Вариации на несколько тем ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Кроме вариаций на одну тему, встречаются вариации на две темы (двойные) и на три (тройные). Двойные вариации редки[1]:175, тройные — исключительны (Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен). Темы двойных вариаций могут быть близки друг другу или, наоборот, контрастны («Камаринская» Глинки). Расположены вариации могут быть по-разному: либо регулярное чередование вариаций на одну и вторую тему, либо — группа вариаций на первую тему, затем группа — на вторую и т. д. Двойные и тройные вариации могут быть любого типа. Вариации с темой в конце Возникновение этого типа вариаций связано с отходом от классического мышления в области формы, которое требовало экспозиции темы в начале и ее дальнейшего развития. Появляются они в самом конце XIX века (прецеденты были в эпоху барокко в некоторых вариационных кантатах). Наиболее значительные сочинения такого рода: симфонические вариации «Иштар» Венсана д’Энди (1896), Третий фортепианный концерт Р. Щедрина (1973), фортепианный концерт Шнитке (1979). Какая-либо регламентация формы отсутствует. В концерте Щедрина вариации соединяются очень сложно, вплоть до их асинхронного начала в оркестре и в партии солиста. Элементы темы разбросаны по всему концерту, целиком она возникает в заключительной каденции. В концерте Шнитке тема — комплекс, включающий додекафонную серию, трезвучия и речитацию на одном звуке. Примечания ↑ Перейти к: 123456789101112 Способин И. Музыкальная форма. — Москва: Музыка, 1984.
Комментарии В советской музыкальной теории этот тип вариаций называют «глинкинскими»[1]:171—172, так как М. И. Глинка часто использовал его в своих операх. Это название не корректно, потому что «глинкинские» вариации применяли ещё композиторы эпохи барокко. Другое иногда встречающееся название — «вариации на soprano ostinato». Оно тоже не совсем корректно, так как мелодия в процессе варьирования не всегда проводится в верхнем голосе (soprano). Литература Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998. ISBN 5-89144-068-7
Литература 1. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX ве-ка. - М., 1979. 2. Цуккерман В. Вариационная форма / Анализ музыкальных произведений. - М., 1974. 3. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. - М., 1975. 4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971. 5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч.3. - М., 1982. 6. Соловцов А. С.В. Рахманинов. 2-е изд. - М., 1969. 7. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. - М., 1973. 8. Критика и музыкознаниею. Сб. статей, вып. 2. - Л., 1980. 9. Соколова О.И. С.В .Рахманинов / Русские и советские композиторы. 3-е изд. - М., 1987. 10. Мазель Л. Монументальная миниатюра. О двадцатой прелюдии Шопена / Музы-кальная академия 1, 2000. 11. Понизовкин Ю. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведе-ний. - М., 1965. 12. Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып.1. - М., 1995. 13. Большой энциклопедический словарь / под ред. Келдыш Г.В. - М., 1998. 14. Витоль И. А.К. Лядов. - Л., 1916. 15. Метнер Н.К. Воспоминания о Рахманинове. Т.2. 16. Соловцов А. Фортепианные концерты Рахманинова. - М., 1951. 17. Цуккерман В. Камаринская Глинки и ее традиции в русской музыке. - М., 1957. С. 317. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|