Здавалка
Главная | Обратная связь

Александр Житинский. Истребитель лжи



Я поступил работать истребителем лжи. Работа неблагодарная и платят мало. Я подкрадывался на цыпочках ко лжи, пока она отдыхала, и бил ее по затылку журналом «Здоровье», сложенным вдвое. Ложь недовольно морщилась и умирала. Впрочем, умирал она ненадолго, на каких-нибудь полчаса. Потом ложь оживала и становилась еще жирнее. Тогда я переменил метод. Я вывел искусственно парочку маленьких, но достаточно злых истин и натаскал их на ложь. Мои истины подскакивали ко лжи и перекусывали ей шею. Ложь надежно умирала. Постепенно мои истины расплодились и разжирели. Скоро они уничтожили всю ложь, которая водилась вокруг. Им просто нечего стало делать. Они путались под ногами, мешали движению, требовали пищи и заявляли массу других претензий. Пришлось их потихоньку топить. Но тут выяснилось, что утопить разжиревшую истину не так-то просто. Истины вели себя по-хамски. Они плавали на поверхности и лаяли на меня, как собаки. Люди показывали на меня пальцами и кричали:

– Он топит истины, мракобес!

Они просто плохо знали историю вопроса. На самом деле я был истребителем лжи.

* * *

Да, «истребитель лжи» рискует выглядеть в глазах других сначала «большевистским агитатором», а потом и мракобесом. В ситуации манипуляции нельзя сразу «бросаться на амбразуру», выводить манипулятора «на чистую воду». Вы спросите, почему не стоит бороться с манипулятором с помощью правды? Почему в нашем подслушанном диалоге специалиста с шефом фактически повторилась история из присказки? Меня тоже волновал этот вопрос:

 

NB! ПОХОЖЕ, ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ ПРАВДУ. НЕУЖЕЛИ, ОБМАНЫВАЯСЬ, ЛЕГЧЕ ЖИТЬ?! НО ПОЧЕМУ?!

 

Вот я самому себе и отвечаю: «Потому!». Потому что таковы законы «социальной реальности», потому что так устроен мир, которые многие из нас называют «реальным».

Социальная реальность… Я давно уже о ней размышляю. Вот почему, к примеру, если человека уличают в «уходе от реальности», обычно не уточняют от какой реальности он ушел?

А ведь обычно хочется уйти, сбежать именно от социальной реальности. От бремени отношений и обязательств, загрязненной среды и городского шума. Но есть еще и «тонкая реальность», в которой живут наши воображаемые образы, тонкие мысли и чувства, а также «субъективная реальность», основанная на наших представлениях о себе и окружающем мире…

Почему хочется уйти от социальной реальности? Интриги, манипуляция друг другом, конфликты, обязательства, – все это нарастает, как снежный ком. Изо дня в день напряжение, выживание, игры. Так теряется ценность каждого дня, приобретается усталость, тяжесть мыслей и чувств. Хочется сбежать, но куда? Как говорил Остап Бендер: «У нас длинные руки!». Похоже, он имел в виду влияние социальной реальности…

Читаю дальше в своем блокноте:

 

NB! ПО КАКИМ ЗАКОНАМ МЫ ЖИВЕМ? ПО ЖИВОТНЫМ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ?!

 

Опять похоже на крик души! Пожалуй, придется, наконец, разобраться с законами социальной реальности. Итак…

Назначение «социальной реальности», цель ее – формирование в человеке моделей социально успешного поведения, социальной силы.

Факторами, образующими «социальную реальность» являются, с одной стороны, биологические законы, с другой стороны, нравственные правила. «Социальная реальность» образуется при столкновении, взаимном влиянии биологических механизмов и ограничивающих их действие нравственных законов человеческого общежития.

Итак, у нас почему-то принято называть «реальностью» именно «социальную реальность». Однако если мы будем внимательно наблюдать за животными, то обнаружим, что механизмы, базовые принципы взаимоотношений между ними представлены в нашей социальной жизни. Везде действует Закон Силы.

Побеждает сильнейший. Слабый должен спрятаться, замаскироваться. Жизнь организована на принципах охоты. Основные роли: преследователь, жертва, победитель, побежденный. В «социальной реальности» постоянно идет война, скрытая и явная, пассивная и активная. И это естественно, ведь в основе существования социальной реальности лежит столкновение биологического и нравственного. Явную активную войну принято называть конфликтом. Скрытую же войну можно называть манипуляцией.

Для того чтобы стать победителем в «социальной реальности» человек должен чего-то добиться: положения, денег, уровня образованности, уровня власти. Все это гарантирует ему защищенность. Или, точнее, создает иллюзию защищенности.

От человека требуется не столько постижение, сколько познание. Не столько познание, сколько следование ПРАВИЛАМ. Не столько творчество, сколько ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, стереотипные действия. Предсказуемого человека легче контролировать.

Процесс постижения человеком «социальной реальности» называют социализацией. Манипуляций же в процессе социализации множество. «Если ты не будешь слушаться, придет дяденька милиционер и заберет тебя!», «Кушай хорошенько, а то мама тебя любить не будет!», «Ты, что слабак, что у тебя денег нет?!», – манипулятивным фразам нет числа. Однако не стоит думать, что вся социализация построена на манипуляции. Конечно, это не так. Более того, социализация, в основном, обсуживает нравственный принцип, в ущерб биологическому. В этом проявляется базовое стремление человека БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, отделиться от животного мира. Однако несмотря на наличие в обществе мощных институтов социализации (от семьи до корпораций), «социальная реальность» не может «избавиться» от действия биологических закономерностей. Впрочем, если «социальная реальность» образовалась вследствие столкновения двух тенденций, то подавление одной из них тут же откликается проблемами в другой. Так, например, чем сильнее нравственный контроль над естественными потребностями человека, тем изощреннее извращения.

В понятие социализации входят:

ВЁ нравственное воспитание

ВЁ приобретение коммуникативной компетентности

ВЁ приобретение профессиональной компетентности

ВЁ социальная гибкость

Нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, «нужными» для данного общества. Инструментом нравственного воспитания выступает мораль. Чем сильнее биологическая природа в человеке, тем строже мораль. Интересно, что если биологическое легко может обходиться без морали, то мораль без биологического существовать никак не может. Морали, как и забору, необходимо что-либо ограничивать. Моральные принципы и требования часто становятся средством для манипуляции. «Ты же человек чести! ты должен сделать это!», «Как тебе не стыдно!», – знакомы вам эти фразы?

Другим инструментом нравственного воспитания является набор социально-ролевых ожиданий от человека. Ожидается, что человек родится в определенный срок, в определенном возрасте у него сформируются определенные функции и потребности; в известное время он пойдет в школу, институт, создаст семью, займется организованным и санкционированным воспроизводством, сделает карьеру, заработает денег. Тот, кто не оправдывает социальных ожиданий, «не такой как все», рискует попасть в конфликтные отношения, стать изгоем, «белой вороной». Страх не оправдать ожидания становится основой для манипулятивного воздействия на человека. «Ну ты же обещал!», «Мы тебе верили, а ты…», «Вы обманули наши ожидания!», – вот фразы, с помощью которых нами манипулируют.

В «социальной реальности» есть периоды, когда мораль и набор социально-ролевых ожиданий подвергаются ревизии, реконструкции и обновлению.

Коммуникативная компетентность – это владение человеком основами, принципами и приемами коммуникации в обществе. Безусловно, коммуникативная компетентность тесно связана с моралью и социально-ролевыми ожиданиями. Коммуникативная компетентность является носителем гуманистических тенденций «социальной реальности», – ведь она содержит идеи присоединения, внимательного слушания, понимания партнера, эмпатии. А это уже процессы, обусловленные более тонкими основаниями, по сравнению с биологическими.

Коммуникативная компетентность в современном социуме является необходимым условием для достижения социального успеха. Если человек «не умеет общаться», он не владеет «секретным оружием» современных социальных «войн», а значит – слаб. Сегодня коммуникативно некомпетентный человек нередко становится жертвой манипуляторов.

Профессиональная компетентность связана с ремеслом. Мастер своего дела – один из эталонов социальной успешности. К сожалению, многие манипуляторы успешно используют понимание человеком профессионального долга и чести в своих целях.

«Социальная реальность» требует от нас гибкости. Социальная гибкость – это способность гибко сочетать нравственные правила, социально-ролевые ожидания, коммуникативную и профессиональную компетентность в действиях по сценарию победителя в соответствии с актуальной ситуацией.

То есть социально гибкий человек – это тот, кто хорошо знает «правила игры» «социальной реальности» и умеет грамотно ими пользоваться для своего блага, А, если повезет, то и для блага ближнего.

Социально гибкий, социально компетентный человек достигает в социуме очень много. Правда, нередко и многим платит.

Источником удовлетворенности человека в «социальной реальности» является ощущение социальной значимости, стабильности и перспективы. Условиями для возникновения данного ощущения служат: достаточное количество денег, власти, связей и других социальных ресурсов. В «социальной реальности» человек испытывает удовлетворение, когда контролирует ситуацию, может влиять на нее, когда его уважают, признают его заслуги, когда он побеждает, когда он оказывается лучшим. То есть основное условие удовлетворенности – это ощущение собственной социальной силы, влияния. Нередко, чтобы достичь социальной удовлетворенности человеку требуется манипулировать другими.

В социальной реальности человек переживает удовлетворенность, когда удовлетворены его социальные запросы (нередко – претензии). Такую «социальную удовлетворенность» нельзя путать с духовным удовлетворением человека, когда его социальная жизнь строится на основе духовных ценностей. Организация своей социальной жизни с позиции духовных и общечеловеческих ценностей – это предмет другого нашего разговора о позитивном мышлении (это мы обсудим в следующей книге).

Инструментами для обмена опытом между «социальной реальностью» и восприятием человека является образование, обучение, научное познание.

Основной конфликт в «социальной реальности» – конфликт Силы. Кто сильнее, кто слабее. Тот, кто слабее, должен действовать по правилам, которые устанавливает тот, кто сильнее. Соответственно, в «социальной реальности» можно наблюдать все известные нам формы социальных конфликтов от межличностного до межнационального.

 

Листаю старый блокнот дальше:

 

NB! У МЕНЯ ТАКОЕ ЧУВСТВО, ЧТО Я ЗАГИПНОТИЗИРОВАН СВОИМИ СОБСТВЕННЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ. Я ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, ОТВЕТСТВЕНЕН…ЭТО ЧТО, ОБЯЗАТЕЛЬНО?!

 

Да, был период, когда я брал на себя слишком много. Тогда я потерял само ощущение жизни… Знаю, что такое происходило и происходит не только со мной. Как же это получается?…

 

Законы «социальной реальности» заставляют человека забыть о том, что его жизнь на самом деле есть ни что иное, как определенная роль в жизни человечества. Законы «социальной реальности» заставляют человека ощущать свою жизнь как «обыденность». Он стремится изредка вырываться из нее, «оттягиваться на полную катушку». «Скорей бы кончилось», – нередко проносится в мозгу. «Ничего, скоро выходные, там оторвусь», – думает человек, но в выходные ему приходится выходить на работу, потому что начальник-манипулятор ловко внушил ему страх увольнения.

Мелькают лица, события, презентации, долженствования, ожидания других, – так формируется калейдоскоп СОЦИАЛЬНОГО ТРАНСА,[1]1
Термин «социальный транс» вводится мною здесь впервые в отечественной науке, поэтому прошу отнестись к нему снисходительно.


[Закрыть] в котором живут многие из нас. «Он трудоголик», «Работает как заведенный», «Если ты работаешь и захотел есть, не прерывайся – сникерсни в своем формате!», – все это фразы, описывающие состояние социального транса. Хорошо еще, что среди нас есть талантливые юмористы. Они умеют разорвать пелену социального транса, посмеяться над этим состоянием. Я люблю Семена Альтова. Он очень метко описал социальный транс.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.