Здавалка
Главная | Обратная связь

Вариации на несколько тем



Кроме вариаций на одну тему, встречаются вариации на две темы (двойные) и на три (тройные). Двойные вариации редки[1]:175, тройные — исключительны (Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен).

Темы двойных вариаций могут быть близки друг другу или, наоборот, контрастны («Камаринская» Глинки).

Расположены вариации могут быть по-разному: либо регулярное чередование вариаций на одну и вторую тему, либо — группа вариаций на первую тему, затем группа — на вторую и т. д.

Двойные и тройные вариации могут быть любого типа.

Вариации с темой в конце

Возникновение этого типа вариаций связано с отходом от классического мышления в области формы, которое требовало экспозиции темы в начале и ее дальнейшего развития. Появляются они в самом конце XIX века (прецеденты были в эпоху барокко в некоторых вариационных кантатах).

Наиболее значительные сочинения такого рода: симфонические вариации «Иштар» Венсана д’Энди (1896), Третий фортепианный концерт Р. Щедрина (1973), фортепианный концерт Шнитке (1979).

Какая-либо регламентация формы отсутствует. В концерте Щедрина вариации соединяются очень сложно, вплоть до их асинхронного начала в оркестре и в партии солиста. Элементы темы разбросаны по всему концерту, целиком она возникает в заключительной каденции. В концерте Шнитке тема — комплекс, включающий додекафонную серию, трезвучия и речитацию на одном звуке.

Примечания

↑ Перейти к: 123456789101112 Способин И. Музыкальная форма. — Москва: Музыка, 1984.

  1. Поэтому часто называются «классическими». Этот термин не совсем верен, так как фигурационный тип вариаций применялся и до венской школы, и после.

Комментарии

В советской музыкальной теории этот тип вариаций называют «глинкинскими»[1]:171—172, так как М. И. Глинка часто использовал его в своих операх. Это название не корректно, потому что «глинкинские» вариации применяли ещё композиторы эпохи барокко. Другое иногда встречающееся название — «вариации на soprano ostinato». Оно тоже не совсем корректно, так как мелодия в процессе варьирования не всегда проводится в верхнем голосе (soprano).

Литература

Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998. ISBN 5-89144-068-7

  • Способин И. Музыкальная форма. — Москва: Музыка, 1984.
  • Фраёнов В. Музыкальная форма. Курс лекций. М., 2003. ISBN 5-89598-137-2
  • Холопова В. Формы музыкальных произведений. Санкт-Петербург, «Лань», 1999. ISBN 5-8114-0032-2

 

Музыкальные формы
Вокальные формы Куплетная форма • Запевно-припевная форма
Простые формы Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма
Сложные формы Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната
Циклические формы Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория
Полифонические формы Канон • Фуга
Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал
Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка
Специфические формы эпохи романтизма Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма
Формы музыкального театра Опера • Оперетта • Балет
Музыка • Теория музыки

 

 

Литература

1. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX ве-ка. - М., 1979.

2. Цуккерман В. Вариационная форма / Анализ музыкальных произведений. - М., 1974.

3. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. - М., 1975.

4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971.

5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч.3. - М., 1982.

6. Соловцов А. С.В. Рахманинов. 2-е изд. - М., 1969.

7. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. - М., 1973.

8. Критика и музыкознаниею. Сб. статей, вып. 2. - Л., 1980.

9. Соколова О.И. С.В .Рахманинов / Русские и советские композиторы. 3-е изд. - М., 1987.

10. Мазель Л. Монументальная миниатюра. О двадцатой прелюдии Шопена / Музы-кальная академия 1, 2000.

11. Понизовкин Ю. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведе-ний. - М., 1965.

12. Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып.1. - М., 1995.

13. Большой энциклопедический словарь / под ред. Келдыш Г.В. - М., 1998.

14. Витоль И. А.К. Лядов. - Л., 1916.

15. Метнер Н.К. Воспоминания о Рахманинове. Т.2.

16. Соловцов А. Фортепианные концерты Рахманинова. - М., 1951.

17. Цуккерман В. Камаринская Глинки и ее традиции в русской музыке. - М., 1957. С. 317.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.