Здавалка
Главная | Обратная связь

УЧЕБНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНИТЬ СТУДЕНТ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт государственного управления и предпринимательства

Кафедра теории и методологии государственного и муниципального управления

Л.И.ВОРОНИНА

УЧЕБНОе ПОСОБИЕ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ»

(ДЛЯ БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 081100.62 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»)

Екатеринбург, 2015

Воронина Л.И. Государственное и муниципальное управление культурой: Учебное пособие (для бакалавров, обучающихся по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление) // Л.И. Воронина. Институт государственного управления и предпринимательства. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». - Екатеринбург. – 2015. –106 с.

 

Учебное пособие «Государственное и муниципальное управление культурой» предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Пособие содержит материалы, необходимые для изучения такого отраслевого направления деятельности исполнительных органов государственной власти как культура: это материалы лекций по конкретным разделам и темам учебной дисциплины, содержание практических занятий, глоссарий, тесты, рекомендуемая литература для подготовки к практическим занятиям.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   С. 5
  Лекция 1 на тему «Основные стратегические задачи государственной культурной политики. Нормативное правовое обеспечение реализации государственной культурной политики Российской Федерации»
  Лекция 2 на тему «Организация государственного и муниципального управления культурой в Российской Федерации»
  Учебные и контрольные задания, которые должен выполнить студент. Содержание практических занятий
  Итоговые задания (зачетные) по изучению курса
  Критерии оценок заданий, выполняемых студентами в процессе изучения курса
  Рекомендуемая литература для подготовки к практическим занятиям
  Тест по выявлению уровня подготовленности студентов по разделу 1-му дисциплины «Государственное и муниципальное управление культурой, физической культурой и туризмом»
  Основные понятия и термины
  Учебная программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление культурой, физической культурой и туризмом» (извлечения)

ВВЕДЕНИЕ

Будущая профессиональная деятельность бакалавров, обучающихся по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», предполагается не только в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но и в различных отраслях. Одна из таковых отраслей – это культура. В Проекте «Основ государственной культурной политики», опубликованном 16 мая 2014 году, сформулированы стратегические задачи государственной культурной политики до 2020 года, связанные с такой важнейшей целью как сосредоточение и передача новым поколениям духовного опыта нации, обеспечение единства многонационального народа России, усиление влияния России в мире.

Сделав выбор в специализации профессиональной деятельности, государственный гражданский (или муниципальный) служащий создает условия для культурной деятельности граждан, профессиональных творческих организаций или самодеятельных коллективов. Для того, чтобы быть результативным, гражданский (или муниципальный) служащий должен быть способным применять знания законодательства о культуре, владеть определенными технологиями и т.д. Поэтому закономерно, что в пособие автором включены, прежде всего, материалы по нормативному правовому обеспечению реализации государственной культурной политики Российской Федерации. В тоже время содержание домашних, контрольных задания, а также материалов для проведения практических занятий, включенных в пособие, способствует отработке навыков по реализации управленческих функций, осуществляемых гражданскими служащими.

Соответствующим образом автором выстроена последовательность содержания пособия. Прежде всего, это материалы лекций, необходимых для достижения студентами основных требований к освоению учебного курса: знать основные стратегические задачи государственной культурной политики, нормативное правовое обеспечение, необходимое для реализации государственной культурной политики Российской Федерации, а также использовать эти знания в будущей деятельности.

Далее автор представляет содержание практических занятий, включая итоговые задания (зачетные) по изучению курса. Также в содержание пособия включены критерии оценок заданий, выполняемых студентами в процессе изучения курса. В пособии представлена литература, рекомендуемая для подготовки студентов к практическим занятиям. Также автор включает в содержание тест по выявлению уровня освоения учебного материала. В содержание пособия также входят основные понятия и термины, применяемые при реализации государственной культурной политики Российской Федерации. Для целостного понимания всей структуры курса автором также включена учебная программа дисциплины.

Автор выражает надежду, что материалы учебно-методического пособия помогут студентам, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управление», не только обрести необходимые профессиональные компетенции, но и сделать осознанный профессиональный выбор.

 

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ «ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Основные стратегические задачи государственной культурной политики определены пониманием сущности и значения культуры в целом и национальной культуры в частности. В Проекте «Основ государственной культурной политики», опубликованном 16 мая 2014 г. сформулированы стратегические задачи государственной культурной политики до 2020 года.

Авторами проекта подчеркнута роль России как государства, создавшего великую культуру, отмечено, что на протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире[1].

Но сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны. В проекте также справедливо отмечено, что вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.

Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека[2].

Но для того, чтобы государственная культурная политика реализовала свой огромный воспитательный и просветительский потенциал, в том числе в формирование личности, необходимы нормативные правовые условия для реализации стратегических и тактических целей и задач. Для этого права и свободы гражданина России в сфере культуры регулируются конкретными федеральными законами. А создание условий для обеспечения права и свободы гражданина России в сфере культуры обеспечивается благодаря деятельности государственных и муниципальных органов власти в сфере культуры. Вся деятельность государственных и муниципальных органов власти в анализируемой культуры регулируется федеральными законами, а также законами, принятыми в субъектах Российской Федерации.

Как основной закон можно рассматривать Закон Российской Федерации от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[3]. В содержании этого закона установлено содержание законодательства Российской Федерации о культуре, состоящее из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре. Здесь же даны основные понятия, которые находят отражение в законах и нормативных правовых актах, регулирующих деятельность субъектов управления в культуре, отношения и другое.

«Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития - перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры»[4].

В этом же законе в статье 4 закреплена область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре. К таковой относится культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование;

научные исследования культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности»[5].

В течение последних 15 лет приняты разные федеральные законы, в которых конкретизированы соответствующие понятия, а также полномочия государственных органов по конкретным областям культурной политики.

В Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ закреплено понятие «национально-культурная автономии», как формы национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Также законом установлены права, организационные основы национально-культурной автономии и другие аспекты деятельности этого типа общественных объединений[6]

Понятия о народных художественных промыслах и полномочиях государственных органов в этой сфере закреплены Федеральным законом от 06.01.1999 №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»[7].

Предметами регулирования Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры народов Российской Федерации» являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации[8].

В Федеральном законе от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» установлены основные понятия, особенности государственного регулирования в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации, формы государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации и другие полномочия государственных органов[9].

В Федеральном законе от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» установлены такие основные понятия как архивный фонд Российской Федерации, архив - учреждение или структурное подразделение организации, государственный архив и муниципальный архив. Закреплены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований в области архивного дела. Установлены цели, задачи и организация управления архивным делом в Российской Федерации[10].

Основные понятия (кинематография, фильм, кинолетопись, прокат фильма, показ фильма и другие) закреплены Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»[11]. Этим же законом установлены меры государственной поддержки кинематографии, налоговое, таможенное, валютное и иное финансовое регулирование деятельности организаций кинематографии, а также особенности и порядок приватизации организаций кинематографии. Заметим, что по мере развития конкретных областей культурной политики принимаются новые федеральные законы.

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закрепляет суверенитет Российской Федерации в области культуры, который понимается, как право самостоятельно реализовать на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями. Также законом закреплено равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры[12].

Создание равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечение и укрепление целостности российской культуры устанавливается посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

В государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований предусмотрена обязательность культурных аспектов. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Органы местного самоуправления также в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

В статьях с 8 по 19-й установлены права и свободы человека в области культуры:

· неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность;

· приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп;

· право на творчество;

· право на личную культурную самобытность;

· право на приобщение к культурным ценностям;

· право на эстетическое воспитание и художественное образование;

· право собственности в области культуры;

· право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры;

· право создавать общественные объединения в области культуры;

· право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности;

· право на культурную деятельность в зарубежных странах;

· права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры.

Анализируемый федеральный закон дает четкое понимание, кто является субъектом государственной политики в сфере культуры. К таковым субъектам отнесены народы и иные этнические общности, в том числе малочисленные, культурно-национальные автономии, культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации, а также культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации.

В статьях с 20 по 24-у рассматриваемого федерального закона также установлены права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры. Это право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей. Далее закреплено право на культурно-национальную автономию. «Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств»[13]. Для национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств установлены конкретные права, которые могут реализовываться, но не наносить ущерб другим национальным общностям[14]. Необходимо учесть, что были внесены изменения в Федеральный закон от 10.11.2003 №136-ФЗ «О национально-культурной автономии», которые позволили конкретизировать права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры[15].

Также Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» установлено понятие «протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей», который реализуется посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития[16].

Статьей 25 данного федерального закона закреплено понятие «Культурное достояние народов Российской Федерации». Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации, а также находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)[17].

Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации изменяются решениями Правительства Российской Федерации по согласованию с собственниками особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом: интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Российской Федерации, происхождения объекта. В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения (часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ)[18].

В статье 26 Закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закреплена структура общероссийских библиотечного, музейного, архивного и иных фондов.

В статье 27 настоящего федерального закона установлены отношения государства (Российской Федерации) и творческих работников. Оно признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные экономические и социальные права. В лице руководителей исполнительных органов власти, подведомственных учреждений стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры, а также обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности[19].

Интересно содержание статьи 28 этого же закона, в которой закреплены отношения государства и организации творческих работников. Таковые отношения имеют партнерский характер. Потому что, с одной стороны, Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников. С другой стороны, организации, представляющие творческих работников, имеют возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультировать при необходимости государственные органы при разработке мероприятий по подготовке кадров в области культуры и искусств, занятости, условий труда. Государство берет на себя обязательство не вмешиваться в деятельность организаций, представляющих творческих работников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации[20].

В статьях с 29-й по 36_2 закреплены обязанности государства в области культуры. Например, указано, что Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации[21]. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

· поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

· создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ);

· способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

· осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

· публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

При этом государство выполняет свои обязанности по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности.

Суть гарантий состоит в том, что представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Также органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. При этом запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства[22].

Чрезвычайно важными являются обязанности государства по преодолению монополии в области культуры (статья 32). Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления в условиях рынка применяют маркетинговый подход и механизмы конкуренции. Также они обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.

Государство обеспечивает свои обязательства по созданию условий для самореализации талантов. Основной механизм, используемый государственными органами, это протекционизм (или покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.

Данное обязательства по созданию условий для самореализации талантов получило развитие в Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»[23]. Также в Общественной Палате Российской Федерации 21 марта 2012 года был рассмотрен проект Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов[24]. Также был обсужден Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов[25].

Законом от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закреплены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры (ст. 37, 39, 40).

В настоящее время к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:

· сохранение и развитие культуры;

· обеспечение социальных гарантий, норм и льгот материального обеспечения работников культуры;

· сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

· охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:

· охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

· организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

· создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

· организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

· поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

· поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности[26].

Интересно содержание статьи 40-й анализируемого федерального закона, в которой установлены полномочия органов местного самоуправления в области культуры. В настоящий момент полномочия муниципальных образований в сфере культуры весьма ограниченные. К ним относятся:

• организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);

• создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

• охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В тоже время к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области культуры относятся:

• организация библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Содержание таковых полномочий зависит от типа муниципального образования: поселение, городской округ, муниципальный район.

Распределение полномочий в области культуры между городским округом, муниципальным районом и поселением определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[27].

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Также статьей 41 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закреплены общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры. Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции могут выступать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также иные юридические и физические лица. Здесь же определен порядок использования финансовых средств, который осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры. При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается Правительством Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, - органами местного самоуправления[28].

Законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» установлены отдельные обязанности государства (и государственных органов), например, по ведению статистики культуры, которая должна быт достоверной, своевременной и открытой.

В анализируемый закон в течение двенадцати лет постоянно вносили изменения и дополнения, например, была дополнена статья 36_1, посвященная независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры. Такая оценка является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности. Содержание независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры во многом похоже с содержанием оценки качества, предусмотренной и по иным видам услуг. В сфере культуры предусмотрена оценка условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг. В настоящее время министерством культуры осуществляется размещение заказов на научные исследования по разработке показателей и критериев для комплексной оценки условий оказания услуг.

 


ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

В организации управления культурой Российской Федерации принимают участие различные субъекты: это федеральные органы государственной власти и управления, органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры, а также государственные учреждения.

Компетенции федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры осуществляются на основании статьи 37 закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

К ведению федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры относятся:

- обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

- установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития;

- правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

- формирование федерального бюджета в части расходов на культуру, федеральных фондов развития культуры;

- установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры;

- прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении;

- координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

- регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

- регулирование правил осуществления валютных операций в области культуры;

- создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры федерального подчинения;

- определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот материального обеспечения работников культуры, установление минимального размера ставок авторского гонорара;

- создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

- официальный статистический учет в области культуры;

- создание и ведение Свода памятников истории и культуры Российской Федерации;

- контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.

Но также есть совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры. Таковая компетенция закреплена статьей 38-й этого же федерального закона.

К совместному ведению органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Федерации в области культуры относятся:

- обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

- обеспечение сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации;

- осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально-технического обеспечения;

- охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования объектов собственности в области культуры;

- утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры;

- создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей Российской Федерации;

- проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры;

- финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.

В сфере совместного ведения органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации самостоятельно издают законы и иные нормативные акты, а автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - нормативные акты.

Но помимо вопросов, непосредственно относящихся к ведению федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, а также вопросов совместного ведения, есть вопросы и соответствующие компетенции, возложенные непосредственно на органы государственной власти и управления республик, входящие в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры.

В статье 39-й анализируемого закона указано следующее. К ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации в области культуры относятся:

- определение республиканской государственной культурной политики;

- принятие законодательства республики о культуре;

- осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;

- формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности;

- создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения;

- формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации, местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности;

- международные культурные связи;

- установление дополнительных к устанавливаемым федеральными органами государственной власти и управления льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры;

- информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры;

- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры;

- контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.

В пределах своей компетенции республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург имеют право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными организациями по вопросам культуры.

Рассмотрим компетенции Министерства культуры Российской Федерации. Его деятельность осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации»[29], а также соответствующего положения[30].

Руководство деятельностью Министерства культуры Российской Федерации осуществляют министр, его 6-ть заместителей, в том числе один статс-секретарь - заместителя Министра, а также 12-ть руководителей департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 606).

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального архивного агентства, Федерального агентства по туризму, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Также Министерство культуры Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством образования и науки Российской Федерации при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования в области культуры и искусства, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство культуры Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

Министерство культуры Российской Федерации имеет право самостоятельно принимать нормативные правовые акты, регулирующие различные вопросы, например, связанные с материалами национальных фильмов, архивными документами в государственных и муниципальных архивах; охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и другие.

Министерство культуры Российской Федерации имеет право самостоятельно принимать нормативные правовые акты, регулирующие кадровые вопросы в подведомственных учреждениях, например, аттестации работников библиотек, аттестационной комиссии по согласованию кандидатур на должности ректоров федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству и другие.

Значительный перечень вопросов, по которым Министерство культуры Российской Федерации имеет право самостоятельно принимать нормативные правовые акты, относится к профессиональному образованию в сфере культуры.

Министерство культуры Российской Федерации утверждает различные перечни, например, перечень библиотечно-информационных организаций, получающих из Российской книжной палаты обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, фонограмм и видеофильмов.

Также Министерство культуры Российской Федерации утверждает различные формы отчетов, например, форму отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; или форму паспорта объекта культурного наследия.

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, а также имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.

Министерство культуры Российской Федерации ведет единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Оно осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также научно-методическое обеспечение в этой области.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590 Министерство осуществляет поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, искусства, образования в области культуры и искусства, а также формирование и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки[31].

К компетенции Министерства культуры Российской Федерации также относятся государственный контроль и надзор, например, за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Министерство имеет право контроля и надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.

Министерство имеет право на согласование разных вопросов. Например, согласование при назначении на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Еще один пример по согласованию: министерство согласовывает проекты генеральных планов поселений и городских округов, проекты документации по планировке территории, разрабатываемые для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.

Также Министерство имеет право на разработку и реализацию мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры, направленных на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности. В положении о деятельности Министерства культуры Российской Федерации закреплены также и другие функции.

Финансирование расходов на содержание Министерства культуры Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В каждом субъекте Российской Федерации компетенции в сфере культуры осуществляют соответствующие исполнительные органы власти.

Приведем пример по Министерству культуры Свердловской области. Министерство культуры Свердловской области является областным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере культуры, а также осуществляющим государственное управление и реализацию в этой сфере государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации. Оно входит в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области[32].

Министерство обеспечивает условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ на территории Свердловской области. Механизмы обеспечения условий для общедоступности культурной деятельности граждан Свердловской области, а также пользования культурными ценностями и благами связаны, прежде всего, с содействием развитию следующих видов деятельности:

- по сохранению, созданию и распространению художественной литературы;

- кинематографии;

сценического, пластического и музыкального искусства;

- архитектуры и дизайна;

- фотоискусства;

- других видов и жанров искусства;

- художественных народных промыслов и ремесел;

- народной культуры в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельного (любительского) художественного творчества;

- художественного образования;

- а также иной деятельности, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области:

1) в сфере культуры;

2) в сфере организации музейного дела;

3) в сфере организации библиотечного обслуживания населения;

5) по управлению культурными ценностями, находящимися в государственной собственности Свердловской области.

Министерство выполняет конкретные задачи, установленные Постановлением Правительства Свердловской области № 1104-ПП от 25.09.2009 года «Об утверждении Положения о Министерстве культуры Свердловской области»:

1) осуществляет непосредственно либо через подведомственные организации руководство сферой культуры в Свердловской области;

2) участвует в управлении подведомственными организациями, осуществляет функции и полномочия учредителя государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Свердловской области в сфере культуры, за исключением учреждений Свердловской области, имеющих особое значение для экономического, социального, культурного и научного развития Свердловской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют Губернатор Свердловской области, Правительство Свердловской области и (или) уполномоченные органы по управлению государственной собственностью Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Свердловской области;

3) разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого государственного управления в сфере культуры в Свердловской области;

4) осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в пределах своей компетенции, в том числе в электронной форме.

Министерство самостоятельно представляет себя в федеральных органах исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти Свердловской области, коммерческих и некоммерческих организациях, органах местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в пределах своих полномочий.

На уровне законодательной (представительной) власти Свердловской области, в том числе в различных постоянных комиссиях, Министерство представляет себя и участвует в их работе по поручению председателя Правительства Свердловской области.

Компетенции и связанные с ними функции Министерство осуществляет в конкретных сферах деятельности.

Например, в сфере культуры Министерство осуществляет следующие полномочия:

1) разработка и представление Правительству Свердловской области программ культурного обслуживания населения и осуществление их исполнения;

2) направление высшим органам государственной власти Свердловской области предложений о создании, реорганизации и (или) ликвидации областных государственных организаций культуры и искусства (театров, кинотеатров, концертных организаций, домов и дворцов культуры, клубов и других организаций);

3) осуществление координации деятельности государственных, муниципальных и частных организаций культуры и искусства, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области;

4) выявление мнения общественных объединений работников культуры и их союзов (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в целях его учета при подготовке проектов нормативных правовых актов, в которых предусматривается регулирование общественных отношений в сфере культуры;

5) осуществление взаимодействия с общественными объединениями работников культуры и их союзами (ассоциациями), осуществляющими деятельность на территории Свердловской области;

6) организация проведения областных фестивалей, выставок, смотров и конкурсов в сфере профессионального и самодеятельного (любительского) художественного творчества, в том числе в сфере детского и молодежного самодеятельного (любительского) художественного творчества;

7) осуществление мер, направленных на приобщение детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, самодеятельным (любительским) художественным творчеством, ремеслами, поощрение граждан, осуществляющих деятельность, служащую достижению этих целей;

8) организация проведения конгрессов, конференций и семинаров по проблемам культурной деятельности;

9) обеспечение совместно с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере образования создания условий для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования;

10) обеспечение условий для функционирования, сохранения целостности и развития общероссийских кино-, фото- и иных аналогичных фондов на территории Свердловской области;

11) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников культуры;

12) организация опубликования для сведения населения ежегодных данных о социокультурной ситуации в Свердловской области

В сфере организации музейного дела Министерство осуществляет следующие полномочия:

1) принятие решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Свердловской области;

2) государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации в Свердловской области в следующих формах:

проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;

направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации;

3) обеспечение финансовых и иных условий, необходимых для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и переданных в оперативное управление государственным музеям, иным государственным учреждениям, а также предоставление необходимой гарантии возмещения ущерба, причиненного указанным музейным предметам и музейным коллекциям;

4) организация выявления музейных предметов и музейных коллекций;

5) содействие организации на территории Свердловской области научных исследований по изучению музейных предметов и музейных коллекций;

6) осуществление координации деятельности государственных и негосударственных музеев, расположенных на территории Свердловской области;

7) внесение в Правительство Свердловской области или в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области предложений о реализации преимущественного права покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;

8) направление высшим органам государственной власти Свердловской области предложений о создании, реорганизации и (или) ликвидации областных государственных музеев.

В сфере организации библиотечного обслуживания населения Министерство осуществляет следующие полномочия:

1) принятие мер, направленных на обеспечение доступности библиотечного обслуживания населения Свердловской области областными государственными библиотеками;

2) организация формирования библиотечных фондов областных государственных библиотек и осуществление контроля за обеспечением их сохранности;

3) организация научных исследований в сфере библиотечного обслуживания населения и методическое обеспечение областных государственных библиотек;

4) оказание органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, содействия в организации библиотечного обслуживания населения;

5) организация подготовки и повышения квалификации работников областных государственных библиотек;

6) осуществление государственного контроля за соблюдением условий доступа к документам, входящим в библиотечные фонды областных государственных библиотек, за состоянием, условиями хранения и использования этих документов;

7) направление высшим органам государственной власти Свердловской области предложений о создании, реорганизации и (или) ликвидации областных государственных библиотек, направление органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, предложений о создании, реорганизации и (или) ликвидации муниципальных библиотек.

Также в пределах своей компетенции Министерство осуществляет полномочия в сфере образования. К таковым полномочиям относятся:

1) организация предоставления среднего и дополнительного профессионального образования в подведомственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

2) организация предоставления дополнительного образования детям в подведомственных учреждениях среднего профессионального образования;

3) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных учреждениях среднего профессионального образования;

4) организация летнего отдыха и оздоровления творчески одаренных детей Свердловской области;

5) обеспечение от имени учредителя перевода обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа и возмещения убытков в порядке, установленном гражданским законодательством, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, предусматривающим оплату стоимости обучения, в случае прекращения деятельности подведомственного образовательного учреждения среднего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения подведомственного образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации.

Министерство также осуществляет полномочия в сфере обеспечения права на сохранение и развитие национальной культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области о культуре. К ним относятся:

1) учет при разработке и осуществлении региональных программ национально-культурного развития предложений национально-культурных автономий;

2) направление деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;

3) оказание помощи национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, открытии негосударственных (общественных) образовательных учреждений по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;

4) обеспечение сохранности памятников истории и культуры, представляющих ценность для граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и являющихся частью культурного наследия Российской Федерации.

Также Министерство осуществляет полномочия в сфере управления культурными ценностями, находящимися в государственной собственности Свердловской области.

1) Это управление находящимися в областной собственности культурными ценностями, не являющимися объектами культурного наследия, в том числе музейными предметами и музейными коллекциями, координация деятельности областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по сохранению культурных ценностей, находящихся в областной собственности.

2) Далее, это разработка совместно с уполномоченным органом по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области и представление в Правительство Свердловской области для утверждения планов мероприятий по выявлению и приобретению в государственную собственность Свердловской области культурных ценностей, охране и использованию культурных ценностей, находящихся в государственной собственности Свердловской области.

3) Также министерство подготавливает и представляет в Правительство Свердловской области и (или) уполномоченный орган по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области заключения по вопросам приобретения в областную собственность культурных ценностей, зачисляемых в государственную казну Свердловской области, использования находящихся в областной собственности культурных ценностей, отчуждения культурных ценностей, находящихся в областной собственности, отчуждения культурных ценностей, находящихся в областной собственности.

4) Министерство также осуществляет контроль за обеспечением сохранности культурных ценностей, находящихся в областной собственности, учет культурных ценностей, относящихся к государственной казне Свердловской области.

6) Министерство представляет регулярные отчеты Губернатору Свердловской облас







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.