Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 9. Руководство, власть, лидерство

 

1. Стили руководства и подходы к их определению.

2. Содержание и формы власти.

3. Лидерство: понятие и сущность.

 

Применительно к менеджменту стиль - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей предприятия. Стиль руководство определяется:

· степенью делегирования полномочий; формой власти; заботой о человеке; выполнением задач предприятия. Существуют три похода к определению и характеристике эффективного стиля менеджмента:

· с позиции личных качеств;

· поведенческий;

· ситуационный.

Подход с позиций личных качеств. Сущность этого подхода заключается в выявлении свойств и личностных характеристик эффективных руководителей. Представители данного подхода придерживаются мнения о том, что лидерами рождаются, а не становятся. Выделяют следующие характерные черты, связанные со способностью к лидерству:

· физические данные (энергия, внешность, рост и т.д.);

· качества личности (адаптивность, агрессивность, энтузиазм и самоуверенность);

· качества, связанные с работой (стремление к достижениям, упорство и

· инициативность);

· специальные характеристики (готовность к сотрудничеству, умения

· поддерживать межличностные отношения, административные способности). Однако в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личностные качества. Поэтому можно сделать вывод о том, что не существует такого набора личностных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей.

Согласно поведенческому подходу эффективность лидерства определяется манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В соответствии с данным подходом выделяют:

- стили, базирующиеся на использовании власти.

авторитарный;

демократический;

либеральный.

- стили, ориентирующиеся на работу или на человека.

Для авторитарного руководителя характерны следующие черты: концентрацией власти в своих руках:

самостоятельное принятие решений, без учета мнения подчиненных; навязывание подчиненным своей воли. Автократ субъективен по отношению к подчиненным, часто прибегает к угрозам и наказаниям, человек настроения.

Р Дуглас Мак Грегор, объясняя автократическое поведение руководителя по отношению к работникам, выдвинул так называемую теорию «X», в основе которой положены следующие умозаключения:

· Люди изначально не любят трудиться;

· У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

· Больше всего они хотят защищенности;

· Чтобы заставить людей трудиться. необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Автократический руководитель централизует полномочия, регламентирует работу подчиненных, оказывает психологическое давление. Однако существуют автократы, избегающие негативного принуждения. Вместо этого они используют вознаграждение. Они получили название благосклонных автократов. Они, с одной стороны, проявляют заботу о настроении и благополучии подчиненных, разрешают и поощряют участие работников в планировании, с другой стороны, сохраняют за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.

Р Представления демократического руководителя о работниках Мак Грегор назвал теорией «У», основу которой составляют следующие положения:

· Труд - процесс естественный. Если условия благоприятны, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

· Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

· Приобщение является функцией вознаграждения.

· Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Демократический стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются свободой в выполнении заданий.

Руководитель демократического стиля обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы произвести ее оценку.

Либеральный руководитель не вмешивается в работу подчиненных, которым дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя в принятии решений.

Эффективность этого стиля достигается только при высокой степени зрелости и самоорганизации коллектива.

Р Исследования свидетельствуют, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако для авторитарного стиля руководство характерна низкая мотивация, меньшая оригинальность, большая агрессивность, более зависимое и покорное поведение.

Ситуационный подход. Сторонники этого подхода признают, что существует взаимосвязь между группой и руководителем. Люди следуют за такими лидерами, в которых они видят средство достижения своих личных желаний. Согласно этому подходу руководители становятся лидерами не только в силу свойств личности, но и в силу различных ситуационных факторов.

Одним из главных таких факторов признается зрелость исполнителей. В данном случае зрелость не определяется возрастом. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт для выполнения конкретных задач.

 

Руководство - это непосредственное влияние на людей с целью выполнения ими поставленных задач. Влияние может быть оказано через просьбу, пожелание, распоряжение, приказ, мнение, идею.

Руководитель - это человек, который, являясь лидером, эффективно управляет своими подчиненными.

Руководитель получает власть над своими подчиненными через их зависимость от него в заработной плате, удовлетворении социальных потребностей, предоставлении работы и т.д. Но и подчиненные обладают определенной степенью власти над руководителем. Она проявляется в зависимости руководителя от получения информации, неформальных контактов, желания выполнять работу.

Эффективный руководитель должен пользоваться своей властью в разумных пределах, чтобы не вызывать непокорности подчиненных.

Если начальник контролирует то. в чем заинтересован подчиненный, он обладает над ним властью, которая заставляет подчиненного действовать в нужном направлении. Власть по сути дела держится на потребностях исполнителя. Выполняя указания начальника, подчиненный или удовлетворяет свои потребности, или же знает, что они будут удовлетворены после выполнения этих указаний.

Различают следующие формы власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Она базируется на убеждении подчиненного в том, что имеющий власть может помешать удовлетворению какой-то потребности или произвести другие нежелательные действия. Данная власть ассоциируется со страхом лишиться или не получить защиты, любви, уважения, работы, положения в обществе. Длительное ее применение вызывает скованность, отчуждение, текучесть кадров.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель обладает возможностью удовлетворить его потребности. Данная форма власти является эффективной в условиях экономической нестабильности и снижения жизненного уровня трудящихся. Степень влияния вознаграждения определяется пониманием величины его ценности. Для разных исполнителей восприятие ценности различно.

3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что специальные знания руководителя позволяют удовлетворить потребность. При этом мнение специалистов воспринимается на веру как мнение экспертов.

4. Эталонная власть. Руководитель обладает свойствами, вызывающими у исполнителя желание ему подражать. Эталонная власть или власть примера основана на личных свойствах руководителя и носит название харизмы. Харизма - это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

Харизматическая личность наделена следующими чертами: внушительной внешностью, независимым характером, умением говорить, умением держаться в коллективе. Если подчиненные видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно.

5. Законная власть. Подчиненный верит, что руководитель имеет право приказывать, так как находится на более высоком уровне управленческой иерархии. Эта форма власти используется в формально организованных структурах. Подчиняясь, люди следуют традиции. Подчиненный реагирует не на личность, а на должность.

 

Для того, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, менеджеру необходимо уметь вести за собой подчиненных. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер.

Трудовой процесс протекает в социальных группах. В каждой конкретной группе действует индивид, к которому прислушиваются и присматриваются другие люди. Это лидер. Он влияет на окружающих по двум социально психологическим каналам: а) по каналу авторитета (члены группы принимают преимущество лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т.д); б) по каналу харизматических свойств.

Различают формальных и неформальных лидеров. Первые получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становиться тот, кто обретает у людей всеобщее признание.

Окружающие воспринимают лидера по четырем моделям:

· «Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер как и все радуется, переживает, негодует и страдает.

· «Лучший из нас». Лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.

· «Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать.

· «Оправдание наших ожиданий». Люди хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.

В деятельности руководителя на первом плане должна стоять ориентация на человека. В этом и состоит подлинная сущность лидерства. Не каждому руководителю дано стать лидером. Таковым может быть человек которому присущи вполне определенные качества лидера. К ним относятся:

· честность, ответ на вопрос: «Пошел бы ты с этим человеком в разведку?» должен быть положительным;

· интеллект, т.е. быстрота, гибкость и прогностичность ума, устойчивое внимание, умение владеть речью, любознательность;

· способность понимать людей:

· устойчивость взглядов. Это адекватная реакция на ситуацию, контроль над эмоциями, постоянство действий;

· уверенность в себе, т.е. стремление брать на себя ответственность, осведомленность о своих достоинствах и недостатках, настойчивость в достижении цели;

· скромность в быту: отсутствие устремленности к роскоши, рационализм в обращении с вещами, склонность к самообслуживанию;

· эрудированность: широта и глубина познаний в различных областях науки и техники, хорошая осведомленность в философии, политологии, истории, знания в области человековедения.

Итак, лидерство - это деятельность менеджера, связанная с оказанием целенаправленного влияния на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы. Инструментами такого влияния выступают навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.