Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственная Третьяковская галерея, Москва.



*Куоккала — ныне посё­лок Репино в Ленинградской области.

**Стрельцы — в Русском государстве XVI — начала XVIII вв. служилые люди, со­ставлявшие постоянное вой­ско. Изначально они набира­лись из свободных горожан и крестьян, затем их служба стала пожизненной и на­следственной. Стрельцы жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. В 1698 г. они взбунтовались против царя Петра I и его преобразований.

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

(1842—1904)

Василий Васильевич Верещагин проис­ходил из старинного дворянского рода. Он закончил петербургский Морской кадетский корпус, но отказался от во­енной карьеры, чтобы стать художни­ком-профессионалом. Два года Вереща­гин учился в Академии художеств, потом, разочаровавшись в ней, оставил обучение.

С 1863 г. Верещагин много путешест­вовал. Он побывал на Кавказе, в Сред­ней Азии, Индии, на Балканах, в Сирии, Палестине, Японии. Рисунки и картины художника — точные, почти докумен­тальные свидетельства о природе далё­ких земель, о нравах и обычаях разных народов, об архитектурных памятниках и исторических событиях («Двери Тамерлана», 1872—1873 гг.; «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—1876 гг.).

Однако в историю русской живопи­си Верещагин вошёл прежде всего как художник-баталист (от франц. bataille — «битва», «сражение»). До него сражения изображали главным образом по госу­дарственному заказу и в соответствии с официальной идеологией. А Верещагин стал писать живописные очерки, расска­зывавшие простым языком об эпизодах, которые, быть может, не решали исход сражений, но давали понять, что такое война в её неприукрашенном виде.

На картине «Представляют трофеи» из серии «Варвары» (1871—1872 гг.) изображена часть Самаркандского двор­ца — колоннада, внутренний дворик; в глубине эмир (от арабск. «амир» — «по­велитель»; в странах мусульманского Востока правитель, глава государства,

военачальник) разглядывает груду по­черневших отрубленных голов; за ним следует группа приближённых. Совре­менному зрителю это произведение ка­жется кадром из документального филь­ма или удачной фотографией: так скрупулёзно и бесстрастно выписаны архитектурные подробности и одежды персонажей.

Завершает эту серию знаменитый «Апофеоз войны». Среди выжженной пустыни возвышается пирамида из че­ловеческих черепов. Над ней кружит вороньё. На заднем плане — разру­шенный город, засохшие деревья. Кар­тину можно считать исторической: та­кие устрашающие пирамиды сооружал в знак своего могущества среднеазиат­ский полководец Тимур (Тамерлан). Однако Верещагин вложил в неё более общий смысл, добавив к названию:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.