Здавалка
Главная | Обратная связь

В этом цикле наблюдаются 2 типа варьирования – как мелодии, так и сопровождения.

Кабалевский «Вариации d-moll на народную словацкую тему».

 

Кабалевский – известный композитор, центральным местом в его творчестве является тема юношества. Кабалевский внес большой вклад в развитие музыкального и эстетического воспитания подрастающего поколения. По его системе муз.воспитания работают общеобразовательные школы нашей страны.

В пианизме К. не встречаются длинные фигурации, пассажи, широкие арпеджио, требования к подкладыванию 1 пальца и владение классич. типами пальцевой техники. Разнообразная живая и красочная ф-ная инструментовка К. основывается на позиционной технике, контрастах legato и stac., регистровых сопоставлений на постоянно меняющемся рисунке муз.ткани.

 

В основе вар. положена нар песня «Спи, моя милая»

Тема напевна, выразительна, печальна. Каждая фраза завершается нисходящими аккордами, написана в простой 2х частной репризной форме.

1-е предложение 2й части более активно, на mf подчеркнутость длительностей, восходящая мелодика.

В дальнейшем этот элемент будет иметь развитие в 5 вар. Сопровождение носит хоральный хар-р. В целом вариации можно назвать строгими, т.к форма темы в последствии сохранена.

Все вар-ции написаны в d-moll, кроме 5 вар - D - dur.

В этом цикле наблюдаются 2 типа варьирования – как мелодии, так и сопровождения.

Тема трудна для исполнения. В ней прежде всего необходимо добиться legato и выразительной фразировки.

Уч-ся часто играют мелодию по слогам, по тактам, что нарушает уместность муз. фразы, поэтому одной из задач является достижение одной мелод. линии. Необходимо добиваться баланса между мелодией и сопровождением. Целесообразно работать над каждой рукой отдельно.

 

В.№1 – открывает блок вар-ций в темпе аллегро джиокозо (игриво). Все послед. Вар. До коды исполняются в одном темпе. Меняется тема, штрихи, тип изложения, из-за чего характер становится энергичным и активным.

В.№2 – более изящная грациозная. Трудностью является сопровождение – созвучия, которые появляются на слабых долях.

В.№3 – носит шутливый хар-р.

Фактурно звучит лишь первое предложение 2 части(аккорды, скачки, яркая динамика). В изложении встреч. 2-е ноты, исполненные на stac.

Необходимо добиваться цепкости кончиков пальцев, ясности звуч. верхнего голоса. При работе над 2-ми нотами используются традиц. методы и приемы. В этой вар. изменен не только мелод. рисунок, но и ритмический.

В.№4 – контрастирует предыдущим, возвращая напевность, появляется legato, жалобные интонации (секунды).

В.№5 – кульминац. цикла. В D-dur. Ярка динамика, ясность изложения. Ремарка marcato non legato придает ей богатырский хар-р, она далека от строя темы, более изменена интонационно. Исполнительские требования масштабности разворота, но следует опасаться грубой игры.

(НОН ЛЕГАТО ИСПОЛНЯТЬ БЛИЗКО К КЛАВИАТУРЕ)

Важным формообразующим моментом является конец вариации – poco rit и фермата, возвращающие музыку в начало темы.

В.№6 – выполняет роль коды.

Очень важна в цикле работа над педалью. Осн. прием педализации – прямая. Необходимо нацелить ухо ребенка на чистое звучание секундовых интонаций в теме.

Опасность пед. грязи возникает при переходе из 1-го такта в др. В ряде вар. прямая педаль подчеркивает ритмическую структуру мотивов и берется на ритмических опорах (1 и 3 доли).

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.