры бумажной промышленности (Кондопога, Сегежа, Питкяранта, Суоярви).

Сельское хозяйство носит подчиненный характер, ориентировано на обеспечение городского населения овощами, картофелем, яйцами, молоком. При относительно небольшой численности поголовья коров (около 50 тыс. голов) в республике достигнуты высокие удои молока Ц около 4 тыс. л на корову в год. Развито клеточное звероводство.

Транспортное обеспечение . Через территорию республики проходят магистральные пути Ц железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог Ц свыше 2000 км.

 

Среди других регионов России республика выделяется производством бумаги (24%).

Развитие государственности Карелии прошло несколько этапов. В 1784 г. была создана Олонецкая губерния с центром в Петразаводске. Первая советская автономия Ц Карельская трудовая коммуна Ц была основана 8 июня 1920 г., 25 августа 1923 г. преобразована в АССР. 31 марта 1940 г. Карельская автономная республика была преобразована в Карело-Финскую союзную, а 16 июля 1956 г. ей был возвращен прежний статус.

РЕСПУБЛИКА КОМИ занимает северо-восточную часть Европейской России. Площадь Ц 415,9 тыс. кв. км. Образована (как автономная область) 22 августа 1921 г., преобразована в автономную республику 5 декабря 1936 г., в 1991 г. получила современное официальное наименование. Столица Ц г. Сыктывкар (основан в 1586 г. как Усть-Сысольск Ц 229 тыс. жителей). Население республики Ц 1202 тыс. человек с тенденцией к уменьшению. Доля городского населения Ц 74,9% (насчитывается 10 городов, из них 8 республиканского подчинения). "Титульная нация", народ коми (зыряне), составляет 23,3% населения, русские Ц 57,7%, татары Ц 2,1%. Численность народности коми растет, в самой республике сосредоточено 86,7% российских коми.

Основное богатство республики Ц энергетические ресурсы: каменный уголь (Воркутинский бассейн), нефть и природный газ (множество месторождений в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции). Имеются также запасы горючих сланцев, асфальтитов, титановых руд, бокситов, каменной соли.

Промышленность. Развиты: топливная индустрия (50,6%); лесная и деревообрабатывающая (16,6% промышленной товарной продукции), а также пищевая (5,8%); на электроэнергетику приходится 16,1%. Главные индустриальные ареалы Ц в угольном бассейне вокруг г. Воркута (116 тыс. жителей), в нефтегазовом бассейне вокруг г. Печора (65,4 тыс. жителей), вокруг г. Ухта (112,1 тыс. человек) и в агломерации Сыктывкара, где работает целлюлозно-бумажный комбинат, дающий 8% российского производства бумаги.

Сельское хозяйство носит вспомогательный характер.

Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. железной дороги на Воркуту позволила подключать к единому народнохозяйственному комплексу страны богатейший край (в дальнейшем путь был продлен до Лабытнанги в устье Оби Ц с перспективой развития Полярной магистрали до Норильска и далее). До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть Ц в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. Проектируется железнодорожная связь от Сыктывкара до Перми через Усть-Кулом и Чердынь. На втором месте Ц трубопроводный транспорт (по грузообороту на первом); здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" (от г. Вуктыл) и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт (судоходные реки Ц 6,1 тыс. км). Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки.

 

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Ц один из старейших регионов России. Уже в 12 веке побережье Белого моря начали заселять выходцы из Новгорода. В устье Северной Двины первый морской порт Московского государства был основан в 1584 г. по указу царя Ивана Грозного. До возведения Петербурга Архангельск был единственным выходом к морю, центром судостроения и внешнеторговым портом. Уже в 1708 г. Архангельск Ц центр одной из первых губерний, и своего значения в качестве региональной столицы он не утратил все три последующих века.

Архангельская область образована в современных границах 23 сентября 1937 г., до этого входила в Северный край (1929-1936 гг.) и Северную область (1936-1937 гг.). Территория области составляет 587,4 тыс. кв. км, в том числе Ненецкий автономный округ Ц 176,7 тыс. кв. км. В области имеется 15 городов (с 9 городскими районами); областной центр Ц Архангельск, в котором 374 тыс. человек. Всего в области проживает 1535 тыс. человек. Этнический состав: русские Ц 93,1%, украинцы Ц 3,3%, белорусы Ц 1,2%.

Природные ресурсы представлены в основном "зеленым другом" (запасы древесины Ц 2,2 млрд куб. м, вывозка Ц 6 млн куб. м, составляет 7% российского лесоповала; 1/3 российского экспорта леса идет через область). С лесом связаны запасы пушнины, с реками и морем Ц рыба и морепродукты. Полезными ископаемыми Архангельская земля считалась небогатой (имеются строительные глины, Северо-Онежское месторождение бокситов). Но открытие месторождения алмазов Ц одного из крупнейших в мире Ц стало большой сенсацией; началась их опытно-промышленная разработка

К области также относятся многочисленные острова в Северном Ледовитом океане. Земля Франца Иосифа Ц площадь 16,1 тыс. кв. км. На нем расположены полярные станции и геофизическая обсерватория. Новая Земля Ц архипелаг, состоящий из двух крупных островов Ц Северный и Южный Ц и множества мелких. Площадь Ц 83 тыс. кв. км, из которых 1/4 Ц сплошной ледяной покров. Военно-промышленным комплексом бывшего СССР архипелаг превращен в полигон для атомных взрывов.

 

В Белом море находятся Соловецкие острова, один из старейших духовных центров России. В 1974 г. острова объявлены историко-архитектурным и природным заповедником.

В промышленности ведущее место занимают (%): лесная и деревообрабатывающая промышленность Ц 46,9 (весь "набор" продукции от пиломатериалов до целлюлозы и бумаги), машиностроение Ц 11,0 (суда, дорожные машины, лесооборудование) и пищевая, главным образом рыбная, Ц 15,0. Остальные отрасли имеют вспомогательное и обслуживающее значение. Особенность области Ц изолированность энергосистемы от ЕЭС страны.

Сельское хозяйство. Растениеводство развито слабо, главное направление сельского хозяйства Ц молочное животноводство в сочетании с производством для местных нужд овощей и картофеля.

Транспорт. Протяженность железных дорог Ц 1,7 тыс. км, стержень сети составляет магистраль на Москву с ответвлениями на Воркуту и на Мурманскую дорогу. Длина судоходных участков рек Ц 3,8 тыс. км, сплавных путей Ц свыше 9 тыс. км. Здесь находится пока единственный в России космодром близ г. Плесецка.

Важнейшие промышленные центры: Архангельск (здесь сосредоточен комплекс деревообработки Ц мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии); Северодвинск (250,0) (крупнейшая военно-морская верфь); Котлас (61,2) и соседняя Коряжма (43,1) (ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия). Старейший центр художественных промыслов Ц Сольвычегодск (4,0) Ц ныне известен как бальнеологический курорт.

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ Ц был образован 15 июля 1929 года Ненецкий национальный (с 1977 г. автономный) округ. Это единственный субъект Федерации, не имеющий районного деления: только 16 сельсоветов. Центр Ц Нарьян-Мар, "Красный город" по-ненецки (17 тыс. жителей). Кроме него, имеется еще два рабочих поселка (в том числе знаменитая среди полярников Амдерма), но в этих трех поселениях сосредоточено 63% городского из общей численности населения 50 тыс. человек. Остальные 21 тыс. человек живут на территории (включая острова Колгуев и Вайгач) 176,7 тыс. кв. км, то есть плотность сельского населения Ц 1 человек на 8 кв. км.

Ненцы составляют 12% населения округа. Они расселены вплоть до Таймыра, еще двум округам они дали свой "титул" (Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий). Низкая плотность и крайняя рассредоточенность малочисленных народностей Ц два фактора, мешающих в их борьбе за выживание и самоопределение как этносов.

Сельское хозяйство представлено главным образом оленеводством. В округе 193 тыс. оленей (9% поголовья России); развито клеточное звероводство Ц оно дает 85% пушнины. При коротком вегетационном периоде (72-110 суток) в открытом грунте выращивается только картофель. Наряду с традиционной отраслью Ц рыбной промышленностью - развита топливная (добыча нефти на Ардалинском месторождении). Эта отрасль дает 17% товарной продукции округа, и перспективы ее значительны.

 

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ занимает территорию вдоль притока Северной Двины р. Сухоны. Ее площадь Ц 145,7 тыс. кв. км. Образована 23 сентября 1937 г., выделившись из Северной области. Когда в России существовало деление губерний на провинции (1711-1775 гг.), Вологда была центром одной из провинций Архангельской губернии. С 1796 г. - губерния, просуществовавшая до 1929 г., когда ее включили в Северный край.

Население Ц 1354 тыс. человек. В городах и поселках проживают 66% населения. Как во многих регионах старого русского заселения, среди городов области есть древние: Белозерск известен с 862 г., Вологда (от слова "волок" Ц сухопутная переправа с Волжской Шексны на Двинскую Сухону) Ц с 1147 г., Великий Устюг Ц с 1207 г., Устюжна Ц с 1340 г., Тотьма Ц с 1539 г. Русские составляют 96,5% населения, 1,4% - украинцы, 0,6% - белорусы.

Из полезных ископаемых есть лишь торф, который добывается для местных нужд (500 тыс. т).

Промышленность области, особенно тяжелая, работает в основном на привозном сырье, используя выгоды географического положения. По отраслям (%): черная металлургия Ц 56,3 (полный цикл Ц Череповец; стали выплавлено более 9,0 млн. т Ц после Челябинской и Свердловской областей это третья позиция в стране); пищевая Ц 6,6; лесная и деревообрабатывающая Ц 7,4 (размещена повсеместно; вывозка древесины области составляет свыше 4% России, бумаги Ц около 3%). Товарная продукция машиностроения и металлообработки - 6,3 (суда, подшипники, деревообрабатывающее оборудование Ц Вологда; металлоконструкции Ц Череповец; оборудование для лесных бирж Ц Вологда); промышленности стройматериалов Ц 2,4 (в Чагоде один из крупнейших стекольных заводов в России); электроэнергетики Ц 8,4. Крупнейшие промышленные центры (с населением в тыс. чел.): Череповец Ц 320; Вологда Ц 299; город бумажников Сокол Ц 46,7; Великий Устюг Ц 47,1 (северная чернь, роспись на бересте и др.); древнейший на Севере город Белозерск, основанный в 862 г., Ц 12,2; знакомый многим музыкальным фабрикам страны Харовск Ц 13,2 (отсюда деревянные заготовки); город текстильщиков Красавино Ц 9,3.

В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит молочному скотоводству, служащему основой развития молочной, маслосыродельной промышленности. Удельный вес области по производству животного масла невелик (1,7%), но это продукт высокого качества (знаменитое вологодское масло). В области сеют зерновые Ц рожь, ячмень, овес, яровую пшеницу, а также горох; развиты овощеводство и картофелеводство. Среди технических культур выделяется лен-долгунец (8,5% российского сбора).

Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги (через Волго-Балтийскую систему); судоходные пути Ц 11 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных магистралей (на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале) составляют 739 км; автомобильных дорог Ц 10 тыс. км, из них важнейшие Ц на Белозерск-Вытегру и на Великий Устюг. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой.

 

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Ц самая северная в Европейской России Ц занимает весь Кольский полуостров, омываемый водами Белого и Баренцева морей. Последнее близ областного центра не замерзает зимой, и Мурманск является еще одним (наряду с Калининградом) портом круглогодичного функционирования России. На западе область граничит с Норвегией и Финляндией. Площадь Ц 149,9 тыс. кв. км. Образована 28 мая 1938 г., до этого входила в Ленинградскую область, с 1921 по 1927 г. существовала Мурманская губерния, а еще ранее область входила в Архангельскую губернию (с 1708 г.). Центр Ц Мурманск Ц относительно молодой город Ц получил свой статус в 1916 г. (хотя его нынешний пригород Кола существует с 1264 г.). Численность населения Мурманска за советское время стремительно выросла Ц с 6 тыс. человек в 1926 г. до 407 тыс. в настоящее время. Это крупнейший город мира за Полярным кругом. Население области Ц 1067 тыс. человек, в основном городское Ц 92,2% (имеются 16 городов, из которых 13 Ц областного и 3 города районного подчинения). Плотность сельского населения весьма низкая Ц чуть больше одного человека на 4 кв. км. Русские Ц 82,9%; украинцы Ц 9%, белорусы Ц 3,3%.

Основу промышленности составляют три отрасли Ц горнодобывающая, рыбная, электроэнергетика (в %): пищевая, главным образом рыбная, - 28,5 (8% рыбных консервов России); цветная металлургия Ц 31,9; электроэнергетика Ц 19,8 (на Кольской АЗС, ТЭЦ и многочисленных ГЭС). Далее, черная металлургия 8,0 (добыча и обогащение железных руд Ковдорского и Оленегорского месторождений); химическая Ц 8,8 (добыча агрохимических руд Хибинского месторождения); машиностроение и металлообработка Ц 5,0. Предприятия сконцентрированы в трех агломерациях: Мурманск и его окрестности (рыбная и рыбоконсервная промышленность и предприятия по обслуживанию торгового, рыболовного и военно-морского флота); Хибинский горнохимический ареал с городами (население в тыс. человек): Апатиты Ц 87,5, Мончегорск Ц 68,2, Кировск Ц 42,9, Оленегорск Ц 35,8; и группа городских поселений в Печенгском районе вокруг месторождений никелевых руд: Заполярный Ц 23,4, Никель, Печенга, Лиинахамари (другой незамерзающий порт). На Белом море Ц порт, центр алюминиевой, деревообрабатывающей и рыбной промышленности Кандалакша (54,2).

Сельское хозяйство "полярного" типа Ц растениеводство практически отсутствует (тепличное хозяйство, посевы кормовых и картофеля); животноводство молочного и молочно-мясного направления; поголовье коров небольшое, 16-20 тыс. голов, но по удоям область в России является рекордсменом Ц около 5 тыс. л в год на корову. Оленье стадо Ц до 80 тыс. голов, свиней 130 тыс. Однако значительную часть продовольствия область ввозит. Развито клеточное звероводство.

Транспорт Ц один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог Ц около 2 тыс. км. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана.

В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Улов рыбы составляет 14% российского производства, рыбных консервов Ц 8%.

 

1. Экономико-географическое положение района. 4

2. Природные условия и ресурсы.. 4

3. Экономика. 4

3.1 Топливно-энергетический комплекс. 4

3.2 Транспортный комплекс. 4

3.3 Машиностроительный комплекс. 4

3.4 Металлургический комплекс. 4

3.5 Химическая промышленность. 4

3.6 Агропромышленный комплекс. 4

3.7 Рыбная промышленность. 4

3.8 Промышленность строительных материалов. 4

3.9 Легкая промышленность. 4

4. Население и трудовые ресурсы.. 4

5. Внешнеэкономические связи. 4

6. Внутрирегиональные различия района. 4

7. Экологические проблемы.. 4

 

Список литературы

 

1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской федерации. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – 685 с.

 

2. Регионы России. Социально – экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007. – 981 с.

 

3. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – 806 с.

 

4. Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат – М., 2006. – 462 с.

 

5. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 472 с.

 

6. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ Под редакцией академика А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2004. – 720 с. – (Экономическая наука современной России).

 

7. Экономическая география и регионолистика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 148с.

 

8. Экономическая и социальная география России. / Под ред. А. Т. Хрущева. – М.: Крон-Прес, 1997.

 

9. Экономическая география России : Учебник./ Под общей ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова, -- М. : ИНФРА-М. 2000

 

10. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 479 с.

 

11. ru.wikipedia.org

 

12. www.szfo.ru

 

13. www.pfo.ru







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.