Здавалка
Главная | Обратная связь

Приемы варьирования

Вариации на soprano-ostinato

 

Мелодия темы повторяется точно (или с минимальными изменениями), а сопровождение к ней подвергается непрерывным изменениям, по-разному освещая главный голос. Если вариации на basso ostinato – это вариации надтемой, то вариации на soprano-ostinato – это вариации под темой и вокруг темы.

Расцвет вариаций на выдержанную мелодию – XIX век, век романтизма: эпоха властвования мелодии и становления национальных европейских школ, опирающихся на народные напевы. Огромна роль русской музыки: «глинкинские вариации» (продолжили Римский-Корсаков, Мусоргский). Но сам тип вариаций - один из древнейших.

 

Происхождение.

1. Песенный фольклор: куплетная песня с неточным повтором куплетов. В вокальной музыке вариации этого типа относятся к куплетно-вариационной и куплетно-вариантной форме.

2. Полифонические вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в профессиональной вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения.

Несмотря на вокальное происхождение, для остинатных вариаций характерны оркестровые приемы развития, а в ХХ веке самые выдающиеся образцы этих вариаций – чисто оркестровые _(____________________________________________________________________)

 

Основное отличительное свойство вариаций на выдержанную мелодию – главенствующая роль мелодии как основного неизменного фактора, определяющего облик произведения. В отличие от темы вариаций на остинатный бас, мелодия почти никогда не отходит на задний план!!!! Единовременный контраст не характерен: мелодия ассимилирует выразительные элементы, вносимые другими голосами.

 

Вариации относятся к строгим (состав ОСК: мелодия верхнего голоса, обычно форма и синтаксис, метр, темп). Однако, некоторые значительно симфонически усложнены – свободные вариации (Баллада Финна) или цикл смешанного типа (Лель таинственный).

 

Тема

Оригинальная или заимствованная (народные песни – у Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского)

Протяженность от 4 до 72 тактов (______________); форма – от предложения до простой трехчастной.

Нередко гармонически разомкнута, что способствует объединению цикла.

 

Приемы варьирования

1. фактурное и регистровое обновление, в том числе - полифоническое варьирование: добавление к мелодии подголосков, контрапунктов, имитаций; вертикальные перестановки голосов. Возможно последовательное уплотнение фактуры - фактурное crescendo, ведущее к мощному динамическому нарастанию (_______________________________________________________________).

2. тембровое варьирование:

· а) перекраска мелодии;

· б) тембровые смены самостоятельных голосов

3. гармоническое варьирование(перегармонизация), преследующее разные цели:

· а) достижение колористического разнообразия (_________________________);

· б) усиление эмоциональной напряженности за счет учащения гармонической пульсации, хроматизации, активного модулирования (_____________________________________________________________________________________________________________________).

Самый интенсивный вид гармонического варьирования – ладовое переосмысление (тема, изложенная в мажоре, перегармонизуется в параллельном, одноименном, однотерцовом миноре (__________________________________________________________________)

4. транспозиция,способная обогатить тему новыми красками за счет изменения тесситуры (________________________________________________________________)

5. динамическое варьирование: резкие контрасты, постепенные нарастания и спады (_____________________________________________________)

 

Выразительный смысл вариаций на остинатную мелодию

Возможны два основных варианта.

1. акцент на постоянном возвращении темы с эффектом суггестии (от лат «подсказка» - внушения, «очаровывания»). Эффект суггестии– введения в измененное состояние сознания, достижение отрешения от мирской суеты – характерен для духовной и обрядовой музыки. (_______________________________________________________________). В ХХ веке в полиостинатных формах (с остинатным ритмом) возникает психоделический эффект, которым обладают неакадемические субкультуры джаз, рок (_________________________________________________________________________).

2. акцент на разнообразии вариаций: тема каждый раз появляется в новом облике (_______________________________________________________________).

Форма второго плана: трехчастная, «крещендирующая», нередко концентрическая (____________________________________________________)





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.