Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабильная акцентуация.

Этот тип характеризуется очень частой сме­ной настроения. Но в отличие от циклоидной акцентуации, кото­рой свойственна фазность и относительная устойчивость перио­дов пониженного или повышенного настроения, достигающих 2—3 недель, при лабильном типе внешне совершенно немоти­вированная смена настроения может происходить по нескольку раз в течение одного дня.

Однако то, что родителям или учителям кажется беспри­чинным, для подростка с лабильной акцентуацией имеет очень важ­ное значение. Поэтому второе основное отличие лабильных от циклоидных состоит в том, что у лабильных перепады настроения спровоцированы чем-либо болезненным для подрост­ка, а у циклоидов и повышенное, и пониженное настроение возни­кает как бы само по себе, вне зависимости от внешних воздействий.

Подростковая психика вообще очень ранима (подробнее об этом вы можете прочитать в соответствующей главе). На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причи­ну подобного к себе отношения и успокоить себя, что оно вызва­но, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, сквер­ным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги и так далее. Он может нормально отреагировать на ос­корбление, не обратив на него внимания или поскандалив с обид­чиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

А подросток еще не умеет анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеет и правильно вести себя в такой ситуации. Он не способен разумно отреагировать на событие, ранящее его самолюбие, так как все его эмоциональ­ные реакции еще инфантильны (то есть похожи на детские), не­зрелы, и пренебрежение окружающих его очень ранит. Реакцией могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада подростков, демонстрирующих своим сверстникам и взрослым, что им все нипочем — это лишь маска. На самом деле они очень озабочены тем, что о них думают окру­жающие, и с обостренным вниманием следят, какое впечатление их поведение оказывает на сверстников и взрослых. Они могут быть очень эмоционально чуткими и наблюдательными, тонко подмечая все нюансы в перемене отношения к ним.

Особенно тонко чувствуют изменение отношения окру­жающих эмоционально лабильные подростки. Поэтому то, что взрослым кажется пустяком, не заслуживающим чувства обиды, для лабильного подростка — важное событие, которое может на­долго испортить ему настроение. Например, у него новая при­ческа, которая очень ему идет, и самому нравится, и мама похва­лила, — он улыбается и доволен. В хорошем настроении он идет в школу, а одноклассник обозвал его "модником", — и настрое­ние тут же портится. К нему обращается самая симпатичная де­вочка в классе с просьбой дать списать трудное домашнее зада­ние, — и он на верху блаженства. Но на уроке учитель сделал ему какое-то пустяковое замечание, — и настроение вновь падает. После уроков девочка предлагает ему пойти к ней посмотреть новый видеофильм, — и он снова счастлив. И так далее, до бес­конечности. На следующий день причиной испорченного настро­ения может быть то, что он увидел, как его избранница разгова­ривает с каким-то мальчиком, — и он снова в печали. Но увидев его, она оставляет своего собеседника и направляется к нему, — и все плохое тут же забывается, и так многократно в течение дня.

Малейшее замечание, косой взгляд, смешки однокласс­ников вслед — поводы для испорченного настроения и уныния. А ободрение, похвала, комплимент, заманчивое обещание — поводы для радостного состояния.

У таких подростков (и девочек, и мальчиков) — обострен­ная восприимчивость ко всему, что их касается.

Родителям и учителям такие частые и резкие перепады настроения у подростка кажутся беспричинными, поскольку раз­дражители, на их взгляд, незначительны. Эмоционально лабиль­ного подростка могут считать капризным, избалованным или лег­комысленным. Но на самом деле это не так. Лабильные личности способны на глубокие чувства и переживания и на искреннюю привязанность. Но такие чувства они обычно испытывают по от­ношению к тем людям, от которых видят отдачу, участие и лю­бовь. Особенно привязаны они к родным и близким, если те лю­бят их, заботятся и понимают их повышенную чувствительность. Они с благодарностью принимают утешения родителей, если те объясняют, что причина их плохого настроения не стоит того, что­бы так сильно расстраиваться, и пытаются переключить внима­ние подростков на что-то, что может поднять им настроение.

Лабильные подростки способны и на искреннюю дружбу. Нов дружбе они избегают грубых, бестактных сверстников, а пред­почитают общаться с теми, в ком находят отклик на свои пережива­ния, кто способен их утешить и успокоить или рассмешить. К таким друзьям они привязываются всей душой.

Эта сверхчувствительность к внешним воздействиям со­храняется и когда подросток вырастает. У взрослых изменение настроения может быть связано и с их личными переживаниями, и с событиями, не имеющими к ним прямого отношения (это же может быть и в подростковом возрасте). Слова совершен­но незнакомого человека, который ничего не значит в их жиз­ни, могут испортить настроение, а случайный комплимент тут же вызывает улыбку и душевный подъем.

Эмоциональные реакции могут быть очень экспрессив­ными, в виде эмоциональных взрывов, но без агрессивности. Лабильные акцентуанты не способны на длительные переживания и быстро истощаются.

Постоянные колебания настроения сказываются и на ра­ботоспособности, и на всей жизни лабильных акцентуантов. Они легко увлекаются, проявляя воодушевление и восторгаясь пред­метом своего увлечения, но легко разочаровываются, когда на смену радостному настроению приходит уныние.

Они неспособны к критической самооценке и не могут хоть как-то контролировать свои эмоции. Уговоры и убеждения окружающих, что не стоит столь болезненно реагировать на вся­кие пустяки, могут успокоить их на время, и они вновь воспрянут духом, но при новой неприятности вновь отчаиваются, начинают всем жаловаться и "плакаться в жилетку" на свои горести.

Но если у подростка такие бурные переживания по пус­тякам могут вызвать сочувствие и сопереживание взрослых, и лю­бящие родители стараются оберегать его от огорчений и успо­каивать, то аналогичное поведение взрослого способно породить недоумение и неприятие у окружающих. Ему советуют взять себя в руки, смотреть на неизбежные в жизни каждого человека не­приятности более реалистически.

Взрослые лабильные акцентуанты часто раздражают окру­жающих своим постоянным нытьем и жалобами. Многие считают, что у них самих гораздо больше поводов для переживаний, однако они не обременяют других своими проблемами, а поведение ла­бильных психопатов расценивают как избалованность с детства.

У некоторых лабильных крайняя неустойчи­вость настроения может сочетаться с истероидными чертами. Такой вариант психопатии называется лабильно-истероидным.

Чаще всего он наблюдается у тех подростков, которых обожают и оберегают от всех неприятностей их родители. Потвор­ство родителей создает уверенность во вседозволенности, и это закрепляется на всю жизнь.

Лабильно-истероидные крайне эгоцентрич­ны, требуют к себе постоянного внимания и особого отношения окружающих, считая себя личностями утонченными, тонкими и ра­нимыми. Такие люди считают, что все вокруг должны оберегать их от излишних волнений, создавать им особую благоприятную атмосферу, беречь каждую минуту их хорошего настроения и ни в коем случае не огорчать. Понятно, что подобные претензии к окружающим, а тем более в профессиональном коллективе, не только необоснованны, но и нелепы.

А при лабильно-сенситивном варианте в детстве име­ются неблагоприятные условия воспитания, когда родители пре­небрегают ребенком, постоянно попрекают его и наказывают.

Иногда такое отношение родителей вызвано их раздра­жением на постоянные перепады настроения у ребенка, и тогда они ставят ему в пример других детей, у которых нет подобных на­рушений, а убедившись в безуспешности добиться нормального реагирования лабильного ребенка"воспитательными" мерами, все свое внимание и любовь переключают на других детей в семье.

Отверженный ребенок, и без того ранимый и эмоцио­нально неустойчивый, не находя опоры в родителях, чувствует себя всеми покинутым и несчастным. Даже став взрослым, такой лабильно-сенситивный акцентуант считает свою жизнь беспросвет­ной, полной несправедливостей и часто плачет не только от обид но при одном лишь воспоминании о прошлых обидах.

Декомпенсация при лабильной психопатии — довольно ча­стое явление. Она может происходить в любом возрасте, и причина, ее вызвавшая, может быть совсем незначительна Также психо­паты часто ищут утешения в алкоголе и становятся алкоголиками.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.