Здавалка
Главная | Обратная связь

Свобода человека заключается в постижении собственных чувств и способности действовать в соответствии с новым пониманием.



Шарон Вегшида-Крус

СКОЛЬКО ВЫ СТОИТЕ?

как научиться любить и уважать себя

 

 

Сколько вы стоите

 

Откройте для себя источник силы, врачующей душу, дающей энергию и надежду! Это — ваша «самость», святая святых личности. Доступ к могучим силам вашего Я закрыт, если вы живете сиюминутными страстями и запутались в омуте повседневности «Только научившись любить и уважать себя, можно обрести власть над судьбой», — считает автор книги, Шарон Вегшида-Крус. Овладев искусством ценить себя по достоинству, вы обнаружите, что в вашей жизни произошли удивительные изменения. Книга научит вас принимать верные решения и строить жизнь так, чтобы счастье, успех и здоровье были вашими верными спутникам[1].

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ «САМОСТЬ»

 

 

Что такое «самость»?

 

В словаре Вебстера вы не найдете слова «self-worth», или «самостью. Давайте попытаемся разобрать его на части и объяснить каждую его составляющую в отдельности.

«САМ» — «сам-с-усам», «личность», индивидуальность, самотождественность. «СТЬ» — сокращенно от «стоимость» — нечто имеющее цену, значимое, полезное[2]. Итак, определение, которое я бы дала «самости»:

Драгоценная моя личность, достойная всех благ.

По каким признакам мы распознаем человека, который уважительно относится к себе, знает себе цену и в целом вполне себя устраивает? В первую очередь, конечно, по его манере держаться в обществе. Но, рассматривал поведение человека на людях, легко обмануться, ведь очень часто в обществе мы ведем себя «как будто»: делаем вид, что мы действительно можем полностью положиться на себя, мастерски контролируем свое душевное состояние и относимся к себе в высшей степени уважительно. Поговорка «Чужая душа — потемки» знакома каждому. И действительно, мы далеко не всегда можем с полной уверенностью судить о том, что же, собственно, творится в душе человека, на лице которого написана уверенность в себе или даже самоуверенность, а весь он — живое воплощение чувства собственной значимости.

Представьте себе, что нам удалось «выйти на персональную частоту» гордого обладателя положительной самооценки. Вполне вероятно, что его мысленная автохарактеристика звучит примерно так:

«У меня нет ни малейших оснований думать, что окружающие меня недооценивают, а тем более — считают личностью малозначительной. Глядя на сверстников и людей своего круга, я вижу, что в этом отношении мои дела обстоят весьма и весьма неплохо, уж во всяком случае не хуже, чем у всех остальных. Я пользуюсь заслуженным уважением и авторитетом среди коллег и знакомых и способен оказывать ощутимое влияние на людей, с которыми общаюсь… Причина моего высокого социального статуса заключается в уважительном и непредвзятом отношении к чужой точке зрения. Сам я не нуждаюсь в том, чтобы меня слушали с открытым ртом, и всегда готов выслушать возражения. У меня сложилось достаточно четкое представление

о том, что такое хорошо и что такое плохо, и я не только способен, но и решительно намереваюсь отстаивать свои принципы. При этом я чувствую себя достаточно гибким для того, чтобы безбоязненно выслушивать самую нелицеприятную критику в свой адрес и отнюдь не расцениваю ее как посягательство на мое достоинство. Я люблю решать задачки, подбрасываемые жизнью, особенно новые и трудные, и не склонен впадать в уныние, когда не все получается с первого раза. Я человек терпеливый и настойчивый.

А какой внутренний монолог мог бы исходить от человека с заниженной самооценкой? Посмотрите-ка на этот мутный поток тоски, безнадежности и самоедства:

"Какое же я все-таки ничтожество, какое никчемное и скучное создание. Никто меня не любит, никому я не нужен. Да и кто я такой, чтобы кому-то нравиться? Я же ни на что не гожусь и ни к чему не пригоден. Все кругом смотрят на меня как на пустое место; впрочем, с учетом того, что я сам о себе думаю и чувствую, окружающих винить не в чем. Приключения совершенно не мой жанр. В новой обстановке, в нетривиальных ситуациях я моментально теряюсь и потому предпочитаю катиться по наезженной колее. Скучно, конечно, зато привычно и безопасно. Мне все равно больше не на что рассчитывать ни сейчас, ни в будущем. Какой смысл тужиться и дергаться| ведь мне ничего не светит, а от меня ничто не зависит. Похоже, дела мои медленно и верно заваливаются набок, а вскоре и вовсе пойдут под откос».

Между этими двумя монологами — целая; гамма оттенков самооценки. Все мы время от времени испытываем чувство собственной неуместности, озлобленности, вины, одиночества, стыда и печали, а чувство собственной значимости периодически сменяется «ощущением собственной второсортности».

 

Неадекватность

 

Сидя за столом и стараясь вести себя непосредственно, внутренне я остаюсь скованным и зажатым. Почему я никогда не могу быть душой компании, непринуждённо беседовать? Отчего я постоянно чувствую себя «не в своей тарелке»?

 

Гнев

 

Ну вот, опять двадцать пять! Когда, когда же наконец придет и мой черед? Такое ощущение, что все мои силы уходят на улаживание чужих дел. Всегда находится кто-то, чей кризис и чьи проблемы важнее, чем мои. Вечно я занимаюсь кем угодно» только не собой. Сил моих больше нет! Устал, не могу больше.

 

Трудоголизм

 

Я переделал много дел, и ведь не как попало, а хорошо, и все без толку. Будет этому когда-нибудь конец или нет? Когда же я все-таки почувствую, что добился именно того, чего хотел, и узнаю наконец, что такое «чувство глубокого удовлетворения»? Просто сил нет все время чем-то гореть, что-то делать, доводить до ума... И никак не остановиться. Почему!?

 

Вина

 

Вот опять недоглядел, снова не довел дело до ума. В очередной раз мне не хватило чуткости, отзывчивости. Стоит сделать что-нибудь для себя, как сразу же чувствую, что кругом виноват и всем должен. Я обязан помнить, что, о чем бы ни шла речь — о времени, деньгах, душевной энергии, — отдавать необходимо как можно больше, а брать как можно меньше.

 

Одиночество

 

Когда все слова сказаны, дела сделаны и я остаюсь один на один с собой, то от того человека, которого привыкли видеть во мне окружающие, не остается и следа. Большинство людей знает про меня только то, что я сам позволил им увидеть. Если же они, не дай бог, узнают о моих подлинных чувствах, желаниях и заботах — прощай и симпатия, и уважение.

 

Стыд

 

Прошлое ходит за мной по пятам. Даже когда мне кажется, что вот-вот произойдет что-то очень хорошее, я вспоминаю, что десять лет назад я сделал кому-то гадость, а позавчера плохо отозвался о коллеге, и опять становлюсь противен себе до невозможности. Как бы мне избавиться от назойливых воспоминаний и постоянных угрызений совести?

 

Скорбь

Кажется, вся моя жизнь состоит из сплошных потерь. Наверно, я так и не узнаю, что такое счастье. Есть вещи, которых не изменить, есть отношения, которым уже не суждено сложиться. Я бы и рад освободиться от неизбывного чувства горечи и безысходности. Но увы...

Даже когда я чувствую, что все вот-вот наладится, застарелые страхи, незаживающие болячки и чрезмерная мнительность не дают мне почувствовать себя полноценным человеком.

Порой, вне зависимости от того, как меня воспринимают окружающие, меня охватывает «чувство собственной второсортности». Когда вас засасывает в трясину самоуничижения, если вы ощущаете, что на лбу у вас красуется огромная фиолетовая печать «Второй сорт», — это означает, что у вас наблюдается острейший дефицит «самости».

 

Признаки низкой «самости»

 

Далеко не всегда по поведению человека можно определить» действительно ли он обладает высокой «самостью», но заниженная самооценка вопиет на всех углах, и некоторые поведенческие проявления свидетельствуют о ней вполне определенно:

1. Неправильное питание (ожирение, потеря аппетита и т. д.).

2. Трудности в общении (интимном, дружеском и деловом).

3. Ухудшение самочувствия (хронические недомогания, импотенция, аноргазмия).

4. Злоупотребление наркотиками и алкоголем.

5. Трудоголизм и неистовая активность.

6. Курение.

7. Расточительность (бессмысленно дорогие покупки, азартные игры).

8. Зависимость от других людей (членов семьи или <гуру>).

 

Названные поведенческие проявления тесно связаны с характером личности и играют значительную роль в нашей с вами повседневной жизни. Сами по себе питание, работа и расходование денег могут быть и полезны, и вредны, здесь все зависит от ситуации. Проблемы возникают не от курения или вина как таковых, но вследствие злоупотребления ими.

Когда мы принимаем пищу, для того чтобы утолить голод, мы просто едим. Если же мы так «набиваем живот», что не в силах пошевелиться, когда мы то накачиваемся алкоголем, то устраиваем себе промывание желудка или попеременно едим то жареное, то жирное, — мы уже злоупотребляем «терпением» нашего организма. Обжорство или диеты и разнообразные «очистительные процедуры» представляют собой лишь ответную реакцию организма на собственное самочувствие.

Возьмем, к примеру, Дженет. Когда она обижается или злится, у нее внутри все кипит. Но с раннего детства Дженет твердили, что она должна быть мила, покладиста и, самое главное, она никогда не должна терять контроль над своими чувствами. Чувство тревоги приводит Дженет к тому, что она заводится, в голове возникает хаос, ее куда-то несет. И прибивает к магазинному прилавку, где она покупает банку леденцов или хватает пакет с картофельными чипсами и овладевает своей тревогой, «давая пищу своим чувствам». Через пару минут она успокаивается и может вести себя разумно. Подобная процедура повторяется несколько раз в день, и в результате Дженет таскает на себе двадцать лишних килограммов мяса и жира.

Тревога - всего лишь резервуар смутных, не выраженных чувств, накопленных нами за многие годы.

Мы работаем, чтобы обеспечить свою жизнь материально и, если повезет, самореализоваться. Но когда рабочее место становится центром нашей жизни в такой степени, что мы начинаем пренебрегать отношениями с ближними и даже здоровьем, наша преданность ему оказывается саморазрушительной.

Ларри испытывает тревогу по поводу проявления им собственных чувств к окружающим. Когда Ларри был маленьким, его отец был чрезвычайно важной фигурой в жизни мальчика. Ребенком, а потом подрост, ком, Ларри изо всех сил пытался вести себя так, чтобы заслужить похвалу отца. Он старался хорошо учиться занимался спортом, достойно вел себя, но усилия его пропадали втуне, не замечались, не оценивались по достоинству, отец никогда не был вполне им доволен. Сегодня Ларри — высокообразованный, уважаемый и заметный человек. Он многого достиг в своей профессии. Немало людей трепещет перед его знаниями и властью, тем не менее где-то глубоко внутри Ларри чувствует, что не соответствует, по крайней мере, собственным представлениям об успехе, ощущает себя недостойным счастья. Стремление делать больше, как можно больше, заставляет его быть активным и все свое время посвящать работе. В результате он утратил в отношениях с женой и детьми ту близость и ту теплоту, которых он сам долгое время ждал от своего отца. Ларри своим трудоголизмом отталкивает родных, а ощущение неадекватности и одиночества вселяют в него тревогу, в свою очередь усиливающую замкнутость и скрытность.

Деньги необходимы нам для того, чтобы приобретать полезные и необходимые вещи, но когда наши расходы выходят из-под контроля, когда мы бегаем по магазинам, покупая всякую ерунду, тогда мы злоупотребляем тратой денег.

Сандра — бухгалтер в маленьком колледже. Она немного нервничает по поводу своей работы, поскольку единственная в администрации не имеет степени магистра. Финансовое состояние колледжа в полном порядке, собственные дела Сандры — в глубоком расстройстве. Она пользуется кредитными карточками до исчерпания лимита денег, тем не менее всякий раз, когда у нее заканчиваются средства, девушка не перестает транжирить деньги и залезает в долги. Сандра берет кредиты, но они не помогают, и она все глубже и глубже опускается в долговую яму. В результате Сандра набрасывает на свои тревоги покров доверительности. «Ты знаешь, меня захлестывает лавина покупок, — доверительно сообщает Сандра подруге. — Я понимаю, что трачу больше, чем зарабатываю, но кажется, только мои безумные расходы способны доставить мне хоть какое-то удовольствие и успокоение. — Затем она добавляет: — Да и потом, в детстве меня никто не баловал. Теперь я сама могу доставить себе удовольствие. Должна же я хорошо относиться хотя бы к себе».

Другие способы поведенческой компенсации, такие как курение и использование наркотиков, заведомо вредны, и мы должны сделать выбор, чтобы избежать связанных с ними проблем. Как бы то ни было, наши злоупотребления образуют порочный круг: переедание, выпивка, неистовая активность, сексуальная разрядка на стороне дают нам кратковременное избавление от неприятных чувств. Но испытываемое облегчение скоротечно, и первоначальное чувство тревоги быстро возвращается, когда «лечение» (вещами или поведением) прекращает свое действие. И тогда все возвращается на круги своя, мы завершаем порочный круг, так как теперь в дополнение к первоначальным неприятным ощущениям прибавляются новые, и прежде всего — усиливающиеся чувства вины, неадекватности, стыда и одиночества. А лекарство? Все чаще выпивки или употребление наркотиков, еще больше шоколадных батончиков и кофейных муссов. Мы начинаем работать еще интенсивнее, гоняемся за фортуной, покупая лотерейные билеты, транжирим деньги.

Итак, мы достегаем облегчения наших болей до тех пор, пока мы как-то способны возбудить самих себя. Но за временным облегчением следуют еще более приятные чувства, и мы попадаем на нисходящую спираль идущей вниз «самости».

Все сильнее чувство душевной боли, наше поведение ухудшается: выпивка, курение, переедание, наркотики, трудоголизм, транжирство, сексуальная разрядка

вызывают чувства печали, вины, стыда и ведут к пьянству, обжорству, перерабатыванию, внебрачным отношениям, приводят к унынию, хандре, ведут к алкоголизму, курению, прожорливости, наркомании усталости, сексуальной неразборчивости, усиливают чувство печали; тоски, скуки, позора, стыда, подавленности, неадекватности, ведут к еще большему курению, наркотикам, мотовству, связям, ощущению грусти, меланхолии.

Как говорит сама Сандра: «Когда я начинаю делать покупки, я чувствую себя превосходно. Я говорю себе: разве я не достойна?! Пусть придется потратить кучу денег, но зато я буду самой себе нравиться. И вот все уже куплено, у меня в руках оказывается гора вещей, и конечно, все это хорошо, но уже и не столь восхитительно. К тому же я уже вся в долгах, перестаю сама себе принадлежать, и меня охватывает чувство обреченности». По мере того как наши поступки увеличивают наш внутренний дискомфорт, мы нуждаемся во все большей вовлеченности во внешние действия, чтобы получить хоть какую-то эмоциональную разрядку.

Наш дискомфорт увеличивается, и наши действия становятся все пагубнее. Мы продолжаем наказывать сами себя, все время удивляясь, почему мы так поступаем, и желая что-то изменить. И вот мы приходим к такой точке, когда у нас появляется:

Склонность к:

 

алкоголю;

наркотикам;

курению.

 

Или зависимость от:

еды;

работы или власти;

имущества;

других людей.

 

Способ, которым мы получаем кратковременную разрядку, становится для нас чем-то вроде яда или отравы. Такие «лекарства», как алкоголь, наркотики и сигареты, впрочем, как и еда, оказываются опасными для нашего эмоционального здоровья. То же самое относится и к «вредным» отношениям. По мере того, как мы попадаем в зависимость от работы, окружающих нас людей, членов семьи, наши отношения с ними становятся для нас эмоциональными токсинами. Все, что лишает нас свободной, непредсказуемой и живой реакции, является для нас эмоционально вредным.

 

Эмоциональные токсины

 

Всякая вещь или человек, подавляющие нашу способность испытывать живое, человеческое чувство, становятся для нас эмоциональным токсином и создают ядовитое поле, понижающее и удерживающее на невысоком уровне нашу самооценку, то есть нашу «самость».

 

Первые шаги по пути к высокому уровню «самости»

 

Первый и насущно необходимый шаг в начале пути к высокому уровню «самости» заключается в устранении из нашей жизни всех вредных привычек и отношений. Избавление от них требует составления честной и нелицеприятной описи нашей жизни.

Такой список должен быть честным, откровенным анализом всех наших сильных и слабых сторон. В нем мы выражаем доверие к нашим достоинствам и окидываем беспристрастным взглядом с трудом признаваемые несовершенства.

Важно осознать, что у нас имеются и положительные черты и недостатки, а вообще-то мы постоянно изменяемся.

Наши достоинства могут придать энергию и мужество, необходимые для признания наших слабостей и осуществления попытки их преодоления. Здесь-то и открывается возможность выбора правильного направления главного удара. По мере того как в нас происходят положительные перемены, повышается уровень нашей «самости».

Очень трудно, а в некоторых случаях невозможно достичь уровня здоровой самооценки, не прекращая отравлять организм всяческой заразой или продолжая истощающие силы отношения с окружающими.

Вредные привычки и ущербные отношения приводят к психологическим и физиологическим стрессам, усугубляя остальные проблемы нашей жизни, делая нас неспособными к принятию решений, повышающих нашу «самость».

Трудно вырастить здоровый и красивый цветок в переполненном мусорном ведре. Следует сначала выбросить мусор, и только потом заполнять ведро землей и высаживать росток или семя.

Чем выше «самость», тем сильнее в нас убеждение что мы достойны борьбы за счастье. Таким образом мы рассматриваем «самость» как основную человеческую потребность и необходимое условие умственного к эмоционального здоровья.

Прежде чем попытаться утвердить или поднять уровень «самости», следует проанализировать, что же понижает ее текущее значение, ведь чаще всего мы подходим к осознанию необходимости высокой самооценки либо в состоянии беспокойства (желая чего-либо), либо испытывая боль (потребность от чего-либо избавиться).

 

Первый закон «самости»

 

Прежде чем двигаться вперед, поднимая уровень «самости», необходимо разобраться в теперешнем состоянии, в тянущих вас вспять комплексах, коренящихся в прошлом.

Три широких шага, необходимых для достижения высокой «самости»...

1. Избавьтесь от вредных привычек и гнетущих вас отношений.

2. Оглянитесь и по-новому оцените старые привязанности и чувства.

3. Развейте в себе новый стиль поведения и чувства, которые способствовали бы росту «самости».

С «самостью» не рождаются — ее достигают.

 

Путь наверх

 

Бельэтаж - "самость"

 

Первый этаж - наш выбор

 

Подвал - наши наклонности

 

Что это, новая ересь? Некоторые могут сказать, что мое утверждение о том, что с «самостью» не рождаются, она возникает, является примером негативного взгляда на жизнь. Но я уверенно провозглашаю свой тезис, а моя убежденность основывается на прошлом опыте, рассказах друзей и историях моих пациентов. Многие люди рождаются в семьях, в которых родителям недоставало здоровой «самости» и невысокая самооценка передавалась из поколения в поколение.

Начиная с раннего детства, ребенок воспринимает мир через отношение к себе самому. Мир принимает

для ребенка образ, позволяющий ему расти и самоопределяться. Если общество (родители, семья, друзья учителя) высоко оценивает достоинства подрастающей личности, то ребенок постоянно чувствует свою ценность и действует так, чтобы повысить свою значимость.

Многие дети между тем растут в семьях, в которые родители не уделяют своим чадам достаточно заботы и внимания и не могут обеспечить их здоровый рост. Часть родителей слишком занята повышением собственной значимости и утверждением своего места в мире, другие — сами ведут себя как дети.

Такие родители-дети очень хотят потомства, потому что уверены, что оно принесет им безусловную гарантированную любовь. Глория, ставшая матерью в шестнадцать лет, до поры до времени беззаветно любила свою дочь. Но вот ее малышке Джуди Кей исполнилось два года, и Глория начала испытывать разочарование в своих представлениях о будущем. Джуди становилась все более независимой и уже не в той мере, как раньше, нуждалась в материнской заботе. Тогда Глория решила завести другого ребенка. «Джуди Кей прекрасно обходится без моей опеки, — жалуется Глория. — Она больше не позволяет мне почувствовать себя любимой». Наши родители пережили Великую депрессию и вторую мировую войну, во время которых они испытали угрозу нищеты, бездомности, рисковали самой жизнью. Но ценности тех лет представляются американцам в наше время достатка и социальных гарантий бесконечно далекими. Каждое новое поколение, таким образом, пытаются вынудить жить согласно нуждам, желаниям, мечтам и правилам предыдущего. То же самое происходит и в семье. Вместо того чтобы раскрывать свой талант, ребенку приходится приспосабливаться к требованиям существующей, сформировавшейся семьи, получать одобрение уже утвердивших себя взрослых, а не раскрывать заложенные природные способности.

Если в семье родители не слишком уверены в себе, то очень часто они предъявляют к детям повышенные требования, хотят, чтобы малыш рос не по дням, а по часам. Такое желание называется «синдромом ускоренных детей». В цивилизации, в которой насаждается ценность скоростных машин, «быстрой еды», мгновенного вознаграждения и мощных компьютеров, неизбежно имеет место тенденция ускорить и взросление детей.

Родители, превращающие своих малышей в эдаких легионеров, заставляют их соревноваться в физическом и умственном развитии. «Твой ребенок начал ходить в одиннадцать месяцев? А вот мой пошел в девять, а в двенадцать мог пройти уже четверть мили. При этом он мастерски играл в футбол. Потрогал бы ты его бицепсы!»

Вместо счастливого детства «бройлерные» дети оказываются в ситуации, когда им нужно постоянно приспосабливаться. Вместо того чтобы радоваться и играть, наслаждаться жизнью и новыми возможностями, малыши живут по строгому, составленному родителями расписанию, изучают жесткие правила поведения, отвечают за успехи в детском саду и школе, приспосабливаются к обстоятельствам и учатся правильному образу мыслей.

Родители особенно вас любят тогда, когда вы действуете правильно. А если нет, то... Вы становитесь никчемным человеком.

Отверженность и одиночество, явные или скрытые, становятся постоянно нависающей угрозой, следствием ваших неудач.

Трудное детство вместо счастливых дней, ответственность вместо беззаботности. Нашими нуждами, желаниями и мечтами постоянно пренебрегают. И вот наша «самость» застревает на детском уровне. Застывшая, как окаменелый муравей в янтаре, «самость» имеет возможностей для роста. Живое чувство, связанное с ней, умирает.

 

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ДЕТСТВЕ

 

Наибольшее влияние на высокую или низкую, самооценку ребенка оказывают своего рода сигналы утверждающие или поощряющие детей в их существовании, выборе, талантах, идеях, планах. Если достоинства ребенка не получают должной оценки со стороны родителей, то он чувствует себя менее значимым и нужным по сравнению с окружающими. Представьте себе, что при рождении вы получили большую корзину, в которую в детстве вы собираете знания, надежды, навыки, мечты и частички самоуважения. Мы назовем все эти сигналы «цветами». Но в корзину попадают и другие эмоции, заставляющие вас чувствовать себя не в своей тарелке, ощущать себя маленьким, зависимым и боящимся собственной тени человеком. Назовем подобные сигналы «мусором». Посмотрите на список содержимого корзины и оцените, что же вы в ней носите.

 

Мусор (сигналы, заставляющие нас чувствовать себя ни на что не годным и никем не любимым):

· если не можешь сказать ничего хорошего, лучше молчи (скрывай истинные чувства);

· не выметай сор из избы (никому не доверяй);

· делу время, потехе час (то, что ты делаешь, важнее, чем то, каков ты);

· мужчины не плачут (мужчины всегда должны быть сильными);

· женщина всегда должна быть мила (женщина обязана скрывать свои истинные чувства);

· не говори, пока к тебе не обратятся (осуждение произвольных поступков);

· не разговаривай о сексе (с этим делом что-то не так);

· ты сам того хотел, теперь расхлебывай (в мире нет места для ошибок);

· если быть, то быть лучшим (во что бы то ни стало стремись к совершенству во всем);

· деньги на улице не валяются (контролируй свои расходы);

· могла бы сделать и получше (то, что ты делаешь, недостаточно хорошо);

· я же тебе говорила... (следовало послушаться и сделать то, что я тебе сказала. Права я, а не ты);

· не тряси грязным бельем (скрывай свои слабости и не проси о помощи);

· сначала дом, потом все остальное (верность семье важнее всего, какие бы ни были обстоятельства).

 

Поразмышляйте о сигналах и правилах, которые вы вынесли из своей семьи и с которыми вы живете. Какие из них ведут к росту самооценки? И какие понижают самоуважение? Рассмотрим теперь некоторые положительные сигналы (то есть «цветы» ), позволяющие нам хорошо к себе относиться:

 

1. Я сегодня горжусь тобою.

2. Отличная идея пришла тебе в голову.

3. Продолжай в том же духе!

4. Ну, ты даешь!

5. Ты просто молодец1

6. Да ты просто кладезь идей!

7. Не набьешь себе шишек — не научишься.

8. С тобой интересно играть (работать).

9. Ты нравишься мне таким, какой ты есть.

10. Не стесняйся, будь сама собой.

11. Иногда не грех и поплакать.

12. Прости, ты была права.

13. Как мне хорошо с тобой!

 

Эта книга рассказывает о том, как честно оценить, что же мы носим в своей корзине, и решить, от чего мы хотим избавиться. Вторая половина книги научит нас, как заполнить освободившееся от «мусора» место положительной энергией правильного выбора и самоутверждения, которая повысит нашу «самость». Сегодня можно часто услышать слово «отчуждение». Данное понятие означает лишь то, что мы живем, реагируя на внешний мир, который включает в себя нашего партнера, семью, работу, друзей, телевизор и все новости, которые по нему показывают.

«Отчужденный» человек не находит своего места в мире, постоянно ощущает свою неуместность, ему всегда неудобно, он вечно испытывает тревогу.

Такой человек продвигается по жизни в каком-то оцепенении. И в то же время каждый из нас неразрывно связан со своим внутренним «Я». Там, в глубине души, мы сохраняем в памяти какие-то впечатления, неповторимые чувства и собтия.

В некотором смысле наше внутреннее «Я» подобно персональному компьютеру, хранящему сугубо личную информацию, которую мы можем применять тогда, когда представляется возможность использовать ее наилучшим образом.

Приводящие в изумление возможности системы внутреннего «Я» наделяют нас безграничным потенциалом. Как же получается, что человек оказывается оторванным от собственного чувственного опыта, утрачивает возможность пользоваться принадлежащими только ему эмоциями и ощущениями, советоваться со своим сердцем и идти на его зов?

Почему отчужденный человек становится бесчувственным автоматом?

Начнем с того, что многие родители учат детей подавлять или скрывать свои чувства.

· Малыш падает и больно ушибается, но отец строго говорит ему: «Мужчины не плачут».

· Маленькая девочка разозлилась на подружку, которая сломала ее любимую игрушку, и мать спешит сказать: «Доченька | не злись, это некрасиво».

· Ребенок приходит в восторг от проходящего на улице военного парада, а родители стараются унять сына: «Да успокойся ты и перестань так шуметь!»

 

Эмоционально угнетенные родители-стоики склонны воспитывать таких же чувственно подавленных стоиков-детей, и не только посредством внушения строгих правил поведения, но и личным примером. Ребенок приучается к мысли, что спонтанность и свобода эмоций должны уступать тому, что «правильно», «уместно», «социально приемлемо», и вот наше личное начало отступает на задний план. Мы делаем огромный шаг назад.

Ребенок в такой ситуации начинает чувствовать страх в отношении «чувств и эмоций» и придумывает разные способы, позволяющие контролировать свои чувства. Все подлинное уступает место «подобающему», и реальность оказывается искаженной. Вместо того, чтобы признаться себе и окружающим в том, что мы чувствуем, мы ощущаем то, что «положено».

 

Отрицательный стиль жизни

 

Необходимость скрывать подлинные чувства и внутреннюю правду является общей проблемой для детей, живущих в трудных семьях.

По мере того как мы пренебрегаем нашим внутренним опытом (тем, что мы чувствуем и испытываем), мы лишаемся части своей собственной правоты. Воспринимаемая нами картина мира становится искаженной, и мы перестаем ясно осознавать те ситуации, в которые попадаем. Наша искривленная оценка реальности обычно склоняется в сторону преуменьшения серьезности ситуации и открывающихся возможностей.

Мы склонны воспринимать вещи такими, какими хотим их видеть, устраивающими нас, а не такими, какими они являются на самом деле.

Говорит искаженная реальность:

 

ü «Все не так уж плохо...»

ü «И все же это лучше, чем было раньше...»

ü «Я хочу осмотреться...»

ü «Я не могу...»

ü «Не моя вина, что...»

ü «Если бы ты только мог...»

ü «Он (она, оно или они) заставляют меня так чувствовать...»

ü «Это безнадежно...»

ü «Держите меня, я не могу ничего с собой сделать...»

ü «Ты меня сделала такой...»

ü «Со мной будет все в порядке, если ты...»

 

Запомните чтобы наш уровень «самости» вырос, мы должны отказаться от искажения картины нашего прошлого, не представлять его в одном только черном или, наоборот, радужном свете.

Исключительно приятные воспоминания создают у нас «миф прекрасного детства», и мы оказываемся отделенными от своего подлинного «Я». Что же касается легенды «о несчастном детстве», то она приводит к бесконечному поиску виноватых, и мы так и не можем научиться обращаться к своему сердцу и к своему опыту, чтобы они помогли нам расти.

Первая серьезная задача, которую вы должны будете решить, знакомясь с этой книгой, состоит в том, чтобы принять ряд нелегких решений, и одним из самых трудных является честный взгляд на детство и юность, помогающий обрести чувство реальности. Нам могут сказать, «Для чего оглядываться? Зачем ворошить былое, вспоминать забытые чувства и события? Стоит ли бередить заживающие раны?»

Самый главный повод для обращения в прошлое состоит в следующем. Хотя события и чувства, связанные с ними, принадлежат прошлому — они не забыты. Они все еще оказывают воздействие на наши мысли и восприятие действительности, влияют на наши повседневные отношения и определяют наш выбор. Итак, я утверждаю: «Либо мы выздоровеем, либо мы будем бесконечно повторять все сначала». Все проблемы, которые останутся неразрешенными со времен нашего детства, юности, отношений в семье, будут определять

С «самостью» не рождаются — ее выбирают.

наши теперешние отношения с близкими, друзья ми. Есть поистине исцеляющая сила в решительном выборе и признании реальности, даже суровой реальности. Но прежде всего мы должны оглянуться назад и понять, что же было реальностью, а что мифом.

ГЛАВА ВТОРАЯ

«САМОСТЬ» И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Важно с самого начала иметь в виду, что наша цель заключается отнюдь не в том, чтобы свалить ответственность за нашу низкую самооценку на роди-| тел ей. Очень часто сами родители не получили положенной дозы «самости». Наши дедушки и бабушки, в свою очередь, могли испытывать нищету,- гонения, угнетение, сегрегацию. Возможно, что они были сиротами. Вероятно, они не получили должного образования, были малограмотными. Или, например, хронически больными, физически неполноценными. Тем не менее, став родителями, они старались как могли дать своим детям все самое лучшее.

Даже если это «лучшее» было не слишком плодотворным, большинство родителей любит своих детей. К несчастью, им часто просто не хватает средств для того, чтобы создать детям атмосферу, позволяющую развиться в них высокой «самости».

Редкий ребенок не проходит в детстве через свои бури и потрясения, испытывая в разной степени страдания, несчастия и разочарования. Каждый из нас может вспомнить какую-то боль, оставшуюся в прошлом. Мы прошли через тяжелые утраты, испытали горечь безвозвратных потерь любимых собак и кошек, друзей, членов семьи. Средняя школа тоже была не только благословенным райским местечком. В ней мы покоряли новые вершины, но там же мы испытывали и первые поражения. В конце концов, на любом пьедестале почета только три места, а в футбольной команде только одиннадцать игроков. Тем не менее все мы как-то дорастаем до зрелого возраста.

В течение двух лет Сюзан сводила с ума своих родителей ежедневными упражнениями в «бурных, долго не смолкающих аплодисментах, переходящих в овацию» буквально с самого утра. Причина такой любви к экзотическому способу времяпрепровождения заключалась в том, что девушка готовилась к школьному конкурсу, на котором собирались пять человек в школьную команду «заводил», тех, кто первыми приветствует аплодисментами местных спортсменов из любимой баскетбольной команды. При решающем голосовании Сюзан не хватило одного голоса. Сейчас, когда ей 35, она вспоминает: «Я пережила самое страшное унижение в моей жизни. Когда я вспоминаю отборочный конкурс, я снова и снова испытываю страдание от проигрыша. Все мои ближайшие подруги были в "группе поддержки". А вот я оказалась не такой популярной личностью, как они».

Кроме того, в доме, в котором мы выросли, могли царить взгляды и убеждения, оскорбительные для нас. Некоторые из происходивших там событий могли заставить нас почувствовать себя одинокими, нежеланными, лишними.

У Николаса «золотая пора» детства ассоциируется с чувством заброшенности и одиночества. Его отец развелся с матерью, когда Николасу было пять лет. Вскоре его мать снова вышла замуж, а отчим настоял на том, чтобы пасынка отдали в военное училище.

В течение следующих семи лет Николас виделся с матерью один раз в год. Стала ли его семьей военная школа — чужие люди, которым платили за его воспитание?

Джон, которому сейчас 83 года, вспоминает величайшее поражение в его жизни: «Я любил школу, и когда закончил восьмой класс, то хотел продолжить учебу. Никто в моей семье никогда не добивался ничего подобного. Проблема же заключалась в том, что я должен был переехать в город (Джон родился и вырос в глухом селе). И вот мои родители отыскали квартирку, а я нашел работу в лавке, чтобы иметь возможность платить за постой. Но я был деревенским парнем, и городские ребята смеялись над моей, вытряхнутой из бабушкиного сундука, одеждой. Прошло всего несколько дней, и я вскочил в первый попавшийся вагон и уехал из города». Всю оставшуюся жизнь Джон испытывал чувство тяжелейшего унижения и неизбывную горечь поражения.

Очень немногие из нас вошли во взрослую жизнь без каких-либо психологических травм. Но теперь, повзрослев, мы должны видеть вещи такими, какими они были в действительности. Наши родители не были всемогущими, премудрыми, всевластными и всесильными, какими представлялись нам в детстве, а обычными людьми с нормальными способностями и простыми человеческими слабостями. У них были свои трудности, которые, вероятно, не слишком отличались от некоторых наших проблем. В то время как наши родители, возможно, и не дали нам всего, в чем мы нуждались, они сделали все, что могли, располагая теми знаниями, представлением о жизни и финансовыми возможностями, которыми они обладали.

Иными словами, наши родители не представляли собой воплощение неумолимой и безжалостной злобы и коварства. Не они были злодеями в мелодраме нашего прошлого.

Незавершенное дело и «взрослые дети»

 

Сейчас мы попытаемся разобраться в том, что же мы получили и чего нам не хватало в детстве, и определим наше «незавершенное дело». Будучи взрослыми, мы можем наконец довести дело до ума, удовлетворить наши запросы, поднять нашу самооценку и начать жить по-человечески.

Низкий уровень «самости» оказывается частью нашего наследства, оставленного семьями, отличавшимися жесткими требованиями и завышенными ожиданиями по отношению к детям, родителями, не слишком высоко ценившими проявление эмоций. Выходцы из таких семей останавливаются в своем чувственном развитии в раннем возрасте. Их эмоциональная жизнь так и остается недоразвитой — подростковой или инфантильной, в то время как «ребенку» уже давно за сорок... Иногда подобное состояние характеризуют как «эмоциональное запаздывание».

Такие люди развиты, иногда чрезмерно, интеллектуально и физически, но эмоционально они так и остались детьми. Сколько бы им ни было лет.

Таких людей часто называют «взрослыми детьми». Они выглядят как нормальные зрелые люди, со своими обязанностями, семейной жизнью, и в то же

время постоянно испытывают детские волнения. Внешне они выглядят вполне компетентными и весьма преуспевающими членами общества, но где-то в недрах души они глубоко страдают.

Мой опыт общения с людьми с низким уровнем самости (НУС) показывает, что они всегда «наконец, то готовы начать».

Мне все время хочется им сказать: «Спектакль уже начался, репетиция давно закончилась. Жизнь проходит». Человеку с НУС кажется, что время, когда он станет тем, кого видит в своих мечтах, еще придет. Он думает, что только тогда ему суждено почувствовать себя лучше и счастливее. Как будто он ждет человека или событие, которые так воздействуют на него, что]мечтатель сразу превратится в счастливца.

Очень важно осознать, что время быть счастливым давно пришло. Не надо чего-то ждать и кого-то догонять, надо просто быть.

Счастье не приз, за который надо бороться, как за университетский диплом. Но и не подарок в красивой упаковке с надписью «Фортуна»; оно не приходит само собой тогда, когда мы случайно встречаемся с господином «То-что-надо».

Счастье подразумевает встречу с реальностью такой, какая она есть, и путешествие по жизни рука об руку с ней. И как следствие, принятие на себя определенных моральных, а иногда и финансовых обязательств по отношению к себе и своим спутникам.

Счастье приходит самым различным образом. Иногда оно переполняет все наше существо, временами — едва заметно. Но чаще всего мы счастливы тогда, когда менее всего озабочены поисками благосклонной улыбки Фортуны.

Чтобы быть счастливым и удовлетворенным, нет необходимости совершать подвиг или отчаянно расталкивать локтями окружающих. Счастье в существовании, а не в действии...

«Взрослые дети» живут ожиданием. Когда они были маленькими, то верили, что, покинув родительский дом, станут независимыми, свободными от подавляющего, всевидящего надсмотра безнадежно ограниченных родителей. Освободившись, они смогут уделить время и себе, найдут новых замечательных людей, с которыми им будет приятно общаться. И уж наверняка они найдут волшебное царство и будут счастливы. Они определенно не станут такими, как их родители. Ни в коем случае.

Одно из главных ожиданий «больших детей» заключается в уверенности, что в их жизни будет минимум несчастий, минимум неприятных ощущений. Я думаю, что такой настрой возникает у них в результате того, что ответственность за беды и несовершенство своей жизни они перекладывают на родителей и окружающих людей. «Когда (как рассуждают они в подобных случаях) я стану жить самостоятельно, тогда внешние дурные влияния не смогут оказывать на меня своего вредного воздействия, так что жизнь станет приятной, спокойной и более счастливой». Им не приходит в голову, что одной из составляющих счастья является умение терпеть боль, приносимую жизнью, справляться с разочарованиями и несчастьями, способность пережить их и заняться чем-то другим, не зацикливаясь на своих страданиях.

Подобные инфантильные мысли, ощущения и идеи формируются в детстве. Вместо того чтобы слушать голос своего сердца и довериться ему, многие запутываются в сетях судьбы наброшенных на нас семьей, школой, друзьями, яркими журналами и телевидением.

«Голубой экран» — очень важный (и часто весьма изощренный) источник многих наших ожиданий — счастье приходит вместе с «Мерседесом», женственность неотделима от «итальянской кухни». Телереклама давно известный грязный источник снижения нашей «самости», что было убедительно доказано Венсом Паккардом в его книге «Скрытое внушение».

 

Знакомьтесь: ребенок внутри вас

 

Внутри меня живет мой личный наставник, судья и учитель. Я называю его «внутренним дитем». Иногда мы хорошо знакомы с нашим внутренним «Я» (хранилищем «самости»), а иногда и не подозреваем о существовании «внутреннего дитя». В этом смысле мы отчуждены от себя самих.

Наши подавленность, усталость, комплексы и одиночество во многом могут быть объяснены и устранены, если мы будем лучше понимать и уметь обращаться с нашим «трудным ребенком». Такое понимание поможет нам всмотреться друг в друга в наших личных взаимоотношениях и послужит обретению чувства собственной значимости.

Каждый из нас был ребенком. Детство — время поистине судьбоносное, мы и сегодня находимся под его воздействием. Нередко мы, как прекрасно умеют делать это взрослые, пытаемся пренебречь уроками нашего малолетства, сбрасывая со счетов приобретенный в то время опыт, игнорируем пройденные нами уроки. Тем не менее наставления, полученные в детстве, сказываются на том, как мы мыслим, чувствуем, поступаем сегодня.

Некоторые из затверженных уроков способствуй, или препятствуют тому, как мы общаемся с людьми учимся любить и быть любимыми. Уходящие корнями «розовое» детство ощущения могут быть важной составной частью нашей усталости, неспособности расслабиться, наших головных болей, постоянной тревоги и подавленности.

Вспомните того ребенка, которым вы были... Что с ним случилось?

1. Он еще жив?

2. Вы переросли его и. отбросили так же, как свои старые игрушки или детскую одежду?

3. Не бросили ли вы своего ребенка?

4. Быть может, ваше детское «Я» стало вам безразличным, потерялось, не имеет больше смысла?

5. Жив ли тот ребенок, каким вы были, хорошо ли ему?

Каждый человек несет с собой те чувства и взгляды, которые он захватил из детства. Некоторые составляющие низкого уровня «самости» выращены в семьях, в которых:

 

Ребенку пришлось «повзрослеть слишком рано»...

 

В таких семьях, по той или иной причине, родители были неспособны обеспечить ребенку эмоциональную защищенность и душевный комфорт. В подобных семьях один или оба родителя были или находятся в

алкогольной или наркотической зависимости, и их собственные потребности всегда оказываются на первом месте. Дети в таких семьях учатся сами заботиться о себе эмоционально, а часто и физически. Старшие дети ощущают на себе ответственность за малышей, и детство оборачивается бременем взрослых забот и страхов.

 

От ребенка ждали «совершенства»...

Установка на совершенство формируется в ребенке в тех случаях, когда родители сдерживают себя при проявлении чувств одобрения или выражения любви до тех пор, пока ребенок их не «отработает». Малыш пытается соответствовать таким требованиям, стараясь изо всех сил (а часто и сверх сил) добиться успеха (в физическом развитии, в учебе, общественного признания). Но он никогда не достигнет того, что удовлетворило бы его родителей или его самого...

 

Ребенка постоянно направляли, подталкивали в «правильном» направлении, читали нотации...

Родители постоянно направляют свое чадо, что-то ему предлагают, постоянно контролируют и бесконечно читают нотации о том, что следует делать, а что нет, к чему стремиться, о чем помнить, как думать. В подобных семьях ребенок вынужден отказаться от всяких самостоятельных действий и целиком полагается на внешние воздействия в большинстве областей жизни. Нормой для него становится, увы, постоянная забывчивость, откладывание дел на потом, сопротивление любым предложениям, проявление безразличия и равнодушия.

 

Ребенок как объект вымещения родительского гнева...

 

Дети могут стать настоящими жертвами семейной жизни. Если родители не располагают необходимым числом подходящих объектов для выражения своего гнева и озлобления, то мишенью родительского гнева становится беззащитный, безответный ребенок. Нередко в таких семьях мы сталкиваемся со случаями телесных наказаний и нравственных злоупотреблений. К несчастью, в руках родителей встречаются весьма изощренные средства выражения гнева, такие как сарказм, издевательства и жестокие правила.

 

Ребенок — жертва родительского равнодушия...

 

Наиболее распространенная форма дурного обращения с детьми — равнодушие. В дополнение к физической холодности в отношениях с родителями, огромное число детей страдает от их нескрываемого безразличия. Подобная индифферентность у людей преуспевающих часто связана с занятостью, загруженностью на работе, но не менее хорошо знакомы с безразличием дети алкоголиков.

Равнодушное отношение лишает ребенка чрезвычайно необходимого» внимания и выражений родительской любви. Безразличие призрачно, не имеет явных проявлений, дает скорее чувство пустоты, нежели чего-то конкретного, на что можно было бы указать, взвесить, измерить, ясно описать и понять. Равнодушие трудно поддается определению и детьми и взрослыми. Обычно оно вызывает чувство тревожной опустошенности. Очень часто дети и взрослые говорят об ощущении оцепенелости, неопределенности, пустоты. Вместо описания конкретных болезненных случаев из жизни столкнувшиеся с равнодушным отношением говорят, ч

то «не было ничего очень плохого». Такое замечание служит важным признаком того, что в детстве было утрачено нечто важное, что родители были безразличны к ребенку. Если мать или отец недоступны в моменты, когда ребенок нуждается в их участии, берегитесь — это равнодушие.

 

Поведение, которое «сводит с ума»...

 

Стереотип «сводящего с ума» поведения формируется тогда, когда ребенок получает одновременно два противоположных по смыслу сигнала. Например:

· Я хочу, чтобы ты чувствовал себя свободным в выборе своей мечты, но помни, мы рассчитываем, что ты продолжишь семейное дело.

· Я люблю тебя такой, какая ты есть, просто советую и предлагаю тебе немного изменить свое поведение.

 

Сводящие с ума двойные сигналы

 

От моей наставницы Вирджинии Сатир я узнала о существовании двухуровневых сигналов. Она утверждает: «Во всех трудных семьях, которые известны мне, практикуется общение посредством двунаправленных сигналов, приводящих к своего рода "безумию". Что-то тут не так».

«Сводящее с ума» поведение возникает тогда, когда ребенку подают одновременно два противополоных по смыслу сигнала. Например:

 

· Прогуляйся и постарайся хорошо провести время. Я не умру от одиночества.

· Я знаю, ты меня любишь, но просто не знаешь, как проявить свои чувства.

· Мы проведем с тобой вместе столько времени, сколько ты захочешь, но только не сейчас.

· Я вполне могу позаботиться о себе сам, но я хочу подольше побыть с тобой.

· Прекрасно себя чувствую, не беспокойся. Просто мне не хорошо.

· Мы всегда будем заботиться о тебе и купим гору игрушек. Просто сейчас у нас временные трудности.

 

Люди обычно стремятся к тому, чтобы окружающие поверили в их «благие» намерения, и не хотят, чтобы кто-нибудь заметил, что их поведение не соответствует уже произнесенным словам. Очень рано мы приучаемся не ждать, что обещание сбудется. Не важно, что говорят, не важно количество расточаемых улыбок — в неблагополучных семьях на них не обращают внимания. То, что вы видите и слышите, обычно не согласуется с тем, что вы чувствуете.

Мы привыкаем к тому, что и вести себя следует по принципу двусмысленных сигналов.

· Сначала переедаем, затем садимся на диету.

· Отправляемся на машине за три километра в спортивный клуб, чтобы пробежать те же километры по дорожке стадиона.

· Берем отпуск и проводим его в гостиничном номере, названивая домой и проверяя, как идут дела.

 

В неблагополучных семьях детям редко удается понять, что такое последовательность, сосредоточенность и жизнь в настоящем.

Очень часто один из родительских сигналов выражает благоволение, поддержку, участие и заботу, а другой не высказывается явно, он, как правило, завуалирован, маскирует скрытый смысл высказывания.

Следствие подобных двусмысленных сигналов — забвение памятных дат, пропуск такси, поздние приходы домой, хаотичные и неуверенные действия детей, формирование поведенческого стереотипа, не позволяющего нам всерьез полагаться на слова, звучащие проявлением поддержки и заботы. У многих людей в детстве не сформировались ни высокая самооценка, ни здоровое самолюбие. Оно запомнилось лишь ощущением слишком быстрого взросления, боязни и неуверенности в себе.

 

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ОТДАВАТЬ СЕБЕ

ОТЧЕТ В СВОИХ ОЩУЩЕНИЯХ

 

Для многих детей первые годы жизни полны пугающего и болезненного опыта. Возможно, у ребенка были родители, которые не понимали его потребности: редко брали на руки, были скупы на ласку и утешение. Или они кричали на детей, вымещая на них свое плохое настроение.

Иногда родители используют в общении с детьми очень болезненный метод контроля над ними. Они внушают им чувство вины или страха, чтобы вынудить

ребенка вести себя «как следует». А иногда родители просто равнодушны и бесчувственны. Дети могут рассказать множество тягостных историй о родителях, которые постоянно их критикуют и высмеивают. Некоторые взрослые предъявляют к детям такие требования и возлагают на своих отпрысков такие надежды которые не может исполнить и кандидат в космонавты.

Дитя просто не может понять и постичь, почему его родители ведут себя так или иначе и что он должен сделать, чтобы заслужить их благосклонность. Возможно, что родители выросли в неблагополучных семьях и с ними плохо обращались. Они могли испытывать недостаток внимания, пережить унижение, горе, крушение надежд. Но маленьким человечкам неведома темная сторона родительских чувств, они не умеют читать во взрослых душах. Дети просто учатся жить в том мире и не способны заметить, что их родители, быть может, еще более несчастны и растеряны.

Временами страх, чувство вины и страдания становятся невыносимыми, и тогда, чтобы выжить, ребенок как бы отделяет от себя ту часть, которая, «чувствует » (то есть «сердце»), включает необходимый механизм самозащиты. Для того чтобы выжить, малыш избавляется от своего внутреннего знания и чувства. Он отрицает и хоронит в себе «внутреннее дитя».

Его чувства как бы замораживаются, прячутся за горой мускулов и физическими нагрузками. Взрослея, человек продолжает поиск новых средств самозащиты (ими становятся такие возбудители, как еда, алкоголь, сигареты, секс). Чтобы заглушить внутреннюю боль, в действие вступает система возбуждения (в сфере поведения) и подавления (сдерживание внутренних чувств), причем вне зависимости от свойств личности. Ее функционирование и становится источником отрицаний и заблуждений в нашей жизни.

Наши эмоции представляют собой шестое чувство, истолковывающее, организующее, направляющее, придающее смысл остальным пяти.

Перестать чувствовать — стать эмоционально невосприимчивым и бесчувственным — значит лишиться взвешенного взгляда на реальность. Бесчувствие означает потерю возможности подлинного единства с окружающими. Чувства — общий знаменатель людей.

Если мы не ориентируемся в собственных чувствах, не разбираемся в эмоциях окружающих, то идем по жизни подавленными, на нас обрушивается поток событий. Понимание языка чувств — ключ к собственной судьбе. Новое знание способно освободить нас от отрицательных эмоций, пробудить дремавшую высокую творческую энергию. По мере ее высвобождения ослабевают страх и душевная боль. Такова обратная сторона негативной нисходящей спирали — самоподпитывающийся круг положительной обратной связи.

Когда вы испытаете душевную боль, а время от времени через нее проходит каждый, вы почувствуете на некоторое время истощение сил, безнадежность» что вполне естественно. Если вы испытаете все стадии обиды, гнева или душевной боли, не избегая реальности, не отрицая ее, вы придете в себя значительно быстрее. К вам вернутся энергия, творческие способности и эффективность. Процесс разрешения эмоциональных проблем в течение жизни обуславливает ваш естественный рост и развитие. Детские тревоги постоянно напоминают о себе взрослым разнообразными внутренними и внешними конфликтами. Если мы открыты миру, мы растем. Когда мы «закрываемся», принимаем оборонительную стойку, мы бесцельно расходуем свою энергию и никогда не сможем реализовать наши потенциальные возможности.

Наша первая цель — подчиненность, вторая — независимость. Наша последняя цель — власть над собой и свобода.

...Понимание и сопереживание — это свобода...

Прощение

 

Прощение — дар, который мы преподносим самим себе. Мы не знаем всех обстоятельств жизни людей, оказавших воздействие на формирование нашего «Я». Мы не всеведущи и не имеем права сказать: «Отцу следовало бы уделять нам, детям, больше внимания» или «Маме не следовало быть такой прямолинейной». Прощение подразумевает, что мы не обладаем всеохватывающим знанием или необходимой мудростью, чтобы одновременно играть роль судей, присяжных и палачей по отношению к людям, которые когда-то в прошлом нас чем-нибудь обидели.

Прощение — момент выбора. Когда мы прощаем, мы выбираем жизнь для нас самих и для других.

 

1. Мы освобождаем самих себя от груза обид, душевной боли и одиночества. Мы исцеляемся.

2. Мы дарим и кому-то другому свободу жить так, как ему хочется (а иногда отдых и покой), предоставляем возможность поработать над своими чувствами, поведением и всем, что с ними связано.

Прощение есть дар исцеления, который мы преподносим самим себе.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ЧУВСТВА

 

ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ

 

Кому-то может показаться странным, что я говорю о постижении собственных чувств. «Что, собственно,? там понимать? Я знаю, когда я ощущаю себя хорошо, и прекрасно осведомлен, когда плохо. Для меня здесь нет ничего сложного». Если бы наши эмоции представляли собой только сменяющие друг друга приятные и противные ощущения, тогда и вправду, понимать тут было бы нечего. Но, как мы видели, наши чувства обладают своей собственной историей, это сага, начавшаяся в детстве и устремленная в будущее.

 

Запомните:

Временами страх, чувство вины и собственного несовершенства, которые испытывает ребенок, становятся невыносимыми, и тогда он, чтобы все-таки выжить, как бы отделяет от себя ту часть, которая «чувствует» (то есть «сердце»).

 

Изоляция чувственного начала является необходимым механизмом его самозащиты. Для того чтобы выжить, чтобы существовать, ребенок старается избавиться от своего внутреннего знания и чувств. Он отрицает и хоронит в глубинах души свое внутреннее дитя».

Хотя малыш пытается контролировать свои чувства, старается глубоко спрятать и подавить их, эмоции не исчезают, они остаются. В конце концов, мы ведь не только разумные животные, но и существа чувствующие, если только не устанавливаем «непреодолимый барьер» для эмоций.

Таким образом, сформированные в детстве чувства оказываются как бы замороженными, окуклившимися во времени, с тем чтобы дожить в капсуле-коконе до сегодняшнего дня. Конечно, мы знаем, когда мы чувствуем себя хорошо, а когда плохо, но правда и то, что мы пытаемся отказаться от многих наших эмоций, мы как бы отрицаем их и мы делаем это, потому что:

 

· боимся чувств;

· стыдимся своих эмоций;

· думаем, что наши ощущения дурны;

· считаем, что они ненормальны.

 

Как я отмечала в предыдущей главе, наши эмоции образуют нечто вроде шестого чувства, истолковывающего, организующего, направляющего и придающего смысл остальным пяти. Перестать чувствовать — значит стать эмоционально невосприимчивым, бесчувственным, лишиться взвешенного взгляда на реальность и других людей. Человек, который пытается неусыпно контролировать и подавлять свои ощущения, теряет возможность подлинного единения с другими людьми. Подобная особь не является человеком в истинном смысле этого слова, ибо чувства — общий знаменатель всех людей.

 

Соприкосновение с чувствами

 

Психологи, консультанты-психоаналитики и психотерапевты абсолютно убеждены, что человек непременно должен войти в соприкосновение со своими чувствами. Что значит войти в соприкосновение?

Соприкосновение с собственными чувствами прежде всего означает признание того, что мы обладаем комплексом разнообразных эмоций. Чтобы соприкоснуться с чувствами, необходимо познакомиться со своей глубинной (подсознательной) эмоциональной жизнью, научиться принимать ее как неотъемлемую часть нашей личности, а не как нечто, чего следует бояться, избегать как постыдного и отвратительного.

Иначе, игнорируя собственные чувства, мы как лунатики движемся по жизни в состоянии транса, время от времени вздрагивая и пробуждаясь при встрече с мешающейся под ногами действительностью. Дрожащие и беспомощные, мы захлестнуты своими чувствами и смущены эмоциями других.

Понимание языка чувств — один из ключей к овладению собой.

Когда мы не отрицаем своих эмоций — когда мы постигаем язык чувств, — мы становимся обладателями незаменимого средства разрешения проблем, подбрасываемых нам жизнью. Такая способность - основная предпосылка нашего самосовершенствования и духовного развития.

Возникшие в детстве и своевременно не разрешенные проблемы неизбежно сопровождают нас и в зрелом возрасте, становясь источником очень многих конфликтов. Когда мы открыты изменениям, стремимся к пониманию языка чувств, мы располагаем широкими возможностями для духовного роста. Если же мы склонны оставаться «лунатиками», просыпающимися время от времени и вздрагивающими при виде суровой действительности, то наша энергия рассеивается в пространстве жизни, расходуется впустую и тогда мы представляем собой нечто большее, чем автоматы, но что-то меньшее, чем люди.

Однако большая часть человечества испытывает потребность в освобождении из плена, в движении к независимости, а потом и к свободе. Постижение наших собственных эмоций открывает нам новые перспективы и увеличивает вероятность реализации нашего потенциала. Мы превращаемся в думающего, чувствующего и действующего человека, человека в полном смысле слова.

 

Запомните

Свобода человека заключается в постижении собственных чувств и способности действовать в соответствии с новым пониманием.

 

 

Чувство гнева

 

Понятие «гнев» подразумевает под собой целый комплекс чувств...

· Гнев может означать обыкновенное раздражение.

· Мы часто гневаемся, когда расстроены срывом наших планов.

· Легкая досада, первоначально едва заметная, может перерасти в настоящий гнев.

· Иногда мы приходим в ярость — неконтролируемый приступ гнева.

· Мы испытываем гневное возмущение, когда разочарованы или обмануты.

· Когда мы разозлились из-за чего-то, но не хотим усугублять ситуацию, мы предупреждаем: «Я уже закипаю».

 

Нередко гнев является нашей реакцией на нанесенную обиду или потерю, но и в этих случаях распознать его нелегко. Когда собеседник заявляет нам: «Я никог-. да не злюсь», то вполне вероятно, что человек просто не признает свой гнев в качестве такового. А может быть, мы отдаем себе отчет в том, что испытываем чувство гнева, но отрицаем его, поскольку знаем, что такого рода чувства неприемлемы в обществе, дурны и постыдны. Иногда люди отрицают чувство охватившего их гнева, потому что боятся подобных внутренних ощущений, опасаются, что гнев перерастет в неподконтрольную ярость, способную нанести всем непоправимый ущерб.

«Я должен был сдерживать свой гаев, — объясняет пятидесятипятилетний Гордон, прежде работавший полицейским, — меня учили держать себя в руках, и, честно говоря, я порой боялся, как бы чего не вышло, если я дам волю своему гневу». Затем он добавляет, подчеркивая свою мысль: «Всю свою жизнь я имел дело с оружием, но не держал его дома. Всякий, кто работал в службе охраны порядка, подтвердит вам, что наибольшее количество убийств с использованием огнестрельного оружия происходит дома, и стрельба обычно начинается тогда, когда семейные споры сопровождаются выпивкой».

Очень важно признать, что вы имеете право разгневаться, поскольку гнев — естественное чувство. Совершенно нормально время от времени испытывать гнев. Он становится нашей проблемой в тех случаях, когда, с одной стороны, мы делаем вид, что чувства гнева не существует, а с другой — используем его, чтобы манипулировать другими людьми, запугивая их.

В понимании гнева есть две ступени:

 

1. Во-первых, тщательно изучите свое чувство гнева во всем его разнообразии. Проанализируйте, как оно воздействует на вас, как учащается ваше дыхание и ускоряется ритм пульса. Почувствуйте прилив крови к лицу и напряжение в руках, ногах, шее и животе. Ответьте, как сокращаются ваши лицевые мускулы. Посмотрите на себя со стороны.

 

2. Научитесь направлять свой гнев в нужном направлении и на заслуживающие того объекты.

Гневное выражение чувств — естественная и здоровая реакция, необходимая нам для того, чтобы основную часть жизни оставаться в здоровом и уравновешенном состоянии. Иногда чувство гнева доставляет нам неприятности: повышается кровяное давление, учащается биение сердца. Но такое напряжение должно получить свой, разумеется правильный, выход, иначе говоря, признайте свое право на выражение гнев. Иначе он уходит глубоко в подсознание, концентрируется там и перерастает в постоянное чувство озлобленности. Сдерживание подступающего приступа гнева, попытка контролировать его может усугубить ту причину, которой он вызван.

Между человеком, правильно освобождающимся от своего гнева, и хронически злым, олицетворяющим собой злопыхательство, существует большое различие. Озлобленный, ожесточенный человек обычно недоволен жизнью и винит в этом окружающих. Он использует гнев в качестве самозащиты, подкрепляя его обвинениями подвернувшихся под руку безвинных людей. Такая форма гнева имеет нездоровый характер и неправильно направлена, в то время как разборчивость — верный признак праведного гнева. Праведный в гнев связан с событием или ситуацией, имеющими определенное толкование и однозначный смысл.

Поведение, направленное на самоутверждение личности, предупреждает рецидивы агрессивного поведения. Оно защищает нашу правоту и наши чувства, в то время как агрессия направлена на права и чувства других людей.

Многие представители рода человеческого хотели бы еще в большей степени самоутвердиться, но отнюдь не все понимают, что процесс повышения «Самости» — настоящее искусство. Очень часто путают самоутверждение и агрессию. В чем состоят правильные шаги по маршруту самоутверждения?12345Следующая ⇒







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.