Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть 2 (продолжение).



Вторая стадия смерти:
выход из физического тела

Когда время нашей жизни исчерпывается (с точки зрения Аюрведы моменты рождения и смерти считаются достаточно фатальными датами), наступает 2-я стадия смерти, которая длится девять дней (отсюда — традиция поминать умершего на девятый день). Следует, тем не менее, помнить, что при всех самых благоприятных обстоятельствах отдалить время смерти практически невозможно, так как определенная продолжительность жизни дается нам для выполнения конкретной программы (прарабдха- и дхарма-кармы). При этом если мы не выполняем своих задач, а напротив, всячески разрушаем свое физическое тело в угоду чувственным наслаждением, мы очень быстро можем сократить свою жизнь.

В начале второго периода, когда останавливается сердце и прекращается дыхание, наступает клиническая смерть. Дефицит кислорода и глюкозы приводит прежде всего к массовой гибели нейронов коры головного мозга. Чуть позже погибают подкорковые и эндокринные центры, костный мозг и другие ткани. В момент клинической смерти наша душа вместе с «тонкими» оболочками и эфирной матрицей отделяется от физического тела, которое, оставшись без жизненного начала, постепенно начинает разлагаться.

Большинство «умерших» в первые минуты и даже часы после смерти, как правило, ничего не видят и не осознают. Они как бы проваливаются в темноту. Однако некоторые способны наблюдать свое тело и место, где они умерли, почти сразу. Другие постепенно приходят в сознание и, оставаясь в эфирной оболочке, приобретают прежнюю активность чувств, ума и интеллекта. Вторая стадия смерти напоминает вторую стадию рождения — «мир рушится, и кажется, что выхода нет».

В это время мы осознаем, что все, что было связано с нами — семья, дом, работа, страна, накопленные материальные богатства — утрачивается вместе с физическим телом. Некоторые призывают на помощь родственников и друзей, но те, естественно, их не слышат. Мы не знаем, что нас ожидает дальше, поэтому наша душа переполняется страхом. При этом перешедший в «мир иной» может считывать мысли других людей и немедленно перемещается к тому, кто о нем думает. Поэтому первые девять дней, думая об «умершем», вы можете посылать ему добрые мысли и таким образом реально поддержать его. Ну и, конечно, его восприятие мира в этот период будет смешиваться с наиболее яркими воспоминаниями прошедшей жизни. В «Бхагавад Гите» сказано: «Мысли в момент смерти предопределяют наше будущее».

Некоторые полагают: «можно жить, как заблагорассудится, а придет смерть, тогда и подумаем о Боге». Однако они должны знать, что на второй стадии смерти будет окончательно определен дальнейший путь личности. И то, как мы жили, о чем мечтали, к чему стремились, какие желания культивировали и какие поступки совершали — будет доминировать в нашем сознании и определит наше будущее.

В древние времена родственники приглашали брахмана, который в течение первых девяти дней читал священные каноны, помогая душе достойно, без страха преодолеть переходный период; они убеждали «умершего», что его существование не завершено, и ему следует успокоить свой ум, сконцентрироваться на духовном и молиться Богу. В читаемых текстах описывались последующие стадии переходного периода, которые ему предстоят.

Не позднее третьего дня тело, как правило, кремировали, а пепел рассеивали над одной из священных рек. Обряд кремации помогал умершему отойти от привязанности к физическому телу и значительно сокращал время его «потусторонних» страданий. Некоторые из-за своего невежества пытаются вновь войти в свое уже разлагающееся физическое тело. Поэтому на кладбищах и в моргах иногда можно увидеть призраков, на самом деле являющихся «тонкими» телами «умерших», уплотненными эфирной оболочкой (в силу привязанности им никак не расстаться со своим физическим телом). Их эфирная матрица люминесцирует при определенном направлении лунного света и в точности повторяет контуры физического тела человека, животного, растения или иной формы жизни.

Иногда кто-то думает, что мгновенная смерть является наиболее удачной. Это не так. Человек, страдающий перед смертью, морально более готов к ней, чем умирающий сразу, который на второй ее стадии испытывает сильный шок и не может примириться с ее приходом.

Существует шесть категорий людей, которые «зависают» на второй стадии более чем на девять дней:

• Совершившие самоубийство. Например, согласно закону кармы, человек должен был прожить 70 лет, но совершил суицид в 18 лет. Значит, «недоработанные» 52 года он будет оставаться в эфирном теле, не имея возможности покинуть его. Это время будет очень тяжелым для него, так как вблизи поверхности Земли несовместимость тонких и земных энергий максимальна и приносит наиболее ощутимые физические страдания. Жизнь дается нам для выполнения конкретной индивидуальной программы (прарабдха-кармы и дхарма-кармы). Если человек убивает себя, то он как бы выпрыгивает из «поезда жизни».

• Совершившие кровавые преступления против человечества, убийцы-маньяки, жестокие диктаторы, отдававшие приказы на уничтожение тысяч или миллионов людей «зависают» на второй стадии на сотни и даже тысячи лет.

• Умершие в состоянии алкогольного или наркотического опьянения блуждают в эфирном теле так же, как и самоубийцы, в течение достаточно длительного времени. Тем не менее им можно помочь, проведя специальный обряд и заказав заупокойную службу в храме.

• Умершие во сне. Иногда мы думаем, что человек умирает во сне, однако большинство людей просыпается перед смертью. Во сне умирают лишь те, кто глубоко погружен в тама гуну (состояние невежества) и ведут животный образ существования.

• Погибшие насильственной смертью и пропавшие без вести. Родственники этих людей надеются на «чудо» и удерживают их на уровне эфирного плана. Конечно, не имеет большого значения, похоронят ли наше тело, сожгут ли его или оно будет съедено шакалами или хищными птицами. Однако если кто-то из наших близких будет слишком привязан к нам, он не позволит принять нового рождения.

• Те, кто поклонялся бхутам (духам) и занимался сознательно «черной» магией. Эти личности столь сильно связаны с «Миром неорганики», что даже после смерти не в силах освободиться от его влияния и продолжают общение с его сущностями.

Все перечисленные личности долгое время находятся около живых и странствуют по миру, причиняя им беспокойство. Ведь их органы чувств были разрушены вместе с физическим телом, поэтому они не могут соединить чувства с объектами чувств и получить от этого наслаждение, и оттого сильно страдают. Порой они поселяются в заброшенных домах или замках, а иногда пытаются войти внутрь физического тела тех, у кого ослаблена воля. Так возникает одна из форм одержимости, описанная в аюрведических канонах.

Третья стадия смерти:
прохождение через «ад» и «рай»

Третья стадия смерти — «свет в конце туннеля» — связана с выходом души через один из 350 тысяч каналов нади. В соответствии с выбранной программой, всплывающей в уме подобно пузырькам воздуха в воде, мы входим в тот канал, который освещается Параматмой, локализованной формой Бога, сопровождающей нас в течение всего материального существования. В соответствии с уровнем своего сознания мы можем видеть облик Параматмы или просто свет, исходящий от Бога. Каждый канал имеет свой оттенок — фиолетовый, синий, красный, зеленый, оранжевый и т.д. Согласно тибетской «Книге мертвых» даже по оттенку цвета можно понять, в какую форму жизни и в какое место Вселенной мы отправляемся.

Третья стадия смерти в земном летоисчислении составляет 40 дней, хотя субъективно может показаться вечностью. Поминать умершего на 40-й день неправильно — нужно прибавить еще девять дней к 40. Только на 49-й день умерший заканчивает свое земное существование. В это время эфирное тело полностью распадается, и вся информация переписывается на одну из матриц Вселенной. Существует пространство, называемое Питри-локой. Сколько бы ни жило людей во Вселенной, после их смерти вся информация об их судьбе в символической форме кодируется в «Мире Питри». Питри-локу называют планетой предков. Все образы людей, живших когда-то в нашей вселенной, продолжительность существования которой составляет 311 триллионов 40 миллиардов лет, принимают в этом пространстве некую символическую форму. После смерти человек может вступить в контакт с информацией («образом») своих предков по своему желанию.

Помните слова Иова «живые позавидуют мертвым»? Дело в том, что ни «ада», ни «рая» не существует во внешнем мире. Они внутри нас и похожи на сон. Кто-то усмехнется: «Ну и что же? Это всего лишь сон». Но разве мы не просыпаемся в холодном поту и не кричим, когда видим страшные сны?

Итак, мы отправляемся в путешествие по одному из каналов нади, дабы пройти наши внутренние «ад» и «рай». Что же лучше вначале? Вероятно, это зависит от того, насколько человек был благочестив или греховен в своей жизни.

Все наши желания вначале «подпитываются» определенными мыслями, а затем «поливаются» соответствующими поступками. Так мы порождаем так называемые элементалы» (мыслеобразы). Благочестивые элементалы напоминают ангелоподобных существ, негативные же — чудовищ, подобных тем, что можно увидеть в компьютерных играх или фильмах ужасов. Когда мы проходим через один из каналов нади, мы оказываемся на различных «сценах», где появляются все эти чудовища, которых мы сами породили. Например, в ведических канонах говорится, что если человек ест мясо, т.е. берет плоть убитого им или для него живого существа, он порождает соответствующий мыслеобраз, с которым встретится во время смерти. Мясо на санскрите называется «мамса». Это означает: «В этой жизни я ем тебя, в следующей жизни ты будешь есть меня». Таким образом, мы даем санкцию на то, что станем сами пищей для других.

Все это будет происходить во время третьей стадии смерти. Некоторые говорят: «Но я же сам не убиваю!». Однако Веды указывают, что те, кто убивает, те, кто дает санкцию на убийство, те, кто торгует мясом, те, кто его разделывает и те, кто его готовит или ест — совершают один грех.

Если вы осуждали кого-то или ненавидели, проявляли непомерную жадность или гордость, знайте: вы породили ужасных монстров, уничтожить которых можно только специальными мантрами или духовными практиками.

Существует древняя притча о том, как духовный учитель объяснял своим ученикам суть понятий «ад» и «рай», находящихся внутри нас.

…Высоко в синем небе пылало Солнце. В ярком его свете вода в Ганге казалась темной, почти черной. На берегу великой реки сидели учитель и несколько учеников.

— Итак, теперь вы знаете о том, что все наши желания вначале «подпитываются» определенными мыслями, а затем «поливаются» соответствующими поступками. Так рождаются мыслеобразы. Еще раз повторяю вам: негативные мыслеобразы подобны чудовищам. Когда, умирая, мы проходим через один из каналов нади, мы оказываемся на разных «сценах», где встречаемся со всеми этими монстрами, которых мы сами породили.

Воцарилось молчание. После паузы гуру спросил: «Все ли поняли сказанное мной?». Один из учеников, совсем молодой, с длинным носом и живыми блестящими глазами, дернул щекой.

— Простите, учитель. Получается, что «ад» существует внутри нас, и это вроде бы понятно. Но как хочется увидеть все это собственными глазами, очутиться в «аду», испытать на себе, что это такое!

— Будь по-твоему, — отвечал учитель, — но ответь, сколько времени тебе надобно, чтобы как следует ощутить, что же такое «ад»?

Тут любознательный молодой человек вспомнил, что его наставник наделен немалыми мистическими способностями, и стушевался. Однако отступать было поздно.

— Я думаю, пятнадцати минут будет достаточно, — пробормотал он… и немедленно вокруг сгустились сумерки.

Перед ним простиралась бесконечная пустыня. Тут и там из песка торчали, высунувшись по локоть, сжатые в кулак руки. Внезапно у нескольких, ближайших к нему, кулаки разжались, и в середине каждой ладони обнаружилось по широко открытому глазу. Все глаза уставились на ученика и принялись рассматривать его. Взгляды, беззастенчивые и глумливые, казалось, раздевали догола и выворачивали наизнанку. Через минуту раскрылись остальные руки, и в них обнаружились беззубые рты, из которых потек гной вперемешку со словами. Прислушавшись, можно было понять, что рты обсуждают все недостатки новоприбывшего, вспоминают отдельные эпизоды его жизни, вытаскивают на свет самые сокровенные его мысли и глумятся над ними. Не выдержав, ученик заткнул пальцами уши, и тогда ближайший рот плюнул гноем, который попал прямо в лицо и стал жечь, точно расплавленный свинец. Завывая от боли, ужаса и отвращения, ученик бросился бежать, не разбирая дороги. Он несся под градом плевков, насквозь прожигавших одежду, разъедавших кожу и мышцы, и вдруг почувствовал, что песок под ногами кончился. Осторожно приоткрыв один глаз, он увидел, что стоит на берегу озера, от которого веет свежестью и прохладой. Задыхаясь от счастья, он по грудь вошел в воду и принялся смывать с себя зловонные плевки. Рядом с ним из воды высунулась голова аллигатора, непостижимым образом напомнившая ученику его собственное лицо, отразившееся в большом зеркале в тот момент, когда он, будучи подростком, жестоко и язвительно издевался над своей младшей сестрой.

«Смена декораций», — пропищал аллигатор. Тут же из его пасти поползли длинные и тонкие коричневые черви. Ученик с ужасом увидел и почувствовал, что твари проникли под одежду, подобрались к его голове и стали заползать во все естественные отверстия тела. Испытывая ни с чем не сравнимую боль, ученик с огромным трудом выполз на берег и уткнулся лицом в холодную землю.

Почва перед ним разошлась, и оттуда выглянуло мертвое лицо его матери. Из глазных впадин его торчали хвосты скорпионов. «Смена декораций», — прохрипело лицо. От него стали отваливаться куски плоти, и наконец обнажился собачий череп. «Помнишь, как ты хотел ударить по лицу свою мать?», — прогавкал череп и откусил ученику нос. Заливая землю вокруг кровью, хлещущей из обезображенного лица, ученик встал на четвереньки.

«Что же это, что же это?», — беззвучно шептал он, пытаясь сдержать рыдания. Из глаз его хлынули слезы. За те несколько секунд, что он плакал, все его раны и язвы зажили и перестали болеть. Он поднялся на ноги. «Ты сам знаешь, что это, — прошелестел песок под ногами, прошептал ветер, зажурчала вода в реке. — Это твои зависть, злоба, алчность…»

«Привет, — донесся откуда-то снизу звонкий детский голос, — смена декораций». Перед ним стоял крошечный, ростом в локоть, прехорошенький маленький мальчик. Он улыбнулся, и ученик увидел, что зубы у мальчика волчьи. «Мучить животных — нехорошо», — ласково сказал мальчик-волк, и всадил в правое колено ученика неизвестно откуда взявшуюся кирку. В глазах у того вспыхнули искры, и он повалился на землю. «Да, нехорошо», — повторило существо и вонзило кирку ему в голову, — надо же, у нас, оказывается, и мозги имеются!». Вдруг маленький мучитель куда-то пропал, и раны вновь стали заживать сами собой. Не успел он порадоваться этому, как снова — «Смена декораций!», и он висит вниз головой на железной пальме, а рядом громоподобно квохчет курица величиной со слона. «Какой вкусный червячок попался мне на обед! Сначала выклюем ему глазки!»

Он не смог бы, даже если б захотел, подсчитать, сколько еще раз звучало это «Смена декораций!», сколько перед ним прошло жутких, гротескных, отвратительных созданий, олицетворявших подлость, ненависть, заносчивость, тщеславие, лень… Сколько раз его варили в сиропе, замешанном не на сахаре, а на лжи, выжигали глаза раскаленными сгустками злобы, заставляли глотать живых пираний предательства, выдирали ногти и посыпали кровоточащие пальцы жгучими крупинками воровства и мздоимства… Всякий раз его плоть восстанавливалась, оживала, чтобы подвергнуться новым мукам. В конце концов, он потерял счет времени.

«Смена!..»

Он не мог думать ни о чем, кроме боли, ибо не чувствовал ничего, кроме страданий. Он был бы счастлив, если бы его тело, ежеминутно испытывающее адские муки, наконец, перестало бы восстанавливаться, рассыпалось бы в прах и перестало что-либо ощущать… увы. Он мечтал о том, чтобы рассудок его помутился — если бы подобное произошло, боль отступила бы. Но и в этом ему было отказано. Казалось, прошла вечность с тех пор, как он оказался здесь.

— Целая вечность в аду… целая вечность. За что, учитель? Зачем вы обманули меня? Я проклинаю вас и ваш обман! Вытащите меня отсюда!!!

Внезапно жуткие твари отступили в стороны, окружив ученика плотным кольцом. На свинцово-черном небе разошлись тучи, на землю внутри круга монстров упал солнечный луч, из которого выплыла фигура его духовного учителя. Он улыбнулся и подошел к ученику.

— Вечность? Отнюдь, друг мой. Ты отсутствовал всего лишь пять минут — меньше, чем хотел сам. Но, может быть, тебе все же не терпится досмотреть спектакль до конца?

Праведная деятельность, напротив, подарит нам «райские» наслаждения. На нашем пути будут возникать сказочные рощи и сады, источающие удивительные цветочные ароматы и наполненные прекрасным пением птиц. Вдоль голубых озер встретятся изумительно красивые мужчины и женщины, и мы сможем испытать «небесные наслаждения», превосходящие в сотни тысяч раз любые земные радости. Однако и это рано или поздно закончится, и мы должны будем расстаться с иллюзиями этого удивительного мира.

Четвертая стадия смерти:
смена декораций

Через 49 дней наступает четвертая стадия смерти — стадия освобождения. Мы ощущаем себя полностью свободной личностью подобно актеру, наконец-то сыгравшему свою роль в пьесе. В этот период мы будем находиться в особом состоянии сознания, когда нам покажут будущий «сценарий» жизни, наш новый «космический коридор». Мы узнаем, что нам предстоит сделать в следующем воплощении, на следующем этапе своей эволюции. Мы сможем увидеть своих будущих родителей, место, где нам предстоит появиться на свет и узнать, какие препятствия и искушения встретятся на нашем жизненном пути и какие задачи нам придется решить. Мы, скорее всего, испытаем одновременно и радость освобождения и, возможно, страх перед новой неизведанной судьбой. В это время мы осознаем себя духовной личностью и будем молиться Богу, чтобы Он никогда не оставлял нас на нашем нелегком пути.

Как правило, период ожидания нового воплощения не занимает больше нескольких недель или месяцев. В древних тантрах говорится: «Когда душа покидает это физическое тело вместе со всеми атрибутами окружающего мира, ей уже уготовано новое место». Однако если вы умерли преждевременно (например, оказавшись в «тупиковом» коридоре) — этот этап может занять несколько лет. Иногда, если личность имеет уникальную программу развития, которая может проявиться лишь при строго определенных социальных или временных обстоятельствах, время ожидания может составить сотни или даже тысячи лет. В этом случае душа входит в состояние «свапна» (бессознательного) и ожидает своего нового появления на свет.

 

Духовная спираль
эволюции сознания

«Большие витки»
эволюционной спирали

Существует 8 миллионов 400 тысяч уровней сознания живых существ мира «виртуальной реальности» или так называемых «больших витков эволюционной спирали развития». К первым 8 миллионам относятся «низшие» виды жизни: духи (бхуты), бактерии, простейшие, обитатели вод, растения, животные, земноводные и птицы. Остальные 400 тысяч населяют «мир людей» и «мир полубогов» (девы, гандхарвы, муни, кимпуруши, киннары, апсары и другие).

Все живые существа, достигшие уровня последних 400 тысяч, на каждом уровне сознания должны пройти через так называемую «малую спираль эволюции», состоящую из 12-ти стадий или 12-ти воплощений. Астрологическим показателем того, на каком из малых витков спирали находится живое существо, является Северный Лунный Узел или планета Раху, определяющая смысл кармического воплощения души. В зависимости от того, где она расположена (знак Зодиака), можно судить о том, какие уроки человеку предстоит пройти в данной инкарнации.

«Малая спираль эволюции»
сознания человека

Невозможно выполнить все эволюционные задачи в течение одной жизни — «взять крепость одним штурмом». Поэтому, достигнув уровня человека, на каждом из витков этой спирали нужно пройти еще и «малую спираль эволюции», состоящую из двенадцати стадий, своеобразных «школьных классов». На каждом витке человек может воплощаться от одного до десяти раз в зависимости от успешности выполняемых задач. Каждое воплощение — это необходимость отработать определенные задачи, обусловленные дхарма-кармой. Как уже говорилось выше, законы Вселенной устроены таким образом, чтобы каждое живое существо, оказавшееся в мире «виртуальной реальности», постоянно духовно эволюционировало, приближаясь к Богу. Только достигнув полной гармонии на данном уровне (одном витке «малой спирали»), мы можем продвинуться дальше.

Когда мы проходим эти двенадцать «классов», выполнив все уроки и успешно сдав жизненные экзамены, мы перемещаемся на следующую ступень эволюции (то есть можем попасть на новый «большой виток спирали»). Это означает, что даже при всех самых идеальных обстоятельствах нам необходимо воплотиться как минимум двенадцать раз на этой стадии сознания, прежде чем мы перейдем на следующую ступень эволюции. Такой постепенный путь духовного развития называется правритти марга. Ему следует большинство людей. Если умножить 12 на 400 тысяч (количество уровней сознания человека), можно понять, какое минимальное число воплощений нам необходимо для выхода из мира «виртуальной реальности».

Попытки ускорения этого процесса нередко обречены на неудачу. Правда, существует такое понятие, как «духовный лифт». Это означает проникновение через многие витки спирали эволюции сознания. Однако подобное происходит не так уж часто. В Бхагавад Гите говорится: «Из многих тысяч людей лишь один стремится к совершенству, из многих тысяч стремящихся к нему лишь один достигает его». Такой путь называется нивритти-марга. Следуя такому пути, человек должен сознательно отречься от камы (чувственных наслаждений) и артхи (материального процветания). Он должен использовать свою дхарму только для продвижения к Богу, не ожидая никаких материальных результатов от своей деятельности. Ему следует очистить свои чувства (индрии), ум (манас) и разум (буддхи). Он должен раскрыть свое сердце и развить любовь к Богу. Если человек не проходит свой «космический коридор» за одно во-площение (например, запутавшись в «тупиковом лабиринте»), то ему придется родиться в том же «классе» второй, третий, десятый, пятидесятый или даже в стотысячный раз. До тех пор, пока он не выполнит всех своих задач и не достигнет гармонии данного пространства, подобно главному герою популярного американского фильма «День сурка».

Стадия первичного познания мира

Первая стадия — это выход на очередной виток большой спирали эволюции. Затем мы поднимаемся на следующий уровень сознания. Это не означает, что мы рождаемся на какой-то иной планете, ведь даже на Земле живут люди, которые имеют самый разный уровень сознания. Например, есть очень примитивные индивидуумы, почти животные в человеческом образе, которых иногда так и называют —«человек-животное». В то же время можно встретить очень возвышенные души — святых, мудрецов или йогов, у которых уровень сознания настолько высок, что кажется: до них далеко, как до Луны. Есть просто интеллигентные люди, есть простые ремесленники, есть политики и бизнесмены, есть духовные учителя и есть дикари. Мы можем видеть всю градацию от полного невежества до совершенного знания.

Мы всегда ищем общение лишь в тех кругах людей, где нам комфортно, где мы чувствуем себя удовлетворенно и счастливо. Мы всегда ищем себе друзей, которые были бы готовы нас выслушать и понять.

Переход на следующую ступень эволюции сознания всегда сопровождается ощущением страха, неуверенности в себе, ощущением попадания в иной «мир»…

Нечто подобное испытал Робинзон Крузо, попавший на необитаемый остров и столкнувшийся с совершенно незнакомым миром. Он не был обучен выживать в этом мире, преодолевать возникавшие на каждом шагу трудности и препятствия. Но самое главное — он не мог осознать, где он оказался… Корабль потерпел крушение, и Робинзон был выброшен на берег, о котором он ничего не знал и не мог понять, материк это или остров. Чудом спасшись от шторма, он лежал на песке. Что ему было делать? Прежде всего необходимо было проявить необыкновенную активность. Он обошел окрестности и понял, что попал на остров. Затем обнаружил обломки корабля, вытащил те вещи, которые можно было спасти. Нашел место для сна, достаточно безопасное, чтобы защититься от хищников. Позднее он узнает, что опасных зверей и птиц на острове нет. Но тогда… тогда он ничего этого не знал.

Однако представьте себе, что он просто впал бы в депрессию, остался валяться на берегу. Несомненно, его бы ожидала смерть.

Первая стадия «малой спирали» эволюции сознания, на которую указывает Раху в Овне, предполагает невероятную активность. Если мы находимся на первом витке малой спирали, нам следует прикладывать огромные усилия во всех начинаниях нашей жизни, избегая пассивности. Разрешается даже «набивать себе шишки» — то есть действовать методом проб и ошибок. Ни в коем случае нельзя руководствоваться принципом «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Мы не должны взвешивать, проявлять излишнюю гибкость или неуверенность в себе, опускать руки и впадать в уныние, поддаваться страху и избегать предложенных Судьбой испытаний. Что бы ни случилось, нам следует стремиться вперед, бороться до конца. «И вечный бой — покой нам только снится», «пришел, увидел, победил» — вот жизненные принципы человека, у которого Раху находится в Овне. Следует не беспокоиться об очень дальних целях, но руководствоваться складывающимися в данный момент обстоятельствами, научиться перестраиваться на ходу. Такой личности предназначено быть по своей природе настоящим воином — кшатрием. Он может отдавать свою энергию на благо другим, не беспокоясь о себе.

Стадия материальной стабилизации

Эта стадия эволюции не означает, что человек должен превратиться в материалиста, тянуть одеяло на себя, хватать все подряд и зарабатывать деньги любой ценой. Он просто должен добиться некой материальной стабильности в «мире», в котором он очутился. Вспомним опять Робинзона Крузо. Он построил себе дом — настоящую крепость, где мог чувствовать себя в безопасности. Он обнаружил на разбитом корабле небольшое количество семян и стал их культивировать. Робинзон пек хлеб, занимался охотой, разводил коз. Таким образом, он создал свой мир. Это и есть стадия материальной стабилизации. Тот, кто достиг такого уровня, станет заниматься материальной деятельностью. Обычно такие личности подвергаются несправедливой критике со стороны религиозных деятелей, которые говорят: «Ты должен отречься от своих экономических устремлений, все бросить и пойти заниматься медитацией!» Но как раз этого-то такой человек делать не должен, ибо тем самым он разрушит всю свою жизнь. К сожалению, в наши дни слово «духовность» воспринимается как медитация или следование определенному религиозному ритуалу. На самом же деле это означает «изменение сознания». На этой стадии эволюции человеку не рекомендуется вести хаотичный образ жизни, рисковать, пускаться «во все тяжкие», принимать так называемые отречения и аскезы. Ему необходимо культивировать артху, то есть развивать свой талант и реализовывать его в обществе, стремясь к материальному процветанию. Он должен быть ближе к домашнему очагу, испытывать тепло и комфорт во всех смыслах. Самые важные качества такого человека — стабильность и постоянство. Он должен развивать гармонию в семье, любить свою жену и детей. Раху в Тельце указывает человеку на данную кармиче-скую задачу. Для мужчин на этой стадии развития лучше заниматься каким-то одним делом (ремеслом). Для женщин предпочтительнее домашняя работа и забота о ближних.

Стадия ученичества

Если на первой стадии эволюции познание окружающего мира было довольно поверхностным, ибо нужно было просто удержаться на плаву, выжить в новых условиях, то на третьем витке жизнь ставит задачу очень глубокого обучения. Раху в созвездии Близнецов указывает на то, что мы должны будем учиться всему от рождения до смерти.

Робинзон Крузо очень внимательно изучил флору и фауну, продолжительность различных сезонов года, возможность культивирования различных сельскохозяйственных растений, а также примерное расположение острова в океане. Он научился делать то, что ему никогда в жизни не приходилось. (Мы могли бы и дальше проводить сравнение 12 стадий эволюции сознания с замечательной книгой Даниеля Дефо, однако предлагаем внимательно прочитать ее нашим читателям и сделать это самим.)

Здесь очень важно научиться слышать других. Древние мудрецы называли такое состояние внимательностью к Богу. А для этого необходимо развить в себе скромность и терпение.

Однажды в дом к великому поэту пришел старый друг его отца и начал читать стихи собственного сочинения. В них заключалась большая мудрость, однако хромали рифма и размер. Великий поэт встал, чтобы поприветствовать гостя и все время сидел потом перед ним в почтительной позе ученика. Друзья спросили поэта, почему он так поступает, и он ответил:

— Тот, кто утрачивает смирение, близок к падению.

Вся Вселенная может быть для человека Учителем. Он просто должен напитываться информацией и постоянно раскладывать ее по полочкам. Он должен преодолеть гордыню, зависть, осуждение, суесловие и стремление к славе. Он должен больше слушать и больше понимать. Ему следует научиться контролировать свою речь. Также важно познать различные ремесла и уметь все делать своими руками. Периодически ему придется «сдавать экзамены». На него будут постоянно обрушиваться огромные потоки информации, из которых он должен будет выбирать для себя главное. Ему следует избегать учить других и пытаться быть лидером. Для него очень важно найти в жизни духовного наставника. Как правило, эти люди имеют склонность к изучению языков. Они могут работать в сфере информации, из них получаются неплохие программисты, журналисты, писатели и менеджеры. В любом случае их работа не должна быть связана с однообразной деятельностью.

Стадия эгрегорной стабилизации

На четвертую стадию указывает, согласно таблицам эфемерид, положение Раху в созвездии Рака. Эгрегор — это коллективная энергоинформационная матрица, объединяющая людей одного рода, нации, города, страны, партии или религии. Любой человек, связанный с определенным эгрегором, постоянно находится с ним в состоянии энергоинформационного обмена. Многие наши решения подсознательно принимаются нами из-за влияния эгрегора. Когда нам не хватает энергии, мы получаем ее от эгрегора, когда у нас избыток энергии — мы отдаем ее эгрегору. После смерти вся информация о нас как личности в данном воплощении полностью переписывается на матрицы тех эгрегоров, с которыми мы были связаны. Чем древнее эгрегор, тем он могущественнее, так как он накапливает гигантский запас информации и энергии. Но для этого он должен быть действующим, живым. Эгрегоры многих исчезнувших родов и религий практически недоступны для нас. Но пока есть хоть один связанный с ним человек, эгрегор будет существовать и оказывать влияние на нашу планету.

При воплощении на этой стадии эволюции человек должен обязательно примкнуть к определенной традиции. Он должен научиться служить определенному эгрегору, которым может быть определенная религия, партия или род. Ему следует быть патриотом своей страны. Если эволюцию души сравнить с продвижением войск по территории противника, то эта стадия связана с укреплением собственных тылов. Для такого человека гораздо важнее прошлое, а не будущее. Он все время должен оглядываться назад, анализировать свой пройденный путь, уметь делать правильные выводы. Ему следует развиваться в основном внутрь, а не вовне. То есть быть интровертом, а не экстравертом. Со стороны даже может показаться, что он никуда не идет, не развивается, стоит на месте, однако его внутренний процесс при этом необыкновенно богат. Ему не следует оставаться одному, для него очень важна семья и его род. Желательно даже, чтобы он знал свою родо-словную и возрождал традиции своего рода. Он постоянно должен учитывать свой пройденный путь, и лучше всего это делать каждый день. Ему следует проводить свой вечер в размышлениях о прошедшем и анализировать свои ошибки. Он может «стирать» события, которые сыграли неблагоприятное влияние в этот день. Такому человеку следует изучать философию и историю. Ему противопоказаны излишний аскетизм и отречение; любые цели его должны быть соразмерны с его окружением. Такие личности могут быть «пассионариями» вновь возрождающихся эгрегоров.

Стадия эгрегорного лидерства

Раху во Льве является показателем рождения человека именно на пятом витке «малой спирали» эволюции сознания. Теперь перед ним поставлено очень много задач. Прежде всего он должен стать настоящим лидером. Ему необходимо быть в буквальном смысле «отцом» для своих подданных. В наши дни, к сожалению, понятие «человека власти» сильно дискредитировано: чуть ли не каждый человек, занимающий контролирующее положение, тут же начинает упиваться властью, эксплуатирует свой народ, разбазаривает или крадет казну, требует, чтобы его прославляли, навешивает на свою грудь десятки орденов и т. п.

Тиран спросил святого старца:

— Какой способ поклонения Богу самый лучший?

— Для тебя — полуденный сон, когда ты не можешь обижать своих подданных.

На самом деле истинный лидер — прежде всего слуга своих подчиненных. Он должен научиться любить тех, кто у него в подчинении — жителей государства, города или работников фабрики. У них своя жизнь, свои повседневные заботы или проблемы. Однако лидер должен знать, что творится в их душах. Ему следует выплеснуть свою внутреннюю жизнь в социум. В каком-то смысле он не принадлежит себе. И если ему вдруг придется наказать кого-то, то следует это сделать так, как делает хороший отец, наказывая своих детей. Он любит их, и он всегда к ним справедлив. Такой человек должен научиться принимать ответственность за каждого из подчиненных. Обычно лидерами (или, как их раньше называли, кшатриями) становились люди с выраженной пассионарной активностью. В канонах говорится, что любая власть приходит от Бога, и это действительно так. Эгрегор выбирает среди людей, связанных с ним, человека с сильной коллективной волей и помогает ему выдвинуться. Другое дело, что пассионарий может не справиться с поставленными задачами и падает вниз, вынужденный начать процесс эволюции с самых первых стадий. Иногда ему предоставляется шанс повторить попытку, а иногда необходимо все начинать с начала.

На этой стадии он не имеет права снять с себя ответственность за своих подданных, даже если ответственность эта для него очень тяжела или почему-либо невыгодна. Социальный он деятель или религиозный, ему предстоит нести свой «крест» до конца.

Люди, находящиеся на пятом витке «малой спирале» могут становиться лидерами во всех сферах социума, им также следует обратить особое внимание на отношение к детям (например, они могут быть хорошими воспитателями). Но и в семейной жизни, даже при сильной социальной занятости, им следует уделять много внимания своим детям.

Стадия служения

На этот этап эволюции сознания указывает положение Раху в созвездии Девы. Научиться быть лидером гораздо легче, чем слугой. Поэтому стадия лидерства предшествует стадии служения. Необходимо преодолеть в себе гордыню и неуравновешенность. Человек должен стать смиренным, терпеливым, трудолюбивым, организованным и достаточно реалистичным. Нельзя витать в облаках, заниматься «маниловщиной», опираться исключительно на свою интуицию. Несмотря ни на что, должен доминировать «холодный» рассудок. Не обязательно служить какому-то правителю; можно посвятить свою жизнь определенному делу (ремеслу) и взять на себя большую ответственность за это. На данном этапе человек не может сказать, что ему что-то показалось или он что-то почувствовал, получил какой-либо знак. Он должен очень отчетливо понимать, что от него требуется. Если его озарило какой-то идеей, он должен доказать ее состоятельность и жизнеспособность по крайней мере самому себе. Так, например, Менделеев должен был логически обосновать открывшийся ему во сне периодический закон элементов.

Такому человеку следует научиться управлять своим временем и никогда не опаздывать, быть очень пунктуальным. Необходимо уделить особое внимание своему питанию, так как употребление неподходящих продуктов может привести этих людей к более серьезным последствиям, чем других. Такие люди могут быть хорошими учеными, исследователями, математиками, программистами, врачами западной медицины, микробиологами и детективами.

Стадия материальной гармонии

Несмотря на то, что речь идет о духовной эволюции, эта стадия называется стадией материальной гармонии. Люди, у которых Раху находится в созвездии Весов, принимают срединный путь развития, для коего как раз и уместен девиз: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Не рекомендуются любые проявления агрессии или поспешности, неосторожности, бездумного риска и безответственности, так как из-за всего этого человек может попасть под очень жесткий прессинг. Ему ни в коем случае нельзя пробивать головой стены; напротив, он должен научиться необыкновенной гибкости, дипломатии и равновесию. Ошибки ему не простятся. У него должен быть хорошо развит внутренний стержень. Находясь на этой стадии, он должен ясно понимать, что безвыходных ситуаций не бывает. В любых его планах должно найтись место стратегическому расчету.

Жил в одном городе очень влиятельный, жестокий и жадный человек, который не гнушался никакими, самыми бесче-стными способами прикарманить чужое добро. В очередной раз от него пострадал старый школьный учитель, почтенный и уважаемый человек. Подручные негодяя состряпали подложный вексель, по которому несчастный старик был вынужден выплатить сотню золотых монет — все сбережения за долгую жизнь. Один из его бывших учеников, узнав о подобном бесчинстве, решил восстановить справедливость. Проведав о том, что настоящей страстью богатого пройдохи являются всяческие запоры и задвижки, призванные оберегать его сокровищницу, он решил нанести визит хозяину. На все имевшиеся деньги юноша купил в соседнем городе на базаре тяжеленный замок и постучался в ворота. Охранник, увидев, что пришел продавец замков, поспешил доложить об этом своему хозяину.

Юношу привели в богато обставленную комнату, посреди которой возвышалось огромное ложе, а на нем — необъятной толщины хозяин дома. Ни о чем не спрашивая, он жадно выхватил замок из рук юноши, с минуту рассматривал его, а затем пренебрежительно фыркнул.

— Товар неплох, но замок на моей сокровищнице в десять раз надежнее!

— Господин мой! Этот замок, что ты держишь в руках, делал лучший мастер в нашей стране, и стоит он восемнадцать золотых монет!

— Да что ты говоришь!? А я заплатил за свой замок двадцать семь золотых, и купил его в заморских краях!

— Однако, господин мой, у вашего замка ключ наверняка не такой хитрый, как у моего!

— Все, мне надоели эти пустые разговоры! Проваливай!

— Готов спорить, что мой замок лучше вашего. Если это не так, я отдам вам свой бесплатно.

— Ха-ха! Ты, надеюсь, понимаешь, что я не подпущу тебя к своей сокровищнице, чтобы сравнить замки! Но ключ показать могу.

С этими словами толстяк снял с жирной шеи золотую цепочку с болтающимся на ней ключом замысловатой формы и, крепко держась за цепочку обеими руками, разрешил потрогать ключ своему гостю. Юноше не составило особого труда сделать с ключа слепок, использовав заранее спрятанный в кулаке кусочек хлебного мякиша.

— Ну что, убедился, молокосос? Давай свой замочек и проваливай, наконец! Не будешь в следующий раз со мной спорить. А твой замок мне как раз пригодится. Обожаю дармовщину! Повешу его на дверь дома вместо старого, в котором ключ начал заедать!

Юноше не составило особого труда сделать ключ по полученному слепку. Дальше предстояла более сложная работа. Дело в том, что забор, окружавший дом богача, был слишком высок, и перелезть через него не представлялось возможным. Однако во дворе дома находился колодец. За весь следующий месяц юноша прорыл подземный ход, начинавшийся из печки в общественных банях и выходивший прямо в колодец, как раз над самой водой. Глухой безлунной ночью юноша пробрался по этому ходу в колодец, вскарабкался наверх и, воспользовавшись вторым ключом от проданного богачу замка, отпер входную дверь. Затем он прокрался к сокровищнице и быстро справился с ее замком с помощью ключа, сделанного по слепку. Взяв ровно сотню и еще восемнадцать золотых монет, он выбрался из дома, снова влез в колодец и исчез.

Наутро пропажа раскрылась, и в доме купца поднялся такой шум, что к нему стал сбегаться народ с соседних улиц. Появилась и городская стража и стала выяснять, куда могли подеваться деньги, и кто мог их похитить? Наконец и стражники, и купец решили, что воры — это старик-эконом и его сыновья, прислуживавшие богачу. Действительно, кто же еще, кроме них, мог забраться в хозяйскую сокровищницу? Ведь только они трое имели доступ во все помещения дома. А ключ, видно, похитили у хозяина, когда тот крепко спал. Бедняг схватили и начали их пытать.

Тогда юноша, который все это время находился в толпе зевак, выступил вперед и крикнул, что это он, и никто иной, похитил деньги. Купец тут же подскочил к нему и потребовал вернуть похищенное.

— А оно здесь, во дворе, спрятано на дне колодца. Дай мне веревку, я обвяжусь ею, спущусь в колодец, подниму мешок с золотом, а там — будь, что будет…

Стражники, не мешкая, принесли длинную веревку, юноша обвязался ею, другой конец веревки дал стражникам, спустился в колодец, быстро обрезал веревку и… был таков. Скрылся через подземный ход — только его и видели.

Ждали стражники, ждали — ни знака, ни голоса никто не подает. Тогда спустили еще кого-то в колодец, и тут выяснилось, что у самой воды есть подземный ход, ведущий в баню.

Кто-то из толпы рассмеялся:

— Вот это — ловкий парень, ничего не скажешь! И сам ушел, и деньги унес, и безвинных спас! (От себя добавим: и справедливость восстановил!)

Такому человеку следует гармонизировать свою жизнь во всех аспектах. Он должен научиться добиваться равновесия между «небом» и «землей». Очень благоприятны для нормализации гомеостаза (постоянства внутренней среды органи-зма) этих личностей занятия киннаравидьей (специальная аюрведическая гимнастика на лошадях). Им стоит работать в области юриспруденции, дипломатии, косметологии, дизайна, фэн-шуй и психологии.

Первые семь витков эволюции сознания являются, по сути, процессом мирного обучения души. Дальше начинаются серьезная «проверка на прочность» и сильнейшие испытания. Тот, кто не прошел эти стадии, может очень быстро оказаться в самом начале своего пути. Ему предоставятся новые попытки, прежде чем будет позволено вновь держать самый суровый экзамен жизни.

Стадия испытаний

Итак, как только мы видим положение Раху в гороскопе в созвездии Скорпиона, мы должны знать, что жизнь такого человека подвергнется проверкам и испытаниям Судьбы. Пришло время показать на практике, на что мы способны, чему мы научились за предыдущие семь воплощений.

Представьте себе, что вы построили корабль. Вы так долго и упорно трудились… Но выдержит ли это судно первый шторм, одолеет ли оно страшные рифы, и не опустит ли руки его команда в момент опасности? Если человек не сможет понять, что его девизом является «Чем хуже, тем лучше», этот виток эволюции сознания может превратить его жизнь в полный кошмар! Он будет все время взывать к Богу или Вселенной с просьбой о помощи, не зная того, что его судьба находится в его собственных руках. Между тем он может совершенно спокойно идти на риск, пробовать самые запретные плоды, встречать смерть лицом к лицу. Он должен приобрести железную закалку и прочность. И главное — полностью победить страх, стать похожим на главного героя романа Джека Лондона «Морской Волк», который, попав на шхуну жестокого капитана, должен был выжить в нечеловеческих условиях, чтобы добиться успеха в жизни — стать настоящим «морским волком».

Эта стадия похожа на занятия виндсерфингом, когда спортсмен балансирует на волнах не для того, чтобы не утонуть, а для того, чтобы получить удовольствие от риска и испытания. Поэтому такие личности всегда ожидают самую большую волну в своей жизни. Они часто говорят: «Покоя нет! Покой нам только снится!»

Они могут выбирать для себя различные профессии, связанные с риском и смертью (каскадеры, представители силовых ведомств, врачи-реаниматологи и врачи нетрадиционной медицины, спортсмены).

Те, кто не прошел испытаний Судьбы на этой стадии, всегда возвращается на первую ступень «малой спирали» эволюции сознания.

Стадия учительства

Показателем этой стадии является положение Раху в Стрельце. Такой человек имеет карму учителя. Суть ее в том, что он становится проводником информации, знания, исходящего от определенного эгрегора. Практически ему приходится учить других людей своему собственному опыту, приобретенному на предыдущих стадиях развития. Он не просто прочитал о чем-нибудь, посетил какие-либо лекции и затем получил доступ к определенной аудитории. Нет, он пропустил все это через свое сердце и теперь готов поделиться знанием с другими. Он должен обязательно получить высшее образование, и, возможно, даже не одно. Здесь нельзя проявлять инфантильность и говорить: «я не могу» или «я не способен». Человек с кармической природой учителя не принадлежит самому себе, у него нет выходных. Он работает целыми днями, постоянно делясь своими наработками. Он в буквальном смысле «умирает, стоя на ногах».

Для таких людей очень благоприятны путешествия и знакомства с различными культурами мира.

В социальном плане такой человек может связать свою профессию с преподавательской деятельностью. Он также может стать политиком, который проводит идеи определенных социальных и религиозных обществ во благо людских масс.

Он должен избегать гордыни, чувства превосходства над окружающими и отношения к ним, как «винтикам в машине общества». Но если он не пройдет этой стадии, то, несомненно, отправится на третий виток эволюции сознания, дабы вновь поучиться многим наукам и ремеслам.

Мимо старого школьного учителя проезжала блестящая кавалькада всадников, во главе которой ехали царь и его сын. Принц, накрыв седло своего коня шкурой барса, горделиво поглядывал по сторонам. Царь подозвал к себе учителя и попросил дать принцу напутствие.

— О, юноша, — молвил учитель, — барс не сумел сохранить эту шкуру. Долго ли она будет украшать твое седло? Стоит ли этим так гордиться?

Царь поразился мудрости этих слов и пригласил учителя во дворец. За всю дорогу до дворца тот не произнес и нескольких слов, но внимательно прислушивался к разговорам придворных.

— Почему ты так мало говоришь и много слушаешь? — спросил царь, когда они приехали и расположились в одной из комнат дворца.

— Потому, что мне даны два уха и один язык, — ответил старик, — значит, надо слушать вдвое больше, чем говорить.

— Мне очень нравится общаться с тобой. Я хочу подарить тебе тысячу золотых монет.

— Если ты мне их не подаришь, — отвечал учитель, — мне будет лучше, ведь тогда я не буду тебе ничем обязан.

— В таком случае я нанимаю тебя в качестве моего придворного советника, и буду выплачивать тебе за это жалованье, но при условии, что сможешь ответить на десять любых моих вопросов.

— Вряд ли я смогу сделать это.

— Но ведь я собираюсь платить тебе большое жалованье за твою службу!

— Ты собираешься платить мне жалованье за то, что я знаю. А если бы я получал жалованье за то, чего не знаю, то всего мира не хватило бы на уплату.

— Воистину, твои мудрость и скромность безграничны, и поэтому я, пожалуй, назначу тебя главным начальником всех учебных заведений в стране.

— Я недостоин этого.

— Объясни, почему.

— Я ответил тебе, что я недостоин, и после этих моих слов ты уже не можешь сделать меня главным начальником всех учебных заведений. Ведь если я сказал правду, то действительно недостоин, а если я солгал, то я — лжец, а лжецов главными учителями не делают.

Стадия программирования цели

Раху в созвездии Козерога указывает на достижение десятого витка «малой спирали» эволюции сознания. На этом этапе человек должен задуматься: а куда мне идти дальше? Необходимо научиться достигать любой поставленной цели. Все незначительное и сиюминутное следует отвергнуть. Для этого потребуются изрядный аскетизм, отречение, сильная воля и терпение. Возможно, он будет одиночкой, концентрируя в себе весь опыт и знания жизни. Его девизом является: «Только вперед!» Такому человеку не следует особо задумываться над своим прошлым и пытаться вернуться в него, а также сожалеть о содеянном. Ему не рекомендуется очень сильно «зацикливаться» на своих чувствах.

Здесь дается уникальная способность «шахматного мышления» — возможность просчитывать свою жизнь на много ходов вперед. Девиз «поживем — увидим» ему совершенно не подходит. Он не имеет права быть бесплодным фантазером. Он должен определенно знать, что с ним будет через год, десять лет или полстолетия.

Лучше всего ему быть космополитом, ибо привязанность к определенной традиции или религии может сломать всю его жизнь. Главное, что он должен понять, — что он сам является творцом своей судьбы. Буддхи-карма на данном этапе приобретает особую значимость. Когда мы думаем о чем-то очень напряженно или желаем чего-то, или если слишком этого боимся, — энергия Вселенной сгущается вокруг нашей мысли и на материальном уровне реализует все наши планы и мечты.

В социальном отношении такие люди часто становятся проводниками различных идей, прокладывают новые пути и являются ачарьями (теми, кто учит других на собственном примере). В духовном отношении они часто выбирают для себя путь нивритти-марга (монашества и полного отречения от материальной деятельности).

Стадия открытия сердца

На одиннадцатый виток «малой спирали» указывает положение Раху в Водолее. Данный этап предваряет стадию развитие любви и духовной гармонии, поэтому она крайне важна для каждого. Чтобы научиться любить, необходимо сначала открыть свое сердце. Необходимо научиться принимать каждого таким, какой он есть, не оценивать и осуждать, а просто принимать. Этому человеку следует познать настоящую дружбу. Он должен увидеть в каждой личности персонификацию того или иного таланта Бога. Ему не следует ставить других в определенные социальные или религиозные рамки. Необходимо отойти от любых условных понятий. Человек должен знать, что нет многих богов, а есть лишь один Господь для всех, что нет многих религий, но лишь одна для всех — Любовь. «Свобода, равенство и братство» — таков девиз личности, достигшей одиннадцатой стадии «малой спирали» эволюции сознания.

В большой деревне появился вор, который крал все подряд: сохнущее белье с веревок, гусей из птичников, клубнику с огородов и многое другое. Все попытки жителей деревни поймать вора оказались безуспешными. Тогда обратились за помощью к святому отшельнику, что жил в лесной чаще. Тот пообещал помочь и очень скоро понял, что обворовывает крестьян восьмилетний мальчик, оставшийся сиротой около года назад, которому нечем было питаться и прикрывать наготу. Рассвирепевшие жители деревни требовали над ним немедленной расправы, не взирая ни на какие смягчающие обстоятельства. Однако отшельник не позволил обижать ребенка. Он сделал так, что мальчика повсюду стал сопровождать звон колокольчика. Естественно, что после этого он уже не мог заниматься воровством и пришел к отшельнику, который одел его и накормил, а позднее сделал своим учеником.

Следует научиться отделять «живую» воду от «мертвой», истину ото лжи, злаки от плевел. Нужно избегать анархи-зма, беспринципности и эгоцентризма, но всегда иметь собственное мнение, свой внутренний стержень и не поддаваться «стадному чувству».

В жизни лучше играть роль независимого человека, то есть быть «свободным художником», не вступая в тесный контакт с различными эгрегорами. Следует раскрыть все богатство своей души и научиться понимать других не умом, а сердцем.

В профессиональном плане этим людям лучше работать либо индивидуально, либо в компании друзей, где отношения построены на полном доверии друг к другу.

Стадия духовной гармонии

Положение Раху в созвездии Рыб указывает на человека, который фактически должен превратить себя в «клеточку» Вселенной. Подобно тому, как каждая клетка нашего тела имеет сотни рецепторов, подчиняясь различным гормонам, ферментам и биологически активным веществам, мы, используя свои 350 тысяч каналов нади (энергоинформационных каналов), должны влиться во всеобщую гармонию Вселенной, наполнив себя любовью, радостью и счастьем. Если мы достигли этой стадии, нам необходимо избавиться от излишнего прагматизма и интеллектуальных игр. Здесь будет важным постоянное ощущение вселенского и земного потоков, самонастройка на различные космические ритмы, способность извлечь необходимую информацию из своих снов и знаков, предоставляемых обитателями мира Сварга и Богом. Жизнь на данной стадии приобретает характер мистерии. Человек должен использовать весь свой опыт предыдущих воплощений, чтобы научиться любить поистине каждого — человек ли это, животное, растение, насекомое или даже представитель мира неорганики. Человек, подобно губке, впитывает в себя буквально все, что происходит вокруг, переваривает это и выплескивает в окружающий мир в форме одного из видов творчества.

Особую роль приобретают различные виды духовных практик, прежде всего медитация. Благоприятно также заниматься музыкой, живописью, фэн-шуй, поэзией, танцами, театральным искусством и психологией. Эти люди также имеют способности к фитотерапии, гомеопатии, иглоукалыванию и другим методам восточной медицины. Некоторые из них становятся «серыми кардиналами» в социальных и религиозных эгрегорах, избегая официальных постов и титулов.

Достигший совершенства на 12 витке малой спирали эволюции переходит в следующем рождении на новый, более высокий уровень сознания.

Так гласят каноны древних вайдьев, описывающих совершенство человеческой души.

Глава 3.
Строение человеческого тела (начало)

Аюрведическая медицина в своем системном подходе к человеку опирается на одно из глобальных направлений ведической философии — Санкхья, согласно которому во всей нашей Вселенной существует 8 миллионов 400 тысяч форм жизни. Современная биология называет жизнью «определённый способ существования пуриновых и пиримидиновых оснований (белковых тел)». Ведическая же система знаний определяет жизнь как форму существования души — дживатмы или дживы (отсюда семантическая связь санскритского слова «джива» и русского «жизнь»). Таким образом, биология — лишь часть науки о жизни, более правильным и точным названием которой было бы «дживалогия». Каждая душа, проходя путь эволюции в материальном мире, в зависимости от уровня своего сознания последовательно занимает те или иные ниши во Вселенной, которыми являются формы или виды жизни, тождественные ступеням сознания. Живые существа, находящиеся на одной ступени сознания, могут в то же время иметь различные тела и формы в зависимости от планеты и среды обитания. Телесные оболочки души состоят из всевозможных комбинаций «грубых» и «тонких» элементов материи. Белковые формы жизни, описываемые современной биологией, составляют лишь незначительную часть форм и видов, заселяющих планеты, подобные Земле.

Человеческое тело состоит из пяти основных оболочек: анатомической (анна-майя-коша), эфирной (прана-майя-коша), ментальной (гьяна-майя-коша), интеллектуальной (вигьяна-майя-коша) и причинной (ананда-майя-коша). Предметом изучения современной западной медицины является только первая — телесная, Аюрведа же рассматривает все пять оболочек (в некоторых трактатах человек описывается как триединство духа — дживы, души — «тонкого» тела, психики и «грубого», плотного тела).

«Грубое» тело

Строение физического
и эфирного тел

«Грубое» тело состоит из двух оболочек — анатомической (анна-шарира) и эфирной (прана-шарира) — и представляет собой достаточно сложную «биологическую машину». Согласно системе знаний Санкхья основу этой «машины» составляют первоэлементы «земля», «вода», «огонь», «воздух» и «эфир» в определенных сочетаниях.

Всевозможные комбинации «грубых» материальных элементов порождают всё разнообразие форм и видов человека, из 400 000 которых, описанных в Санкхье, мы будем рассматривать только Homo sapiens истроение его тела.

Анна-шарира буквально переводится как «тело пищи», поскольку существует за счет энергии продуктов питания. Все ткани этого тела синтезируются и поддерживаются благодаря органическим веществам, минеральным солям и микроэлементам, извлекаемым из пищи. Длительный отказ от нее неизбежно приводит к разрушению плотного тела. Анна-шарира является самой «грубой», телесной оболочкой, легко доступной для восприятия нашими органами чувств. Ее устройство и функционирование подробно описаны в современных анатомии, биохимии и физиологии. Древним аюрведическим врачам была также хорошо известна анатомия, что подтверждается уникальными хирургическими операциями на мозге и других жизненно важных органах, которые выполнялись много тысячелетий назад.

Согласно Аюрведе, анна-шарира состоит из семи главных тканей (дхату), которые суть:

раса (жидкостные среды организма, главные из которых — плазма крови и лимфа);

ракта (клеточные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, лимфоциты и тромбоциты);

мамса (мышцы и сухожилия);

меда (жировая ткань);

астха (кости, хрящи, зубы, кожа и межуточная ткань);

маджа (костный мозг и нервная ткань);

шукра (репродуктивная ткань).

Каждая из дхату содержит «упакованный» в вещество «внутренний огонь» — агни, необходимый для постоянного процесса обмена и регенерации тканей. Аюрведа описывает цикл трансформации одной ткани в другую. Каждая предыдущая дхату создает питание для последующей, и в результате этого метаболизма возникают так называемые «вторичные» продукты. При обмене между расой и рактой образуется слизь, которая участвует в защите слизистых оболочек от внешних повреждений. При обмене между рактой и мамсой образуется желчь; выделяемая печенью в двенадцатиперстную кишку, она участвует в пищеварении и удаляется с каловыми массами. При обмене между мамсой и медой образуется сера, которая накапливается в наружных отверстиях нашего тела. При обмене между медой и астхи образуется пот, участвующий в регулировании жидкостного и теплового баланса организма и удаляемый через кожу. При обмене между астхи и маджой образуются ногти и волосы. При обмене между маджой и шукрой образуются слёзы (поэтому блеск глаз характеризует состояние нейроэндокринной системы).

Из различных комбинаций семи дхату строятся все органы и каналы анатомического тела. Каналами анна-шариры являются так называемые шроты, из коих выделяются 12 основных:

Пранаваха-шроты, доставляющие кислород (фактически соответствуют различным отделам дыхательной системы: носоглотке, гортани, трахее, бронхам).

Аннаваха-шроты, переносящие питательные вещества (желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник).

Расаваха-шроты, переносящие лимфу (лимфатические сосуды).

Рактаваха-шроты, переносящие кровь (кровеносная система: магистральные артерии и вены).

Мамсаваха-шроты, обеспечивающие нормальную работу и регенерацию мышц (соответствуют мотонейронам и мышечным капиллярам).

Медаваха-шроты, снабжающие жировую и соединительную ткань (внутриорганная сосудистая система).

Астхиваха-шроты, снабжающие костную ткань (соответствуют надкостнице и системе внутрикостного кровообращения).

Маджаваха-шроты — каналы нервной системы (соответствуют периферическим нервам).

Шукраваха-шроты — каналы репродуктивной системы (пути выделения семени и яйцеклетки).

Пуришаваха-шроты, отвечающие за выведение фекалий (сигмовидная и прямая кишка).

Мутраваха-шроты, отвечающие за выведение мочи (мочеточники и мочевой пузырь).

Шведаваха-шроты, отвечающие за выделение пота и секрецию сальных желез.

У женщин существует еще одна важная разновидность каналов, называемая станьяваха и обеспечивающая лактацию молочных желёз.

Современная медицина, со своей стороны, выделяет шесть основных систем анатомического тела: нейроэндокринную, сердечно-сосудистую, дыхательную, желудочно-кишечную, мочеполовую и опорно-двигательную. Как будет ясно позднее, анна-шарира является вспомогательным механизмом «тонкого» тела, его логическим продолжением в земном мире.

Прана-шарира или эфирное тело, представляет собой биофизическое поле, имеющее неоднородную структуру. Его также можно отнести к «грубому», плотному телу, поскольку оно, как и анна-шарира, воспринимается органами чувств и фиксируется приборами. Некоторые люди с развитой чувствительностью, так называемые «экстрасенсы», способны видеть его в форме тонкой световой ауры или ощущать с помощью осязания. Подобные навыки могут быть развиты посредством специальных тренировок многими людьми, поэтому термин «экстрасенс» не вполне уместен.

Эфирное тело является энергоинформационной матрицей анатомического тела и полностью повторяет контуры анна-шариры. Это относится в равной степени к человеку, животному, птице или дереву. Подтверждением тому является «эффект Кирлиан» (фото- и киносъемка прана-шариры в электрическом поле высокой напряжённости); сегодня его называют еще газоразрядной визуализацией или биоэлектрографией.

Эфирное тело составляют стхула-прана-коша (информационная оболочка) и сукшма-прана-коша (энергетическая оболочка).

Стхула-прана-коша контролирует все физиологические процессы организма, обеспечивая постоянство его внутренней среды (гомеостаз), а также осуществляет прямую и обратную связь между «грубым» и «тонким» телами. На уровне эфирного тела в тонкой форме представлены все органы и системы анна-шариры, имеющей «струнную» структуру. Каждая «струна» работает в своем частотном режиме, являясь своего рода стандартом для соответствующего её резонансу органа анатомического тела. В китайской медицине их называют каналами акупунктуры. Подобно камертону, эти каналы постоянно создают настройку различных физиологических систем и регулируют подачу энергии в те или иные зоны анна-шариры. В них заложена информация о том, как должны правильно развиваться и функционировать все тканевые структуры и ферменты организма. Они находятся в частотном резонансе с прарабдха-кармой (кармической программой), задающей ритм всему телу, подобно дирижеру оркестра (об этом речь пойдет ниже). Кроме того, эти каналы подчиняются циркадным (суточным), лунным, планетным и иным космическим циклам. Совершенно неверно называть их «энергетическими меридианами», поскольку энергии тела перемещаются не по ним, как иногда принято считать, а по другим каналам. Но управление энергией действительно принадлежит им







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.